Официальный сайт morning-news 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Сообщение о внедрении ФГОС ООО в географическом образовании

Фото пользователя Галия Шамшиденовна Курмашева
Submitted by Галия Шамшиденовна Курмашева on вс, 05/10/2014 - 20:11

Изучение географии в основной школе в условиях перехода на ФГОС предусматривает переосмысление роли учителя в образовательном процессе. Возрастает роль учителя как организатора учебной деятельности учащихся на всех этапах урока. Организация информационно-образовательной среды за счет использования современных средств и технологий обучения, помноженная на постоянный контроль за качеством полученных компетенций, позволит учителям учить учащихся учиться  и отказаться от натаскивания их на сдачу экзаменов. Учащиеся постепенно овладевают основными приемами учебной познавательной деятельности и учатся самостоятельно работать с различными источниками информации.  Подготовка к экзаменам не доставит ученикам больших проблем и не отразится на их результатах, если они получили качественную подготовку по предмету.

Предварительное знакомство с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (ФГОС)  сразу же погружает нас в новые требования, суть которых – дифференциация этих требований к результатам обучения: метапредметные, предметные и личностные  результаты.

Чтобы их достичь, необходимо построить в едином формате работу всех педагогов предметников, опираясь на универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные,  коммуникативные,  личностные, которые есть совокупность способов действий ученика, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Необходимо чётко различать:

  • Регулятивные (учебно-управленческие или учебно-организационные) умения, которые обеспечивают  планирование, организацию, контроль,       регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимися.
  • Учебно-информационные (коммуникативные) умения это умения   обеспечивающие  нахождение (или генерацию), прием, переработку, использование и передачу информации для решения учебных задач, а также
  • «умения работать с письменными текстами»,
  • «умения работать с устными текстами»,
  • «умения работать с реальными объектами как источниками информации».
  • Учебно-логические (познавательные) умения – это  общеучебные умения, обеспечивающие четкую структуру содержания,  процесса постановки и решения учебных задач.

Работающему активно учителю ясно и понятно, что УМЕНИЯ закладываются в начальной школе, интенсивно развиваются  в основной, широко используются и продолжают развиваться в старшей школе и  играют решающую роль в формировании личности  учащегося.

Но самое важное - не только грамотно сформулировать цели и задачи урока, но последовательно реализовать, осуществляя деятельностный подход (новый, но до боли знакомый термин нового Стандарта!)  в обучении, исходя из дифференциации требований к результатам

В зависимости от учебных планов ОУ в некоторых школах на изучение географии отводится два недельных урока, в других – по одному уроку, второй час – на региональный компонент (краеведение).

Преподавание должно осуществляться по примерным программам по географии для общеобразовательных учреждений в зависимости от издательства и авторских коллективов (линии учебников, по которым работает ОУ).

В соответствии с линейным принципом построения содержания географического образования учебный материал постепенно усложняется по годам обучения, в нем исключены повторы, и он имеет относительную завершенность на каждом этапе образования.

Актуальное значение в условиях освоения обновленного содержания учебных программ, оптимизации образовательного процесса и разгрузки учащихся имеют межпредметные связи, которые необходимо учитывать в процессе преподавания географии. При подготовке к урокам рекомендуем ознакомиться с содержанием учебных программ по другим учебным предметам соответствующих классов.

По предмету «География» программой проведение контрольных работ не предусмотрено, имеют место только практические работы, зачётные работы и проверочные тесты.

Как известно, формирование готовности учащихся использовать освоенные знания, умения в жизни происходит в практической деятельности. Ориентация школьного географического образования на компетентностный подход  предполагает усиление его практической направленности. «Усиление» не означает увеличение количества практических работ в содержании. Речь идёт о методике, направленной на формирование умений школьников

Практические работы – неотъемлемая часть процесса обучения географии, выполнение которых способствует формированию географических умений в ходе их выполнения. Выполнение этих работ во многом способствует формированию личностных качеств школьников, которые проявляются в применении полученных знаний и умений, а также в выборе источников географической информации, извлечении из них необходимых сведений, в правильной оценке важнейших событий международной жизни, геоэкологических ситуаций. Деятельностный подход предполагает широкое применение в учебном процессе частично-поискового, исследовательского методов в рамках современных педагогических технологий – учебных дискуссий, модульного и проблемного обучения, учебных проектов, самоорганизации и контроля собственной деятельности.

Учитель имеет право выбирать количество и характер практических работ для достижения планируемых результатов. Практические работы могут оцениваться как выборочно, так и фронтально. В журнале учитель записывает лишь отдельные практические работы по своему усмотрению. Внимательное прочтение программы поможет учителю спланировать свою деятельность по формированию у школьников основных видов деятельности (на уровне учебных действий).

Содержание практической деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время очень разнообразно. Однако администрация образовательных учреждений часто требует строгой регламентации деятельности учителя, фиксации выполнения всех программных практических работ колонкой отметок в классных журналах. Необходимо отметить, что эти требования унаследованы от советской школы, когда действия педагогов строго регламентировались, а программные практические работы были нормированы.

В соответствии с Законом об образовании учителя выбирают программу, учебник, технологии обучения, строят учебный процесс согласно требованиям образовательного стандарта и своего методического мастерства. В Примерной программе в содержании двух больших разделов «География Земли» и «География России» отсутствует традиционная рубрика «Практические работы». Однако внимательное прочтение текста программы убеждает учителя, что формулировка, направленная на практическую деятельность учащихся, присутствует в тексте многих разделов и тем. Деятельность формируется в неразрывной связи с формированием знаний. Например, в программе курса «География Земли» (5, 6 классы) в разделе «Природа Земли и человек» в тему «Рельеф Земли» включен вопрос «Описание рельефа территории по карте»; при изучении темы «Атмосфера — воздушная оболочка Земли» необходимо организовать наблюдения за погодой, научить измерять элементы погоды с помощью приборов, строить графики изменения температуры и облачности, розы ветров и т. д. В содержании темы «Воды суши» представлено требование к практической деятельности: «Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек».

В содержание раздела «Материки, океаны и страны» включена практическая работа — «Комплексная географическая характеристика страны (по выбору): географическое положение, население, особенности природы и хозяйства, памятники культуры».

Такой же подход характерен для содержания курса «География России»: «Определение поясного времени для разных городов России»; «Оценка и проблемы рационального использования природных ресурсов»; «Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых». Примерно такие же формулировки основных видов деятельности содержатся и в рубрике примерного тематического планирования.

Таким образом, традиционная рубрика «Практическая работа» из программы исчезла и перешла в содержание. Примерная программа призвана не столько регламентировать деятельность учителя, сколько обеспечивать возможность вариативной реализации содержания образования. Примерные программы носят ориентирующий и некатегоричный характер.

Учителю при планировании системы практических работ целесообразно выделять специальные уроки, уроки-практикумы. Они ориентированы на обучение приемам и способам практической деятельности, на совершенствование и закрепление умений, а также проверку (контроль) уровня овладения школьниками теми или иными учебными действиями. Обучение практической деятельности на уроках может осуществляться как в ходе изучения нового материала и его закреплении, так и на этапе проверки и контроля. Обучающие работы выполняются под руководством учителя, который объясняет последовательность действий, показывает образец выполнения и формулирует задания для первичного закрепления действий учащимися.

Для проведения практической работы не всегда целесообразно выделять целый урок, поскольку процесс усвоения умений происходит неразрывно со знаниями, в тесном единстве содержательной и процессуальной сторон учения. Для обучающих и тренировочных работ, как правило, отводится от 5 до 10 минут учебного времени, а на проведение итоговой работы — от 15 до 20 минут.

Результаты выполнения заданий на уроках-практикумах могут иметь различные формы: построение схем, графиков, обозначение на контурной карте, простейшие рисунки, ответы на вопросы учебника, результаты анализа статистических таблиц.


»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Нина Андреевна Никифорова

На: Сообщение о внедрении ФГОС ООО в географическом образовании


Слово "сообщение" писать не надо, оно уже отражено  в названии рубрики.

С уважением, Нина Андреевна Никифорова!




Фото пользователя Олеся Александровна Золотарева

На: Сообщение о внедрении ФГОС ООО в географическом образовании


С практическими работами,о которых идет речь,я согласна дети в праве выбирать.

ЗолотО



Дневник обучения группы "Лотос"

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн