Официальный сайт rnns 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Ионные уравнения реакций

Фото пользователя Елена Александровна Пономарева
Submitted by Елена Александровна Пономарева on Tue, 29/07/2014 - 22:01
Данные об авторе
Автор(ы): 
Пономарева Елена Александровна
Место работы, должность: 

МБОУ гимназия № 9, город Воронеж, учитель химии

Регион: 
Воронежская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Химия
Цель урока: 

Цели: сформировать умение составления уравнений реакций в ионном виде

Задачи

обучающие:

повторить алгоритм составления уравнений реакций в ионном виде;

предупредить возможные ошибки в составлении ионных уравнений;

провести контроль и самоконтроль учащимися сформированности данного умения;

развивающие:

вырабатывать умение классифицировать (вещества на электролиты и неэлектролиты, электролиты на сильные и слабые);

развивать монологическую речь учащихся;

формировать образно-логическое мышление;

воспитывающие:

воспитывать понимание единой картины мира, причинно-следственных взаимосвязей в нем (анализ  возможности протекания реакции обмена на основе ее ионного уравнения); уверенность в своих силах. 

Тип урока: 
Урок закрепления знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

Габриелян О.С. Химия. 8 класс, изд. "Дрофа"

Используемое оборудование: 

интерактивная доска, компьютер, проектор

Используемые ЦОР: 

мультимедийная презентация (см. прикрепленный файл)

Краткое описание: 
Второй урок по теме "Ионные уравнения реакций", закрепляется умение составлять уравнения реакций в ионном виде.

На предыдущих уроках обучающиеся уже познакомились с понятиями электролитической диссоциации, полного и сокращенного ионного уравнения. На данном уроке материал закрепляется, формируется умение составлять уравнения реакций в ионном виде, предупреждаются возможные ошибки.

 

Вступительное слово учителя (приветствие, цель урока, план урока, запись темы). Слайды 1-2.

Актуализация знаний. (Фронтальная работа со слайдом презентации. Слайд 3)

Вставьте пропущенные слова:

Уравнения реакций, в которых вещества записаны в форме молекул, называются ________. (молекулярными)

Уравнения реакций, в которых вещества записаны в виде ионов, называются ___________.   (ионными)

Чтобы составить ионное уравнение, надо записать в виде ионов все ___________________.  (сильные растворимые электролиты)

Сильными электролитами являются:

Соли: _________________________, (растворимые)

Кислоты ______________________,   (серная, соляная, азотная)

Основания ____________________.   (NaOH, Ca(OH)2, KOH, Ba(OH)2)

 

Для чего полезно ионное уравнение? Оно отражает суть химической реакции. Рассмотрим реакцию взаимодействия хлорида бария с сульфатом магния. Слайд 4 (анимация).

Каков тип этой реакции? В молекулярном виде это реакция обмена. Рассмотрим реакцию в ионном виде. Существуют ли такие молекулы: BaCl2? MgSO4? Нет. В растворе находятся ионы Ba2+, Cl-, Mg2+, SO42-. Когда мы сливаем эти растворы вместе, катион бария и сульфат-анион образуют нерастворимое вещество, сульфат бария, выпадающего из раствора в осадок. По сути, произошла реакция соединения двух ионов.

 

Повторение.

Вспомним, как составить ионное уравнение. Слайд 5 (анимация). Рассмотрим реакцию взаимодействия гидроксида натрия с серной кислотой. В молекулярном виде это реакция обмена, образуются соль и вода: 2 NaOH   +   H2SO4  =   Na2SO4  +   2 H2O

Проверяем, надо ли записывать в виде ионов каждое из веществ. Надо ли расписывать NaOH? Почему? H2SO4? Почему? Na2SO4? Почему? H2O? Почему?

Мы получили полное ионное уравнение: 2 Na+ + 2 OH- + 2 H+ + SO42- = 2 Na+ + SO42- + 2 H2O

Сокращаем. Что не изменилось в левой и правой части ионного уравнения?

Получаем сокращенное ионное уравнение: 2 Н+ + 2 ОН- = 2 Н2О

Еще можно сократить одинаковые коэффициенты:  Н+ +  ОН- =  Н2О

Давайте повторим еще раз: как составить ионное уравнение реакции? (Вывод формулируют учащиеся). Чтобы составить ионное уравнение, надо записать в виде ионов все сильные электролиты.

 

Закрепление навыков составления ионных реакций.

Чтобы хорошо составлять ионные уравнения, надо четко научиться определять – расписывать или не расписывать вещества на ионы.

Задание 1. Слайд 6 (анимация).

Распределите вещества на два столбика: «расписываем на ионы», «оставляем в виде молекул»:

Н2О, NaOH, SO2, Fe(OH)2, H2SO4, MgS, Na2CO3, K2SiO3.

(Работаем фронтально, аргументируем выбор).

 

Задание 2. Слайд 7 (анимация).

Уберите формулы веществ, которые не надо расписывать на ионы при составлении ионного уравнения: О2, NaOH, Са(OH)2, Н2О, NaCl, Mg (NO3)2, Al(NO3)3, Na2CO3, K2SO4,  CO2, CuCl2, H2S, CaCO3, FeCl3, BaSO4, NaNO3, H2SO4, SO3, Cu(OH2), H2S.

(Один ученик работает у доски, интерактивная доска. Если выбор сделан правильно, формула исчезает при щелчке на ней левой кнопкой мыши. Если неправильно, появляется надпись "ошибка").

 

Задание 3. Слайд 8 (Интерактивная доска).

Ученик составил полные ионные уравнения для данных молекулярных. Исправьте ошибки. Составьте сокращенные ионные уравнения.

(Один ученик работает у доски в режиме «перо», исправляя ошибки красным цветом и объясняя их).

Fe (OH)3 + 3 HCl = FeCl3 + 3 H2O

Fe3+ + 3 OH- + 3 H+ + 3 Cl- = Fe 2+ + 3 Cl - + 3 H2O

(гидроксид железа (III) на ионы не расписывается, неправильно указан заряд иона железа в правой части) 

Са (OH)2 + 2 HCl = CaCl2 + 2 H2O

Ca2+  +  OH- + 2 H+ +  Cl- = Ca2+ +  Cl- + 2 H2O

(потеряны коэффициенты перед гидроксид-анионом и хлоридом - в левой и в правой части уравнения)

Ba (NO3)2 + Na2SO4 = BaSO4 + 2 NaNO3

Ba  + 2 NO3 + 2 Na + SO4 = BaSO4  + 2 Na + 2 NO3

(Потеряны заряды ионов)

 

Задание 4. Слайд 9.

Закончить уравнения реакций в молекулярном виде. Записать их в ионном виде.

К2СО3 + HCl =

NaОH + ZnCl2 =

Mg(ОH)2 + HNO3 =

К24 + NaCl =

(Работаем мелом на обычной доске, используя слайд презентации только для проецирования задания).

 

Эвристическая беседа. Как вы думаете, почему в последнем уравнении сократилось все? Что это может означать на практике? Реакция не протекает, потому что ионы никак не изменились, не образовалось вещества, которое не диссоциирует на ионы. Почему же протекают остальные реакции? В первой реакции образовалось газообразное вещество, не являющееся электролитом – углекислый газ. Во второй – осадок, в третьей вода. Сформулируйте вывод: когда же осуществимы реакции ионного обмена. Запишем вывод в тетради:

Реакции ионного обмена осуществимы, если образуется осадок или газ, или вода.

 

Задание 5. Слайд 10.

Даны ионы: Сl-, NO3-, Ba2+, Br-, Ca2+, Na+, SO42- , PO43-, Al3+, K+.

Какие из данных ионов не могут находиться в растворе одновременно?

Составьте сокращенные ионные уравнения.

Предложите возможные молекулярные уравнения для данных ионных.

(Работаем мелом на обычной доске, используя слайд презентации только для проецирования задания).

(Не могут находится в растворе одновременно ионы, образующие нерастворимое вещество: барий и сульфат, алюминий и фосфат, кальций и фосфат, барий и фосфат)

Самостоятельная работа. Слайд 11.

Составьте уравнения реакций в молекулярной, ионной и сокращенной ионной формах.

1 вариант.

1) CaCl2 + K3PO4 =

2) Cu (OH)2 + 2 HCl =

2 вариант.

1) Al Cl3 + Ag NO3 =

2) Zn (OH)2 + 2 HNO3

(Работа выполняется на листочках, дублируется на черновиках, после сдачи листочков происходит самопроверка).

 

Самопроверка. Слайд 12.

Проверь себя:

Вариант 1

1)  3 CaCl2 + 2 K3PO4 = Ca3 (PO4)2  + 6 KCl 

3 Са2+ + 6 Cl- + 6 K+ + 2 PO43- = Ca3 (PO4)2 + 6K+ + 6Cl-

3 Са2+ + 2 PO43- = Ca3 (PO4)2

2)     Cu (OH)2 + 2 HCl = CuCl2 + 2 H2O

Cu (OH)2 + 2 H+ + 2Cl- = Cu2+ + 2 Cl- + 2 H2O

Cu (OH)2 + 2 H+ = Cu2+ + 2 H2O

Вариант 2

  1. Al Cl3 + 3 Ag NO3 = Al (NO3)3 + 3AgCl

Al3+ + 3Cl- + 3 Ag+ + 3 NO3- = Al3+ + 3NO3- + 3AgCl

Cl- + Ag+ = AgCl

2)     Zn (OH)2 + 2 HNO3 = Zn (NO3)2 + 2 H2O

Zn (OH)2 + 2 H+ + 2 NO3- = Zn2+ + 2 NO3- + 2 H2O

Zn (OH)2 + 2 H+ = Zn2+ + 2 H2O

 

Домашнее задание. Слайд 13.

§ 37 (повторить).

Придумать свои реакции, в которых бы:

А) образовался осадок;

Б) выделился газ;

В) реакции не происходило.

Составить уравнения в молекулярном и ионном виде.

 

Подведение итогов урока.

Прикрепленный файл Size
Ионные уравнения реакций.docx 25.77 KB
Ионные уравнения реакций.ppt 422 KB

»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   
ХИМИКИ и жизнь

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн