Вы не зарегистрированы

Авторизация



Шахматная программа.

Submitted by Анатолий Викторович Кочетков on Wed, 06/08/2014 - 20:07
Данные об авторе
Автор(ы): 
Кочетков А.В.
Место работы, должность: 
Шульгинский филиал МБОУ "Новопокровская СОШ". Мордовского района Тамбовской области
Регион: 
Тамбовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Другое
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
Здесь даётся программа по шахматам.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новопокровская средняя общеобразовательная школа» УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Новопокровская СОШ» ____________ (Климачёва Н.И.) Приказ № ____ от «____» ________2013 г. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ______________ ( Потапова Г.А.) «___» _________2013 г. РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Руководитель ___________ (Кретинина Е.А.) Протокол №_____ «____»__________2013 г. «ВЗЯЛСЯ - ХОДИ» Модифицированная образовательная программа для детей младшего и среднего школьного возраста, рассчитанная на 3 года обучения. Составил педагог дополнительного образования Кочетков Анатолий Викторович 2013-2014 уч. год Пояснительная записка. Шахматная культура стала одним из великих благ человечества. Вольтер. Научиться играть в шахматы легко, но трудно научиться играть хорошо. Х.-Р. Капабланка. Никто и никогда не рождался мастером. Путь к этому званию лежит через годы учёбы, борьбы, радости и печали. П. Керес. Шахматы- это явление мировой культуры-специфический вид человеческой деятельности, сочетающий в себе элементы науки, искусства и спорта. Они вышли за рамки спортивного единоборства, заслужили официальное признание, как мощное средство воспитания и развития человека, как неотъемлемая часть культурной и научной жизни современного человеческого общества. Они доступны людям разного возраста и не зависят от национальности, вероисповедания, материального положения, политических взглядов и т.п., способствуют сотрудничеству в раздираемом противоречиями мире. «Мы все-одна семья»-лозунг ФИДЕ. Будучи моделью военного противоборства шахматы объективно «работают» на мир, объединение людей, несут критерий истины и справедливости. Перед пытливым умом переизбытка мудрости и красоты не бывает, поэтому, изучая игру, обучаемый, наряду с повышением уровня шахматного мастерства, значительно расширяет своё представление о шахматах, повышает уровень шахматной культуры. Повсеместное внедрение компьютерной техники и сетевых технологий оказывают существенное влияние на мир шахмат, предоставляя невиданные возможности общения в игре и роста мастерства как для профессиональных игроков, так и для миллионов любителей шахмат, особенно для тех, кто живёт в населённых пунктах, отдалённых от центров шахматной жизни. Шахматы, как искусство, как зрелище пробуждают в человеке целую палитру качеств и эмоций, способствующих духовному обогащению личности, её всестороннему и гармоничному развитию. Актуальность курса. Выдающиеся политические деятели,военачальники и полководцы, писатели, музыканты, учёные видели и видят в шахматах не просто отдых и развлечение, но и своеобразную гимнастику ума, эффективное средство воспитания и развития человека. К числу наиболее в активных социальных функций шахмат относится функция педагогическая, ориентированная на формирование творческих качеств личности, развития познавательной активности обучающихся, их самостоятельности в принятии оптимальных решений в самых различных ситуациях, требующих повышенного внимания, ответственности, высокой культуры и дисциплины мыслительной деятельности. Отличаясь доступностью, простотой и привлекательностью, шахматы вносят вклад во всестороннее гармоничное развитие человека, независимо от возраста, профессии, спортивной шахматной квалификации. Во всём мире растёт понимание того, что школа не может обеспечить знаниями своих воспитанников на все случаи жизни. Поэтому центральное место в системе дополнительного образования занимает развитие обучающихся, формированию у них таких качеств творческой личности, которые помогли бы им активно участвовать в последующей учебной и трудовой деятельности. Теоретически и практически обоснована не только целесообразность, но и сама возможность использования шахмат в формировании элементов научного стиля мышления творческий способностей, эстетических взглядов, повышение успеваемости детей по всем предметам. Шахматы-школа творчества детей. Это уникальный инструмент развития творческого мышления. «Вкладывая в детей, в шахматы, мы вкладываем в наше будущее»-К. Илюмжинов. Именно здесь готовится его самая умная часть, будущая элита общества. Занятия шахматами не должны мешать профессиональному становлению личности в любой сфере деятельности, напротив, должны помогать в этом. Обычно вопросы шахматной педагогики рассматриваются односторонне-как набор методических правил и принципов, которыми должен руководствоваться тренер, решающий лишь одну задачу: как можно быстрее добиться от своих воспитанников, высоких спортивных результатов. Но цели и задачи шахматной педагогики сложнее. Это специфическая отрасль педагогических знаний, которая отражает идеи и рекомендации науки к компонентам педагогической деятельности-целям, содержанию, методам, средствам и организационным формам воспитания, обучения и развития с учётом индивидуальных познавательных возможностей. Подход к шахматам в школах связан с тем, что игра в шахматы рассматривается как самостоятельный вид деятельности, вид спорта, в котором необходимо совершенствоваться, и на это направлены имеющиеся программы обучения шахматами. Особенности данной программы в том, что шахматы выступают как средство интеллектуального развития, эффект от которого связан с переносом тех или иных творческих качеств личности, на различные виды интеллектуальной деятельности. А это приводит к изменениям акцентов-переориентирования в процессе обучения шахматам на процесс развития с помощью шахмат. Формы и методы занятий. Применение специальных методов помогает непосредственно решать эту задачу. Для их реализации используются упражнения избирательного характера. Особенностью этих упражнений является то, что они обладают способностью избирательного воздействия на определённые функции обучаемых, чтобы данная функция попадала под максимальную «нагрузку» в зависимости от подготовки обучаемых. Этим они отличаются от упражнений, которые используются в тренировочном процессе, где успешность решения различных шахматных задач, этюдов, комбинаций определяются не только уровнем интеллектуальных способностей, но и объёмом имеющихся у него знаний. Особенно полезны они для детей с задержками и отклонениями в умственном развитии, помогают им лучше усваивать школьные дисциплины. Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память. «Она входит в жизнь как элемент умственной культуры»-писал В. Сухомлинский. Именно с игры начинается путь в шахматный мир. Данная программа ориентирована на детей младшего и среднего школьного возраста (от 7 до 15 лет) и рассчитана на три года обучения. На теоретические и практические занятия на учебный год отводится 144 часа. Целью программы является: - использование шахмат как эффективное средство воспитания и интеллектуального развития детей; - развитие логического мышления, концентрация внимания, памяти, эмоциональной и волевой выдержки; - воспитание личности, ответственность за свои поступки; - повышение спортивного мастерства; - определение своей будущей сферы деятельности(профессии). Программа направлена на достижение определённых задач, исходя из психолого-возрастных особенностей ребёнка и времени результативности обучения (см. раздел «Задачи курса «Взялся-ходи»»). В организации воспитательно-учебного процесса применяется совокупность форм, методов, приёмов. «Искусство основано на интуиции, технология-на науке. С искусства всё начинается, технологией-заканчивается, чтобы затем всё началось с начала» (В.П. Беспалько). «Нет, тысячу раз нет, не существует такой категории наук, которые можно было бы назвать прикладными. Существуют науки и прикладное применение этих наук, связанные между собой как плод и дерево…» (Луи Пастер). Не вдаваясь в полемику я определяюсь в следующем: технология преследует многообразные цели и задачи, как спортивные, образовательные, воспитательные, чтобы элементы теории и практики эффективно содействовали повышению мастерства. Основополагающими принципами обучения считаются принципы общедидактического направления: доступности, сознательности и активности, прочности усвоения знаний, последовательность и систематичность учитывающих специфику игры. «Метод эластичен, он может быть применён во всяком случае жизни»-писал Эм. Ласкер. Применительно к шахматам используются такие методы как: - словесный; - объяснительно-иллюстративный; - проблемный; - частично-поисковый; - исследовательский. Они активизируют самостоятельную и мыслительную деятельность. Подбор задач, этюдов, проблемных заданий, оценка, план игры, расчёт вариантов планируется с таким расчётом, что педагог помогает, корректирует, но не вмешивается в процесс поиска решения, учитывая уровень предшествующей подготовки. Чем больше самостоятельности, тем надёжнее и осознаннее приобретаемые знания, умения и навыки (ЗУН), которые не являются конечной целью обучения, а служат основой для дальнейшего развития человека. В процессе обучения важную роль играет выбор организационных форм проведения занятий. Применяются индивидуальные, групповые и коллективные формы организации учебной деятельности. Форма обучения зависит от контингента обучаемых, условий их обучения. Чем выше шахматная квалификация, тем большее значение приобретают индивидуальные формы работы. При подготовке к соревнованиям, разнообразным праздникам возрастает роль коллективных форм. Именно в коллективе воспитываются личностные качества человека такие, как честность, ответственность, дисциплинированность, товарищеская взаимопомощь, скромность, отзывчивость и многие другие. Процесс обучения превращается в увлекательную игру. Шахматы на начальном этапе становятся продолжением детских игр и забав. По мере накопления ЗУН происходит качественная перемена, обычный скачок в повышении шахматного мастерства. При групповых занятиях применяются следующие приёмы: рассказ, беседа, лекция, объяснение, учебная дискуссия, конкурс, сеанс одновременной игры, самостоятельная работа, упражнения, решение задач и этюдов, познавательные игры, соревнования. При характеристике ожидаемых результатов нужно знать, как переходят шахматные функции на другие сферы деятельности. В пылу борьбы, так и вне арены шахматных сражений погружённые в волшебный мир шахмат игроки, особенно дети, порой как бы «оживляют» фигуры, и наделяют их способностями людей. Шахматисты часто говорят, что фигуры «чувствуют», «ходят», борются» и т.д.. Второй чемпион мира М. Ласкер так писал об эмоциях фигур: «Чувства шахматной фигуры не бедны, как об этом думают: честолюбие-при выполнении работы, ярость-если этому мешают, отчаяние-из-за незаслуженно горькой участи, ликование-по поводу счастливого случая, насмешка над противником, которому фигура загородила путь, ненависть-ко всякому, кто угрожает королю, смех-когда удаётся избежать ловушки….». Шахматисты, подчиняясь магии шахматных фигур, только как бы «оживляют» их, но даже наделяют их теми или иными правами игрока, теми или иными способностями. Фигурам трудно сражаться по одиночке, как в большинстве жизненных ситуаций, к успеху ведут коллективные действия, взаимная выручка и поддержка фигур. При этом каждая фигура действует по своему и вносит вклад в общее дело. Шахматы-это идеальная модель жизни. В отличие от жизни здесь нет места предательству. Просто проигравший не смог использовать силу и возможности своих фигур, а противник, используя их недостатки, превратил их в «плохие» фигуры, где они могут даже мешать своему королю, как, например, положение «спёртого мата», « эполетного мата» и др. В шахматах нельзя «свалить» собственные ошибки на кого-то другого, как это часто бывает в жизненных ситуациях. Шахматы, как игра-противоборство, в принципе ничем не отличается от игры в шашки, в футбол, в баскетбол-похожие стратегические идеи, тактические действия и даже приёмы. Игрок выступает как тренер, который руководит своими фигурами, как, например, футболистами. Также переносятся функции шахмат на другие виды деятельности в зависимости от того, какую специальность хочет выбрать обучающийся. Он должен знать специфику будущей работы, какие требования предъявляет эта профессия к человеку, какие качества он должен будет в себе развивать, какие недостатки и слабости он имеет и знать, какими специальными упражнениями их устранять с помощью педагога. На каждого обучаемого заводится анкета, где характеризуется его положительные и отрицательные качества, недостатки, слабости и намечаются пути их устранения путём подбора специальных упражнений избирательного характера, не допуская компенсации одних функций другими. Для закрепления пройденного учебного материала организуются тематические сеансы одновременной игры, разыгрывания типовых, эндшпильных и миттельшпиль-ных позиций, конкурсы решения комбинаций. Участие в различных соревнованиях показывают уровень подготовки шахматиста, его функциональный уровень. В целях проверки результатов освоения программы по каждому году обучения применяется контроль и самоконтроль в форме индивидуального опроса, фронтального опроса, устных и письменных зачётов, устных экзаменов, собеседование по элементам и тактическим приёмам, устного самоконтроля, диагностики. Введение тестов изменяет отношение детей ко всем упражнениям, которые помогут им сдать эти тесты. Появляется интерес к решению и сильнее закрепляется навык. В конце учебного года проводится конечная диагностика, подведение итогов года, награждение грамотами. В конце учебного курса проводится первенство школы по шахматам. Структурно программа первого года обучения состоит из семи тем: введение в образовательную программу. Первичная диагностика; история развития шахмат; элементарные понятия о шахматной игре; дебют; эндшпиль; тематические турниры. Тренировочные партии; контрольная диагностика. Структурно программа второго года обучения состоит из семи тем: введение в образовательную программу из восьми тем: введение в образовательную программу. Начальная диагностика; история развития шахмат; дебют; миттельшпиль; эндшпиль; решение позиций на закрытие от шахов; игра в поддавки; контрольная диагностика. Структурно программа третьего года обучения состоит из семи тем: введение в образовательную программу. Начальная диаграмма; история шахмат, активность в шахматах, основные принципы разыгрывания дебюта, тактические слабости, эндшпиль, решение позиций по принципу тактических слабостей, решение простейших тактических позиций, тактико-техническая подготовка, итоговое занятие. Задачи курса «ВЗЯЛСЯ-ХОДИ» Задачи 1 2 3 Обучающие Научиться записывать партию, определять цвет полей «вслепую», простейшим дебютным принципам. Расширять кругозор. Научиться простому нападению, правилу «квадрата», понятиям «оппозиция», «цугцванг», ставить мат одинокому королю. Научиться вскрытому нападению. Овладеть основными принципами разыгрывания дебютов, решать задачи в 2-4 хода, владеть основами пешечного эндшпиля. Нападение развязыванием. Уметь составлять план и давать оценку позиции, владеть окончаниями «лёгкой фигуры против пешек». Уметь ставить мат слоном и конём, двумя слонами. Ориентирование на плоскости. Овладеть понятием инициатива в дебюте, знаниями стратегических идей некоторых партий, овладеть понятием «атака в шахматной партии». Вилка. Двойное нападение. Выполнить 4 разряд. Развивающие Овладеть простейши-ми принципами реа-лизации материально-го преимущества, ра-зыгрывания середины партии. Показать зна-ния стратегических идей итальянской партии. Планирование способностей измене-ний качеств личнос-ти. Участвовать в тур-нирах начинающих. Овладеть приёмом «лестница». Формиро-вать внутренний план умственных действий, приёмы и перенос их на учебную деятель-ность. Активизировать мыслительную деятельность. Овладеть стратегическими идеями гамбита Эванса, венской партии, королевского гамбита. Достижение цели игры в процессе шахматной партии. Начальный выбор профессии. Овладеть идеями защиты двух коней, дебюта 4-х коней. Освоить навыки планирования партии. Определение личных качеств к выбранной профессии. Развивать логическое мышление, память и внимание. Уметь пользоваться таблицей очерёдности игры. Понимать необходимость изучение шахматной литературы. Освоить элементы противоборства. Предварительный выбор профессии. Укреплять нужные качества личности. Воспитательные Предлагать большинство предложений в занимательной форме для успешного завершения задач. Воспитание личных качеств как честность, дисциплинирован-ность. Борьба с небрежностью. Уметь работать в коллективе, воспитывать ответственность, товарищескую взаимопомощь, скромность, отзывчивость. Воспитывать настойчивость при выполнении своих обязанностей. Знать задачи физического воспитания в стране. Уметь поддерживать своё здоровье в норме. Учиться творческому подходу в шахматах. Улучшить оценки по предметам. Знать основные положения гигиены шахматистов. Понимать цели и смысл шахмат в жизни людей. Развивать спокойствие и уверенность в своих силах. Стремиться к лидерству. Иметь понятие о тренировке шахматиста. Формировать объективность самооценки, критичность мышления. Уметь концентрированно развивать план действий. Укреплять стойкость характера, развивать здоровье и т. д. Содержание программы по шахматному объединению «Взялся - ходи». 1 год обучения. № Наименование темы Содержание учебного материала Перечень контрольных мероприятий Требования к уровню подготовки обучающихся 1. Вводное занятие. Первичная диагностика. Теоретические сведения: ознакомление детей с курсом шахматной программы на текущий учебный год. Индивидуальное собеседование: выявление исходного уровня их подготовки к шахматной игре. Тестирование. Знать: первичные знания о шахматах; уметь: передвигать шахматные фигуры; применять: в практической игре. 2. История развития шахмат. Теоретические сведения: происхождение шахмат. Легенда о радже и мудреце. Чатуранга и шатрандж. Теория. Знать: происхождение шахмат; уметь: передвигать шахматные фигуры; применять: в практической игре. 3. Элементарные понятия о шахматной игре. Теоретические све-дения: шахматная доска, знакомство с шахматными фигурами, расстановка шахматных фигур на доске, шахматные ходы, шах, мат, пат, ничья. Теория, практические задания. Знать: что такое шахматная доска, шахматные фигуры, ходы шахматных фигур, шахматные термины; уметь: правильно распоряжаться шахматными фигурами на доске; применять: в практической игре. 4 Дебют. Теоретические сведения: определение дебюта как подготовительной стадии к борьбе в середине игры. Основные принципы развития дебюта.Мобилиза-ция фигур. Борьба за центр. Безопас-ность короля. Теория, практическая игра. Знать: виды шахматных дебютов, основные принципы развития дебюта; уметь: завладевать центром шахматной доски, обезопасить своего короля; применять: в шахматной партии. 5. Эндшпиль. Теоретические све-дения: понятие о тактике, понятие о комбинациях, ос-новные тактические приёмы. Связка, по-лусвязка, двойной удар,«вилка»,вскры-тое нападение, вскрытый шах, отв-лечение, завлечение, размен. Практика: принципы реализа-ции большого мате-риального перевеса. Теория, практическая игра, тестовые задания. Знать: понятие о тактике, о комбинациях, шахматные термины; уметь: реализовывать материальный перевес; применять: в практической игре. 6. Тематические турниры. Тренировочные партии. Разбор партий. Решение позиций на мат в 1 ход. Тренировочные партии с записью. Разбор сыгранных партий. Участие в турнирах. Практическая игра, тестовые задания. Знать: как ставить мат в 1 ход; как записывать шахмат-ную партию; уметь: разбирать партию; ставить мат в 1 ход; применять: участие в шахматных турнирах. 7. Контрольная диагностика. Тестирование. Практическая игра, тестирование. Знать: правило «квадрата»; уметь: ставить мат шахматными фигурами; применять: участие в турнирах. Требования к уровню подготовки обучающихся к концу 1 года обучения: Знать: - Уметь записывать партию, определять цвет полей шахматной доски «вслепую»; -историю вопроса о происхождении шахмат; - показать знания простейших дебютных принципов, стратегических идей итальянской партии; - знать правило квадрата, владеть понятиями: «оппозиция», «цугцванг». Уметь: - определять названия и идеи основных тактических приёмов; - владеть простейшими принципами реализации материального преимущества, разыгрывания середины партии; - ставить мат одинокому королю: ферзём, ладьёй, конём, слоном; - владеть приёмом «лестница», в эндшпиле «ферзь против пешек». Применять: - участвовать в турнирах начинающих. Учебно-тематическое планирование. Первый год обучения. № Название темы Кол-во часов Теория Практика 1 Введение в образовательную программу Первичная диагностика. 4 - 4 2 История развития шахмат 2 2 - 3 Элементарные понятия о шахматной игре. 21 10 11 4 Дебют. 20 10 10 5 Эндшпиль. 20 10 10 6 Тематические турниры. Тренировочные партии. 73 - 73 7 Контрольная диагностика. 4 - 4 8 Итого: 144 32 112 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на 2013-2014 учебный год. По шахматному объединению «Взялся-ходи» Класс(классы): 2-9 Учитель: Кочетков Анатолий Викторович Количество часов: всего:144 ч.; в неделю: 4 час; резерв времени-час. Плановых контрольных занятий- 4; зачётов-- лабораторных работ__-__ , проектных работ(практических работ) - 112 Вид программы: типовая, скорректированная, авторская Уровень изучения: углубленный, расширенный, базовый Учебные пособия методические материалы (автор, название, издательство, год издания): 1. С.Б. Губницкий, М.Г. Хануков, С.А. Шедей Полный курс шахмат: 64 урока для новичков и не очень опытных игроков.- М.АСТ; Харьков: Фолио, 2010. 2. А.А.Котов, Ю. Л. Авербах, М.М. Юдович Шахматная школа. Ростов-на-Дону «Феникс», 2007. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ( ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ) 1 год обучения. № Наименование темы. Тема занятия. Кол-во часов. Дата проведения занятия Виды и формы контроля Требования к уровню усвоения программы План. Факт. 1.Введение в образовательную программу. Первичная диагностика(4 часа). 1 2 Введение в образовательную программу. Ознакомление детей с курсом шахматной программы 1 1 2.09 2.09 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами. Знать: первичные знания о шахматах; уметь: передвигать шахматные фигуры; применять: в практической игре. 3 4 Индивидуальное собеседование: выявление исходного уровня подготовки шахматной игре детей 1 1 5.09 5.09 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами История развития шахмат (2 часа) 5 Происхождение шахмат 1 9.09 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами Знать: происхождение шахмат; уметь: передвигать шахматные фигуры; применять: в практической игре. 6 Чатуранга и шатрандж. 1 9.09 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами Элементарные понятия о шахматной игре (21 час). 7 Шахматная доска 1 12.09 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами Знать: что такое шах-матная доска, шахматные фигуры, ходы шахматных фигур, шахматные термины; уметь: правильно распоряжать-ся шахмат-ными фигу-рами на доске; применять: в практической игре. 8 Шахматные фигуры. Пешка. 1 12.09 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 9 Шахматные фигуры. Конь. 1 16.09 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 10 Шахматные фигуры. Слон. 1 16.09 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 11 12 Знакомство с тактическими приёмами 1 1 19.09 19.09 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 13 Шахматные фигуры. Ладья. 1 23.09 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 14. Шахматные фигуры. Ферзь. 1 23.09 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 15. Шахматные фигуры. Король. 1 26.09 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 16. Чтение и запись шахматных ходов. 1 26.09 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 17. Шах. Мат. 1 30.09 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 18. Ничейные положения. 1 30.09 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 19 20 21 22 23 24 25 26 27 Повторение пройденного материала. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3.10 3.10 7.10 7.10 10.10 10.10 14.10 14.10 17.10 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами Дебют(20 часов). 28. Дебюту-особое внимание. 1 17.10 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами Знать: виды шахматных дебютов, основные принципы развития дебюта; уметь: завладевать центром шахматной доски, обезопасить своего короля; применять: в шахматной партии. 29. Дебют и общий план игры. 1 21.10 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 30. Систематизация и анализ. 1 21.10 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 31 32. Современные дебютные принципы. 1 1 24.10 24.10 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 33 34 Роковой пункт f2(f7) Роковой пункт f2(f7) 1 1 28.10 28.10 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 35 36 Борьба за центр. 1 1 28.10 31.10 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 37 «Испанская пытка» 1 31.10 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 38 Гамбит. 1 4.11 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 39. Шотландский гамбит. Центральный дебют. 1 4.11 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 40. Северный гамбит. Латышский гамбит. 1 7.11 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 41. Гамбит слона. 1 7.11 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 42. Ферзевый гамбит. 1 11.11 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 43 44 45 46 47 Повторение пройденного материала. 1 1 1 1 1 11.11 14.11 14.11 18.11 18.11 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами Эндшпиль.(20 часов). 48 Король и пешка против короля. 1 21.11 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами Знать: понятие о тактике, о комбинациях, шахматные термины; уметь: реализовы-вать матери-альный перевес; применять: в практической игре. 49 Поля и расстояния. 1 21.11 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 50 Реализация перевеса. 1 25.11 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 51 52 Пешка против фигур. 1 1 25.11 28.11 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 53. Двойной удар. Вскрытый шах. Двойной удар. 1 28.11 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 54. Основные особенности эндшпиля. 1 2.12 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 55 56 57 58 59 60 61 62 63 Новогодний шахматный турнир. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2.12 5.12 5.12 9.12 9.12 12.12 12.12 16.12 16.12 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 64 65 Полуоткрытые дебюты. 1 1 19.12 19.12 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 66 67 Скандинавская защита. Защита Алёхина. Защита Уфимцева. 1 1 23.12 23.12 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами Тематические турниры. Тренировочные партии.(73 часа.) 68 69 Вилка. 1 1 26.12 26.12 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами Знать: как ставить мат в 1 ход; как записывать шахматную партию; уметь: разбирать партию; ставить мат в 1 ход; применять: участие в шахматных турнирах. 70 71 Связка. 1 1 30.12 30.12 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 72 73 74 75 76 77 78 79 Тренировочные партии. 1 1 1 1 1 1 1 1 9.01 9.01 13.01 13.01 16.01 16.01 20.01 20.01 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 80 81 О правах и обязанностях игроков. 1 1 23.01 23.01 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 82 83 Размен фигурами. 1 1 27.01 27.01 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 84 85 Закрытые дебюты. 1 1 30.01 30.01 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 86 87 Комбинация. 1 1 3.02 3.02 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 88 89 90 91 92 93 94 95 Решение типовых задач. Анализ сыгранных партий. 1 1 1 1 1 1 1 1 6.02 6.02 10.02 10.02 13.02 13.02 17.02 17.02 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 96 97 Староиндийская защита. Новоиндийская защита. 1 1 20.02 20.02 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 98 99 Защита Рогозина. Голландская защита. 1 1 24.02 24.02 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 100 101 Линейный мат. 1 1 27.02 27.02 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 102 103 Мат одинокому королю ферзём и королём. 1 1 3.03 3.03 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 104 105 106 107 108 109 110 111 Тренировочные партии. 1 1 1 1 1 1 1 1 6.03 6.03 10.03 10.03 13.03 13.03 17.03 17.03 112 113 Шотландская партия 1 1 20.03 20.03 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 114 Король и ладья против короля. 1 24.03 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 115 116 Позиционная ничья. 1 1 24.03 27.03 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 Анализ партий и типовых позиций. Тренировочные партии. Комбинация в эндшпиле. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 27.03 31.03 31.03 3.04 3.04 7.04 7.04 10.04 10.04 14.04 14.04 17.04 17.04 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами. 1 1 21.04 21.04 132 133 134 135 136 137 138 139 140 Первенство школы по шахматам. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 24.04 24.04 28.04 28.04 5.05 5.05 12.05 12.05 15.05 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами Контрольная диагностика(4 часа). 141 142 143 144 Контрольная диагностика. 1 1 1 1 15.05 19.05 19.05 22.05 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами Знать: правило «квадрата»; уметь: ставить мат шахматными фигурами; применять: участие в турнирах. Содержание рабочей программы по шахматному объединению «Взялся-ходи». 2 год обучения. № Наименование темы Содержание учебного материала Перечень контрольных мероприятий Требования к уровню подготовки обучающихся 1 Вводное занятие. Направление работы на год, цель програм-мы, методы достиже-ния цели, методичес-кие рекомендации, ус-ловия работы. Началь-ная диагностика. Собеседование, решение шахматных позиций. Тестирование. Практическая игра. Знать: методы достижения цели в игре шахматы; уметь: ставить мат королю соперника; применять: в практической игре. 2 История развития шахмат. Первые выдающиеся игроки: А.Филидор (1726-1795), А. Андер-сен(1818-1879),В. Стей-ниц (1936-1900)-пер-вый чемпион мира. Советские чемпионы мира: М.Ботвинник, В. Смыслов и их вклад в развитие шахматного искусства. Тестирование. Практическая игра Знать: знаменитых шахматных игроков; уметь: анализировать шахматные партии; применять: на практике. 3 Основные принципы разыгрывания дебюта. Развитие фигур и пешек, мобилизация фигур в течение 8-12 ходов, избегание ходов пешками. Тестирование. Практическая игра Знать: виды дебютов; уметь: развивать свои фигуры; применять: в практической игре. 4 Миттельшпиль. Связь дебюта с мит-тельшпилем. Практика. Отвлечение.Завлечение. Комбинации. Тестирование. Практическая игра Знать: что такое миттель-шпиль; уметь: атаковать короля соперника в середине партии; применять: в практической игре 5 Эндшпиль. Мат двумя ладьями, одной ладьёй, мат двумя слонами. Простейшие пешечные окончания. Практика. Решение позиций по принципу тактических слабостей. Решение простейших тактических позиций. Проведение трениро-вочных турниров. Тестирование. Практическая игра Знать: как ставить мат с небольшим количеством шахматных фигур; уметь: решать шахматные задачи; применять: в практической игре. 6 Решение позиций на закрытие от шахов. Принятие правильного решения. Показать все возможности защиты. Тестирование. Практическая игра Знать: как правильно защищаться от нападения соперника; уметь: правильно принимать решение при атаке соперника; применять: в практической игре. 7 Игра в поддавки. Обучаемые тренируют лучшее видение всех возможных взятий в позиции. Тестирование. Практическая игра Знать: правила уничтожения шахматных фигур соперни-ка; уметь: правиль-но атаковать короля сопер-ника; применять: на практике. Итоговое занятие. Конечная диагностика, подведение итогов года, награждение. Первенство школы по шахматам. Тестирование. Практическая игра. Знать: изученный материал; уметь: атаковать и защищаться в шахматах; применять: на практике. Требования к уровню подготовки обучающихся к концу 2 года обучения: Знать: - задачи физического воспитания в стране; - основные положения шахматного кодекса, понимать значение спортивных соревнований; - историю вопроса проникновения шахмат в Европу, иметь представление о реформе шахмат, об испанских, итальянских шахматах 16-17 веков; - основные положения теории Филидора; - основные положения личной гигиены шахматиста. Уметь: - владеть основными принципами разыгрывания дебютов; показать знание стратегических идей гамбита Эванса, венской партии, королевского гамбита; - показать умение осуществлять шахматные приёмы; - владеть основами пешечного эндшпиля; знать окончания «лёгкая фигура против пешки»; - владеть информацией о роли ЦНС в деятельности всего организма; - уметь составить план и дать оценку позиции в дебюте, показать знания стратегических идей защиты двух коней, дебюта четырёх коней; - владеть окончаниями «лёгкая фигура против пешек», «ладья против пешек»; - ставить мат слоном и конём, двумя слонами. Применять: - в практической игре. Учебно-тематическое планирование. Второй год обучения. № Название темы Кол-во часов Теоретические часы Практические часы 1 Введение в образовательную программу. Начальная диагностика. 2 - 2 2 История развития шахмат 2 2 - 3 Дебют. 20 10 10 4 Миттельшпиль. 10 5 5 5 Эндшпиль. 35 15 20 6 Решение позиций на закрытие от шахов 60 - 60 7 Игра в поддавки 11 - 11 8 Контрольная диагностика. 4 - 4 9 Итого: 144 32 112 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на 2013-2014 учебный год. 2 год обучения. По шахматному объединению «Взялся-ходи» Класс(классы): 2-9 Учитель: Кочетков Анатолий Викторович Количество часов: всего:144 ч.; в неделю: 4 час; резерв времени-час. Плановых контрольных занятий- 4; зачётов-- лабораторных работ__-__ , проектных работ(практических работ) - 112 Вид программы: типовая, скорректированная, авторская Уровень изучения: углубленный, расширенный, базовый Учебные пособия методические материалы (автор, название, издательство, год издания): 1. С.Б. Губницкий, М.Г. Хануков, С.А. Шедей Полный курс шахмат: 64 урока для новичков и не очень опытных игроков.- М.АСТ; Харьков: Фолио, 2010. 2. А.А.Котов, Ю. Л. Авербах, М.М. Юдович Шахматная школа. Ростов-на-Дону «Феникс», 2007. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ( ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ) 2 год обучения. № Наименование темы Кол-во часов Дата проведения занятий Виды и формы контроля Требования к уровню усвоения программы План. Факт. 1.Введение в образовательную программу. Начальная диагностика.(2 часа) 1 2 Вводное занятие. Диагностика. 1 1 2.09 2.09 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами Знать: методы достижения цели в игре шахматы; уметь: ставить мат королю соперника; применять: в практической игре. 2.История развития шахмат.(2 часа.) 3 Первые выдающиеся игроки. 1 5.09 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами Знать: знаменитых шахматных игроков; уметь: анализировать шахматные партии; применять: на практике. 4. Советские чемпионы мира. 1 5.09 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 3.Основные принципы разыгрывания дебюта.(20 часов). 5. Дебют дебюту рознь. 1 9.09 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами Знать: виды дебютов; уметь: развивать свои фигуры; применять: в практической игре. 6. Защита двух коней. 1 9.09 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 7. Гамбит Эванса. 1 12.09 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 8. Венгерская партия. 1 12.09 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 9 10 11 12 13 14 Тренировочные партии. 1 1 1 1 1 1 16.09 16.09 19.09 19.09 23.09 23.09 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 15 Защита Филидора. Дебют слона. 1 26.09 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 16. Дебют четырёх коней. Дебют трёх коней. 1 26.09 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 17 Сицилианская защита 1 30.09 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 18. Середина игры 1 30.09 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 19 Комбинация в миттельшпиле. 1 3.10 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 20 21 Два слона. 1 1 3.10 7.10 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 22 23 24 Простейшие пешечные окончания 1 1 1 7.10 10.10 10.10 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 4.Миттельшпиль.(10 часов) 25 26 27 Шахматная композиция 1 1 1 14.10 14.10 17.10 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами Знать: что такое миттель-шпиль; уметь: атаковать короля соперника в середине партии; применять: в практической игре. 28 29 30 Тренировочные партии 1 1 1 17.10 21.10 21.10 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 31 Английская партия 1 24.10 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 32 Дебют Берда. Гамбит Фрома. 1 24.10 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 33 Будапештский гамбит. 1 28.10 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 34 Дебют Сокольского. 1 28.10 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 5.Эндшпиль( 35 часов). 35 Мат по 7-й горизонтали. Мат по 8-й горизонтали. 1 31.10 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами Знать: как ставить мат с небольшим количеством шахматных фигур; уметь: решать шахматные задачи; применять: в практической игре. 36 37 Пешечный эндшпиль. 1 1 31.10 4.11 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 38 39 Когда миттельшпиль переходит в эндшпиль. 1 1 4.11 7.11 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 40 41 Проходная пешка 1 1 7.11 11.11 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 42 Король, «ладейная пешка», «неправильный» слон против короля. 1 11.11 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 43 44 Разноцветные слоны. 1 1 14.11 14.11 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 45 46 47 48 Шахматные этюды. 1 1 1 1 18.11 18.11 21.11 21.11 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 49 Староиндийское начало 1 25.11 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 50 Английское начало 1 25.11 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 51 52 Мат с использованием вертикалей и диагоналей 1 1 28.11 28.11 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 53 Слон и пешка против слона 1 2.12 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 54 Конь с пешками против коня с пешками и без них. 1 2.12 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 55 Слон с пешкой против коня или конь с пешками против слона. 1 5.12 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 56. Слон против коня. Реализация перевеса. 1 5.12 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 57. Ладья и пешка против ладьи. 1 9.12 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 58 Ладейный эндшпиль. 1 9.12 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 59 60 61 62 63 64 Новогодний шахматный турнир. 1 1 1 1 1 1 12.12 12.12 16 12 16. 12 19.12 19.12 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 65 66 Изучение дебюта 1 1 23.12 23.12 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 67 68 Слабые пункты 1 1 26.12 26.12 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 69 Изучение эндшпиля. 1 30.12 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 6.Решение позиций на закрытие от шахов(60 часов). 70 71 72 Решение эндшпильных позиций. 1 1 1 30.12 9.01 9.01 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами Знать: как правильно защищаться от нападения соперника; уметь: правильно принимать решение при атаке соперника; применять: в практической игре. 73 74 75 76 77 78 79 73 74 75 76 77 78 79 Решение задач, этюдов. 1 1 1 1 1 1 1 1 13.01 13.01 16.01 16.01 20.01 20.01 23.01 23.01 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 81 Контргамбит Альбина. 1 27.01 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 82 83 Центральный гамбит. Гамбит Кеннингема. 1 1 27.01 30.01 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 84 85. Разрушение позиции королевского фланга. 1 1 30.01 3.02 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 86 87 Ладейный эндшпиль 1 1 3.02 6.02 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 88 89 Ферзевый эндшпиль 1 1 6.02 10.02 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 90 91 92 Тренировочные партии. 1 1 1 10.02 13.02 13.02 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 93 94 95 96 Разбор своих и чужих партий. 1 1 1 1 17.02 17.02 20.02 20.02 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 97 Атака Макса Ланге. 1 24.02 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 98. Гамбит Кизерицкого. 1 24.02 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 99 Гамбит слона 1 27.02 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 100 101 Мат конём. Мат слоном. 1 1 27.02 3.03 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 102 103 104 105 106 Решение задач, этюдов. 1 1 1 1 1 3.03 6.03 6.03 10.03 10.03 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 107 108 109 Особенности правил проведения турниров. 1 1 1 13.03 13.03 17.03 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 110 111 112 Практическая игра. 1 1 1 17.03 20.03 20.03 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 113 114 Решение эндшпильных позиций. 1 1 24.03 24.03 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 Первенство школы по шахматам 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 27.03 27.03 31.03 31.03 03.04 03.04 7.04 7.04 10.04 10.04 14.04 14.04 17.04 17.04 21.04 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 7. Игра в поддавки(11 часов) 130 131 132 133 134 135 136 Тренировочные партии. 1 1 1 1 1 1 1 21.04 24.04 24.04 28.04 28.04 5.05 5.05 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами Знать: правила уничтожения шахматных фигур соперника; уметь: правильно атаковать короля сопер-ника; применять: на практике 137 138 139 140 Анализ партий мастеров. 1 1 1 1 8.05 8.05 12.05 12.05 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 8.Контрольная диагностика.(4 часа). 141 Контрольная диагностика 1 15.05 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами Знать: изученный материал; уметь: атаковать и защищаться в шахматах; применять: на практике. 142 Контрольная диагностика 1 15.05 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 143 144 Контрольная диагностика 1 1 19.05 19.05 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами Содержание рабочей программы по шахматному объединению «Взялся-ходи». 3 год обучения. № Наименование темы. Содержание учебного материала. Перечень контрольных мероприятий Требования к уровню подготовки обучающихся 1 Введение в образовательнкую программу. Начальная подготовка. Направление работы на учебный год. Роль достижения «беззевкого барьера». Тестирование. Практическая игра. Знать:что такое «зевок»; уметь: предвидеть опасность со стороны соперника; применять: в практической игре. 2 История шахмат Чемпионы мира. Их вклад в развитие шахмат. Тестирование. Практическая игра. Знать: чемпио-нов мира по шахматам; уметь: анализи-ровать партии; применять: в практической игре. 3 Активность в шахматах Выгоды активной игры. Тестирование. Практическая игра. Знать: выгоды каждой из фигур; уметь: ставить мат фигурами; применять: в практической игре. 4 Основные принципы разыгрывания дебюта. Развитие-целенаправленное улучшение своих фигур и пешек. Тестирование. Практическая игра. Знать: виды дебютов; уметь: разыгрывать дебюты; применять: в практической игре. 5 Тактические слабости Слабые поля в стане противника. Тестирование. Практическая игра. Знать: тактические слабости в по-зиции соперни-ка; уметь: реализовывать преимущество; применять: в практической игре; 6 Эндшпиль. Мат слоном, конём. Мат двумя слонами. Простейшие окончания. Тестирование. Практическая игра. Знать: правила игры в эндшпиле; уметь: ставить мат шахматны-ми фигурами; применять: в практической игре. 7 Решение позиций на мат в 3-5 ходов. Решение комбинаций на мат в 3-5 ходов. Тестирование. Практическая игра. Знать: правила постановки мата; уметь: ставить мат в 3-5 ходов; применять: в практической игре. 8 Решение позиций по принципу тактических слабостей. Тренировка решений с использованием тактических слабостей. Тестирование. Практическая игра. Знать: правила решения шахматных позиций; уметь: решать шахматные позиции; применять: на практике. 9 Решение простейших тактических позиций Решение простейших тактических позиций. Тестирование. Практическая игра. Знать: что такое тактика; уметь: решать шахматные позиции; применять: на практике. 10 Тактико-техническая подготовка Практическая игра. Тестирование. Практическая игра. Знать: как правильно играть в начале, середи-не и в конце игры; уметь: реализовывать преимущество в шахматной игре; применять: в шахматной игре. 11 Итоговое занятие. Диагностика обучающихся. Тестирование. Практическая игра. Знать: изученный материал; уметь: атаковать и защищаться в шахматах; применять: на практике. Требования к уровню подготовки обучающихся к концу 3 года обучения: Знать: - системы соревнований по шахматам; - знать разновидности контроля времени на обдумывание ходов; - иметь понятие о тренировке шахматиста; Уметь: -пользоваться таблицей очерёдности игры, определять цвет фигур; - владеть понятием «инициатива в дебюте»: показать знания стратегических идей Филидора, шотландской партии и шотландского гамбита, сицилианской защиты, защиты Каро-Канн, отказанного ферзевого гамбита; - владеть понятием «атака шахматной партии», знать основные проблемы и виды центра в шахматной партии; - понимать необходимость изучения шахматной литературы доля совершенствования знаний; Применять: -в практической игре. Учебно-тематическое планирование. Третий год обучения. № Название темы Кол-во часов Теоретические часы Практические часы 1 Введение в образовательную программу. Начальная диагностика. 4 2 2 2 История шахмат 2 2 - 3 Активность в шахматах. 4 4 - 4 Основные принципы разыгрывания дебюта. 4 2 2 5 Тактические слабости 4 2 2 6 Эндшпиль 4 2 2 7 Решение позиций на мат в 3-5 ходов. 6 1 5 8 Решение позиций по принципу тактических слабостей. 6 - 6 9 Решение простейших тактических позиций 4 - 4 10 Тактико-техническая подготовка 102 - 102 11 Итоговое занятие 4 2 2 Итого: 144 17 127 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на 2013-2014 учебный год. 3 год обучения. По шахматному объединению «Взялся-ходи» Класс(классы): 2-9 Учитель: Кочетков Анатолий Викторович Количество часов: всего:144 ч.; в неделю: 4 час; резерв времени-час. Плановых контрольных занятий- 4; зачётов-- лабораторных работ__-__ , проектных работ(практических работ) - 127 Вид программы: типовая, скорректированная, авторская Уровень изучения: углубленный, расширенный, базовый Учебные пособия методические материалы (автор, название, издательство, год издания): 1. С.Б. Губницкий, М.Г. Хануков, С.А. Шедей Полный курс шахмат: 64 урока для новичков и не очень опытных игроков.- М.АСТ; Харьков: Фолио, 2010. 2. А.А.Котов, Ю. Л. Авербах, М.М. Юдович Шахматная школа. Ростов-на-Дону «Феникс», 2007. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ( ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ) 3 год обучения. № Наименование темы. Тема урока. Кол-во часов. Содержание учебного материала. Перечень контрольных мероприятий Требования к уровню подготовки обучающихся. План Факт 1.Введение в образовательную программу. Начальная диагностика. (4 часа). 1 2 Введение в образовательную программу. Начальная диагностика. 1 1 2.09 2.09 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами Знать: что такое «зевок»; уметь: предвидеть опасность со стороны соперника; применять: в практической игре. 3 4 Решение шахматных позиций. 1 1 5.09 5.09 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 2.История шахмат(2 часа) 5. В. Крамник 1 9.09 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами Знать: чемпионов мира по шахматам; уметь: анализи-ровать партии; применять: в практической игре. 6. В. Ананд 1 9.09 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 3.Активность в шахматах (4 часа) 7 8 Миттельшпиль. 1 1 12.09 12.09 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами Знать: выгоды каждой из фигур; уметь: ставить мат фигурами; применять: в практической игре. 9 10 Решение шахматных позиций 1 1 16.09 16.09 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 4.Основные принципы разыгрывания дебюта.(4 часа) 11 12 Дебют. Преждевре-менный ход ферзём. 1 1 19.09 19.09 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами Знать: виды дебютов; уметь: разыгрывать дебюты; применять: в практической игре. 13. Защита Каро-Канн 1 23.09 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 14 Испанская партия 1 23.09 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 5.Тактические слабости(4 часа) 15 16 Решение позиций по принципу тактических слабостей. 1 1 26.09 26.09 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами Знать: тактические слабости в позиции соперника; уметь: реализовывать преимущество; применять: в практической игре; 17 18 Атака на короля 1 1 30.09 30.09 Работа с шахмат-ной доской и шахматными фигурами 6.Эндшпиль(4 часа) 19 Два слона против коня 1 3.10 Работа с шахмат-ной доской и шахматными фигурами Знать: правила игры в эндшпиле; уметь: ставить мат шахматными фигурами; применять: в практической игре. 20 Ладья против коня 1 3.10 Работа с шахмат-ной доской и шахматными фигурами 21. Ладья против слона 1 7.10 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 22 Слон против коня 1 7.10 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 7.Решение позиций на мат в 3-5 ходов. (6 часов) 23 24 Решение позиций на мат в 3 хода 1 1 10.10 10.10 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами Знать: правила постановки мата; уметь: ставить мат в 3-5 ходов; применять: в Работа с шахматной доской и шахматными фигурами практической игре. 25 Решение позиций на мат в 4 хода 1 14.10 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 26 Решение позиций на мат в 5 ходов 1 14.10 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 27 28 Решение позиций на мат в 3-5 ходов 1 1 17.10 17.10 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 8.Решение позиций по принципу тактических слабостей.(6 часов) 29 30 Решение шах-матных задач. Мат в 2 хода. 1 1 21.10 21.10 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами Знать: правила решения шахматных позиций; уметь: решать шахматные позиции; применять: на практике. 31 32 Тактические ошибки в шахматной партии 1 1 24.10 24.10 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 33 34 Решение простейших шахматных позиций 1 1 28.10 28.10 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 9.Решение простейших тактических позиций(4 часа) 35 36 Решение шахматных позиций 1 1 31.10 31.10 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами Знать: что такое тактика; уметь: решать шахматные позиции; применять: на практике. 3738 Решение шахматных позиций. 1 1 4.11 4.11 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 10.Тактико-техническая подготовка(102 часа) 39 40 41 Анализ партий мастеров 1 1 1 7.11 7.11 11.11 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами Знать: как правильно играть в начале, середине и в конце игры; уметь: реализовывать преимущество в шахматной игре; применять: в шахматной игре 42 43 44 45 46 47 48 49 50 Анализ своих сыгранных партий 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11.11 14.11 14. 11 18.11 18.11 21.11 21.11 25.11 25.11 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 Тактико-тех-ническая под- готовка. Учас-тие в школь-ных и район-ных соревно-ваниях. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 28.11 28.11 2.12 2.12 5.12 5.12 9.12 9.12 13.12 13.12 16.12 16.12 20.12 20.12 23.12 23.12 26.12 26.12 30.12 30.12 9.01 9.01 13.01 13.01 16.01 16.01 20.01 20.01 23.01 23.01 27.01 27.01 30.01 30.01 3.02 3.02 6.02 6.02 10.02 10.02 13.02 13.02 17.02 17.02 20.02 20.02 24.02 24.02 27.02 27.02 27.02 3.03 3.03 6.03 6.03 10.03 10.03 13.03 13.03 17.03 17.03 20.03 20.03 24.03 24.03 27.03 27.03 31.03 31.03 3.04 3.04 7.04 7.04 10.04 10.04 14.04 14.04 17.04 17.04 21.04 21.04 24.04 24.04 28.04 28.04 5.05 5.05 12.05 12.05 15.05 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 11.Итоговое занятие(4 часа). 141 Контрольная диагностика 1 15.05 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами Знать: изученный материал; уметь: атаковать и защищаться в шахматах; применять: на практике. 142 Контрольная диагностика 1 19.05 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 143 Контрольная диагностика 1 19.05 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами 144 Контрольная диагностика 1 22.05 Работа с шахматной доской и шахматными фигурами Методическое обеспечение программы. В шахматные группы принимаются новички от 7 до 15 лет младшего и среднего школьного возраста. 1-й год обучения-начальный, базовый. Он содержит самое главное-простое и доступное для усвоения по каждому разделу и теме. Обеспечивает неразрывную цепь изложения и создаёт не полную, но ясную цельную картину основных понятий и представлений. 2-й год обучения-средний. Объём знаний углублен и расширен. 3-й год обучения-сложный. Объём знаний соответствует спортивному разряду. Номинальная наполняемость: 1-й год обучения-15 человек; 2-3 года обучения-10-12 человек. На теоретические и практические занятия отводится: 1-й год обучения-4 часа в неделю; 2-3 года обучения 4 часа в неделю. На учебный год соответственно: 1-й обучения- 144 часа; 2-3 обучения-144 часа. Учебные занятия проводятся в здании школы. Весь учебный процесс распределён по принципу последовательного расширения и углубления теоретических знаний, приобретения практических умений и навыков. Программа 1-2 года обучения условно носит название игры «Знакомство с шахматным королевством». Программа 3 года обучения-«Путешествие от пешки до ферзя». Главные моменты системы обучения: последовательность преподавания шахматного материала, его сложность, количество часов, отведённых на каждый день, проверка усвоения учебного материала обучаемыми, их умение применять свои знания на практике, соотношение теории и практики на различных этапах обучения. Занятия проводятся два дня в неделю (понедельник и четверг по 2 часа) и как самостоятельная работа в доме. Цикл состоит из теории и практики. Формы проведения занятий: лекция, беседа, конкурс, сеанс одновременной игры и т.д.. Используются приёмы: изложение, объяснение, пояснение, самостоятельная работа. При индивидуальных-комплекты шахмат, учебная литература. Наиболее целесообразным является сочетание на одном занятии словесного и практического методов обучения. В процентном отношении 25-30% на 70-75% времени занятий. Владение методикой требует не только выполнение программного материала, но и уточнять. видоизменять, как задачи, так и методику, в зависимости от контингента обучаемых. Учить не только развитию внутреннего плана действия, формирование новых планов, но и умению планировать свою деятельность и применять на практике теоретические сведения, т.к. она заканчивает своё развитие к 10-12 годам, начиная с передвижения фигуры на доске, затем в уме-сначала ходы, а затем целые варианты. Для всестороннего развития личности обучаемого, требуется развивать его функциональные возможности Для этого применяются специальные упражнения, которые нацелены на их развитие. Они называются упражнениями избирательного характера. Основные типы функции ( упражнения избирательного характера). 1.Внимание-(упражнения на устойчивость внимания и распределения внимания). 2.Оперативная память-способность сохранять текущую информацию для выполнения конкретных действий. 3.Воображение-репродуктивное и творческое (уметь создавать образы на основе ранее воспринимаемой информации без фигур на доске, глядя на доску, без шахматной доски, в психологии-тест Роршака). 4.Комбинаторное мышление-установление элементарных логических связей между элементами задачи и перебор различных вариантов решения (упражнения на поиск способов достижения цели-переборный компонент конечной ситуации, обеспечивающий решение задач). 5. Логическое мышление-причинно-следственные связи, и логические закономерности (упражнения на динамическое противодействие защищающейся стороны). 6. Творческое мышление-открытие субъективного знания, процесс самостоятельного выведения и применения приёмов и методов закономерностей(упражнения проблемного характера). «И даль свободного романа Я сквозь магический кристалл Ещё не ясно различал». А. С. Пушкин. Озарение составляет тайну и радость творчества. Здесь важно, чтобы сам обучающийся мог сделать для себя хоть какое-нибудь даже незначительное открытие. Все эти упражнения даются в занимательной форме, в виде сюжетов, отражающих сказочные или жизненные ситуации. Лучше всего использовать комплексы упражнений, которые решают задачи целенаправленно формирование интеллектуальных способностей в зависимости от уровня знаний и умения обучаемых. Прививая навыки самостоятельной работы, надо понимать, что принятие оптимального решения всегда процесс творческий. В шахматах это своеобразная сфера искусства, импровизации, творчества. Красота-один из важнейших факторов воспитания эстетического воспитания человека к другим сферам деятельности, к окружающему миру. Шахматные шедевры остаются навсегда! Корректируя поведение шахматиста за доской учитывается не только его природный темперамент, психологические особенности, но и саму ситуацию. Играют не фигуры, а люди, от психологических установок которых зависит результат не только шахматной партии, но и порой всей трудной и интересной жизни. Значение компьютеров в обучение в игре шахматы трудно переоценить. Появление многочисленных обучающих программ, компьютерных игр вызывает живой интерес, способствует серьёзному увлечению математикой, информатикой и другими предметами. Обучающийся извлекает из него все больше пользы, он становится шахматным партнёром, объективно способствует повышению квалификации. Материальное соотношение сил, позиционная оценка, перебор вариантов, глубина перебора и др.- технически быстрее помогает обучаемому осваивать программу. Разбор партии гораздо удобнее, чем на шахматной доске. Компьютер рисует траекторию движения фигур и при необходимости легко возвращается к одному из предыдущих положений. Всё это происходит в ускоренном темпе и, соответственно, сроки обучения сокращаются. Улучшается качество обучения. А только качество определяет уровень интеллектуального развития личности. Для решения этой главной задачи используются персональные компьютеры, для создания автоматизированных картотек дебютов и банков партий. Шахматы служат удобной моделью для решения различных задач, возникающих в интеллектуальных областях. Родители должны помогать детям организовывать своё время. Правильно реагировать на удачи и неудачи своих детей, не допускать пропусков занятий, из-за отставания в обучении, и связанных с этим психологическим травмам. Родители и сами обучаемые должны следить за своим здоровьем. В школе есть все возможности для регулярных занятий физической культурой, как на уроках, так и во внеурочное время. Работают спортивные секции, группы продлённого дня. Несколько раз в год проводится мониторинг здоровья обучаемых, где определяются сильные и слабые стороны физического развития ребёнка, и он имеет все возможности их исправления. Дома необходимо следить не только за выполнением домашних заданий, но и закаливать ребёнка, используя воздушные солнечные ванны, водные процедуры. Надо научить ребёнка плавать, делать гимнастику. Проблемы со здоровьем сильно замедлят умственное развитие и не дадут возможности повышать спортивное мастерство. Без правильного режима дня очень сложно хорошо учиться. «Шахматист должен учиться на одни пятёрки»- утверждает А. Карпов, играть, заниматься физкультурой и спортом и, самое главное, нужно добиться, чтобы сам ребёнок это, осознав вовремя, самостоятельно выполнял все необходимое. Новизна программы заключается в том, что она направлена не только на развитие интеллектуального уровня и качеств личности ребёнка. А, ставая его средствами шахмат, в том или иное положение, она помогает ему заранее определиться в той или иной будущей сфере деятельности, профессии и помогает сделать для себя (и родителей) соответствующие выводы, чтобы потом иметь несколько лет целенаправленной подготовки. Учебно-методическое обеспечение: 1.Авербах Ю. Слон против коня. Ладья против лёгкой фигуры. М, ФиС. 1981 г. 2.Авербах Ю. Ладейные окончания М. ФиС. 1984 г. 3.Авербах Ю. Пешечные окончания. М. ФиС 1984г. 4.Авербах Ю. Ферзевые окончания М., ФиС 1985г. 5.Авербах Ю. Л., А.А.Котов, М.М. Юдович.-Ростов н/Д: Феникс, 2007 г. 6.Александрович Г.С.Многоликая Каисса., М. ФиС. 1989г. 7.Алёхин А.А. Международные шахматные турниры в Нью-Йорке (1924-1927 г.г.-М. ФиС, 1989 г. 8.Баранов Б.Ф. Штурм королевской крепости., М., ФиС. 1981 г. 9.Верховский Л. Цугцванг. М., ФиС. 1989 г. 10. Волчков А.С. Стратегия атаки на короля. Киев, « Светуч». 1988 г. 11. Вольф П. Шахматы. Шаг за шагом.М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель» 2004 г. 12. Гершунский Б.С. Шахматы школе, Киев, «Светуч» 1991 г. 13.Грива Н.В. 5 фигур., Днепропетровск. 1997 г. 14.Карпов А.Е. Шахматные сюжеты., М.»Знание». 1991 г. 15. Шахматный словарь, М.ФиС 2009 г. Интернет ресурсы: 1. http://webchess.ru/ 2. http://chess.nnm.ru/ 3. http://www.iecg.org/games_archive/ 4. http://www.chess-iecc.org/ 5. http://www.chesspro.ru/ 6. http://www.ruschess.com/indexrus.php 7. http://chesszone.net.ru/ 8. http://www.jeremysilman.com/chess_opng_shrtcts/archive.html 9. http://www.sdchess.ru/ 10. http://www.immortal223.narod.ru/chess.html 11. http://forums.vl.ru/list.php?26 12. http://www.crestbook.com/ 13. http://www.64.ru/ 14. http://www.e3e5.com/ 15. http://graycrow.narod.ru/chess/ebooks/dl/ 16. http://shch.webhost.ru/ 17. http://immortal223.borda.ru/ 18. http://chessmagazine.mylivepage.ru/ 19. http://www.russiachess.org/ 20. http://gamesarchive.iccf.com/ Для реализации программы необходима следующая материально-техническая база: 1.Комплекты шахмат – 10 2.Шахматная доска – 10 3. Шахматный стенд. – 1 Формы подведения итогов: Для эффективного использования шахмат в качестве средства развития интеллектуальных способностей детей нужно иметь научно- обоснованные методы диагностики умственного развития. Методы диагностики исходят из задач обучения развития и возможности педагогов. Предлагаемая методика очень удобна и не требует громоздкой математической обработки. Методика тестирования оперативной памяти практически сразу определяет способности ребёнка. Воспроизводить учебный материал через определённый промежуток времени. Готовятся диаграммы теста. Показатель точности: 85%-высокий уровень развития, 75-85%-средний, менее 75%-низкий. Сочетание высоких показателей точности скорости (свыше 15 в мин) свидетельствует о преобладании образного и комбинаторного мышления; низких показателей (менее 10 в минуту)- преобладание абстрактно-логического мышления. Соответственно на первом году обучения дети должны больше решать упражнения на логическое и творческое мышление, на втором-больше уделять внимание тренировке оперативной памяти, воображения комбинаторного мышления. Подведение итогов проводится также в форме избирательных упражнений-тестов.На начальном этапе конечно-ограничено. Со временем количество упражнений увеличивается, которые определяют не только уровень развития интеллектуальных способностей, но и объём имеющихся у него знаний и умений. Своевременный и объективный контроль-одна из форм работы с ребёнком, как стимулирующий фактор учебно-познавательной деятельности, выполнение программ. Краткая информационная справка. Сведения о составителе программы: Кочетков Анатолий Викторович 1965 года рождения. Учитель ОБЖ и ФК, педагог дополнительного образования Шульгинского филиала МБОУ «Новопокровская средняя общеобразовательная школа». Являюсь призёром по шахматам в первенстве района. Участником областных соревнований по шахматам. Мои воспитанники занимают призовые места в школьной спартакиаде района по шахматам и призёрами чемпионата района по шахматам среди взрослых. Принимают участие в областной школьной спартакиаде. Информация о программе. Программа реализуется с 2008 года. Тип программы-модифицированный. Направление деятельности- спортивно-техническая. Уровень усвоения-3 года. Возрастной диапазон-младший и средний школьный возраст.