Я надеюсь, что этот урок поможет моим коллегам в работе с элементами проектной деятельности.
Урок с элементами проектной деятельности по теме: «Теорема Пифагора».
Цели и задачи урока.
Развивающие: развивать и совершенствовать основы системного мышления, применять имеющиеся у учеников знания в изменённой ситуации, развивать логическое мышление, уметь делать выводы и обобщения, развивать интерес к предмету, творческие способности.
Воспитательные: воспитывать у учащихся чувство ответственности, культуру поведения, сознательное отношение к предмету.
Образовательные: Выявить уровень овладения учащимися теоретического материала по теме «Теорема Пифагора», сформировать умение решать задачи, делать аргументированные выводы, освоение учениками приёмов и методов выдвижения гипотез и проведение доказательств в геометрии.
План урока.
1. Подготовка к выполнению проекта.
Сформировать три группы учеников по уровню способностей.
Определить принцип работы: опережающее самостоятельное ознакомление с учебным материалом и коллективное обсуждение полученных результатов.
( минимум за неделю всем ученикам даётся задание: самостоятельно разобрать тему «Теорема Пифагора» - определение, доказательство XIXв. и времён Пифагора, историю)
2. Планирование работы.
Разобрать теоретический материал и обсудить решение задач.
3. Исследование.
Каждой группе предлагаются задачи. Ученики должны найти пути решения. Учитель оценивает активность и результативность каждого ученика в группе, в качестве поощрения каждому ученику вручается жетон.
4. Оценивание результатов и подведение итогов в следующем виде:
Фамилия, имя
|
Кол-во
жетонов
|
Самооценка
|
Оценка
группы
|
Оценка
учителя
|
Итоговая
оценка
|
|
|
|
|
|
|
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы.
А как называется теорема, которая позволяет по любым двум сторонам прямоугольного треугольника найти его третью сторону? (Теорема Пифагора).
IV. Историческая справка. Рассказ о Пифагоре Самосском.
V. Объяснение нового материала.
Сформулируйте и докажите теорему Пифагора (1 ученик у доски)
Дано: АВС - прямоугольный;
а,в - катеты;
с – гипотенуза.
Доказать: с2=а2+в2.
Достроим треугольник до квадрата.
 1. Сторона большего квадрата
2. S большего квадрата
С другой стороны, S большего квадрата состоит из S 4-х равных прямоугольных треугольников, S меньшего квадрата и равна их сумме.
1.S каждого прямоугольного треугольника
2. S 4-х таких треугольников
 3. Сторона меньшего квадрата
4. S меньшего квадрата
 5. S большего квадрата
  Сравним найденные значения площади большего квадрата:
или
Таким образом, .
VI. Закрепление нового материала.
Решение проблемного вопроса (поиск правильного решения ведётся совместно. Ход решения обсуждается, корректируется всеми учениками групп).
Дано: QRST-трапеция,
RS, QT-основания, RP-высота
RS=2 см, QT=8см,
QR=10см, QP=6см.
Найти SQRST.
Решение.
1. SQRST=1/2 (RS+QT)*RP
2. Рассмотрим треугольник QPR-прямоугольный(уголP=900)
По теореме Пифагора QR2=QP2+RP2, тогда
102=62+RP2
RP2=100-36
RP2=64
RP=8.
3. Следовательно, SQRST= 1/2*(2+8)*8,
SQRST=40(см2).
Ответ:40см2.
VII.1) Доклад о выполнении своего проекта 1 группы.
Простейшее доказательство теоремы получается в простейшем случае равнобедренного прямоугольного треугольника. Вероятно, с него и начиналась теорема. В самом деле, до-статочно просто посмотреть на мозаику равнобедренных прямоугольных треугольников, чтобы убедиться в справедливости теоремы. Например, для АВС: квадрат, построенный на гипотенузе, содержит 4 исходных треугольника, а квадраты, построенные на катетах, - по два.
Устное практическое задание для первой группы:
Зная, две стороны прямоугольного треугольника, найдите третью.
  
Самостоятельная работа для 1 группы:
1. Найдите гипотенузу прямоугольника по данным катета:
а) а=2 , в=6;
б) а=9, в=12;
в) а= ; в= ;
г) а=12; в=5.
2. В прямоугольном треугольнике а и в – катеты, с – гипотенуза. Найдите:
а) в, если а=10, с=12;
б) а, если в= , с= ;
в) в, если а=10, с=14;
г) а, если в=12, с=13.
Ответы в конверте; старший группы производит проверку – результаты заносит в таблицу.
2) Доклад о выполнении своего проекта 2 группы:


В написанном на пальмовых листьях трактате «Сиддханта широмани» («Венец знания»), крупнейшего индийского математика XII в. Бхаскары, помещён чертёж с характерным для индийских доказательств словом: «Смотри!». Как видим, прямоугольные треугольники уложены здесь гипотенузой наружу и квадрат площадью с2 перекладывается в «кресло невесты» с площадью а2+в2.
Устное практическое задание для первой группы:
На какое расстояние надо отодвинуть от стены дома нижний конец лестницы длиною 17 м, чтобы верхний конец её достал до слухового окна, находящегося на высоте 15 м от поверхности земли.
(Возьмём за х данное расстояние, тогда х2=172-152; х2=289-225; х=8).
Самостоятельная работа для 2 группы:
1. В прямоугольнике АВСД найдите:
а) АД, если АВ=10, АС=26;
б) ВС, если СД=2,5, АС=6,5;
в) СД, если ВД=17, ВС=8.
2. В равнобедренном треугольнике АВС АС-основание, ВН - высота. Найдите:
а) АВ, если ВН=15, АС=40;
б) ВН, если АВ=2 , АН= ;
в) АС, если АВ = , ВН= .
Ответы в конверте; старший группы производит проверку – результаты заносит в таблицу.
3) Доклад о выполнении своего проекта 3 группы:

Багдадский математик и астроном X в. Ан-Найризий (латинилизированное имя - Аннариций) в арабском комментарии к «Началам» Евклида дал следующее доказательство теоремы Пифагора:
1.рассмотрим прямоугольный треугольник АВС;
2.построим квадрат на гипотенузе этого треугольника;
3.разобьём этот квадрат на 5 частей;
4. из этих частей составим квадраты на катетах;
5. получаем, что сумма квадратов на катетах равна квадрату гипотенузе.
Любопытно, что доказательство Аннариция является простейшим среди огромного числа доказательств теоремы Пифагора методом разбиения: в нём фигурируют всего 5 частей. Это наименьшее число возможных разбиений.
Практическое задание для третьей группы: Найти х.

Решение выполняется на доске и в тетрадях (по одному ученику на задание).
(1.х2+х2=322; 2х2=1024; х2=512; х= ; х= ; х=16 .
2. х2= 52+52; х2=50; х= ; х=5 ).
Старший группы результаты заносит в таблицу.
VIII. Итог урока. В заключении ещё раз хочется сказать о важности теоремы. Значение её состоит прежде всего в том, что из неё с её помощью можно вывести большинство теорем геометрии. К сожалению, невозможно здесь привести все или даже самые красивые дока-зательства теоремы, однако хочется надеется, что приведённые примеры убедительно сви-детельствуют об огромном интересе сегодня, да и вчера, проявленном по отношению к
ней.
IX.Домашнее задание: 1 группа:№483(а,б,в),№484(а,б); 2 группа: №486,№487;
3 группа: №485, №488.
|