Вы не зарегистрированы

Авторизация



Вечер романса «Поэты пушкинской поры»

Submitted by Ирина Сергеевна Гариевская on пн, 25/08/2014 - 20:58
Данные об авторе
Автор(ы): 
Гариевская Ирина Сергеевна
Место работы, должность: 

учитель русского языка и литературы МОУ " СОШ с.Широкое" Татищевского района Саратовской области.

Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
все уровни образования
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Культурология
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Музыка
Цель урока: 

Содержательная: познакомить учащихся с творчеством поэтов «пушкинской поры»;

познакомиться с жанром «романс»;

Сформировать понятие «поэт пушкинской поры».

Деятельностные: развивать творческое мышление;

Формировать любовь и уважение к литературе, музыкальным произведениям;

воспитывать чувство ответственности, толерантности, коллективизма через работу в группе.

Краткое описание: 
<p>Вечер романса.</p>

     I.  Самоопределение к деятельности

    Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

 

  1. На столе атрибуты 19 века: кружевной веер, подсвечник; стопка открыток, перевязанных ленточкой; скатерть; несколько томиков стихов; чернильница с пером.
  2.  Звучит романс «Не уходи, побудь со мною» в исполнении учителя.

( 1)

- То, что вы видите, принадлежит какому веку? (19 в)

- Где мы это могли увидеть? (в литературно-музыкальном салоне)

- Как вы думаете, к какому жанру относится данное музыкальное произведение?

 ( романсу)

- К какому веку относится расцвет романса, как жанра? ( к 19 в)

- А как создается романс? ( стихи + музыка)

  

 

 

 II. Актуализация знаний

       Цель. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия         нового знания»

 

Дается вкратце история романса.  

Его родина – Испания. Именно здесь, в 13-14 века странствовали по дорогам певцы-трубадуры, которые исполняли песни на родном «романском» языке. 
Отсюда и пошло название «романс». В 18 веке жанр романса определился и в русском музыкальном искусстве. 
Наверное, многие из вас слышали замечательные романсы Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Танеева. Это подлинные жемчужины вокального искусства. 
Девятнадцатый  век тоже не хочет расставаться с романсом. Романс меняется. 
Он то усложняется, становясь развёрнутым монологом или исповедью, 
то возвращается к старой своей форме. Но всегда – и в наши дни, как и в прежние –романс не может и дня без любви. Будут рождаться новые романсы вместе с новыми влюблёнными. 
Но никогда не отзвучат и старые лирические романсы – 
бесценный дар на все времена!

              - Итак, ребята, Что же  такое романс?

Значение слова Романс по Ожегову:
Романс - Небольшое лирическое музыкально-поэтическое произведение для голоса с музыкальным сопровождением.  слайд с определением романс

 

-Что чаще звучит на уроках литературы- музыка или стихи? ( стихи)

- С чьим именем связан «золотой век» русской поэзии? ( Пушкин)

-Каких поэтов 19 века вы можете ещё назвать?

 

     III. Постановка учебной задачи

     Цель. Формулирование темы и целей урока.

 Подводим к формулировке темы учащимися.

На доске даны ключевые слова( вечер, романс, поэты, Пушкин).

Ребята, исходя из темы нашего урока, как вы думаете, какие цели мы должны достигнуть сегодня?

Слайд «Цели урока»

 - Поэтов великое множество, трудно всех перечислить. Я вам предлагаю остановиться на творчестве тех поэтов, которые лично мне очень близки.

Попробуйте угадать этих поэтов!

 

Учитель читает краткую биографическую справку. Учащиеся должны попытаться отгадать, кто это.

  1. Денис Васильевич Давыдов. (1784—1839) Слайд №4 с портретом и годы жизни.

Известный поэт-партизан. Участвуя почти во всех войнах Александрийского времени и некоторых военных событиях царствования императора Николая 1-го, он описал многие эпизоды своей боевой жизни в напечатанных им воспоминаниях, считающихся и до сих пор довольно ценными источниками для истории войн тогдашней эпохи. Поэтическая деятельность выразилась в ряде стихотворений, из которых наибольшую известность приобрели те, где автор воспевает разгул и удалую жизнь современного ему гусарства.

Награжденный чином генерал-лейтенанта, вышел в отставку и поселился в своем имении — Верхней Мазе, Сызранского уезда, Сибирской губернии. Здесь он провел последние годы своей жизни и здесь же скончался 22-го апреля 1839 г.

 

Прослушивание романса «Не пробуждай» в исполнении Дмитрия Певцова. (2) муз. Александр  Журбин.

 

 

 

  1. Константин Николаевич Батюшков. (1787—1855)  Слайд №5 с портретом и годы жизни.

Детство поэта было омрачено  болезнью и ранней смертью матери. Воспитание он получил в итальянском пансионе в Петербурге.

 В 1812 г. он отправился на войну с Наполеоном I, где был тяжело ранен. Впоследствии он то вновь поступал на военную службу, то служил в Петербургской Публичной библиотеке, то жил в отставке в деревне.

Его  мучили болезни (последствия старых ран), из рук вон плохо шли хозяйственные дела. В 1819 г.поэт получил назначение на дипломатическую службу в Неаполь. Он надеялся, что климат Италии пойдёт ему на пользу, а впечатления от любимой с детства страны навеют вдохновение. Ничто из этого не сбылось. Климат оказался вреден для него, поэт в Италии писал мало и почти всё написанное уничтожил.

С конца 1820 г. стало проявляться тяжёлое нервное расстройство. Он  лечился в Германии, затем вернулся в Россию, но и это не помогло:. Попытки лечения ничего не дали. В 1824 г. поэт впал в полное беспамятство и провёл в нём около 30 лет. К концу жизни его состояние несколько улучшилось, но здравый рассудок так и не вернулся.

 

 Прослушивание романса «О память сердца»

(сказать про «Барышню-крестьянку»)

 

В жизни каждого поэта были роковые встречи, и Константин Батюшков в этом вопросе не является исключением. В 1813 году, гостя у знакомых в Петербурге, поэт знакомится с Анной Фурман и без памяти влюбляется в девушку. Родители юной особы совсем не прочь выдать свою дочь за весьма состоятельного дворянина, который, к тому же, состоит на престижной государственной службе. Однако Анна Фурман не питает к жениху ответных чувств. Понимая это, Батюшков разрывает помолвку, однако до конца своей жизни хранит в сердце образ девушки, пленившей его воображение.

Анне Фурман поэт посвящает целый цикл стихов, одно из которых под названием «Мой гений» датируется 1815 годом. Написано это произведение через несколько месяцев после расторжения помолвки, о чем поэт очень сожалеет.

 

 

 

  1. Евгений Абрамович Баратынский. (1800-1844) Слайд №6 с портретом и годы жизни.

поэт, представитель пушкинской плеяды. Из старинного польского рода, поселившегося в XVII в. в России. Воспитание получил первоначально в деревне, под наблюдением дядьки-итальянца, затем в петербургском французском пансионе. В результате серьезной провинности был исключен из корпуса с запрещением навсегда поступать на службу. Эта кара сильно потрясла поэта и наложила отпечаток на его характер и последующую судьбу. С целью снять тяготевшее клеймо поэт поступил рядовым в один из петербургских полков. Нижним чином прослужил семь лет (из них пять лет в Финляндии) и только в 1825 был произведен в офицеры. После производства вышел в отставку, последующие годы он жил то в Москве, то в своих имениях. Умер во время заграничного путешествия, в Неаполе, 44 лет от роду. 

Прослушивание романса « Разуверение» муз. М.Глинка. исп. Константин Плужников, Татьяна Новикова.

Евгений Баратынский в юности был влюблён в свою кузину Вареньку Кучину и этот романс был посвящён ей.

 

IV. Самостоятельная работа. Работа в группах.

Учитель предлагает учащимся работу в группах. На партах лежат свертки с комплиментами и стихи на цветной бумаге.

- Ребята, давайте сейчас произведем  с вами частичный анализ стихотворений. Те, у кого на парте лежит сверток с зеленой ленточкой, берут для разбора романс Д.Давыдова.

С синей ленточкой- Батюшкова.

С розовой ленточкой-Е. Баратынского.

Слайд «План частичного анализа стихотворения»   5 мин.

 

- Кто-нибудь обратил внимание на то, чья музыка звучала фоном?

Романс без слов Георгия Васильевича Свиридова, прозвучавший в спектакле «Метель» по повести А.С. Пушкина.

Зеленая группа. Ответы 2 мин.

Любовная лирика

Здесь господствует простота, выразительные средства очень скупы. Глубоко звучат песенные интонации.

Дата создания: 1834

 Двенадцать строк стихотворения содержат в себе отрицание, упорно фиксирующее позицию лирического героя, не желающего возвращения в прошлое. Ощущение усталости от любви передают глаголы в повелительном наклонении, употребляемые с частицей НЕ:

Повторы этих  глаголов способствуют их интонационному и смысловому усилению.

Завершается стихотворение синтаксической конструкцией  совсем другого типа: глагол-сказуемое, стоящий в форме повелительного наклонения, утверждает определённое психологическое действие, а не отрицает его: «Сорви покров долой!..»

Утверждение, сменяющее цепочку отрицаний, содержит в себе энергию вывода, итога, и в этой речевой ситуации особую значимость приобретают те фразы, которые оказываются рядом: «Мне легче горя своеволье, / Чем ложное холоднокровье, / Чем мой обманчивый покой». Они со всей неизбежностью фиксируют то психологическое состояние, которое кажется лирическому герою единственно возможным.

Стихотворение Давыдова представляет собой обращение. Только сразу же возникает вопрос: к кому или чему? Можно предположить, что перед нами обращение … к романсу, который способен пробудить в человеке безумства, исступления, мимолётные сновидения, муку жизни, напасти, тревоги страсти, живые раны. В этом случае обращение приобретает исключительно риторический характер и воспринимается как приём олицетворения, что нисколько не ослабляет силу его эмоционального воздействия на читателя.

 

 

 

 

 

 

 


Не пробуждай, не пробуждай

Моих безумств и исступлений

И мимолетных сновидений

Не возвращай, не возвращай!
Не повторяй мне имя той,

Которой память - мука жизни,

Как на чужбине песнь отчизны

Изгнаннику земли родной.
Не воскрешай, не воскрешай

Меня забывшие напасти,

Дай отдохнуть тревогам страсти

И ран живых не раздражай.
Иль нет!

Сорви покров долой!..

Мне легче горя своеволье,

Чем ложное холоднокровье,

Чем мой обманчивый покой

 

Слайд с тропами. Синяя группа. Ответы 2 мин. Батюшков

Стихотворение К. Н. Батюшкова «Мой гений» (1815 г. ) по праву считается одним из лучших произведений поэта.
Элегия «Мой гений» связана с неразделенной любовью поэта к Анне Федоровне Фурман. Действительно, тема воспоминаний о любви присутствует в тексте и выражена с помощью лексических единиц (память сердца, любовью, образ милый и др.) , дан и портрет возлюбленной. 
О память сердца! ты сильней 
Рассудка памяти печальной, 
И часто сладостью своей 
Меня в стране пленяешь дальной. 
В словаре стихотворения преобладают слова и  словосочетания, относящиеся к внутреннему миру лирического героя  и выражающие его состояние: память сердца, сильней, рассудка памяти печальной, сладостью, пленяешь, несравненной, образ милый, незабвенный, любовью, засну ль, усладит и др. Это объясняется в первую очередь жанровой природой произведения, так как в элегии раскрывается внутренний мир «я». . 

«Идеальный» портрет создает не столько образ лирической героини, сколько представление и воспоминание о нем. При этом героиня наделяется божественными признаками, и ее образ сливается с олицетворением гения-хранителя: несмотря на «зримость» , это почти бесплотное видение. 
Концовка стихотворения возвращает к его началу («память сердца пленяет сладостью» - «хранитель гений усладит печальный сон» ) и свидетельствует о том, что лирическое волнение успокаивается. 
 

 

О память сердца! ты сильней 
Рассудка памяти печальной, 
И часто сладостью своей 
Меня в стране пленяешь дальной. 
Я помню голос милых слов, 
Я помню очи голубые,
Я помню локоны златые 
Небрежно вьющихся власов. 
Моей пастушки несравненной 
Я помню весь наряд простой, 
И образ милый, незабвенный, 
Повсюду странствует со мной. 
Хранитель гений мой – любовью 
В утеху дан разлуке он: 
Засну ль? приникнет к изголовью 

И усладит печальный сон.

 

Слайд с тропами.

розовая группа. Ответ 2 мин. Баратынский.

РАЗУВЕРЕНИЕ

Не искушай меня без нужды

Возвратом нежности твоей:

Разочарованному чужды

Все обольщенья прежних дней!

Уж я не верю увереньям,

Уж я не верую в любовь,

И не могу предаться вновь

Раз изменившим сновиденьям!

Слепой тоски моей не множь,

Не заводи о прежнем слова,

И, друг заботливый, больного

В его дремоте не тревожь!

Я сплю, мне сладко усыпленье;

Забудь бывалые мечты:

В душе моей одно волненье,

А не любовь пробудишь ты.

<1821>

Настроение: грустное.

Тема: переживания лирического героя, испытавшего разочарование. Предмет стихотворения- мысль о гибели подлинного чувства.

Лирический герой обращается к женщине, она не любит его, ей нужны его искренние чувства: не искушай меня без нужды/ Возвратом нежности твоей.

Чувств уже нет, они оказались сном.

Лирический герой не желает вновь оказаться в этом «обмане». Он разочарован.

2 части: 1- что было, о прежних чувствах; 2- что стало, что осталось от этих чувств.

Восклицательные предложения выражают эмоции.

Разуверить- лишить уверенности, веры. Герой перестает ве6рить в искренние чувства.

От 1 лица, собственные преживания.

Слайд с тропами.

V. Итог урока.

-Ребята, давайте ещё раз повторим, что такое романс?

Романс... Непостижимый, прекрасный и удивительный, пленительный и страстный, целительный и хрупкий...Романс по сей день современен, и пока есть влюблённые сердца, он будет жить.
 

…Эпоха робкого дыханья… Где
Твоё очарованье? Где твой шёпот?
Практичность производит в лёгких опыт,
Чтоб вздох стал наглым,
Современным де…
И вот взамен дыханья – 
Храп везде.
Взамен стихов – 
Косноязычный лепет.

– Давайте позволим себе не согласиться с господином Северяниным. Пока мы с вами будем любить поэзию, восхищаться ею, изучать её, понимать – «эпоха робкого дыханья не покинет нас!

 

Ребята, в литературном салоне было принято дарить друг другу комплименты в виде стиха, и я вам дарю свой комплимент, который находится у каждого в свитке:

 

Уважаемые ученики!

Хочу сказать вам большое спасибо

За то, что так разбирали стихи,

За то, что были добры и красивы.

Ещё от души хочу пожелать

Побольше читать и почаще мечтать!

VI. Рефлексия.

Оценка эффективности работы на уроке.

Сделайте, пожалуйста, четыре метки, которые соответствуют вашей оценке результатов урока. Если Вы низко оцениваете результаты, то метка ставится в поле «0», если выше, то выберите подходящий балл – от 1 до 5.

http://festival.1september.ru/articles/534707/2.gif

 

Ребята, у вас на столе лежат листы с изображением мишени. Я хочу попросить вас оценить свою и мою деятельность на уроке по пятибалльной системе.

Спасибо за урок и за вашу работу! До свидания!

Прикрепленный файлSize
Вечер романса.pptx586.88 KB