Официальный сайт isprras 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Участник конкурса-тренинга «Мастер-класс учителей-словесников по использованию технологии развития критического мышления через чтение и письмо». Сомова СА

Выберите действие:

Добро пожаловать!

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕД.ОПЫТА

Межрегиональный конкурс-тренинг «Лучший мастер-класс по использованию технологии развития критического мышления через чтение и письмо»

Номинация: лучший мастер-класс по русскому языку.

Название мастер-класса: «Творческая работа – наилучший результат критического мышления».

Ф.И.О. автора: Сомова Светлана Алексеевна, учитель русского языка и литературы.

Место  работы: Владимирская область, Юрьев-Польский район, с.Энтузиаст, МБОУ «Энтузиастская ООШ».

Информация!

Технология развития критического мышления при обучении русскому языку

Школа является основным звеном в системе образования, где должны воспитываться люди с творческим мышлением и общечеловеческой моралью. Технология развития критического мышления учит  объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы,  прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности. Это можно  познать через чтение художественной литературы, через развитие культуры работы с текстом, через соблюдение языковых норм.

Особенность технологии.

           Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, которое можно назвать отправной точкой  для развития творческого мышления. Технология развития критического мышления через чтение и письмо представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем – представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания. Для того чтобы учащийся мог воспользоваться своими возможностям критического мыслителя, важно, чтобы он развивал в себе ряд важных качеств, среди которых Д. Халперн выделяет:

Готовность к планированию.  Мысли часто возникают хаотично. Важно упорядочить их, решить, в какой последовательности их изложить. Упорядоченность мысли - признак уверенности.

Гибкость. Если учащийся не готов воспринимать идеи других, он никогда сам не сможет стать генератором идей, мыслей. Гибкость позволяет подождать с вынесением суждения, пока учащийся не будет обладать разнообразной информацией.

Настойчивость. Часто, сталкиваясь с трудной задачей, мы решаем отложить её решение на потом. Вырабатывая настойчивость в напряжении ума, ученик обязательно добьётся гораздо лучших результатов в обучении.

Готовность исправлять ошибки. Критически мыслящий человек будет стараться не оправдать свои неправильные решения, а сделать правильные для себя выводы, воспользоваться этой ошибкой для продолжения обучения.

Осознание. Д. Халперн считает, что это очень важное качество, которое предполагает умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений.

Поиск компромиссных решений. Важно, чтобы принятые  решения могли воспринять другие люди, иначе эти решения так и останутся на уровне высказываний.

           Поэтому педагоги, работающие в русле критического мышления, всегда стараются использовать на своих занятиях всевозможные виды парной и групповой работы, включая проведение дебатов и дискуссий, а также различные виды публикаций письменных работ. Письменная  работа – наилучший вид учебной деятельности,  как для учителя, так и для учащихся. На письме процесс мышления становится видимым и, следовательно, доступным для учителя. Пишущий всегда активен. Он всегда мыслит самостоятельно и пользуется при этом всем имеющимся у него багажом знаний. Хорошая письменная речь содержит в себе поиск решения некой проблемы и предлагает найденный ответ читателям. Критическому мышлению нужно учить. Важно, чтобы ученики могли использовать навыки критического мышления в конкретной предметной деятельности.

Базовая модель технологии.

Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. На стадии вызова происходит актуализация имеющихся знаний по объявленной теме, т.е. еще до знакомства с текстом (под текстом понимается и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал) ученик начинает размышлять по поводу конкретного материала. На первом этапе включаются механизмы мотивации, определяется цель. Мозговой штурм – своеобразная умственная разминка, совместный поиск группового решения. Кластер – графический систематизатор – показывает несколько различных типов связи между объектами или явлениями. Именно в кластере с помощью стрелок обнаружатся связи между рассматриваемыми понятиями.

Вторая стадия – осмысление. Здесь  происходит непосредственная работа с текстом (чтение, осмысление информации, соотношение  новых и имеющихся знаний, систематизация полученных данных). Эта стадия позволяет ученику: получить новую информацию, осмыслить ее; соотнести с уже имеющимися знаниями; искать ответы на вопросы, поставленные в первой части. Таким образом, ученик следит за собственным пониманием самостоятельно.

Третья стадия – рефлексия. Сразу идёт обобщение информации: устной и письменной. Письмо помогает разобраться в материале и поразмышлять над прочитанным,  высказать новые гипотезы.

Приёмы   развития критического мышления можно использовать на уроках русского языка.

Приём «Банк новых  идей». Это приём организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идёт актуализация знаний и опыта. Он позволяет выяснить всё, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. Чем можно привлечь внимание? Письменные идеи (что ученики знают об изучаемой теме) складываются в «банку», «коробку», прикрепляются к доске или записываются в тетрадь . Алгоритм работы:

1. После этого происходит обмен информацией в парах или группах.

2. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.

3. Все сведения ещё раз кратко записываются в «банк новых  идей», даже если они ошибочны.

4. Потом по мере освоения новой информации ошибки исправляются.

Приём «Составление кластера». Смысл приёма заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания. Правила построения кластера: рисуем определённую модель. Например, дерево с ветками и листочками.  В центре располагается ствол дерева – это наша тема. Далее ветки – крупные смысловые единицы. «Прикрепляем» листья. Система кластеров охватывает большее количество информации. Кластеры можно использовать на различных стадиях урока. Кроме того, можно использовать кластер, как вариант проверочной работы по теме. Например, по теме «Части речи» в 5 классе на стадии рефлексии учащиеся  оформляют кластеры. После  защиты работ отбираются лучшие, которые оформляются ребятами в компьютерной графике (это позволяет развивать навыки работы с компьютером).

Приём «Верные и неверные утверждения». Этот приём может быть началом урока. Учитель предлагает ряд утверждений по определённой теме. Учащиеся выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Приём «Знаю – хочу узнать – узнал», или работа с таблицей. При изучении темы на стадии вызова учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить графы. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока.

Знаю (вызов)

Хочу узнать (вызов)

Узнал (рефлексия)

Работа в паре: что я знаю о теме урока?

Формулирование целей

Соотношение старой и новой информации

 

Приём «Написание синквейна».  Синквейн – форма стихотворения по алгоритму, состоящая из пяти строк. На первой записывается одно слово – существительное. Это тема синквейна. На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На третьей записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой размещается фраза, состоящая из нескольких слов, с помощью которых ученик выражает своё отношение к теме (обычно предложение из 4-х слов). Пятая строчка – это слово – резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме, даёт её новую интерпретацию. Например:

1.Части речи.

2.Самостоятельные и служебные.

3.Обозначают, связывают, служат.

4.Используются в нашей речи.

5.Морфология.

Приём « Толстые и тонкие вопросы» может быть использован на любой стадии урока и  оформлен в виде таблицы.

Тонкие (фразовый ответ)

Толстые (распространённое предложение)

Кто...? Что...?

Когда...? Может...?

Будет...? Могли...?

Как звать...?

Было ли...?

Согласны ли вы...?

Верно ли...?

Дайте три объяснения: почему?

Объясните: почему...?

Почему вы думаете...?

Почему вы считаете...?

В чем различие...?

Предположите: что будет, если...?

Что, если...?

 

По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. (Например,  какие производные предлоги пишутся в одно слово?)

В левой колонке - вопросы, требующие подробного, развернутого ответа. (Например,  какие трудности существуют в правописании предлогов?)

Приём «Ключевые слова» используется в работе с текстом. Инсерт – маркировка текста по категориям: известно – противоречит  представлениям – является интересным и неожиданным, о чём хочется узнать подробно.

Приём «Лови ошибку». Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить ошибки 2 уровней:

  • Явные – легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;
  • Скрытые –  можно установить, изучив новый материал.

Приём «Нарисуйте абстрактное понятие» (работа с психологом, бинарное занятие или внеклассное). Приёмы психорисунка дают возможность выразить  внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки.

Приём «Снежный ком, или письмо по кругу» предполагает групповую форму работы. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать своё мнение с членами группы. Каждый член группы записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает свой листок соседу. Получив листок, сосед продолжает его размышления. Листочки двигаются до тех пор, пока к каждому не вернётся листок, в котором были написаны его первые предложения. Можно уточнить вопросы, на которые дети будут отвечать: н-р: кто, как, какой, что делал и т.д..

Приём «Пометки на полях» работает на стадии осмысления. Во время чтения учебного текста дается целевая установка: по ходу чтения статьи делать в тексте пометки.

Учителю необходимо предварительно определить текст или его фрагмент для чтения с пометками, напомнить правила расстановки маркировочных знаков, обозначить время, отведённое на работу, проверить работу. После прочтения текста учащиеся заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу знаков маркировки:

“V” – знаю, известно

“+” – новое, надо изучить

“?” - есть вопросы, нужны дополнительные сведения, консультации

 

Приём «Написание эссе». Эссе – произведение небольшого объёма , раскрывающее конкретную тему и имеющее подчёркнуто субъективную трактовку, свободную композицию, ориентацию на разговорную речь, склонность к парадоксам. Если работа проходит на уроке, заранее оговариваются временные границы ее выполнения: 5-20 минут. В зависимости от цели написания отбирается автором и содержание. Модель написания эссе.

1.      Предварительный этап (инвентаризация): вычленение наиболее важных фактов, понятий и т.д. Обсуждаемая тема (проблема).

2.      Работа над черновиком. Собственная позиция.

3.      Правка. Может осуществляться в паре. Краткое обоснование.

4.      Редактирование. Исправление замечаний, сделанных в ходе правки. Возможные возражения, выдвигаемые слушателями.

5.      Публикация, т.е. чтение перед аудиторией.

Итак, творческие работы учащихся помогают увидеть результаты применения технологии, так как их выполнение требует более внимательного   чтения,   в   работах   изученный   материал систематизируется, отбирается самое главное.

Мастер-класс: «Творческая работа – наилучший результат критического мышления».

Тема: «Служебные части речи. Предлог», 7 класс

Цель: дать понятие предлога как части речи

Задачи:

1.Воспитывать любовь к слову

2.Развивать творческое мышление, умение отвечать на вопросы

3.Научить представлять знания через творческую работу – синквейн

Ход занятия.

Организация начала мастер-класса.

- Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с новой темой. Выполним упражнения, применяя свои знания. Итогом станет творческая групповая работа – синквейн.

Деление на группы (сами учащиеся или на усмотрение учителя).

Ознакомление с новой темой.

Предлог — служебная часть речи, которая выражает зависимость существительного, числительного и местоимения от других слов в словосочетании, а значит, и в предложении. Предлоги не изменяются и не являются членами предложения. Предлоги выражают различные отношения: пространственные; временные; причинные. Предлоги , состоящие из одного слова, называются простыми (в, на, к, от, до, из, вопреки, после и др.). Предлоги, состоящие из двух и более слов, называются составными (несмотря на, в заключение и др.). Предлоги делятся на непроизводные и производные.

Непроизводные предлоги : без, в, до, для, за, из, к, на, над, о, об, от, по, под, пред, при, про, с, у, через.
Производные предлоги образованы от самостоятельных частей речи  путем утраты ими своего значения и морфологических признаков.

Следует различать производные предлоги от омонимичных им самостоятельных частей речи.

1.      Предлоги: напротив дома, впереди отряда, возле реки, внутри палатки, кругом сада, вдоль дороги, вблизи берега , согласно указанию;

вокруг оси, ввиду ненастья, насчет работы, вследствие дождя, в течение суток, в продолжение ночи, сказать в заключениев силу обстоятельств;

благодаря дождю, несмотря на болезнь.

2.      Самостоятельные части речи:

Наречие: живу напротив , идти впереди, стоять возле, вымыть внутри, осмотрел кругом, наклеить вдоль, не было вблизи, жить согласно, оглянулся вокруг, иметь в виду

Имя существительное: положить на счет банка, в следствии по данному делу, в течении реки, в продолжении романа, в заключении на книгу, верить в силу.

Деепричастие: благодаря хозяйку, не смотря по сторонам.

Производные предлоги обычно употребляются с одним каким-либо падежом. Многие непроизводные предлоги могут употребляться с разными падежами.

Предлоги могут выражать следующие значения:

1) объектное: рассказать о себе, тоска по родине,

2) пространственное: жить в Москве / под Москвой / около метро,

3) временное: прийти к вечеру, работать до / после обеда, прийти через день,

4) причинное: не прийти из-за / вследствие / по / ввиду болезни,

5) целевое: жить ради детей, подарить на память, сделать для друга,

6) сравнительное: величиной с кулак, пойти в мать,

7) образа действия: читать без выражения, есть с аппетитом,

8) определительное: лодка с парусом, юбка в клетку, пальто на пуху.

Предлоги помогают связывать слова в словосочетании, уточняют смысл высказывания, вносят обстоятельственные значения. Употребление предлога с учетом грамматических норм – обязательное условие хорошей и правильной речи. Предлоги обычно находятся перед словом, с которым употребляются. Некоторые употребляются  после существительного: ради чего и чего ради.

После прочтения заполните таблицу. Можно использовать инсерт.

“V” – знаю, известно

“+” – новое, надо изучить

“?” - есть вопросы, нужны дополнительные сведения, консультации

 

Приступаем к работе. Выполните данные задания. Упражнение под * требует расширенных знаний. Добудьте их и выполните задания. УДАЧИ! Работа в группах.

Упражнение 1. Часть речи, которую в русском языке называют термином предлог, в английском обозначают словом preposition, во французском preposition, в немецком – Praposition, в испанском – preposicion. Все эти иностранные термины соотносятся по образованию и назначению со словом препозиция, восходящим к лат. prae (перед, впереди) + positio (положение). Какая особенность предлога как части речи отражается при этом в термине, в том числе и в русском?
Проверьте себя по справке. Выберите из её текста то, что имеет отношение к предлогу.

Препозиция... помещение зависимого члена перед господствующим членом словосочетания, служебного слова перед полнозначным словом, к которому оно относится, и т.п. (О.С. Ахманова. Словарь лингвистических терминов).

Упражнение 2. Перед вами заключительная строфа стихотворения Николая Алексеевича Заболоцкого «Читая стихи».

Тот, кто жизнью живет настоящей,
Кто к поэзии с детства привык,
Вечно верует в животворящий,
Полный разума русский язык.

1) Выпишите словосочетания, соответствующие таким схемам:

2) Надпишите над каждым словосочетанием смысловой вопрос, который задаёте от главного слова к зависимому.

Упражнение 3. Подберите  к данным ниже словам и запишите подходящие по значению существительные в нужной форме, используя, если это требуется, предлоги.

Верить (кому?), вера (во что?), уверенность (в чем?); порадоваться (чему?), рад (за кого?), обрадован (чем?); рассказывать (о чем?), указывать (на что?), доказывать (что?), объяснить (что?); одеть (кого?), (во что?), надеть (что? ), (на что? или на кого?); обменяться (чем?), (с кем?); убеждать (в чем?), возражать (против чего?); рассердиться (на кого?), рассержен (чем?); смириться (перед чем? с чем?), примириться (с чем?).

1)Понаблюдайте, в каких словосочетаниях связь зависимого существительного с главным словом осуществляется при помощи падежного окончания, а в каких, кроме окончания, «на службу» существительному приходит предлог. Укажите над существительными падеж, обозначьте окончания, предлоги.

*Упражнение 4.  Это интересно! Вы уже знаете, что предлоги, в отличие от самостоятельных слов, не называют предметы, признаки, действия, и в этом смысле у них нет лексического значения. Они, как правило, употребляются при косвенных падежах имен существительных, уточняя их грамматическое значение. И все-таки в языке есть устойчивые сочетания, состоящие из одних служебных слов. Например: за и против; от и до; не благодаря, а вопреки. Попробуйте составить предложения, где были бы уместны такие сочетания.

Упражнение 5. В некоторых случаях ударение переходит с самостоятельного слова на предлог (гуляли по лесу, взялись за руки). Прочитайте данные ниже сочетания слов вслух. Расставьте знаки ударения над предлогами.

За уши не оттащишь , слушать во все уши; без году неделя; бок о бок; водить за нос, бормотать под нос; зуб на зуб не попадает, зуб за зуб; идти рука об руку, брать ребенка на руки, посмотреть на (свои) руки; хватает за душу, на душу населения, посмеялись от души; сжить со свету, сесть ближе к свету.

1) Какие из данных сочетаний слов можно отнести к фразеологизмам? Объясните их значение.

Упражнение 6. Распределите предлоги, выписывая:

а) простые (состоящие из одного слова),

б) сложные (образованные путем соединения простых),

в) составные (состоящие из двух или трех слов).

Из, за, из-за, около (посёлка),  под, из-под, вследствие (неудачи), во время (фестиваля), по-над, в связи с (непогодой), при, по-за, наподобие (скафандра) , несмотря на (возраст), насчет (поездки), в отличие от (старшего поколения), вдоль (реки), в целях (тренировки), в течение (недели), ввиду (изменений в расписании), благодаря (взаимопомощи), в продолжение (десятилетия).

А

Б

В

 

 

 

 

2) Как объяснить, что рядом с некоторыми предлогами в скобках даны слова? Почему и для чего это сделано?

Проверка материала. Обсуждение. Работа по таблице (вопрос-ответ: не знал-узнал).

Итоговая групповая работа: составление синквейна.

 

Библиография

1.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии М. Народное образование. 1998.

http://festival.1september.ru/articles/580663/

ссылка

http://www.openclass.ru/node/452724

http://www.ct-net.net/ru/rwct_tcp_ru

http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/primenenie-tehnologii-rkmchp-na-urokah-literatury-i-russkogo-yazyka

http://presentaci.ru/download/68952/

sctim1.narod.ru›s4.doc

http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98672332

http://edu.glavsprav.ru/info/sluzhebnye-chasti-rechi/

http://ibrain.kz/mod/book/view.php?id=8&chapterid=945

http://www.naexamen.ru/rus/14_1.shtml

http://rus.1september.ru/2005/04/3.htm

 

ОТВЕТЫ

*Упражнение 4. 1) Ни с того ни с сего ; на весь век; в том-то и дело; изо всех сил.

Упражнение 5. За уши не оттащишь, без году неделя, бок о бок, водить за нос, зуб на зуб не попадает, идти рука об руку, брать ребёнка на руки, хватает за душу, сжить со свету.

Созданные синквейны:

1 группа

2 группа

3 группа

1.Предлог.

2.Простой, составной

3.Зависит, относится, используется

4.Предлог – это часть речи.

5.Необходимость.

1.Предлог

2.Ударный, безударный

3.Служит, ставится, состоит

4.Это служебная часть речи

5.Препозиция

1.Предлог

2.Производный, непроизводный

3.Переходит, употребляется, помогает

4.Иногла используется во фразеологизмах

5.Часть речи

Синквейн по теме тренинга-конкурса:

Вызов.

Обязательный, мотивационный

Актуализирует, объясняет, нацеливает.

Размышление ученика по конкретному материалу.

Первая стадия.

 

 


»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Надежда Геннадьевна Горох

На: Участник конкурса-тренинга «Мастер-класс учителей-словеснико


Доброго времени суток, уважаемая Светлана Алексеевна! Внимательно познакомилась с Вашим материалом. Спасибо! Очень понравились задания, которые закрепляют новую тему. Вот только у меня возник вопрос по изучению новой темы. Что изучает каждая группа? Отдельный кусок темы(параграф)? Или все темы? Так ведь это несколько параграфов. Вы все это даете на одном уроке, я правильно Вас поняла? 

Н.Горох




Фото пользователя Светлана Алексеевна Сомова

На: Участник конкурса-тренинга «Мастер-класс учителей-словеснико


Надежда Геннадьевна!  Вы правы, на первом (ознакомительном) уроке дети изучают сразу весь новый материал (знакомятся: что знают, что предстоит узнать подробнее). Задания выполняют на уроке по группам. Следующие уроки : подробное изучение тем. Те дети, которые усвоили материал лучше других, на последующих уроках объясняют самостоятельно , помогая, консультируя.

сомишна




Фото пользователя Надежда Геннадьевна Горох

На: Участник конкурса-тренинга «Мастер-класс учителей-словеснико


Спасибо, я некоторые темы тоже так даю, чтобы показать  предмет изучения весь,  для маленьких -  в  сказочной форме, а потом отрабатываем.

Комментарий был изменен с момента создания (goroh.nadia, Wed, 27/08/2014 - 08:03).

Н.Горох




На: Участник конкурса-тренинга «Мастер-класс учителей-словеснико


Светлана Алексеевна, мне понравилось, как организовали работу в группах, технология "обучение в сотрудничестве" удачно применяется на Вашем уроке. Процесс обучения сообща в большей степени приближен к реальной действительности, чем традиционное обучение: чаще всего мы принимаем решения в процессе общения в небольших группах, Эти решения принимаются как на основе компромисса, так и на основе выбора наиболее ценного мнения, выдвинутого кем-либо из группы. Созданные детьми синквейны являются подтверждением.

Самсонова С.Н.




На: Участник конкурса-тренинга «Мастер-класс учителей-словеснико


Светлана Алексеевна, мне понравилось, как организовали работу в группах, технология "обучение в сотрудничестве" удачно применяется на Вашем уроке. Процесс обучения сообща в большей степени приближен к реальной действительности, чем традиционное обучение: чаще всего мы принимаем решения в процессе общения в небольших группах, Эти решения принимаются как на основе компромисса, так и на основе выбора наиболее ценного мнения, выдвинутого кем-либо из группы. Созданные детьми синквейны являются подтверждением.

Самсонова С.Н.




Фото пользователя Любовь Владимировна Мамонтова

На: Участник конкурса-тренинга «Мастер-класс учителей-словеснико


Светлана Алексеевна! Очень удачный мастер-класс: подробно описана ТРКМ, приемы данной технологии на уроках русского языка, подобраны упражнения.Есть чему у Вас поучиться!

Высшее достоинство человека - хорошо делать своё дело (Хемингуэй)



Фото пользователя Светлана Алексеевна Сомова

На: Участник конкурса-тренинга «Мастер-класс учителей-словеснико


Вызов.

Обязательный, мотивационный

Актуализирует, объясняет, нацеливает.

Размышление ученика по конкретному материалу.

Первая стадия.

сомишна



Видео скачать на телефон бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн