Вы не зарегистрированы

Авторизация



"Наша сила внутри нас" (тренинг по самопознанию и саморегуляции)

Submitted by Анна Викторовна Сенчило on Wed, 09/07/2014 - 15:13
Данные об авторе
Автор(ы): 
Сенчило Анна Викторовна
Место работы, должность: 

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Центр детского творчества Орджоникидзевского района" города Магнитогорска, педагог дополнительного образования

Регион: 
Челябинская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
дополнительное образование детей
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Класс(ы): 
2 класс
Класс(ы): 
3 класс
Класс(ы): 
4 класс
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Валеология (здоровый образ жизни)
Предмет(ы): 
Внешкольная работа
Предмет(ы): 
Педагогика
Предмет(ы): 
Психология
Цель урока: 

Цель занятия: Учиться жить в гармонии с собой.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
12
Используемая методическая литература: 
  1. Андреева Ю. Танцетерапия. – Санкт-Петербург: «Издательство «ДИЛЯ», 2005.
  2. Гарбузов  В.И.  Практическая  психотерапия,  или  как  вернуть  ребенку  и  подростку  уверенность  в  себе,  истинное  достоинство  и  здоровье.- Санкт-Петербург: АО  "Сфера" ,1994.
  3. Гренлюнд Э., Оганесян Н.Ю. Танцевальная терапия, Теория, методика, практика.- Санкт-Петербург: Речь, 2004.
  4. Грачева Л. В. Тренинг внутренней свободы. Актуализация творческого потенциала. - СПб.: Издательство «Речь», 2005.

 

Используемое оборудование: 

гимнастические коврики, музыкальный центр, аудиозаписи к упражнениям

Краткое описание: 
<p>Занятие &quot;Наша сила внутри нас&quot; - это первое занятие по самопознанию и саморегуляции. Серия таких занятий, но более глубокой практической (тренинговой) направленности, проводится педагогом в течение нескольких последующих занятий по возможности с меньшим временным перерывом.</p> <p>Занятие &quot;Наша сила внутри нас&quot; представляет из себя серию тренинговых упражнений, тестовых и анкетных заданий, которые позволяют каждому ребенку проявить интерес к познанию своего внутреннего мира, процессов, происходящих в организме и к осознанию своей уникальности.</p> <p>Конспект занятия (тренинга) подробно раскрывает все этапы работы с детьми, а педагогический коментарий к каждому этапу позволяет понять необходимость и целесообразность того или иного упражнения и и акцентирует внимание на особенности педагогических приемов.</p> <p>&nbsp;Содержание занятия позволяет каждому обучающемуся осмыслить свое &laquo;Я&raquo;, осознать свою уникальность, сформировать ценностное отношение к миру и себе. При проведении занятия приоритет отдается творческой самореализации детей.&nbsp;</p>

 

Цель:        Учиться жить в гармонии с собой.

 

Задачи:    1.Ознакомить участников с основными принципами обучения в

                   тренинге, раскрыть основные правила работы.

                  2.Изучать приемы самодиагностики, способы самораскрытия и            

                   саморегуляции организма.

                   3.Развивать способность к самопознанию и умение «властвовать

                    собой».

                    4.Воспитывать культуру отношения к своему здоровью.

 

Методическое обеспечение и дидактический материал:

объяснительно-иллюстративные методы: объяснение; вводная беседа; показ; обсуждение;

практические методы: упражнение; методы самопознания – тестирование; метод творческих задач; метод анкетирования; релаксация; рефлексия;

методы стимулирования и мотивации деятельности: эмоциональное воздействие; поощрение; личный пример; перспектива;

дидактический материал: таблички с правилами; анкеты; фонограмма сборник релаксационной музыки.

 

 

Ход занятия

Педагогический комментарий

       1. Знакомство

 Упражнение «Визитка» (тренинговое имя).

Оформить визитки и подготовиться к взаимному представлению. Основная его задача – подчеркнуть свою индивидуальность. Следует сказать о себе так, чтобы все участники сразу вас запомнили.      (5 минут)

 

 

 

 

Первое упражнение должно настроить участников на серьезное отношение к делу. Даже простейшие приветствие и знакомство могут дать многое для понимания человека.        Нужно учиться запоминать полученную информацию, проявляя внимание не только к внешности индивида, но и к смыслу его слов. Уже с данного упражнения члены группы должны понять, что основной принцип, помогающий понять себя и других – это внимание к человеку.

 

    2. Правила нашей группы

После того как выбраны имена и состоялось первое знакомство можно приступить к изучению основных правил тренинга, особенностей этой формы общения. Сейчас мы обсудим главные из правил:

  2.1. Доверительный стиль общения.

 В качестве первого шага к практическому созданию климата доверия предложить принять единую форму обращения друг к другу на «ты». Это психологически уравняет всех, в том числе и ведущего, независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта и т.д.

  2.2. Общение по принципу «здесь и теперь».

Многие люди стремятся не говорить о том, что они чувствуют, что думают, так как боятся показаться смешными. Для них характерно отвести от себя рассуждения и обсуждать или рассказывать о событиях, случившихся с другими людьми. Срабатывает механизм психологической защиты. Но основная задача нашей работы – превратить группу в своеобразное объемное зеркало, в котором каждый смог бы увидеть себя во время самых разнообразных проявлений характера поведения, умения быть самокритичными правильно реагировать на критику, лучше узнать себя и свои личностные особенности. Поэтому во время занятий все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.

  2.3. Персонификация высказываний.

  Для более откровенного общения во время занятий мы отказываемся от безличной речи, помогающей скрывать собственную позицию и тем самым уходить от ответственности за свои слова. Поэтому мы заменяем высказывание типа: «Большинство людей считают, что…» - на «я думаю…» и т.д.

  2.4. Искренность в общении.

Во время работы мы говорим только то, что чувствуем и думаем по поводу происходящего, т.е. только правду. Если нет желания высказываться искренне и откровенно, лучше промолчать. Это правило означает открытое выражение своих чувств по отношению к действиям других участников и к самому себе. Естественно, что никто не обижается на высказывания других.

  2.5. Конфиденциальность всего происходящего в группе.

Все, что происходит во время занятий, ни под каким предлогом не разглашается. Мы уверенны в том, что никто не расскажет о переживаниях человека, о том, чем он поделился. Это помогает нам быть искренними, способствует самораскрытию. Мы доверяем друг другу и группе в целом.

  2.6. Определение сильных сторон личности.

Во время занятий (в ходе упражнения или его обсуждения, в процессе выполнения задания и этюдов) любой из нас стремится подчеркнуть положительные качества человека, с которым мы работаем вместе. Каждому члену группы надо сказать как минимум хоть одно хорошее и доброе слово.

  2.7. Активное участие в происходящем.

Это норма поведения, в соответствии с которой в любую минуту мы реально включены в работу. Активно смотрим, слушаем, чувствуем себя, партнера и коллектив в целом. Не думаем только о собственном «Я», получив много положительных эмоций. Мы все время в группе, внимательны к другим, нам интересны окружающие.

  2.8. Уважение к говорящему.

Когда высказывается кто-то из товарищей, мы его внимательно слушаем, давая возможность сказать то, что он хочет. Помогаем ему, всем  своим видом

Показывая, что слушаем его, рады за него, интересуемся его мнением, внутренним миром. Не перебиваем и молчим до тех пор, пока он не закончит говорить. И лишь после этого задаем ему свои вопросы, благодарим или спорим с ним.

(Правила обсуждаются, рассматриваются предложения об изменении или добавлении новых).

-Если кого-то эти условия не устраивают, он должен принять решение: принять их и следовать им во время работы, или не начинать занятия совсем.  Свой выбор каждый делает самостоятельно, без советов и давления со стороны. 

Обсуждение и принятие правил – очень серьезный и ответственный этап, так как в зависимости от степени сознания их участниками тренинга будет строиться работа группы, особенно на первых занятиях. Поэтому на процедуру обсуждения и принятия правил нужно отвести достаточное количество времени, чтобы потом постоянно не возвращаться к ним.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    3. Тема наших занятий: «Наша сила внутри нас».

  -  Но что это за сила?

  -  Все живое, включая нас самих, произрастает из семени, в котором есть все для жизни и роста. Мы рождаемся, в нас есть все, чтобы выжить и вырасти. Но когда мы вырастаем, мы перестаем в это и начинаем обращаться в различные инстанции за помощью. Что же касается, к примеру, семени цветка, то из него вырастает прекрасное растение без всякой посторонней помощи. Наверное, мы замечаем, как иногда сорняк пробивается через асфальт. Вы же, если вы только не заядлый каратист, вряд ли сможете сломать асфальт руками. Однажды у себя в саду, около ограды я посадил герань. Я не думал, что она способна вырасти больше, чем на 20-30 сантиметров. Но около ограды ей не хватало солнца, и она стала тянуться вверх. Ей так хотелось быть геранью, что она вытянулась почти на два метра, дотянулась до света и зацвела без всякой посторонней помощи. Сила, которая помогает растению сломать асфальт или преодолеть другое препятствие – это желание быть самим собой, раскрыть и отдать все, что дано тебе природой, невзирая ни на какие обстоятельства.

-Разве вы хуже сорняка или герани? Все, что вам нужно, уже заложено в вас самих.  Поверьте, вся сила, вся энергия уже в вас.

-Не стоит быть никем, кроме того, кто вы есть.

-Наши занятия помогут вам немного разобраться в своем «Я».

Своеобразный «индуктор» в процессе объявления темы занятия интригует детей и настраивает на серьезное отношение к работе.

    4. Знаешь ли ты себя?

   -   Многие из нас боятся реальной жизни и поэтому предпочитают витать в облаках. Ответьте на заданные вопросы «да» или «нет», и вы узнаете, насколько вы прагматичны или романтичны.

-Получив газету, просматриваете ли вы ее прежде, чем начать читать?

-Едите ли вы больше обычного, когда расстраиваетесь?

-Думаете ли вы о своих делах во время еды?

-Храните ли вы письма от близких людей?

-Интересует ли вас психология?

-Боитесь ли вы ездить на большой скорости?

-Избегаете ли вы мысли о смерти?

-Любите ли вы помечтать перед сном, лежа в постели?

-Способны ли вы сильно устать и после 8-часового сна?

-Делитесь ли вы с другими личными трудностями?

-Читаете ли вы любовные романы?

-Избегаете ли вы одиночества?

-Бывает ли так, что из-за неприятностей вы заболеваете?

-Случалось ли вам в задумчивости проехать нужную остановку?

-Возникало ли у вас желание жить в другом городе?

-Считаете ли вы характер человека наследственной чертой?

-Смотрите ли вы фильм до конца, если он о любви?

Обработка результатов теста.

-Подсчитайте количество ответов «да» и за каждый такой ответ запишите себе 5 очков. У вас должна получиться определенная сумма.

Интерпретация результатов.

От 75 до 85 очков: Пожалуй, вы прячетесь от действительности. Не мешало бы изредка взглянуть в глаза реальных событий. Это поможет лучше сориентироваться в жизни и несколько оградить себя от неприятностей.

От 55 до 70 очков: Ваши мечты не всегда сообразуются с реальной жизнью. Вам это мешает, но не уделяйте этому слишком много внимания и душевных сил. И не ищите совершенного разрешения всех жизненных проблем. Ведь звезды сияют даже тогда, когда их не видно.

От 30 до 50 очков: Вы смогли установить равновесие между иллюзиями и реальностью. И хотя вам все же свойственна некоторая мечтательность и даже сентиментальность, вы вполне соизмеряете их с действительными возможностями.

От 5 до 20 очков: Вы чрезмерно заземлены, прагматичны. Вам не хватает романтичности, она пошла бы вам на пользу. Жизнь конечно вещь серьезная, но нередко чувство юмора помогает преодолевать препятствия.

-Результаты теста помогут в ходе тренинга глубже разобраться в себе. Даже если кого-то из вас они обескуражили или снизили рабочий настрой, нужно отнестись ко всему спокойно, как к новой возможности обрести уверенность и уважение к своей личности.

Процедура тестирования помогает настроить членов группы на изучение самих себя, а это и есть основная задача данного тренинга – закрепление навыков самоанализа, более глубокое самораскрытие и на основе этого возможность изменить себя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    5. Мое физическое «Я»

-   Человек – это не только мысли, душа, у него есть еще и тело (самое     материальное, самое осязаемое, ощутимое).

-Знаете ли вы свое тело?

-Когда последний раз вы измеряли свой рост, вес?

-Часто ли вы следите за своими жестами, движениями в повседневной жизни?

-Думали ли вы когда-нибудь о своей походке? Как вы смотритесь со стороны?

Я предлагаю такое упражнение: под музыку каждый из вас по очереди пройдется, пытаясь в своей походке выразить себя.

А теперь, каждый из вас будет показывать танцевальное движение, а мы вместе будем повторять (под русскую народную музыку).

Это упражнение призвано сформировать установку на восприятие себя в единстве физического и духовного начал.   Участники должны настроиться на внимательное отношение не только к движениям своей души, своим переживаниям, но и к своему телу, которое во многом определяет наше отношение к жизни.

 

 

 

 

    6. Упражнение «Цветок».

   -   В начале нашего занятия мы проводили аналогию между растениями и человеком. И сейчас немного вернемся к этой теме, но будем проводить практическое сравнение. Устройтесь поудобнее, закройте глаза (включаю релаксационную музыку).

Представьте себе любимый цветок

-какой он?

-какой у него стебель?

-какие у него листья?

-какой у него цветок или бутон?

-какие есть особенности у вашего цветка?

-какая вокруг него местность?

-какая погода?

-как он растет? (один, кустом, не поляне и т.д.)

Понюхайте свой цветок. Почувствуйте его аромат.

Полюбуйтесь на вой цветок со стороны. Попрощайтесь с ним до следующей встречи. Потихоньку открывайте глаза.

    -   Расскажите о своем цветке. Что вам в нем понравилось, а что нет?

    -   Это упражнение (представление любимого цветка) вы можете выполнять и самостоятельно. Когда вам хочется отдохнуть, улучшить свое настроение, самочувствие, повысить жизненный тонус, вы можете воспользоваться этим упражнением.

Обязательно провести рефлексию в конце упражнения (чувства, ощущения – все проанализировать).

Вместе с группой проанализировать каждый рассказ, дать небольшую характеристику каждой личности, подталкивая каждого к развитию способности самоанализа, самопознания.

 

 

    7. «Зарядка».

А теперь вы отдохнули, расслабились, размякли, но занятие еще не закончилось и надо встряхнуться.

    -   Сейчас сделаем небольшую зарядку.

Что такое слово «зарядка»? Вслушайтесь в него, вдумайтесь.

Нам необходимо зарядиться хорошей, активной энергией и выплеснуть плохую, негативную, пассивную энергию.

Мы встанем в круг и будем делать движения. Повторяйте.

(Хлопаем в ладони, топаем ногами, прыгаем по кругу; положили руки на плечи впередистоящего  и прыгаем все вместе; взялись за руки, идем в круг; «ковырялочка» на месте; поворот на 360° в одну, потом в другую сторону…)

Задание позволяет проследить за работой анализаторов (слух, обоняние, осязание и т.д.) и развивает  способность контролировать эту работу и управлять ею в целях улучшения своего состояния.

 

 

    8. Упражнение "Комплимент".

Участники садятся в большой круг.

   -  Каждый должен внимательно посмотреть на сидящего слева и подумать, какая черта характера, какая привычка этого человека ему больше всего нравится, и он хочет сказать об этом, т.е. сделать комплимент.

Тот, кому сделали, комплимент, должен как минимум поблагодарить.

Умение увидеть сильные стороны, положительные качества у любого человека и главное, найти нужные слова, чтобы сказать ему об этом – вот, что необходимо для приятного и продуктивного общения.

Давайте попробуем проверить насколько мы доброжелательны, умеем ли видеть хорошее в других и говорить об этом.

Это упражнение прекрасно показывает умение понимать окружающих людей, видеть их особенности. Оно помогает продемонстрировать свое доброе и уважительное отношение друг к другу. Учит делать окружающим комплименты, не стесняясь, не замыкаясь, не завидуя.

    9. Откровенно говоря……..

   -  Одной из последних процедур каждого занятия является анкетирование. Вам нужно закончить предложения, которые даны в анкете, и тем самым высказать свое отношение. Будьте предельно откровенны, так как ваше мнение поможет ведущему лучше подготовиться к работе, сделать обучение более полезным для вас и группы в целом.

Откровенно говоря………….

Дата занятия ________________________

Мое тренинговое имя _____________________

-во время занятия я понял, что …

-самым полезным для меня было …

-я был бы более откровенным, если …

-своими основными ошибками на занятии я считаю …

-мне не понравилось …

-больше всего мне понравилось, как работал (а) …

-на следующем занятии я хотел бы …

-на месте ведущего я …

Подпись

Систематическое проведение анкетирования, которое предусматривает тренинг, помогает обучающимся выработать прочные навыки ответственного отношения к делу, к самим себе. Во-первых, чтобы заполнить анкету, нужно активно участвовать в занятии. Во-вторых, необходимы определенные навыки самоанализа (и то, и другое – задачи тренинга). В-третьих, участнику нужно обладать достаточным мужеством, чтобы указывать собственные ошибки и сделать замечания ведущему. Ведь это способствует решению целей и задач тренинга, дает хорошие результаты.

    10. Подведение итогов.

   -  Занятие закончилось. Вы откровенно высказали свое мнение о нем, но если что-то осталось в душе, особенно неприятное или тревожное, выскажитесь вслух прямо сейчас. Не уносите домой камень за пазухой. Не всегда легко сказать кому-то, что он обидел вас, но еще труднее переживать чувство обиды, так и не сказав об этом обидчику. А вдруг вы не так поняли его, и совсем другой смысл он вкладывал в слова, которые вас обидели.

   -   Итак, кто хочет взять слово?

   -   Мы расстаемся с вами до следующего занятия, которое будет продолжением начатого. Оно позволит вам узнать больше о себе и других участников и встать на ступеньку выше в познании себя как части мира.

Без проведения этой процедуры нельзя заканчивать работу. У членов группы должна быть последняя возможность сказать то, что их тревожит или мучает.

 

 

Прикрепленный файлSize
4.png261.42 KB