Официальный сайт netfuncards 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Эссе

Человеческие ресурсы: деньги в управлении

Директор МБОУ «Школа № 70» Кировского района г. Казани Н.П. Маслова

 

Только тому кораблю, который знает,

в какую гавань он плывет,

                      есть попутный ветер.

 

Сенека.

 

Человек родился. Сделал несколько нетвердых шагов. А потом – бегом. Так ведь лучше получается – быстро-быстро ножками перебирает и бежит, бежит. Скорее вырасти хочется. Вот  и школа позади. Образование получил, семью создал,  работа – дом, дом – работа. И вдруг встал на полушаге: куда бегу-то? И посыпались вопросы: зачем родился, для чего живу, так ли живу? Пришло время осмысления! Мне легко «бежалось». Так много было интересного вокруг, все хотелось успеть, попробовать.

Учитель математики - завуч по воспитательной работе – директор школы в 34 года.

   Одна из подруг как-то сказала: «Ты карьеристка». Я – карьеристка? Сейчас модно с вызывающей гордостью говорить: да, я делаю деньги, делаю карьеру и никаких возвышающих идеалов. Все просто: хочу жить удобно, для это нужны деньги и положение выше среднего. Нет, не хочу отрекаться от высоких жизненных идей. Для меня они не просто красивые слова, за которыми стоит обыкновенный карьеризм. Я чувствую в себе любовь к жизни, к людям. Мне, говоря словами тургеневского Базарова, с людьми возиться хочется. Нет, не стремление карьеры движет мной. Я думала, что в 2004 году умру, так как, взяв очередную высоту, не знала, на что потратить свою энергию – не было ни мечты, ни цели. Благодаря окружающим меня людям, а конкретно моим друзьям, мужу я сегодня знаю, чего хочу. Очень важно, какие люди тебя окружают. Мне всегда везло на хороших людей. И хотя начальники чаще учили «кнутом» (что ж? такая «наука» закаляет, делает бойцом, если ты не слабак),  «пряники»  тоже были. За время работы в образовании я поняла: «Свойство мудрого человека состоит в трех вещах: первое – делать самому то, что он советует делать другим, второе – никогда не поступать против справедливости и третье – терпеливо переносить слабости людей, окружающих его» (Л.Н. Толстой).

Сейчас у меня есть ДЕЛО (я уверена, всей моей жизни) – МОЯ! ШКОЛА! Моя цель – сделать ее лучшей. Эта цель обязывает меня работать над собой, изменять самою себя. Я учусь быть мудрой, быть успешной. Учусь не делать из мухи слона (болезнь, как мне кажется, всех школьных управленцев), ибо преувеличивание трудностей и неприятностей мешает конструктивности. Стрелочка  моего жизненного компаса частенько указывает на урок Марка Аврелия: «Если что-то кажется тебе слишком трудным, не думай, что это за пределами сил человека. И наоборот,  если какой-либо человек может совершить тот или иной поступок, значит  такой же поступок в состоянии совершить и ты». Я учусь жить так, будто каждый день последний: стремлюсь успеть сделать как можно больше для процветания моей школы.

2004 год. Проработав на посту директора несколько месяцев, познав горести содержания огромной квартиры в 5066 кв.м., безденежье, начинаю искать деньги, именно искать, т.к. в районной казне их нет. Организую собрания, приглашаю не всех сразу. Сначала это был ближний круг (авторитетные, на мой взгляд, учителя и родители), потом районные предприятия и, наконец, друзья. Друзья меня не поняли, руководители предприятий попросту мило отказали, остались родители. Весь май и июнь я не спала и не ела, я внушала себе, что директор создан для того, чтобы очень быстро создавать  условия для обучения вверенных мне детей, и всего этого должно с избытком хватать на удовлетворение всех насущных потребностей. А потребностей оказалось не просто много, а бесконечно много. То ли я так хорошо говорила, то ли моя Программа развития была проста, но мне поверили и принесли деньги. Это были великие деньги 25000 рублей. С одной стороны, я ликовала, а с другой стороны, какую же прореху закрывать?????? Нужно было решиться. Да, как и всякий нормальный человек, я испытываю частенько сомнения. Иногда кажется, что я только и делаю, что сомневаюсь. Это объясняется постоянным ощущением на себе груза ответственности, так как мои решения должны, в первую очередь, не навредить, но и не только…. В такие минуты приходит на помощь  И.Гете, уверяющий: «Смелость придает человеку силу и даже магическую власть. Решайся!». И я решилась, сменила «парадные» двери! Это увидели все: линейка 1 сентября проходит именно в этом месте. Первый шаг, когда моя деятельность как директора была связана с инвестициями и их распределением получился. Искусство управления деньгами – это важнейший навык успешного человека. Правильно управлять можно только тогда, когда определены цели, выработаны и осуществляются разумные действия и есть необходимые ресурсы. Ясно, что образовательные учреждения должны финансироваться из бюджета, только в этом гарантия стабильности их существования и возможности обеспечения равенства доступа к образованию. Сегодня школа твердо уверена, что в назначенный день «при любой погоде», она получит причитающиеся ей деньги. Однако  должна иметь возможность получать деньги из других источников, в том числе и непосредственно от родителей через рынок дополнительных образовательных услуг.

Используем элемент маркетинга, обучение на курсах «Менеджмент в образовании» дает такую возможность. Вот, скажем, ежегодно 7 апреля в школе проводится День здоровья. Программа этого дня расписана до самого вечера. В этот день открыты все классы школы.  Организованы выставки, проводятся спортивные праздники, открытые уроки, «круглые столы»…И если родитель, обладающий достаточными  средствами, останется довольным тем, что увидел, то возможно, он и решит раскошелиться. От кого это зависит? Во многом от директора образовательного учреждения. Он должен быть менеджером, занятым в сфере образования, и привлекать дополнительные источники финансирования в школу, но делать это нужно правильно, никаких поборов - только добровольно, никакой «налички»- только перечисление. Так в 2007 году в школе была проведена родительская конференция, которая решила организовать Общественный благотворительный фонд развития школы № 70 города Казани. Учредителями  стали трое родителей, один из которых - Нигметзянов Ильгизар Ильдусович - стал его президентом. Этот фонд является юридическим лицом, со своим счётом и бухгалтерией. Это наш источник жизни. На мой взгляд, это основной источник. И он  пополняет школьную казну  путем оказания  благотворительной помощи. И здесь самое главное – открытость школы для местного сообщества и четкое понимание ее места и роли. К тому же не нужно думать, что благотворительная помощь выражается лишь в деньгах, она может осуществляться  в самых разных формах. Скажем, кто-то из родителей ведет какой-то кружок или же родители приходят со своей краской и ремонтируют школу. Это и есть нормальная благотворительность, и ее надо всячески развивать, поскольку мы еще долгое время обречены жить в условиях ограниченных ресурсов. Как это ни удивительно, но и в наше сложное время рейтинг образования достаточно высок, после некоторого спада популярности оно вновь становится безусловной ценностью. Мы провели социологическое исследование, выявившее следующий факт: при любом уровне семейного бюджета его значительная часть тратится на обучение детей.  Сколько бы денег семья не имела, определенную часть из них она готова отдать на обучение. Причем речь  идет не о приобретении учебников или спортивной формы, а именно о пользовании образовательными услугами, поскольку спектр умений и навыков, которыми овладевает ребенок, родители начинают рассматривать как базу для возможной успешной карьеры в будущем. Многие родители хотят видеть своего ребенка активным, инициативным, деятельным. Поэтому они стремятся  подобрать для него такое образовательное учреждение, где эти качества поощряются и развиваются, где формируются навыки самостоятельности – и в быту, и в учебной деятельности. Любая образовательная организация имеет законное право привлекать и зарабатывать средства.

Основными критериями, определяющими направление «зарабатывания» денег являются:

Нормативно-правовая база. Лицензия. Локальные акты (Положение о платных дополнительных образовательных услугах, Положение о расходовании внебюджетных средств, Перечень платных дополнительных образовательных услуг), утверждённая рабочая программа, договоры, смета доходов и расходов, согласование с контролирующими органами и учредителем. Налоговая инспекция и др.  Если этого нет, то что бы вы ни делали – нарушение законодательства!
«Прозрачность» отношений, эффективная работа Попечительского совета школы, способствующая росту привлекательности школы.
Квалифицированный персонал и грамотно выбранные методические комплексы.
«Открытость» отношений через ВИД (ворота информационного доступа). Вся информация должна быть доступной, полной и достоверной для любой категории населения. Интернет, объявления, собрания, рассылки и т.д.
МТБ (материально-техническая база). Помещение, интерактивное оборудование, богатый раздаточный материал, санитарно-гигиенические условия.
Гласность отношений. Данная деятельность должна иметь твёрдую основу, позволяющую отвечать за самостоятельную, инициативную, направленную на получение дохода работу, решать спорные вопросы, находить компромиссы, обеспечить удовлетворение потребностей всех участников учебно-воспитательного процесса и заинтересованных лиц.

Рассматривая динамику привлечения внебюджетных средств, видно, что рост наблюдался до 2012 года. С 2009 года по 2012 год доход от оказания платных услуг, а это ни много ни мало около 3 млн. рублей, аккумулировались на счету, открытом школой. За это время школа приобрела оргтехнику, отремонтировала помещения, создала информационно-библиотечный центр, комнату психологической разгрузки, кабинет хореографии, осуществила реорганизацию столовой …и многое, многое другое. Наряду с этим 2012 и 2013 года стали для школ республики беспрецедентными по вопросам оснащения мультимедийным  оборудованием школ-центров компетенции в электронном образовании, каковой является наша школа. Родители видели, как преображается школа и, естественно, благотворительная помощь заметно снизилась, а деньги со школьного счёта заставили перевести в бухгалтерию отдела образования. Теперь денежными потоками  от оказания платных услуг распоряжается гл. бухгалтер отдела образования, не решает или решает с большой неохотой проблемы, связанные с перемещением средств с одной статьи на другую, не выдаёт наличные средства на хозяйственные нужды, забирает деньги в бюджет города. Август 2014 года будет тяжелым, одна надежда на благотворительный фонд, который был и остаётся главным партнёром и большим другом школы.

Труднейший процесс создания  – в общем-то, с нуля – новой экономической системы школы закончен, а потребность в экономически знаниях остра, как никогда. Можно, конечно пытаться искать наилучшие ответы на них на ощупь, интуитивно, но уж слишком велика при этом опасность принять неправильное решение, для этого необходимо научиться находить наилучшие способы своего поведения в мире экономики.

Где бы директор школы не учился, какие бы идеи не рождались в его голове - «один в поле не воин». Если говорить о человеческих ресурсах и денежном вложении в развитие их профессионализма, то это тоже огромная статья расходов. Успех директора школы возможен только при условии результативной работы всего коллектива, всей команды. Школа укомплектована педагогическими кадрами на 100%. Средний возраст педагогического коллектива составляет 40 лет. Постоянная работа администрации школы по повышению квалификации учителей, организация печатной деятельности, побуждение их к участию в конкурсах и выступлению на конференциях (оплата взносов и курсов), командировки – все это даёт свои результаты. Особо отмечу использование обучающих структур по программе профессионального развития всего педагогического коллектива «Преобразование обучения для XXI века». Я была кровно заинтересована в проведении этих тренингов. Три каникулярных дня с 9.00 до 18.00 часов учителя создавали проекты, учились новым технологиям для того, чтобы  идти в ногу со временем, формировать компетенции, позволяющие учащимся чувствовать себя комфортно и успешно в мировом сообществе. Сегодня это сплочённый, высокопрофессиональный  педагогический коллектив, и это позволило в 2010 году на базе школы организовать работу стажировочной площадки ИРО Республики Татарстан по направлению  «Реализация эффективных механизмов ресурсного обеспечения системы образования  в электронном образовании Республики Татарстан». Согласно договорам, школа заработала около 100 тыс. рублей, что заметно отразилось на заработной плате учителей, которые проводили обучение учителей - слушателей курсов повышения квалификации.

Кроме того, учительское мастерство  надо передавать от педагога к педагогу. С этой целью в нашей школе успешно работает Школа молодого учителя. За последние пять лет в школу прибыло три выпускника университета и два -  педагогического колледжа (2 молодых человека). Из них выбыл только один по причине перехода в другую школу (переманили парня). Любой человек, начинающий свой профессиональный путь, испытывает затруднения, проблемы из-за отсутствия необходимого опыта. Становление учителя происходит труднее, сложнее, чем у представителей другой профессии. Практика показывает, что путь, способный существенно повлиять на повышение уровня педагогического мастерства преподавателей, их компетенции и эрудиции – это критерии оценки эффективности деятельности работников, которые учитываются при начислении зарплаты.

      Особая роль в структуре школы отводится профсоюзной организации школы. Между работодателем (директором школы) и работниками школы заключён Коллективный договор, который регламентирует отношения внутри коллектива, а именно: вопросы аттестации, награждения, защиты прав и профессиональных интересов работников, вопросы распределения премии и баллов по критериям оценки деятельности педагогов. Профсоюзная организация является  душой школы, и вместе с администрацией обеспечивает грамотную работу по профессиональному становлению.

   Безусловно, приятно, что и об учителях, и о школе хорошо отзываются родители: три года набираем по четыре первых класса (для нашего микрорайона -  рекорд). Что полученный результат - результат создания эффективной школы, школы устойчивого развития -  признан коллегами-директорами, Управлением образования, Институтом развития образования Республики Татарстан. Добиться такого прорыва позволили не  деньги, а их грамотное использование.

В человеческом обществе нет ни одной сферы жизни, ни одной профессии, ни одного уголка, где бы можно было почувствовать себя абсолютно независимым от денег. Человек обречен всю жизнь решать экономические проблемы, думая о том, как заработать на жизнь и как разумнее использовать полученные доходы. А я с каждым годом  становлюсь опытнее, решительнее. Я знаю, в какую гавань плывет корабль под названием «Школа № 70».

Каждое утро распахивается дверь нашей школы. Кабинеты заполняются гомоном ребячьих голосов, размеренной речью учителей. В нашей профессии нет мелочей. Каждая деталь школьной жизни влияет на первостепенную задачу школы – воспитание личности во всех ее аспектах. Учитель, который сумел вызвать окрыленность и подлинный интерес учащихся к предмету, поистине счастлив.


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...
Глобальная школьная лаборатория

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн