Вы не зарегистрированы

Авторизация



Воспитание трудолюбия младшего школьника в семье

Submitted by Нина Васильевна Краснокутская on вс, 28/09/2014 - 11:40
Данные об авторе
Автор(ы): 
Краснокутская Нина Васильевна
Место работы, должность: 

МОУ "СОШ" р.п. Соколовый, Саратовской области Саратовского района


 

Регион: 
Саратовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
начальное общее образование
Класс(ы): 
1 класс
Класс(ы): 
2 класс
Класс(ы): 
3 класс
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Другое
Целевая аудитория: 
Родитель
Тип ресурса: 
рекомендации (советы) по обучению и воспитанию
Краткое описание ресурса: 
<p>Данная лекция раскрывает сферы&nbsp;взамодействия родителей и детей, направленность их воспитания, учет ошибок.<br /> <br /> <br /> &nbsp;</p>

Воспитание трудолюбия младшего школьника в семье

тезисный план - презентация (конспект лекции для родителей).




 

1.Лекция для родителей 1-4 классов

Лектор: Краснокутская Н.В.




 

2. Всё из детства

  • Плохое и хорошее;
  • Духовно-нравственные ценности;
  • Нормы морали;
  • Культурные традиции семьи;
  • Качества личности;
  • Отношение ко всему окружающему: людям, природе, ценностям…

3.Учёба –главный труд ребёнка

Родители организуют:

  • Правильное отношение к учебной деятельности;
  • Рабочее место;
  • Планирование выполнения домашних заданий: порядок, время;
  • Подготовку учебных принадлежностей, согласно расписанию

4. Полноценному воспитанию ребенка способствует труд




 

  • В труде формируются у детей как положительные, так и отрицательные качества личности.
  • В труде проявляются особенности поведения ребенка – активность, стремление к самостоятельности, утверждение своих позиций, забота о себе, об окружающих.



     

5. Основы трудового воспитания закладываются в семье

  • Семья – дружный трудовой коллектив.
  • Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности.
  •  Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое.
  • Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым.

6.Основные принципы работы семьи в трудовом воспитании детей:

Приобщение к труду через самообслуживание;
- постепенный переход от самообслуживания к труду для других;
- постепенное расширение круга обязанностей, наращивание их сложности;
- тактичный и постоянный контроль качества выполнения трудовых поручений;
- организация обучения выполнению трудовых операций;
- формирование у ребенка уверенности в важности выполнения порученной ему работы;
- учет индивидуальных особенностей и склонностей ребенка при распределении трудовых поручений;
- поощрения прилежного выполнения поручений, проявления самостоятельности и инициативы;
- чередование труда и отдыха, а также различных видов труда в режиме дня младшего школьника.

7.Труд для ребенка не менее привлекателен, чем игра. Можно использовать труд-игру как средство развития активности детей.

8. Очень важно давать поручения, которые по силам ребенку

Умение правильно оценить возможности детей ничуть не менее важно, чем умение привлечь к работе. Выполненное дело должно доставлять удовлетворение, а не создавать комплекс неполноценности.

9.Бытовой труд

  • готовит к будущей самостоятельной жизни.
  • воспитывает привычку трудиться;
  • привычку заботиться о близких, формируя тем самым благородные побуждения.
  • Привычка, умение делать что-то своими руками содействуют умственному развитию ребенка.



     

10. Возрастные особенности младших школьников

  • Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих его к активной деятельности.
  • Присущие детям младшего школьного возраста подвижность, готовность к действию, познавательная активность, также способствуют привлечению детей к труду.

11. Особенности трудовой деятельности ребёнка




 

  • В домашней работе больше привлекает процессуальная сторона дела, а не результат;
  • их трудовая активность нередко зависит от внимания окружающих и их позитивной реакции.




 

11.Действия родителей

  • предлагать детям разнообразные виды труда,
  •  обновлять их содержание,
  •  поддерживать стремление к работе и веру в успех,
  • стимулировать эмоциональное отношение к результатам деятельности.
  • помочь им увидеть результат своего труда, пользу от него.
  • Желание повторить успех стимулирует потребность в труде.

12.Виды положительной направленности труда

  • пример,
  • интерес
  •  долг.

13. Не следует приписывать процессу труда только "инструментальный" смысл

  • т.е. видеть в нем лишь средство к достижению какой-то нетрудовой цели ("Вот подметешь пол, уберешь со стола, тогда пойдешь гулять").
  • Конечно, такие мотировки иной раз тоже нужны, и ребенок должен их освоить.
  • не злоупотреблять применением в воспитании прямолинейных схем типа: "хороший поступок (потрудился) – награда; плохой поступок (отказ) – наказание".
  • Важно дать ребенку возможность проявить себя в труде, показать смекалку, ловкость, терпение, волю, настойчивость.
  •  Удовольствие, достигнутое трудовым усилием, формирует потребность.



     

14.Памятка

  • Если вы постоянно говорите дома о том, что работа для вас наказание и каторга, то как по – другому о ней будет судить ваш ребёнок?
  • Если вы сами не станете для него примером в выполнении домашних дел аккуратно и постоянно, то где он сможет этому вовремя научиться?
  • Если вы не проявляете терпения в обучении ребёнка домашней работе и предпочитаете всё делать сами, думаете ли вы о том, что ждёт его в будущем?
  • Если вы никак не реагируете на выполнение домашней работы вашим ребёнком, то откуда у него появится желание делать привычные дела ещё лучше?
  • Если вас интересуют только учебные успехи вашего ребёнка, не боитесь ли вы вырастить чёрствого и эгоистичного человека?

15.Основной причиной, сдерживающей привлечение детей к труду, является длительная опека.

  • У ребенка непременно должны быть постоянные обязанности – только при таком условии труд станет воспитательным средством. Постоянные обязанности способствуют воспитанию ответственности.




 

  • Надо, чтобы мальчики и девочки одинаково учились делать все необходимые по хозяйству и не считали бы выполнение этого дела чем-то недостойным себя

16. Можно", "надо", "нельзя".

  • Привычка трудиться закрепляется волевыми усилиями.
  •  Важно помочь ребенку научиться различать понятия можно", "надо", "нельзя".
  •  "С этой целью необхо-димо приучать его делать не только то, что в данный момент хочется, а то, что надо.
  • родители следует проявлять настойчивость до тех пор, пока для ребенка не станет привычкой сначала делать то, что "надо", а потом то, что "хочу".
  • Приучать ребенка к слову "нельзя" - значить приучать его сдерживать вои желания, т.е. развивать самоорганизацию, самоконтроль, контроль, которые имеют огромное значение в развитии волевых качеств личности.

17. Компоненты организованности

  1. Прежде всего, ребенок должен иметь четкое представление о цели деятельности
  2. Следующим является выбор способа деятельности.
  3.  Составление программы действий
  4. После реализации обязательны контроль, оценка и коррекция, т.е. проверка качества сделанного и исправление ошибок, ели они допущены.



     

18.В воспитании организованности важно привлекать детей к планированию деятельности, которая совершается вокруг, раскрывать ее внутренний смысл: зачем что-то делают, какие задачи при этом решают, как выбирается или впервые создается способ их решения, зачем нужен контроль над качеством исполнения. Ребенку необходимо ощутить себя в мире, где каждое дело не само собой совершается, а специально организуется, требует труда. Этот аспект воспитания начинается с обсуждения с ребенком домашних (позже и рабочих) дел, с чтения книг о разных видах работы и др.



 

19.Залогом успеха в воспитании трудолюбия является выработка у детей привычки выполнять определенные обязанности без напоминания взрослых.

  • Понимание того, что обязательные, важные для всей семьи дела никто, кроме него, не сделает, способствует осознанию ребенком собственной значимости.
  • Конечно, эта работа должна быть посильна, дети должны видеть результаты своего труда.
  • Долг родителей – помогать, обучать их труду, учитывая личные склонности.

20. Советы родителям:

1. Будьте последовательны в своих требованиях.
2. Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.
3. Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына и дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями.
4. Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей.
5. Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относится к результатам их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своей работе, своих друзей.
6. Тактично оценивайте результаты труда ребенка.




 

Прикрепленный файлSize
Воспитание трудолюбия младшего школьника в семье.ppt65.5 KB