Submitted by Лариса Владимировна Плюснина on пн, 29/09/2014 - 20:17
Структура урока:
Организационный момент
Вступительное слово учителя
Путешествие по книге М.Твена «Приключение Тома Сойера»
устные упражнения
работа в группах
презентация решенных задач
Рефлексия, подведение итогов.
Ход урока
Организационный момент
Вступительное слово:
Учитель:
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться
Доброе утро! Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам.
Доброе утро, улыбчивым лицам!
Мне очень хочется, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно для вас, ребята, ведь вы пришли учиться, узнавать новое. Посмотрите, все ли вы приготовили к уроку?! И так, мы начинаем…
Сегодня у нас не совсем обычный урок, а урок-путешествие.
Ребята, вы любите путешествовать?
Правда путешествовать нам с вами предстоит не по заморским странам, а по книге. Да-да, не удивляйтесь. А вот для того чтобы узнать о ком эта книга, нам нужно выполнить задание и расшифровать получившейся числовой код. (слайд 1. УСТНЫЙ СЧЕТ) .
В результате правильного решения перед учащимися появляется имя
7
Т
70
Й
8
Р
23
С
15
О
24
Е
6
С
34
О
8
+9
·3
- 2
: 7
--
21
-15
·6
:4
+25
----
14
+18
:8
·15
-37
----
35
:7
·9
+15
:10
---
9
·12
-9
:11
+6
---
72
-48
:3
·7
+14
---
18
·8
+6
:3
-26
--
7
+8
·10
-110
:5
---
ТОМ СОЙЕР. Теперь нам с вами известно имя главного героя. Будем знакомы:(слайд2). Книга, по которой мы отправимся в путешествие называется –
«Приключения Тома Сойера» (1876) и написал ее Марк Твен.
Известный американский писатель - Э.Хемингуэй писал: «Вся американская литература вышла из одной книги Марка Твена, … лучшей книги у нас нет. «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна» (1884) Марк Твен адресовал взрослым, но рассказал о своём детстве, которое прошло в захолустном южном городке на берегу реки Миссисипи. «Большинство приключений, описанных в этой книге, происходило взаправду: два-три приключения со мною, остальные со школьными моими товарищами. Гек Финн существовал на самом деле. Том Сойер тоже. Но не в качестве отдельного лица: в нем объединились черты трех моих знакомых мальчишек»- М.Твен
Ребята, вам интересно, о чем книжка?И все-таки у нас урок математики. В течение всего урока мы по мере повторения темы «Действия с натуральными числами» будем обращаться к этой замечательной книге о мальчишке – озорнике и проказнике, вашего возраста. И быть может, у кого-то из вас, после нашего урока появится желание прочитать эту книгу. В путь! Для начала я попрошу вас сейчас прислушаться к себе (закроем глаза, послушаем себя), а теперь- у каждого из вас на партах лежат заготовки смайликов. Вам нужно взять одну заготовку и закончить ее – дорисовав рот смайлику, и то каким он будет зависит от вашего настроя (если вы сейчас чувствуете себя хорошо и спокойно- уголки рта у смайлика будут вверх, если вам немного не по себе – рот прямо, ну а если совсем некомфортно уголки –вниз).
На протяжении 18 уроков мы с вами вели разговор о Действиях с натуральными числами. Давайте вспомним, о чем шла речь:
(слайд 3-4).
Дано равенство. Какой компонент действия неизвестен? Как его на йти?
а) 17 • b = 51
б) а : 18 = 5
в) 70 : а = 5
г) 270 + а = 500
д) b – 150 = 360
е) 250 – с = 170
Ребята вспоминают, какие существуют математические действия, о том, что расположить их можно на ступеньках и чем старше действие, тем выше оно располагается. Вспоминают их компоненты
и как найти неизвестный. Далее минутка «ГРАМОТЕЯ» - орфографический диктант,
Орфографический диктант
д __ление,
час__ное,
__статок,
ур__внение,
выр__жение.
и небольшая индивидуальная работа в парах (на 3 слайде задание 1 с последующей проверкой у доски,см выше) нахождение неизвестного компонента.
Мы хорошо поработали, и думаю, заслужили поощрение – один из самых забавных эпизодов книги (слайд 5) «Покраска забора». Каким был Том? Он, как и все мальчишки его возраста был фантазер, озорник, ну и наконец – изобретатель (кратко рассказывают ребята эпизод –заранее некоторым детям было дано задание прочитать эпизоды).
Не правда ли, нужно быть очень изобретательным, чтобы так выкрутиться из незавидного положения. А мы возвращаемся к математике (слайд 6). Здесь ребята вспоминают понятие степени (№2) КАКОЕ РАВЕНСТВО НЕВЕРНО
4³=64 3) 10¹=10
11²=121 4) 14²=28
и выполняют задание (№1) «Найди ошибку» или какое неравенство НЕВЕРНО.
Далее комментированное письмо с места – найдите значение выражения.
НАЙДИТЕ ЗНАЧЕНИЕ ВЫРАЖЕНИЯ
250- (1247+2445):26=
1)
2)
3)
Продолжим наше путешествие (слайд7) – следующий эпизод «Любимая девочка Тома» один из учащихся рассказывает о том кто такая Бекки, и насколько это было важно для Тома.
Я думаю у каждого мальчишки, как и у Тома, есть девочка не безразличная ему, ради которой он мог бы и на голове стоять, и звездочку достать, только не все могут это признать. Ну а мы продолжим повторять такое математическое действие как – возведение в степень (слайд8). Проговариваем что значит степень числа (№3устно),
Какой показатель степени надо вписать вместоn, чтобы получить верное равенство
8ⁿ = 512 3ⁿ = 81
2ⁿ = 64 7ⁿ = 343
и степень числа 10 и как можно представить число в виде суммы разрядных слагаемых.
Представьте число 7534 в виде суммы разрядных слагаемых , используя степень числа 10
Совместно (у доски и в тетрадках) выполняем №2 ч комментарием.
Запиши число которое представлено в виде суммы разрядных слагаемых
5· 10² + 4· 10+8=
2· 10³+ 8· 10² + 7· 10+3=
Следующий эпизод – Том борец за справедливость, смельчак и герой. Ребята рассказывают эпизод – «случай на кладбище» (слайд 9-10)
Ребята, а как бы вы поступили, если оказались на месте Тома и Гека? испугались? хватило бы у вас смелости выследить и разоблачить бандитов?
Существует такое высказывание «Математика ум в порядок приводит» и мы с вами продолжим приводить в порядок Ум. (слайд 11-13) – задачки на движение. Вспоминаем виды задач, необходимые элементы при решении (скорость сближения, скорость удаления, скорость собственная, по течению, против течения) и как их найти. В устной форме проговариваем решение задач. Смотрим решение задач по готовым чертежам (слайд 11).
Какая из предложенных схем иллюстрирует условие задачи?
1) Индеец Джо и полицейский , сами не подозревая того и находясь на расстоянии 30 км друг от друга, одновременно вышли навстречу.
2) Джо шел со скоростью 3 км/ч, полицейский – 5 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 2 часа?
Том едет на старом велосипеде со скоростью 200 м/мин. Гекльберри идёт ему навстречу со скоростью 80 м/мин.Через сколько минут они встретятся, если сейчас расстояние между ними 1 км 400 м?
Из одной таверны на лошадях в противоположных направлениях выехали индеец Джо м его собрат бандит. Один со скоростью 30 км/ч, другой – 40 км/ч.Какое расстояние будет между ними через 3 часа?
Скорость парохода «Большая Миссури» в стоячей воде 40 км/ч. Скорость течения реки 2 км/ч.
1)с какой скоростью будет двигаться пароход по течению реки? Против течения реки?
2)Какой путь пройдёт пароход по течению реки за 2 часа ? Против течения реки за 3 часа?
Затем делимся на группы по 4 человека, каждая группа получает задачу (задачи из Задачника-тренажера УМК «Сферы» под ред Е.А.Бунимовича, Л.В.Кузнецовой и др.- Iгруппа стр23 №154, II группа стр22№150(б), III группа стр24 № 162, IV группа стр23 №155(б)) на определенный вид движения – разбирают, решают и через определенное время (7мин) выносят на обсуждение остальных, доказывая решение. При этом оговариваем оценки за работу группы.
Ребята, признайтесь, кто любит шкодничать и озорничать?! Можете назвать забавный случай произошедший с вами не так давно?
Слушаем следующий эпизод –«Школа –Кот –Том- Месть» - выступает подготовленный ученик.
Ребята, а вы обратили внимание, как наказывали в те времена в школе?! Как вы думаете – порка это действенный метод?
Мы с вами добрались до последнего задания на повторение. А начинали мы с повторения математических действий, их компонентов и правила как найти недостающий. Я предлагаю закончить подобным (слайд 15). Ребятам предлагается прочитать равенства различными способами.
Вы знаете, что равенство
35 – 15 = 20можно прочитать по-разному:
-разность 35 и 15 равна 20; -35 больше 15 на 20; -15 меньше 35 на 20.
Прочитайте разными способами равенство:
50 – 10 = 40; а – b = c
равенство
100 : 25 = 4
можно прочитать по-разному: частное чисел 100 и 25 равно 4; число 100 в 4 раза больше числа 25; число 25 в 4 раза меньше числа 100.
Прочитайте разными способами равенство
60 : 12 = 5
И в завершении нашего путешествия по книге Марка Твена «Приключение Тома Сойера» последний эпизод, в котором еще раз говорится о находчивости, смелости Тома. Слушаем эпизод «Спасение».
Вот и закончилось наше путешествие, и заканчивается обобщающий урок по теме «Действия с натуральными числами». Много сегодня мы вспоминали и повторяли , а еще мы узнали о приключениях мальчиков, ваших ровесников – Томе и Геке! И мне очень хочется чтобы наше путешествие было не впустую. Получилось бы очень здорово если –бы кто-то из вас захотел продолжить знакомство с этими отважными ребятами.
А теперь я попрошу вас прислушаться к себе (закроем глаза, послушаем себя), напоминаю у каждого из вас на партах лежат заготовки смайликов. Вам нужно взять одну заготовку и закончить ее – дорисовав рот смайлику, и то каким он будет, зависит от вашего настроя (если вы сейчас чувствуете себя хорошо и спокойно- уголки рта у смайлика будут вверх, если вам немного не по себе – рот прямо, ну а если совсем некомфортно уголки –вниз). Так-же на столах у вас лежит небольшая анкетка, вы мне доставите огромное удовольствие если ответите на ее вопросы:
- Сегодня на уроке МНЕ было: интересно, скучно, трудно