Submitted by Татьяна Николаевна Кондакова on вс, 17/08/2014 - 18:51
Пояснительная записка
Требования, предъявляемые программой по математике, школьными учебниками и сложившейся методикой обучения, рассчитаны на так называемого «среднего» ученика. Однако уже с первых классов начинается расслоение коллектива учащихся на тех, кто легко и с интересом усваивают программный материал по математике; на тех, кто добивается при изучении материала лишь удовлетворительных результатов, и тех, кому успешное изучение математики дается с большим трудом. Это приводит к необходимости индивидуализации обучения математике в системе урочных и внеклассных занятий.
Кроме того, одной из основных причин сравнительно плохой успеваемости по математике является слабый интерес многих учащихся, ( а иногда и полное отсутствие всякого интереса) к предмету. Немало школьников считали и считают математику скучной, сухой наукой. Интерес учащихся к предмету зависит, прежде всего, от качественной постановки учебной работы на уроке. В то же время, с помощью продуманной системы внеурочных занятий, можно значительно повысить интерес школьников к математике.
Наряду с учащимися, безразличными к математике, имеются и другие, увлекающиеся этим предметом. Им мало тех знаний, которые они получают на уроке. Они хотели бы больше узнать о своем любимом предмете, узнать, как он применяется в жизни, «порешать» интересные и более трудные задачи. Разнообразные формы внеурочных занятий открывают большие возможности в этом направлении.
Внеурочные занятия с учащимися приносят большую пользу и самому учителю. Чтобы успешно проводить внеклассную работу, учителю приходится постоянно расширять свои познания по математике, следить за новостями математической науки. Это благоприятно сказывается и на качестве уроков.
Задачи:
Обучающие задачи
- учить способам поиска цели деятельности, её осознания и оформления;
- учить быть критичными слушателями;
- учить грамотной математической речи, умению обобщать и делать выводы;
- учить добывать и грамотно обрабатывать информацию;
- учить брать на себя ответственность за обогащение своих знаний, расширение способностей путем постановки краткосрочной цели и достижения решения.
- изучать, исследовать и анализировать важные современные проблемы в современной науке;
- демонстрировать высокий уровень надпредметных умений;
- достигать более высоких показателей в основной учебе;
- синтезировать знания.
Развивающие задачи
- повышать интерес к математике;
- развивать мышление в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;
- развивать навыки успешного самостоятельного решения проблемы;
- формировать умения строить математические модели реальных явлений, анализировать построенные модели, исследовать явления по заданным моделям, применять математические методы к анализу процессов и прогнозированию их протекания;
- воспитывать трудолюбие;
- формировать систему нравственных межличностных отношений;
- формировать доброе отношение друг к другу.
Программа клуба «Математическая мозаика» опирается на применение информационно-коммуникативных технологий.
Структура программы клуба «Математическая мозаика»:
Программа рассчитана для обучающихся 5 классов. Общее количество часов – 35часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Основные направления клуба «Математическая мозаика»
приемы устного счета;
рассказ на математическую тему;
«золотые мысли» математиков и о математике;
решение задач повышенной трудности;
игра (играя, проверяем, что умеем и знаем);
занимательные задачи, стихи;
биографические миниатюры.
Эмблема клуба:
Девиз клуба:Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит!
Вводное занятие. Посвящение в клуб «Математическая мозаика»
игра (играя, проверяем, что умеем и знаем)
занимательные задачи;
2
Решение ребусов и логических задач.
занимательные задачи, стихи;
3
Счет у первобытных людей. Логические задачи, решаемые с использованием таблиц. Математическая игра «Не собьюсь»
игра (играя, проверяем, что умеем и знаем);
4
Решение занимательных задач в стихах. Отгадывание ребусов.
занимательные задачи, стихи;
5
Числа – Великаны. Коллективный счет. Загадки – смекалки. Игра «Знай свой разряд»
занимательные задачи, стихи;
6
Решение олимпиадных задач. «Золотые мысли». Уникурсальные кривые ( фигуры). Конкурс «Кто больше знает пословиц, поговорок, загадок, в которых встречаются числа?»
занимательные задачи, стихи;
«золотые мысли» математиков и о математике;
7
Игра «Математические горки». Задача в стихах. Наглядная алгебра. Логические задачи. Загадки. Игра « У кого какая цифра? ».
Решение олимпиадных задач. Лабиринты. Решение логических задач матричным способом. «Золотые мысли». Старинная восточная притча. Как играть, чтобы не проиграть?
игра (играя, проверяем, что умеем и знаем);
11
Задачи – смекалки. Задача о встречных поездах. Логическая игра « Молодцы и хитрецы».
занимательные задачи, стихи;
12
Меры в пословицах и поговорках. Решение олимпиадных задач. Литературная страничка. Геометрия Гулливера.
занимательные задачи, стихи;
13
Немного истории о времени. Конкурс знатоков.
игра (играя, проверяем, что умеем и знаем);
14
Знакомство с Архимедом. Задачи с многовариантными решениями.
занимательные задачи, стихи;
«золотые мысли» математиков и о математике;
15
Математический КВН.
игра (играя, проверяем, что умеем и знаем);
16
Знакомство с занимательной математической литературой. Старинные меры длины.
занимательные задачи, стихи;
«золотые мысли» математиков и о математике;
17
Биографическая миниатюра (С. В. Ковалевская). Игра «Задумай число».
занимательные задачи, стихи;
«золотые мысли» математиков и о математике;
18
Решение олимпиадных задач. Игра «Угадай – ка».
игра (играя, проверяем, что умеем и знаем);
19
Конкурс «Знатоков». «Золотые мысли».
игра (играя, проверяем, что умеем и знаем);
20
Открытие нуля. Решение занимательных задач.
занимательные задачи, стихи;
«золотые мысли» математиков и о математике;
21
Турнир « В царстве смекалки». «Золотые мысли».
игра (играя, проверяем, что умеем и знаем);
22
Решение олимпиадных задач. Стихотворная страничка. Арифметика.
занимательные задачи, стихи;
«золотые мысли» математиков и о математике;
23
Приемы устного счета. Задачи – шутки.
занимательные задачи, стихи;
«золотые мысли» математиков и о математике;
24
Решение задач повышенной трудности. Игра «Узнай».
игра (играя, проверяем, что умеем и знаем);
25
Игра «Крестики – Нолики». «Золотые мысли».
«золотые мысли» математиков и о математике;
26
Оригами. Шуточные вопросы по геометрии.
занимательные задачи, стихи;
«золотые мысли» математиков и о математике;
27
Тренировка памяти и внимания. Биографическая миниатюра ( П. Ферма). «Золотые мысли». Логическая задача «Обманутый хозяин».
занимательные задачи, стихи;
«золотые мысли» математиков и о математике;
28
Приемы устного счета. Происхождение математических знаков. Задача – сказка «Иван – Царевич и Кощей Бессмертный, умевший считать только до 10».
Приемы устного счета. Вопросы по математике, где важна не только математика… Математические мотивы в художественной литературе. Новые приключения Алисы. Игра «Попробуй сосчитай».
занимательные задачи, стихи;
«золотые мысли» математиков и о математике;
31
Решение олимпиадных задач. Стихотворная страничка. Задачи в стихах. Математическая шутка.
занимательные задачи, стихи;
«золотые мысли» математиков и о математике;
32
Приемы устного счета. Биографическая миниатюра (Л.Ф. Магницкий). Поэтическая страничка. Баллада о математике. Решение занимательных задач.
занимательные задачи, стихи;
«золотые мысли» математиков и о математике;
33
Математические фокусы. Приемы устного счета. Конкурс знатоков. Поэтическая страничка.
игра (играя, проверяем, что умеем и знаем);
34
Решение олимпиадных задач. Игра «Гимнастика ума.
игра (играя, проверяем, что умеем и знаем);
35
Праздник математики.
игра (играя, проверяем, что умеем и знаем);
«золотые мысли» математиков и о математике;
Список используемой литературы:
1. Балк М.Б., Балк Г.Д. Математика после уроков. Пособие для учителей. М.Просвещение, 1971
2. Генкин С.А., Итенберг И. В., Фомин Д.В. Ленинградские математические кружки: Пособие для внеклассной работы. Киров: АСА, 1994 год
3. Депман И.Л. Рассказы о математике. ГИДЛМП Ленинград 1994 год.
4. Нагибин Ф.Ф., Канан Е.С. Математическая шкатулка. М. Просвещение 1999 год.
5. Перельман Я.И. Занимательная арифметика. Триада-Литера Москва 2000 год.
6. Пичурин Л.Ф. За страницами учебника алгебры, М., Просвещение, 1990 год.
7. Приложение к учебно-методической газете «Первое сентября», Математика, издательский дом Первое сентября, 2007 год.
8. Совайленко В.К., Лебедева О.В. Математика. Сборник развивающих задач для учащихся 5-6 классов. Ростов – на – Дону.Легион, 2005 год.
9. Соколова И.В. Математический кружок в VI классе. Краснодар 2005 год.
10. Фарков А.В. Математические кружки в школе 5-8 класс. Москва. Айрис-пресс 2007 год.
11. Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия: Учебное пособие для учащихся V –VI классов. М.МИРОС, 1995 год.
12. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика: Задачи на смекалку: Учебное посбие для 5 – 6 классов общеобразовательных учреждений. М.Просвещение, 1995 год.
13. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Задачи на смекалку. М. Просвещение 2006 год.