Официальный сайт openclass 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Технологическая карта урока "Русское поле. Воины-богатыри" по программе Т.Я.Шпикаловой ФГОС 2класс

Данные об авторе
Автор(ы): 
Смолянцева И.И.
Место работы, должность: 

МБОУ Гимназия №2, учитель МХК и ИЗО

 

Регион: 
Московская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
2 класс
Предмет(ы): 
Изобразительное искусство
Цель урока: 

Способствовать раскрытию в художественных образах красоты воинской доблести защитников Древней Руси, введению в активный словарь учащихся терминов: кольчуга, шлем, меч, копье, щит, палица, лук; создать условия для формирования у второклассников художественно-графических умений, способности передавать в рисунке формы, пропорции, общее строение предметов, смысл связи между объектами композиции.

 

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

«Изобразительное искусство» 2 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова,Н М. «Просвещение» 2011 г.

 

Используемая методическая литература: 

Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство 2 класс» (Т.Я.Шпикалова ,Л.В.Ершова, М. Просвещение 2011 год)



 



 

Используемое оборудование: 

Проектор, рисунки детей.

 

Используемые ЦОР: 

Презеннтация.

 

Краткое описание: 
<p>Урок посвящен теме&nbsp;&quot;Русское поле. Воины-богатыри&quot;. На уроке звучит&nbsp;&quot;Богатырской симфония&quot; А. П. Бородина, рассматривают картину В.Васнецова &quot;Богатыри&quot;,рассматривают богатырей в работах народных мастеров Палеха, облачение и оснащение богатырей.<br /> <br /> &nbsp;</p>

Тема: Русское поле. Воины-богатыри.

Урок №21

Класс 2

Цели

деятельности

педагога



 

Способствовать раскрытию в художественных образах красоты воинской доблести защитников Древней Руси, введению в активный словарь учащихся терминов: кольчуга, шлем, меч, копье, щит, палица, лук; создать условия для формирования у второклассников художественно-графических умений, способности передавать в рисунке формы, пропорции, общее строение предметов, смысл связи между объектами композиции.

Тип урока



 

Формирование новых знаний (урок-сочинение на заданную тему).

Планируемые

образовательные

результаты



 

Предметные: в познавательной сфере – осваивают основы изобразительной грамоты, особенности средств художественной выразительности; приобретают практические навыки и умения в изобразительной деятельности; в ценностно-эстетической сфере – овладевают художественным (эстетическим) вкусом; в коммуникативной сфере – проявляют способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих человека в различных эмоциональных состояниях; в эстетической деятельности – высказывают свое отношение к произведениям искусства; проявляют художественный вкус, воображение, фантазию, устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа; в трудовой сфере – используют различные материалы и техники для передачи замысла в собственной художественной деятельности.

Личностные: овладевают навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий; умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности; овладевают навыками использования различных художественных материалов для работы в разных техниках.

Метапредметные: учатся видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (музеи); активно используют язык изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.); овладевают восприятием и суждением о художественном произведении как основе формирования коммуникативных умений; обогащают ключевые компетенции (коммуникативные, деятельностные и др.) художественно-эстетическим содержанием.

Методы и формы

обучения

Объяснительно-иллюстративный, практический, творческий; коллективная, фронтальная, индивидуальная.

Основные понятия и термины

Кольчуга, броня, панцирь, шлем, меч, копье, щит, палица, лук, арбалет.

Наглядно-демонстрационный

материал

Презентация  «Удаль  богатырская», работы народных мастеров: А. Куландин «Александр Невский» (панно. Финифть), Т. Рукина «Три богатыря в дозоре», «Ледовое побоище на Чудском озере» (Городец), Н. Голиков «Добрыня» (Палех), В. Миронов «Песни России» (Палех), Б. Ермолаев «Илья Муромец и Калин-царь», М. Шемаров «Илья Муромец», В. Фаворский Фронтиспис к «Слову о полку Игореве», В.Семенов «Русские доспехи» (серия открыток), стихотворение К. Бальмонта о богатырях, фрагмент Богатырской симфонии А. П. Бородина.

Оборудование

Карандаши, фломастеры, тушь, перо, черная акварель, кисти, аппликативный материал для схематического изображения человека, салфетки, стакан с водой.

Организационная структура урока

Этапы

урока



 

Деятельность учителя



 

Деятельность

учащихся



 

Универсальные

учебные действия



 

I. Организационный момент

Приветствие учащихся:

Прозвенел звонок для нас!

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Мы легонечко вздохнём

И сейчас урок начнём.

Давайте вспомним, как мы должны сидеть на уроке.



 

На доске:

Кто к нам с мечом войдёт, от меча и погибнет.

На том стояла и стоять будет русская земля.

                                               Александр Невский

– Как вы думаете, о чем сегодня пойдет на уроке речь? Определите тему урока.

– Верно, сегодня мы будем говорить о тех, кто защищает нашу Родину. О людях отважных, смелых, сильных духом.

Слушают учителя.



 



 



 



 



 



 

- Нужно сидеть прямо, слегка наклонившись над столом. При этом в правой руке держим карандаш, а левой слегка придерживаем альбомный лист.



 



 



 



 



 



 



 



 

Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности.

Регулятивные: принимают

и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: соблюдают правила поведения.

Познавательные: проявляют интерес к предмету

II. Изучение нового материала

– Наступает День защитника Отечества. В древности каждый мужчина в случае необходимости брал в руки оружие и становился воином. Воинская доблесть, умение владеть оружием – эти качества высоко ценились и были воспеты народом. На Руси во все времена высоко почитались защитники Русской земли. Какие бы невзгоды ни обрушивались на родную землю, какие бы войны ни полыхали, воины-богатыри всегда с честью защищали ее. Об этом немало сложено былин, сказок, стихотворений. Вот одно из них. Оно написано К. Бальмонтом:

Богатыри родные,

И где сошлись дороги,

Ваш образ – как звезда,

Богатыри, вы – боги,

Вам жить и жить всегда.

– Давайте прослушаем фрагмент Богатырской симфонии А. П. Бородина. Какую музыку вы услышали? Почему эта симфония называется богатырской?

– Каких богатырей вы знаете? Назовите их.

– Давайте посмотрим на них (презентация «Удаль богатырская», слайды 2–5).

– Вы уже знакомы с этим живописным изображением русских богатырей. В. Васнецова «Богатыри»

– Кого изобразил художник? Чем они знамениты? Что делают богатыри в русском поле?

Задумал Васнецов изобразить русских богатырей, когда был совсем молодым неизвестным художником, а закончил работу, уже став прославленным мастером. Все это время он никогда не расставался с картиной. Возил ее с собой с квартиры на квартиру, из города в город. И вот она готова. Назвал ее Васнецов просто и коротко: «Богатыри».  А что означает это древнее слово?

– Почему богатыря называют смелым и храбрым воином, удачливым и счастливым в бою?

– Рассмотрите работы народных мастеров в учебнике на с. 109.

– Как передают свое уважение и любовь к воинам – героям народные мастера?

– Рассмотрите богатырей в работах народных мастеров Палеха (слайды 6–9).

– Что особенного в этой росписи?

– Что вам известно о подвигах богатырей, изображенных в работах художника и народных мастеров?

– Обратите внимание на снаряжения воинов в творческой тетради на с. 45. Расскажите об украшении воинских доспехов и оружия.

– Разнообразное, совершенное вооружение и снаряжение немало способствовало ратным подвигам и боевой славе русских воинов, в течение веков отстаивавших свободу и независимость своей Родины.

– Рисунки московского художника В. Семенова помогут нам познакомиться с вооружением богатырей (слайд 10).

– В XI–XII веках основу конного войска составляли тяжеловооруженные всадники.

 Древняя «броня», защищавшая тело воина, имела вид рубашки длиной до бедер, из металлических колец («кольчуга») или пластин («броня», «панцирь»), которые были попеременно склепаны и сварены между собой. (Слайд 11.)

 Голову воина прикрывал шлем, а у небогатого – простая железная шапка, сделанная из листового или кованого железа. (Слайд 12.)

– На что похож шлем?

– Маска - «личина» – делалась по большей части неподвижной, но иногда  и  она  прикреплялась  с  помощью  шарниров  и  могла  подниматься.

 До появления шлемов и кольчуг у древних славян защитными средствами служили щиты. Древнейший русский щит (VIII–XI века), круглый, достигавший четверти человеческого роста. (Слайд 13.)

 Лук и стрелы употреблялись с древнейших времен и были оружием и боевым, и охотничьим. Луки делались из дерева. Другим видом метательного оружия были арбалеты или самострелы. (Слайд 14.)

 Ударное оружие относится к оружию ближнего боя, вследствие простоты изготовления оно получило на Руси большое распространение. Булавы, палицы и шестоперы – оружие боевое. (Слайд 14.)

 Русские мечи имели обоюдоострый, прямой, широкий клинок. Между клинком и рукоятью находилась крестовина, защищавшая руку от встречного удара. Меч носили в кожаных ножнах на поясе. Он был для русского воина священен. (Слайд 15.)

– Ну какой же воин без боевого коня?

– Рассмотрите изображения коня в работах народных мастеров Городца на страницах учебника (109) и Палеха в творческой тетради на с. 45.

– Объясните, почему его рисуют таким нарядным?

– Отличаются ли боевые кони в разных промыслах? Чем?

– А теперь полюбуйтесь и рассмотрите, как изображены русские воины далекого прошлого в графике в учебнике на с. 110 (В. Фаворский. Фронтиспис к «Слову о полку Игореве»).



 



 



 

Физкультминутка

Это лёгкая забава –

Повороты влево-вправо.

Нам известно всем давно –

Там стена, а там окно.

(Повороты туловища вправо и влево.)

Приседаем быстро, ловко.

Здесь видна уже сноровка.

Чтобы мышцы развивать,

Надо много приседать.

(Приседания.)

А теперь ходьба на месте,

Это тоже интересно.

(Ходьба на месте.)

Слушают учителя, отвечают на вопросы,  анализируют информацию.



 



 



 

Слушают учителя, отвечают на вопросы,  анализируют информацию.



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 

- Ответы детей.



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 

- Богатырь – значит смелый и храбрый воин, удачливый и в бою счастливый.



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 

Слушают учителя, отвечают на вопросы,  анализируют информацию.



 



 

Слушают учителя, отвечают на вопросы,  анализируют информацию.



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 

- На маску.



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 

Слушают учителя, отвечают на вопросы,  анализируют информацию.



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 

Выполняют упражнение.



 



 



 



 



 



 



 



 



 

Личностные: проявляют интерес к учебной деятельности.

Познавательные: умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме; осуществляют поиск информации из разных источников.

Коммуникативные: слушают учителя и одноклассников, инициативно сотрудничают в поиске и сборе ин-

формации, отвечают на вопросы, делают выводы.

Регулятивные: принимают

и сохраняют учебную задачу



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью

III. Творческая практическая деятельность

Дорисуйте композицию «Русское поле». Изобразите воинов, выступивших в поход на боевых конях защищать Русь, и воинские доспехи.

– Наша задача сегодня – завершить композицию «Русское поле...» в творческой  тетради  на  с. 44.  Но  сначала  выполним  упражнения  с аппликативными заготовками для схематического изображения фигурки всадника.

– Рассмотрите одну завершенную фигурку всадника. Не закрепляя заготовки, разместите элементы, повторяя позу всадника.

– Выполните графический рисунок по представлению воинских доспехов и оружия (меч, копье, щит, лук, стрелы), хранящих бесценную память о подвигах русского воина. (Материалы по выбору.)

– Дорисуйте композицию «Русское поле». Изобразите воинов, выступивших в поход на боевых конях.

Изображение костюма и доспехов русских воинов далекого прошлого в своей картине сверяйте с таблицей (слайд 16).

Анализируют информацию, слушают учителя.



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 

Выполняют задание

Личностные: сориентированы на плодотворную работу

на уроке, соблюдение норм

и правил поведения.

Коммуникативные: понимают смысл заданий учителя и принимают учебную задачу, формулируют ответы на вопросы.

Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; планируют решение учебной задачи.

Познавательные: анализируют план работы, выделяя основные этапы и приемы рисования

IV. Итоги урока. Рефлексия

Учитель организует обсуждение выполненных работ, их презентацию, оценивание. Комментирует качество выполненной работы. (Критерии оценивания работ – аккуратность, цветовое решение, оригинальность и т. д.)

Организует беседу по вопросам:

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что понравилось?

– Как вы оцениваете свое настроение?

Рассматривают выполненные работы, оценивают их.

Отвечают  на вопросы

Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев.

Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке.

Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения



 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн