Официальный сайт panajotov 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок 5. Оползни, их последствия, защита населения. Обвалы и снежные лавины.

Submitted by Анатолий Викторович Кочетков on Fri, 05/09/2014 - 13:03
Данные об авторе
Автор(ы): 
Кочетков А.В.
Место работы, должность: 
Шульгинский филиал МБОУ "Новопокровская СОШ". Учитель ОБЖ.
Регион: 
Тамбовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Основы безопасности жизнедеятельности
Краткое описание: 
Снежные лавины. Причины, последствия.
Урок 5. Оползни, их последствия, защита населения. Обвалы и снежные лавины. Цель урока. Дать учащимся общее представление об оползнях и причинах их возникновения; познакомить с по¬следствиями оползня; раскрыть организационные основы по защите населения от последствий оползней. Познакомить учащихся с обвалами и снежны¬ми лавинами, причинами их возникновения; разобрать основ¬ные мероприятия, проводимые по защите населения от послед¬ствий обвалов и снежных лавин. Изучаемые вопросы 1. Оползни и причины их возникновения. 2. Возможные последствия оползня. 3. Защита населения от последствий оползней. 4. Обвалы, причины их возникновения, возможные по¬следствия. 5. Снежные лавины, причины их возникновения, возмож¬ные последствия. 6. Защита населения от последствий обвалов и снежных лавин. Рекомендации по изложению учебного материала 1. Дать определение оползня и раскрыть причины его воз¬никновения (естественные и искусственные). Известно, что большая часть поверхности Земли — это склоны. К склонам относят участки поверхности с углами наклона, превышающими 1°. Склоны занимают не меньше 3/4 площади суши. К естественным причинам относятся: величина крутизны склонов; залегание на склоне глинистых пород, особенно если они сильно увлажнены; подмывание основания склонов морскими и речными водами, а также сейсмические толчки (зем¬летрясения). К искусственным причинам относятся: разрушение склонов, при строительстве дорог; чрезмерная выноска грунта; вырубка лесов; неразумное ведение сельского хозяйства на склонах. Сходят оползни в любое время года, но особенно энергично весной или во время летних дождей. На берегах морей оползни развиваются после сильных штормов. В России оползни довольно часто происходят в Поволжье — в Саратовской области, в районе Волгограда; на берегах Дона, Цимлянского водохранилища, в долине Кубани, во многих районах Сибири и Северного Кавказа. 2. Обратить внимание учащихся, что при перемещении значительной массы породы, вызванном оползнями, могут создаваться чрезвычайные ситуации. Оползни могут разрушать отдельные объекты и подвергать опасности целые населенные пункты, губить сельскохозяйственные угодья, создавать oпacность при эксплуатации карьеров, повреждать коммуникации, тоннели, трубопроводы, телефонные и электрические сети приводить к гибели людей. Сказанное можно подкрепить примерами. 23 января 1984 г. в результате землетрясения в Гиссарском районе Таджикистана произошел оползень шириной 400 м и длиной 4,5 км. Огромные массы земли накрыли поселок Шарора. Погребенными оказались 50 домов, погибли 207 человек! В 1989 г. оползни в Ингушетии привели к разрушениям в 32 населенных пунктах, поврежденными оказались 2518 домов. Весной 1994 г. в Киргизии после необычно снежной зимы во многих районах произошли огромные оползни, разрушившие сотни домов и повлекшие за собой человеческие жертвы. 3. Познакомить учащихся с основными мероприятиями, проводимыми в стране по защите населения от последствий оползней: контроль над оползнями и их прогноз; проведение противооползневых мероприятий. Если оползень нельзя предотвратить, то население опове¬щают об угрозе, организуется эвакуация. В заключение урока целесообразно обсудить с учащимися рекомендации специалистов МЧС России по действиям при угрозе возникновения оползня: знать сигналы оповещения об угрозе возникновения оползня, а также порядок действий при получении этого сигнала (отключить электроприборы, газовые приборы и водопроводную сеть, приготовиться к немедленной эвакуации). Различают следующие скорости оползней: • исключительно быстрая — до 3 м/с; • очень быстрая — 0,3 м/мин; • быстрая — 1,5 м/сут; умеренная — 1,5 м/мес; • очень медленная — 1,5 м/г.; • исключительно медленная — 0,06 м/г. После смещения оползня в уцелевших строениях и соору¬жениях проверьте состояние стен, перекрытий, выявите повре¬ждения линий электро-, газо- и водоснабжения. Если вы не пострадали, то вместе со спасателями извлекайте из завала по¬страдавших и оказывайте им помощь. 4. Дать определение понятию «обвал», показать основные причины возникновения и возможные последствия обвала. Обвалы наблюдаются в горах, на морских берегах и на об¬рывах речных долин. В горах обвалы чаще образуются в районах с сильно расчле¬ненным рельефом, с крутыми, обрывистыми склонами гор. Обвалы на морских берегах и на обрывах речных долин про¬исходят из-за подмыва и растворения пород берегов морей и рек. Обвалы могут разрушать и повреждать опоры мостов, линии электропередачи, угрожать безопасности движения железнодорожных поездов и другого наземного транспорта. Так, например, железная дорога Туапсе — Сухуми идет по самой береговой кромке Черного моря. С одной стороны ей угрожает возникновение обвала пород, размываемых водами моря, с другой стороны над железнодорожной колеей нависают обрывы гор. 5. Дать определение понятию «снежная лавина», проанализировать причины возникновения снежных лавин и их возможные последствия, привести примеры имевших место трагических последствий снежных лавин для туристов. Возникновение лавин возможно во всех горных районах, где устанавливается снежный покров. Лавиноопасными районами в России являются Кольский полуостров, Урал, Северный Кавказ, Восточная и Западная Сибирь, Дальний Восток. Сила удара сходящей снежной лавины может достигать от 5 до 50 тонн на квадратный метр. Сходящие лавины снега могут вызвать разрушение зданий, инженерных сооружений, засыпать снегом дороги и горные тропы. Жители горных селений, туристы, альпинисты, геологоразведчики и другие люди, оказавшиеся в горах и захваченные лавиной, могут получить травмы и оказаться под толщей снега. 6. Большое значение для защиты населения от последствий обвалов и снежных лавин имеет их прогнозирование (специальная система наблюдения). На основании полученных прогнозов планируются и осуществляются профилактические мероприятия. В условиях угрозы схода снежных лавин организуют контроль за накоплением снега на лавиноопасных направлениях, вызывается искусственный сход формирующихся лавин в период их наименьшей опасности. Строятся защитные сооружения на лавиноопасных направлениях, подготавливаются спасательные средства и планируются спасательные работы. Проводится оповещение населения об опасности схода лавин. В заключение урока следует обсудить рекомендации специалистов МЧС России населению, проживающему в лавиноопасных зонах. Контрольные вопросы 1. Какие природные явления называются оползнем и како¬вы причины его возникновения? 2. К каким последствиям могут привести оползни? 3. Какие мероприятия проводятся по защите населения от последствий оползней? 4. Что такое обвал и каковы причины его возникновения? 5. Что такое снежная лавина и каковы причины ее возникновения? 6. Какие меры принимаются по защите населения от обвалов и снежных лавин? 7. Почему необходимо соблюдать правила безопасного поведения в районах схода снежных лавин? Домашнее задание 1. Изучите § 2.6, 2.7 учебника.

Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн