Задание «Составление сказки методом каталога»
Цель: развитие воображения, развитие связной речи, умение работать по образцу.
Описание задания (то же в прикреплённом файле):
Составление сказок методом «Каталога»
Данный метод разработан профессором Берлинского университета Э. Кунце в 1932 году. Суть метода заключается в применении к синтезу сказок: построение связанного текста сказочного содержания осуществляется с помощью наугад выбранных носителей (героев, предметов, действий и т.д.). Метод создан для снятия психологической инерции и стереотипов в придумывании сказочных героев, их действий и описания места происходящего.
Цель: научить ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный), имеющие свои цели; их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место.
Алгоритм проведения.
- Небольшой группе детей предлагается сочинить сказку (историю) с помощью какой-либо книги.
- Воспитатель задает вопрос детям, ответ на который ребенок «находит», указав слово на открытой странице набранного текста.
- Ответы, «найденные» в книге, постепенно собираются в единую сюжетную линию.
- Когда сказка составлена, дети придумывают ей название и пересказывают.
- Воспитатель просит детей вспомнить, на какие вопросы они отвечали с помощью книги (выведение алгоритма вопросов).
- Продуктивная деятельность детей: лепка, рисунки, аппликация, конструирование или схематизация (запись действий сказки с помощью схем).
- Попросить детей рассказать дома придуманную сказку.
- Через некоторое время воспитатель предлагает детям научить кого-нибудь из детей вспомнить вопросы, по которым составляется сказочный текст.
Данный метод можно использовать при работе даже с трехлетними детьми. Объекты могут быть спрятаны в «Чудесном мешочке» (игрушки или картинки).
Начиная с пяти лет объекты можно выбирать объекты в книгах. Книги должны быть незнакомы детям.
Примерная цепочка вопросов для детей 3-х лет:
- Жил-был... Кто?
- С кем он дружил?
- Пришел злой... Кто?
- Кто помог друзьям спастись? Постепенно цепочка вопросов увеличивается, и шестилетним детям задаются примерно следующие вопросы:
- Жил-был... Кто? (Какое доброе дело он умел делать?)
- Пошел гулять (путешествовать, смотреть...)... Куда?
- Встретил кого злого? Какое зло этот отрицательный герой всем причинял?
- Был у нашего героя друг. Кто? Какой он был? Как он мог помочь главному герою?
- Что стало со злым героем?
- Где наши друзья стали жить?
- Что стали делать?
Правила поиска ответов на вопросы:
- Задается вопрос детям. Например: «Жил-был кто?».
- Воспитатель открывает книгу на любой странице и предлагает ребенку показать пальчиком на любое слово (например: «Жил-был... карандаш!»). Значит, история будет про карандаш, который попал в беду.
- Следующий ответ на вопрос ищется на любой другой странице.
Если по сюжету должно быть имя существительное или глагол, а ребенок указал на другую часть речи, педагогу необходимо переделать слово в нужную часть речи, либо найти другое на этой же строчке.
Если дети теряют интерес к сочинительству, необходимо:
- «Собирать» сюжет в быстром темпе.
- Эмоционально реагировать на каждый «найденный» ответ (удивление, радость, ужас и т.д.)
- Использовать приемы драматизации.
- Прекратить искать «ответы» в книге, а придумывать вместе с детьми окончание истории, используя приемы «мозгового штурма».
По мере использования данного метода следует стремиться к тому, чтобы дети самостоятельно делали связки наугад выбранных «ответов» и восстанавливали последовательность вопросов. Иногда роль ведущего берет на себя ребенок. Сам ставит вопросы и сам «читает» ответы. Воспитатель осуществляет функцию контролера. Время от времени рекомендуется вспоминать придуманные истории и рассказывать их так, как артисты-сказочники.
|