Вы не зарегистрированы

Авторизация



Мы вместе!?

Данные об авторе
Автор(ы): 
Дудыгина Лилия Станиславовна
Место работы, должность: 

ГБОУ РМЭ " Национальная президентская общеобразовательная школа - интернат основного общего  Образования" г Йошкар-Ола

педагог -воспитатель

Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
школы-интернаты, детские дома
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Социальный педагог
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Психология
Предмет(ы): 
Социология
Цель урока: 

Целью занятия является социально -психологическая реабилитация детей -изгоев и оздоровление межличностных отношений подростков в классном коллективе.

 

Тип урока: 
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся
Используемое оборудование: 

Оснащение: экран (мультимедийная доска), компьютер, проектор, колонки.

 

Используемые ЦОР: 

Используемые ЦОР:
Презентация " Фильм о фильме"( Приложение №2 _3_12637.pptx)
 Правила успешного общения .Мозаика из слов ( Приложение №3, слайды -1pptx_80168.p _2_pptx_14645.p _3_pptx_16216.p _4-pptx_18486.p _5-pptx-13505.p _6_pptx_16754.p)
Оригами " Сердечко" ( приложение №4 слайд pptx_19730.pptx)
Плейкаст " Дружба" по окончании занятия.

Краткое описание: 
<p>Подростковый возраст &mdash; трудное время для ребенка. Этот период не зря считается самым конфликтным. В подростковый период происходит переоценка ценностей, осознание себя как личности, формируются собственные взгляды на жизнь. В мероприятии &quot; Мы вместе&quot; представлена возможность разобраться подросткам во многих нравственных&nbsp; вопросах.</p>

Ход занятия.

1.Звучат стихи Б.Слуцкого " Величие души" ( 2-3 мин)

А как у вас с величием души?
Все остальное, кажется, в порядке,
но, не играя поддавки и прятки,
скажите, как с величием души?

Я знаю, это нелегко, непросто.
Ответить легче, чем осуществить.
Железные канаты проще вить.
Но как там в отношеньи благородства?

А как там с доблестью, геройством,
славой?
А как там внутренний лучится свет?
Умен ли сильный,
угнетен ли слабый?
Прошу ответ.

Ведущий:

Сегодня мы  подумаем с Вами о каждом из нас,  поговорим о нашем поведении, отношении друг к другу, и попробуем ответить- А КАК У НАС С ВЕЛИЧИЕМ ДУШИ? Наш разговор  начнется с беседы о фильме "Чучело", недавно просмотренном вами.Для этого давайте посмотрим презентацию  и вспомним сам фильм и его главных героев.

2. Презентация " Фильм о фильме" (15 - 20 минут), включающая в себя краткое описание сюжета фильма и акцент на характеристику героев и их поведения.
.( Приложение №2)

Краткое описание слайдов презентации "Чучело"

 

Слайд 2 В провинциальную школу, в 6 класс, приходит новая  ученица Лена Бессольцева 

Слайд 3 Лена приехала жить к своему деду Николаю  Николаевичу, бывшему военному, который коллекционируeт картины с целью обустройства картинной галереи в своём доме. В городке деда недолюбливают за его замкнутый образ жизни.Николая Николаевича в городке называют «Заплаточником», так как он настолько увлечён сбором картин, что уже долгое время ходит в одном пальто, которое от старости пошло лохмотьями.

Слайд 4 В новом классе чувствуется, что среди школьников отсутствует сплоченность, взаимопонимание, уважение. Друг к другу они обращаются не иначе, как по кличкам или по фамилии.Одноклассники, хоть и улыбаются новенькой в лицо, но своим поведением ясно дают понять, что презирают её.Причина неприязни к Лене кроется в том, что все считают её такой же чудаковатой, как и её деда.Желая хоть как-то завоевать уважение ребят, Лена на все их колкости в адрес неё и деда старается улыбаться и во всём с ними соглашается, однако добивается противоположного эффекта. Классу её поведение кажется совершенно бестолковым, и поэтому ей дают кличку «Чучело».

Слайд 5 Ученики в классе самые что ни на есть стереотипные: Миронова по прозвищу «Железная Кнопка» -неформальный лидер и идеолог класса, как бы девичий вариант легендарного Павлика Морозова; девочка, с железными убеждениями, всегда стойко идущая к своей цели.

Слайд 6  Васильев-самый тихий мальчик в классе и единственный, кто не лебезит перед Леной. В классе он сам по себе, его никто не воспринимает всерьез: "Что за сумасшедший! А это – Васильев! Наш чудик".Васильев - типичный ботаник,физически слабый,  однако порой находит силы не идти за всеми и бороться, поэтому производит приятное впечатление. …

Слайд 7 Шмакова-первая красавица в классе, никогда не делающая того, что для неё не выгодно. Шмакова-типичный потребитель, считающая высшей целью жизни получение комфорта, удовольствия и удовлетворение своих желаний.

Слайд 8 Попов, подкаблучник Шмаковой, смотрящий ей в рот;  «Лохматый» -силач класса, считающий, что самое главное в человеке — сила; Валька -мальчик из бедной семьи, а потому убеждённый в том, что счастье — это много денег. Одна из черт Вальки-склонность к садизму, а также моральному и физическому унижению других.

Слайд 9 Марина, неудовлетворённая провинциальным бытованием и мечтающая вырваться из-под опеки матери (отношения с которой-конфликтные) и уехать к отцу в Москву 

Слайд 10 И только Дима Сомов, мальчик из обеспеченной семьи, всеобщий любимец, в которого влюблены почти все девочки класса, оказывает новенькой поддержку. Но впоследствии их  дружба, переросшая во влюблённость, даёт трещину из-за следующего трусливого поступка Димы, который говорит о том что Дима, не смотря на всю его миролюбивость и дружелюбие оказывается трусом и предателем...

Слайд 11 Свидетелями этого поступка были еще двое- Попов и Шмакова, но они предпочитают не вмешиваться и не рассказывать остальным о поступке Димы, а понаблюдать, чтобудет происходить дальше и как будет мучаться Сомов

Слайд 12 Когда ребята, во главе с Железной Кнопкой  решают найти и наказать виновного, Лена, видя нерешительность Димы, берет вину на себя, в результате чего становится изгоем. Все ученики объявляют ей бойкот, издеваются над ней при каждом удобном случае и даже несколько раз жестоко избивают.

Слайд 13 Лена долгое время надеется, что Дима вот-вот признается в своей вине, но тот всё не решается. Отчасти, потому что боится потерять авторитет, отчасти — считает, что одноклассники решат, будто он защищает Лену, и не поверят ему. И Лена начинает понимать, что в этом классе у нее нет друзей..

Слайд 14 Надежда, вера и любовь Лены к Диме рушатся, когда тот присоединяется к своим одноклассникам, чтобы защитить себя, и участвует в сжигании чучела, символизирующего Лену.Видя, что дело зашло слишком далеко, Диму выдает Попов.

Слайд 15 Мнение одноклассников меняется, однако Лена вынуждена покинуть город, поскольку не хочет больше учиться в этой школе. В заключительной сцене дети пишут на школьной доске: «Чучело, прости нас!».Лена с дедушкой уезжают из города..

 

Презентация завершается показом  эпизода сожжения чучела "из фильма " Чучело", в котором четко прослеживается характерные черты всех участников. Кроме того, представляемый отрывок позволит подростком увидеть со стороны и несколько даже прочувствовать "момент травли", осознать, насколько это тяжело противостоять одному против всего класса.

Примечание:       Очень важно в этой части занятия не проводить никаких заключительных бесед-обсуждений всего происходящего в фильме, с учащимися. То есть, данный этап носит исключительно ознакомительный характер и подготавливает подростков к следующему этапу-обсуждению.

 

3. Упражнение в мини-группах "Портрет героя фильма" (10 минут)

Подростки делятся на группы (по количеству рассматриваемых героев - групп 6). Каждой из групп дается задание по составлению "портрета" того или иного героя фильма (предлагает педагог). Портрет составляется по следующему плану:

  1. Описание внешности и характера героя

  2. Роль героя в классе

  3.  Стиль его поведения с одноклассниками и с Леной Бессольцевой

  4. Негативные последствия такого поведения, как для окружающих, так и для него самого (для его развития)

  5. Помощь, совет герою с целью улучшения его развития, как личности.

 

 

 

 

После составления портрета-характеристики, каждая группа выносит свой портрет на обсуждение в классе. Созданный портрет корректируется, дополняется участниками других групп.

Примечание:         В данном задании дети составляют портретные характеристики 6 персонажей: Железной Кнопки, Васильева, Лохматого, Вальки, Димы Сомова, Шмаковой. Очень важно не делать явного акцента на главной героине. Образ Лены Бессольцевой рассматривается в моменты обсуждения отношения к ней каждого из перечисленных персонажей. Это делается с целью предупреждения негативных чувств  и избегания психологически некомфортных ситуаций для отвергаемого подростка, присутствующего на занятии.

Ценность представленного упражнения в том, что в процессе его  выполнения  дети учатся анализировать поведение своих одноклассников, свое поведение, а также видят негативную оценку одноклассниками  таких проявлений.

 

 

4. Методика "Правила общения в нашем классе" (10-15 минут)

Воспитатель  зачитывает учащимся фразу одной из героинь фильма: "Мы детки из клетки, вот кто мы! Нас в зверинце, за деньги показывать надо!" .Подводим детей к пониманию того, что классы, в которых такое происходит, на самом деле напоминают зверинец, и они все одинаковы по своему содержанию: в каждом из них есть зачинщики травли, прилипалы, шуты, преследователи, равнодушные, изгои..

В этом разделе занятия целесообразнее представить и результаты анкетирования "Ты и твой класс" ( Приложение №1)

 

 

 

 

 Подросткам задается вопрос: "Что же нужно сделать, чтобы класс не превратился в такой "зверинец" и чтобы после окончания школы , став взрослым человеком, ни одному из вас не было бы стыдно смотреть в глаза своим одноклассникам?". Учащимися даются ответы, воспитатель обобщает: "Чтобы класс был вашей опорой, защитой,нужно научиться правильно общаться друг с другом. А сделать это можно будет с помощью вами же составленных "Правил классного общения". Далее учащимся (можно по группам, если мероприятие проводится в кабинете информатики, то у каждой группы свой компьютер) предоставляются готовые, но зашифрованные в мозаике слов, правила успешного общения .( Приложение № 3)
 

Учащиеся разгадывают зашифрованное в каждой картинке-мозаике слов правило и записывают его  По окончанию работы можно предложить учащимся добавить полученный список своими правилами. 

 

5..Изготовление символа - поддержки "Сердечко" (7-10 минут)

Педагог предлагает учащимся изготовить маленький подарочек - бумажное сердечко соседу по парте. На экран выводится схема сердечка - оригами
( Приложение № 4)

 

 

6.Рефлексия. Окончание занятия (5-7 минут)

Упражнение на рефлексию : "Сегодня на занятии я...."

Окончание занятия. Педагог благодарит подростков за активность на занятии, за выражение своих мыслей, высказывание своей точки зрения, понимание проблемы и желание ее изменить. В этот момент педагог выводит на экран коллективную работу " Правила общения"
Запрещается оскорбление и унижение другого человека!
Обращайся к другому по имени. Никогда не используй кличек!
Не пытайся переделывать другого. Позволь ему быть самим собой!
Поставь себя на место другого и пойми его точку зрения!
Не критикуй другого при всех. Выскажи ему свое мнение наедине.
Будь доброжелателен, приветлив. Улыбайся и проявляй искренний интерес к другому.

 

Прикрепленный файлSize
_3__12637.pptx1.63 MB
_2_docx_19178.docx13.54 KB
_2_pptx_14645.pptx99.97 KB
_3_pptx_16216.pptx89.58 KB
_4_pptx_18486.pptx90.91 KB
_5_pptx_13505.pptx94.77 KB
_6_pptx_16754.pptx101.03 KB
_pptx_19730.pptx152.72 KB

»  Размещено в сообществах: