Официальный сайт morning-news 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



ИСПОЛЬЗОВАНИЕ развивающих занятий, УПРАЖНЕНИЙ, ИГР на уроках РУССКОГО языка

Submitted by Надежда Васильевна Яблонская on Wed, 17/09/2014 - 11:35

Для успешного освоения программы по русскому языку младшим;: школьниками необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Наблюдения показывают, что дети младшего школьного возраста охотно и с большим интересом обращаются к умственным играм, задачам, голово­ломкам. Поэтому в начальной школе необходимо не только закладывать основу знаний учащихся, но и следует учить самостоятельно мыслить и творчески работать. Развитием этих качеств необходимо начинать зани­маться с первых дней пребывания ребенка в школе. Чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся, необходимо помочь им овладеть определенными умственными операциями, логическими приемами мышления. Современные программы по русскому языку в начальной школе требуют от ребенка умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы Как. раз этому и могут помочь задачи, упражнения, игры развивающего характера, которые необходимо использовать на уроках.

Психолог Л. С. Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта в младшем школьном возрасте. Ребенок 7-8 лет обычно мыслит конкрет­ными категориями. Затем происходит переход к стадии формирования опе­раций, которая связана с определенными уровнями  развития  способности к обобщению и абстрагированию. К моменту окончания начальной школы дети должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопос­тавлять, сравнивать, анализировать, устанавливать простые закономерности.

Как писал Д. Б. Эльконин, под влиянием обучения память у детей в младшем школьном возрасте развивается в двух направлениях:

  • усиливается роль смыслового запоминания (по сравнению с наглядно-образным);
  • ребенок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание).

В связи с относительным преобладанием деятельности первой сигналь­ной системы у младших школьников более развита наглядно-образ?тя па­мять. Дети лучше сохраняют в памяти конкретные сведения: события, лица предметы, факты, чем определения и объяснения. Они склонны к механи­ческому запоминанию, путем механического повторения, без осознания смысловых связей. Они часто заучивают дословно! Это объясняется тем, что механическая память у них развита хорошо, и тем, что младший школьник не умеет дифференцировать задачи запоминания, еще плохо владеет речью, ему легче заучивать все, чем воспроизводить смысл прочи­танного. В этом возрасте дети не могут организовать смысловое запоминание: не умеют разбивать материал на смысловые группы, выделять опорные пункты для запоминания, составлять логический план текста.

К окончанию начальной школы у учащегося должна сформироваться способность к запоминанию и воспроизведению смысла, доказательств, аргументации, логических схем, рассуждений. Очень важно научить школь­ника правильно ставить цели для запоминания материала. Если ученик запоминает материал с установкой, что этот материал ему пригодится в скором времени, то материал запоминается быстрее, помнится дольше, воспроизводится точнее.

Если старший школьник может заставить себя сосредоточиться на не­интересном, на трудной работе ради результата, который ожидается в от­носительно отдаленном будущем, то младший школьник может заставить себя сосредоточиться и упорно работать при наличии близкой перспективы получить «пятерку», заслужить похвалу учителя.

В младшем школьном возрасте лучше развито непроизвольное внима­ние. Начало обучения в школе стимулирует его дальнейшее развитие. Не­произвольное внимание становится особенно устойчивым тогда, когда учеб­ный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника эмоциональное отношение. Поскольку непроизвольное внимание поддержи­вается интересом, то, естественно, каждый учитель стремится сделать свой урок интересным, занимательным. К. Д. Ушинский писал: <'Конечно, сделав занимательным свой урок, вы можете не бояться наскучить детям, но пом­ните, что не все может быть занимательным в ученье... Приучите же ре­бенка делать не только то, что его занимает, но и то. что не занимает, — делать ради удовольствия исполнить свою обязанность, т. е. есть мера занимательности, зависимая от возраста и особенности детей».

К окончанию начальной школы у ребенка формируются: трудолюбие, прилежание, дисциплинированность, аккуратность. К переходу из началь­ной школы в среднее звено изменяется отношение к учебной деятельности. Сначала у первоклассника формируется интерес к самому процессу учеб­ной деятельности. Затем формируется интерес к результату своего труда: мальчик на улице впервые самостоятельно прочитал вывеску, был очень рад.

После возникновения интереса к результатам своего учебного труда у первоклассников формируется интерес к содержанию учебной деятельно­сти, потребность приобретать знания. Формирование интереса к содержа­нию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижении.

Младшие школьники, особенно первоклассники и второклассники, испы­тывают, например, чувство гордости, особый подъем сил, когда учитель, по­ощряя их и стимулируя их желание работать лучше, говорит: < Вы работаете не как маленькие дети, а как настоящие ученики!»

В целом, за время периода обучения ребенка в начальном звене школы у него должны сформироваться следующие качества: произвольность реф­лексия, мышление в понятиях; он должен успешно усвоить программу. у него должны быть сформированы основные компоненты учебной деятель­ности, кроме этого, должен сформироваться качественно новый, более взрослый тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.

Таким образом, использование заданий, упражнений, игр, развивающе­го характера дает положительные результаты: повышает внимание детей. развивает память, логическое мышление, формируется интерес к содержа­нию учебной деятельности, развивает речь ребенка, пополняет словарный запас, способствует повышению качества знаний.

В результате использования развивающих заданий ребята лучше за­нимаются не только по русскому языку, но и по математике, естествозна­нию. Дети, заинтересовавшись, сами стали составлять подобные задания по внеклассной работе, стали больше читать книг.

В качестве примера, приведем некоторые развивающие задания. упражнения, игры, которые применяем на уроках.

I. Задания для формирования способности выделять признаки предметов.

  1. Что можно сказать о форме, цвете, вкусе: яблока, груши, арбуза, лимона, помидора?
  2. Сколько букв имеют слова: снег, кит, морж, метр''
  3. По какому признаку можно исключить одно из данных слов: ручка, карандаш, парта, окно''
  4. Назовите несколько признаков слов: стол, телевизор, ложка, стул. кино, радио.

II. Задания для формирования способности узнавать предметы по за­да иным признакам

1. Назовите предмет, о котором можно сказать:

а) черный, четырехугольный, сделан из дерева.

б) белый, сладкий, твердый;

в) продолговатый, зеленый, твердый, съедобный.

г) желтый, продолговатый, кислый.

2. Какой предмет обладает одновременно следующими признаками-

а) пушистый, ходит, мяукает;

б) гладкое, стеклянное, в него смотрятся, око отражает.

3. Кто или что может быть:

а) высоким или низким;

б) большим или маленьким,

в) холодным «ли горячим;

г) коротким или длинным;

д) твердым пли жидким;

е) узким или широким

4. Для знакомства со свойствами или признаками предметов можно использовать загадки. Приведем лишь некоторые из них:

А) Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный;

Б) Сидит девица в темнице, а коса на улице;

В) Не лает, не кусает, а в дом не пускает;

Г) Без окон, без дверей, полка горница людей.

III. Задания для формирования способности выделять существенные признаки предметов.

Существенные признаки — это такие признаки, каждый из которых, взятый отдельно, необходим, а все вместе достаточны, чтобы с их помощью можно было отличить данный предмет от всех остальных.

Школьники, владеющие умением выделять существенное, способны к абстрагированию, выделению главного и могут отвлечься от второстепен­ного Например, предлагается ряд слов, в каждом из которых пять дается в скобках, а одно — перед ними. Ребята должны выделить за 20 секунд дза слова, наиболее существенных для слова перед скобками.

Река (берег, рыба. тина, рыболов, зода).

Сад (растение, садовник, собака, забор, земля).

Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, кустарник).

Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово).

Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).

1. Чем похожи эти слова:
а) кошка, книга, крыша;
с) печь, течь, речь;

в) морж, нож, ковш;

г) число, весло, кресло;
д! мышь, брошь, рожь;

е) колесо, полоса, яблоко.

2. Назовите общие признаки:
а) яблока и арбуза:

б: кошки и собаки,

в) книги и тетради;

г) вилки и ложки,
л) стола и стула.

3. Чем отличается:

а) ручка от карандаша;

б) книга от тетради:

в) линейка от треугольника,

г) сани от телеги;

д) рассказ от стихотворения;

е) существительное от глагола;

ж)         прилагательное от существительного.

Упражнения

1. Дан   перечень   слов:   ваза,   ухо,   кот,   гриб,   ель,   п-.-ро,   стол.   Слова размещаются в два столбика: ухокот

перо       гриб

за за       стол

ель

Задание: выбери подпись к каждому столбику:

а)  слова разделены по числу букв;

б)  слова разделены по числу слогов;
в)слова разделены по родам.
Правильный ответ: б).

2.  Дан список слов: мода, крот, круг, мышь, коза, пора, плуг, плот,
помещенных в два столбика:

мода      крот

мышь     круг

коза       плуг

пора      илот

Задание: выбери подписи к каждому столбику:

а)  слова разделены по числу букв;

б)  слова разделены по слогам;

в) слова разделены по родам.
Правильный ответ:

  • для столбика 1: а), в);
  • для столбика 2: а), б), в).

3. Даются слова, которые разбиты на три группы по родам:
аист       рожь      небо

март      среда     село

лось       мама      окно

Вставьте пропущенные слова в следующие предложения:

а) В первом столбике слова ... рода;

б) Во втором столбике слова ... рода;

в) В третьем столбике слова ... рода.

Задания, упражнения, игры для развития логического мышления

1. Игра «Поиск»

Ребятам предлагается поработать со словарем и наши слова, содержа­щие две или три одинаковые гласные. Дети находят и записывают слова барак, сахар, молоток, около, вечер, берег и т. д. С большим интересом де­ти ищут слова, в которых встречаются три, четыре, пять гласных. Е игре лети быстрее запоминают редкие, ранее им не встречавшиеся слона сараван, бурундук, переезд и т. д.

Кроме слов с одинаковыми гласными, можно предложить поиск слов : неповторяющимися гласными: двумя, тремя, пятью и т. д. Так легче вос­принимаются трудные для написания существительные: правительство, революция, клавесин, товарищ и т. д.

2. Игра «Зашифрованное слово»

Данное упражнение закрепляет умение учащихся делить слова на слоги и составлять из них новые слова.

Учитель на доске записывает слова: например: автор, товарищу мотор, бильярд.

Задание: из каждого слова взять только по первому слогу и записать полученное слово (ав-то-мо-билъ)

Возможны и другие варианты заданий, когда из первого слова борется первый слог, из второго —- второй, из третьего — третий Например урожай, почемучка, садовник.

Ответ1: у - че - ник.

Это упражнение можно усложнить. Дети должны почувствовать «спрятанное»  слово. Не нужно им указывать, какой слог от данных слов нужно взять, чтобы составить новое слово. Например:

косари, заморозки, летчик: са-мо-лет;

метка, ропот, пора, липа, теннис: мет-ро-по-ли-тен;

вода, дорога, проба, невой: во-йо-про-вод;

гыастинка. картинка, павлин: плас-т и-.а ин.

3. Игра 'Выбывание слов>-

Учитель на доске пишет слова: строить, бежать, видит, решал, рисовали, пишет.

Дети сначала должны найти единственное слово, с которого следует начать игру:

а) бежать — единственный глагол в неопределенной форме (если ра­
бота идет на доске, каждое разобранное слово стирается, а в тетради
разобранное слово можно просто зачеркивать);

б) рисовали — только этот глагол имеет множественное число;

в) решил — из оставшихся только этот глагол в прошедшем времени,
остальные — в настоящем;

г) пишет — глагол I спряжения, остальные — II спряжения.

После этого разбора на доске остается только два глагола: строит и видит. Ребенок должен сравнить их и сделать вывод о том, что оба этих глагола II спряжения Но глагол видит является глаголом-исключением, поэтому зачеркиваем пли стираем его. Остается глагол строит.

Аналогично можно построить игру на выбывание с прилагательными' известный, честный, опасность, веселый, красивая, грустный:

а) опасность — это существительное, а все остальные прилагательные;

б) красивая — единственное прилагательное женского рода;

в,» веселый — прилагательное не содержит непроизносимой согласной;

г) на доске остаются три слова с одинаковой орфографией: известный, местный, грустный. Но из них можно выделить прилагательное известный т.к. оно имеет приставку, а два других приставки не имеют.

Упражнения на развитие внимания и памяти

Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреп­лении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта. Бла­годаря памяти расширяются познавательные возможности человека. Па­мять как познавательный процесс обеспечивает целостность и развптпе лпчности. Память изменяется с возрастом и поддается тренировке.

Успешность памяти зависит:

  • от степени завершенности действий запоминания;
  • интересов и склонностей личности;
  • отношения личности к той пли иной деятельности;
  • эмоционального настроя;
  • волевого усилия.

Внимание  —  направленность  и  сосредоточенность  сознания  человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других. Качества внимания:

  • концентрация — степень сосредоточенности внимания на объекте;
  • объем — количество объектов, которые могут быть охвачены внимание одновременно;
  • переключение — намеренный перенос внимания с одного ооъекта на другой;
  • распределение — возможность удерживать в сфере внимания одно­временно несколько объектов;
  • устойчивость — длительность сосредоточения, внимания на объекте

Упражнения

1. Учитель читает ряды слов, в каждом из которых повторяется какой-
либо звук.

Задание: а) определить, какой звук повторяется:

дротик, кров, песок, мост [о];

лимон, килька, батист, виски        [и];

носки, астра, мокасины, стриж    [с],

б) а какие два звука повторяются в каждом из этих рядов слов?

книга, гора, ангел, грамота        [а], [г|;

бокс, короб, забой, роба    [о], [б].

2.  Учитель читает: а) один раз следующие ряды слов:

булка — мука; сестра — брат; свитер — нитка; папа — сын; загон — рельсы.

Затем из каждой пары учитель называет лишь первое слово, а второе должны произнести ученики;

б) ряды из трех слов. После этого он называет лишь первое слове з каждом ряду, ученики должны произнести два остальных:

пряжа — нитка — свитер; сирень — ваза — цветы; рельсы — шпа­лы — поезд; мука — тесто — булка; окно — крыша — дом: малыш — взрослый — старик; дети — мама — папа.

3.  Дан следующий ряд слов:

шкаф, конфета, астра, ромашка, пряник, стол, шоколад, тюльпан. диван, роза, варенье.

Задание: прочитать внимательно один раз (или прослушать! данные слова. Затем слова закрываются, и надо ответить на вопросы

Какие встретились названия цветов и сколько их встретилось в этом списке? Сколько всего было слов?

Во сколько групп можно объединить эти слова'' Назовите каждую группу.

4.  Данное упражнение требует участия двух и более человек. Один
из учеников называет любое слово, например, стол. Другой повторяет ото
слово и называет свое: стол ~ стул; следующий ученик делает то же са­
мое — он называет два слова, после чего добавляет свое слово, например,
стол - стул ~ штора и т. д. Упражнение выполняют до тех пор, пока кто-
нибудь из играющих не собьется. После этого подсчитываются количество
названных слов. Если это упражнение выполнять как можно чаще, то количе­
ство слов, удерживаемых в памяти детей, будет постепенно возрастать.

5. Даны следующие пять слов: баранка, окунь, мороженое, бабушка,
аквариум.

Учащимся дается время для восприятия данных слов, затем слова закрывают.

Задание: а) мысленно произнесите эти слова в таком же порядке, а за­тем произнесите лишь первые буквы данных слов. Какое получилось слово? 1 Бомба):

с. вот еще несколько задании, аналогичных предыдущему:

зелосппед, атлас, торт, арфа (вата);

клюв, облако, фата, том. айсберг (кофта).

слива, окно. бар. астра, кот. абрикос (собака):

пила, окорок, приз. ухо. гора, алыча, йод (попугай).

6. Дан ряд пронумерованных слов:

I) парта,    -1) ручка,         7) девочка.

2.1 стол;       5) тетрадь;

3) окно;       6: облако;

Задание: Внимательно посмотрите и запомните каждое слово и его порядковый номер (время — 15 секунд). Слова закрываются.

Теперь посмотрите на те же слова, но расположенные в ином порядке, \: поставьте рядом с каждым словом закрепленный за ним номер (как это было обозначено выше):

тетрадь - .   ;   ручка - ...;        стол - ...

девочка - ....    окно - ...;

парта - ...;        облако - ...;

А теперь попробуйте написать напротив каждого номера то слово, которое ему соответствовало:

7. Упражнение «Исправь ошибки». Зимой в саду расцвели яблони. Старые лебеди склонили перед ним гордые шеи. На столе лежала карта нашего города.  Самолет  сюда,  чтобы  помочь людям. В  ответ я  киваю ему рукой

Выполнение развивающих заданий, упражнений, связанных с материа­лом, близким учащимся, имеет большое значение для совершенствования их умений и навыков. Они видят результаты своих занятий, которые все­ляют уверенность в собственные силы, мобилизует их к достижению более высоких показателей в учебе. Усваиваемые умения и навыки становятся "злее прочными. Таким образом, в процессе выполнения упражнении, заданий учащиеся не только совершенствуют свои знания, но и свободна оперируют ими в разнообразной практической деятельности.

Литература

1 Бетелькова Н. М. Конкурс грамотеев: дидактические игры и занимательные упражне­ния по рус. яз. для учащихся начальной школы / Н. М. Бетелькова, Д. С. Фонте — М Просвещение   АО –«Учебная литература», 1995. — 208 с.

2. Волина, В. В. Учимся играя ./ В. В. Волина — М.: Новая школа, 1994 — 96 с.

  1. . Климанова Л. Ф. Читалочка / Л Ф Климанова. -— М.' Просвещение, 1994. — 99 с.
  2. Новоторцева, Н. В. Развитие речи детей: дидактический материал по развитию речи;. младших школьников     Н  В. Новоторцева.— Ярославль: ТОО  -Гринго-.-, 1993  — 250 с

5 Тарабарина. Т. И И учеба и игра: русским язык / Т. И. Тарабарина-. К И Соколова. - Ярославль Академия развития, 1997. — 218 с

6 Тихомирова. Л. Ф. Развитие логического мышления детей / Л. Ф. Тихомирова А.В. Басов   — Ярославль- ТОО -Гринго.. 1995  — 240 с.

7   Тихомирова. Л. Ф.  Упражнения на каждый день: Логика для младших школьник- ; Л  Ф. Тихомирова. — Ярославль Академия развития: Академия К. 1998. - 208 с.

8 Черемошкина Л В. Развитие внимания детей Л В Черемошкина. — Ярославль-Академия развития, 1997. — 224 с.

9   Рамазаева Т. Г   Проблема  развивающего  образования   и  ее  реализация  в  современной начальной школе     Т  Г  Рамзаева .- Начальная школа. — 1999 -№1-С.  14-18


 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн