Официальный сайт morning-news 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Главная обитель России – Троице - Сергиева Лавра

Submitted by Ольга Фёдоровна Таничева on Wed, 15/10/2014 - 20:39
Данные об авторе
Автор(ы): 
Таничева Ольга Фёдоровна
Место работы, должность: 

МОУ СОШ № 2 г. Алексеевка Белгородской области, учитель православной культуры

Регион: 
Белгородская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
4 класс
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Мировая художественная культура
Цель урока: 

Углубить знания обучающихся о первой Лавре России (Троице-Сергиевой Лавре), – центре православной культуры и Преподобном Сергии Радонежском.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемое оборудование: 

Компьютер, проектор

Краткое описание: 
<p><strong>Свято-Троицкую Сергиеву Лавру</strong> называют сердцем православной России, считая одной из самых почитаемых общерусских святынь. В решающие моменты Лавра всегда была для страны примером верности Православию, силы духа и действенной любви к своему земному Отечеству. На рубеже третьего тысячелетия Троице-Сергиева Лавра - действующий мужской монастырь, духовный центр всей православной России.</p>

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

 

 

Информация об  авторе

 

Фамилия, Имя, Отчество автора

Таничева Ольга Фёдоровна                                                                                                     

 

Класс

10 класс

 

Тема урока

«Главная обитель России – Троице - Сергиева Лавра»

 

 

 

Пояснительная записка

Аннотация разработки

Свято-Троицкую Сергиеву Лавру называют сердцем православной России, считая одной из самых почитаемых общерусских святынь. В решающие моменты Лавра всегда была для страны примером верности Православию, силы духа и действенной любви к своему земному Отечеству. На рубеже третьего тысячелетия Троице-Сергиева Лавра - действующий мужской монастырь, духовный центр всей православной России.

Цель  урока

Углубить знания обучающихся о первой Лавре России (Троице-Сергиевой Лавре), – центре православной культуры и Преподобном Сергии Радонежском.

Задачи урока

  • Расширить представление школьников о роли Троице-Сергиевой Лавры в истории нашей Родины.
  • Расширить представление школьников о жизни   Преподобного Сергия Радонежского.
  • Воспитывать  у подрастающего поколения бережное отношение к историческому прошлому   православных святынь.

Формы работы

Эвристическая беседа, работа в группах, совместная работа учителя и обучающихся по ознакомлению с новым материалом, выполнение индивидуальных заданий в процессе урока

Планируемые результаты

Школьники познакомятся с  историей создания Троице-Сергиевой Лавры – одной из самых почитаемых общерусских святынь. Расширят представления о роли Лавры и жизни Преподобного Сергия Радонежского в истории нашей Родины. Научатся благоговейно относиться к святыням православия.

Практическая значимость, ценность

Данная разработка может представлять интерес для классных руководителей, учителей православной культуры, обществознания, истории, краеведов  в воспитании уважения к ценностям духовного наследия на примере жизни Преподобного Сергия и Троице-Сергиевой Лавры.

 

 

Ведущая идея урока

Троице-Сергиева Лавра -  святыня православного мира.

 

 

 

 

Программно-техническое и дидактическое обеспечение

 

Оборудование

 Компьютер / ноутбук

 Проектор   

 

 

Программное обеспечение

 ОС Windows

 Microsoft Office Power Point

 

Подготовка к занятию

 

Что необходимо подготовить к уроку

Обучающиеся подбирают материал по теме урока. «Экскурсоводы» помогают учителю в проведении урока, готовят презентацию.

 

Литература

 

Список литературы, используемой для разработки урока

  1. УМК «Православная культура» авторов: В.Д. Скоробогатова, Т.В. Рыжовой, О. Н. Кобеца. Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006.
  2. Журнал «Православные монастыри» № 7, 2010 г.
  3. http://www.stsl.ru/#ad-image-0 –Официальный сайт Троице-Сергиевой Лавры.
  4. http://10russia.ru/object_67 - Троице-Сергиева Лавра.
         
 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  УРОКА

 Основные этапы урока

Деятельность на данном этапе

Виды деятельности по формированию УУД

 

Учителя

Обущающихся

          

  1. Организационный момент

Проверяет готовность обучающихся к уроку, объявляет тему и задачи урока, раскрывает его содержание  (вместе) в ходе эвристической беседы.

Включаются в процесс целеполагания.

Личностные:самоопределение;

Регулятивные:целеполагание;

Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и сверстниками.

  1. Актуализация знаний прошлого опыта

Выдвигает проблему поиска информации по заданной теме вопросов.

 

Слушают учителя  

 

Регулятивные:целеполагание;

Коммуникативные: постановка вопросов.

  1. Изучение нового материала

Организует внимание обущающихся по теме урока.

Слушают учителя  и  выступающих школьников-экскурсоводов. Работают в парах.

 

Регулятивные: принимают поставленную задачу и следуют плану урока;

Познавательные: выделяют события, видят их значимость для  Отечества.

Коммуникативные: воспринимают мнение сверстников, проявляют интерес к общению на уроке.

  1. Закрепление изученного материала

Предлагает  ответить на вопросы теста  (обсуждение)

Отвечают  на вопросы.

 Слушают  учителя, выполняют   задания.

Регулятивные выполняют поставленную задачу и следуют инструкции учителя, выделяют и осознают то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения информации.

  1. Заключительное слово учителя, рефлексия

Подводит итог беседы о Троице-Сергиевой Лавре, Преподобном Сергии Радонежском. Побуждает к высказыванию своего мнения с помощью вопросов, акцентирует внимание на конечных результатах  деятельности школьников на уроке.

 

 

 

Слушают учителя, отвечают на вопросы учителя, формулируют конечный результат своей работы на уроке.

 Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

 Познавательные: рефлексия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний прошлого опыта.

III. Изучение нового материала.

IV. Закрепление изученного материала.

V. Рефлексия.Домашнее задание

 

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Чтение эпиграфа. Знакомство учащихся с задачами урока.

 

 

Эпиграф к уроку

«Это — то всесторонне жизненное единство Лавры, как микрокосма и микроистории, как свое­го рода конспекта бытия нашей Родины. Здесь ощутитель­нее, чем где-либо, пульс русской истории, здесь собрано наиболее нервных, чувствующих и двигательных окончаний, здесь Россия ощущается как целое».

Священник Павел Флоренский

Слайд №2

  1. Актуализация знаний прошлого опыта.
    •  

Предлагаю совершить путешествие  в церковный словарь. Я называю слово, а вы  должны дать краткое и четкое толкование смысла понятия или слова.

Например:  «Монах» переводится на русский язык–.....«одинокий», «отшельник».    

Слайд №3

Монастырь – религиозная община монахов или монахинь, представляющая собою отдельную церковно-хозяйственную организацию.

Пустынь – разновидность монастыря в труднодоступной пустынной местности.

Келья – отдельная комната монаха в монастыре.

Игумен – то же, что настоятель (начальник, управляющий мужским монастырём).

Постриг – обряд принятия монашества.

Архимандрит – Высшее звание иеромонаха (монаха-священника), обычно мужского монастыря.

Инок – то же, что монах (член религиозной общины, дающий обет вести аскетическую жизнь).

Рака – большой ларец для хранения святых мощей.

Эвристическая беседа.

  • Скажите, к какой теме относятся слова, смысл которых мы раскрыли?

   (ответы учащихся).

  • Назовите слова, относящиеся к теме «Монашество» (ответы учащихся).

Лучшим временем для монашества на Руси являются XIV-  XV вв. Монгольское нашествие заставило все лучшее силы Руси переместиться с юга на север. На север перемещается также и центр монашества.

  • Какой монастырь был самым первым на бывшей территории Московской Руси?
  • О чём мы будем говорить? Да, о монастыре. Каком? (ответы учащихся).

 Тема нашего урока «Главная обитель России – Троице - Сергиева Лавра».

Слайд №4-5

III. Изучение нового материала.

  •  

Сегодня мы с вами совершим заочную экскурсию  к первой Лавре России, к мощам преподобного Сергия Радонежского. А помогать мне будут наши экскурсоводы.

Слайд  № 6-8

 Свято – Троицкую Сергиеву Лавру называют сердцем православной России, считая одной из самых почитаемых общерусских святынь. В решающие моменты Лавра всегда была для страны примером верности Православию, силы духа и действенной любви к своему земному Отечеству.

А что означает слово «Лавра»? Давайте обратимся к страницам энциклопедии Брокгауза и Ефрона.

Лавра (греч. Лаира) – собственно часть города, населённая местность, обнесённая оградой или стеной. Ещё в глубокой древности название Лавра применялось к многолюдным и важным монастырям. Впервые оно появилось в Палестине, где монахи были вынуждены собираться в возможно большем числе и ограждать свои жилища стенами, из опасения нападений со стороны кочевников – бедуинов. В России титул Лавра усвоен монастырям: Киево – Печёрскому (с 1688 г.), Троице – Сергиеву близ Москвы (с1744 г.), Александро – невскому в Санкт-Петербурге (с 1797 г.) и Почаевскому – Успенскому в Волынской губернии (с 1833 г.). Лица, которым вверяется непосредственное управление Лаврой, носят название наместников и состоят обыкновенно в сане архимандрита.

Учитель:

Обратимся к истории. Как происходило рождение православной обители?

Экскурсовод:

 В 1337 году в лесу, простиравшемся от городка Радонеж и от Хотькова  монастыря на север к Переславлю на горе Маковец, двумя сыновьями ростовского боярина Кирилла – Варфоломеем и Стефаном, — решившими для монашеского подвижничества уйти в лесную пустынь, были срублены келья и церквица (малая церковь), освящённая во имя Пресвятой Троицы. Жизнь в лесу вдали от людей была очень тяжела. Стефан, не выдержав скорбей и лишений, вскоре удалился в московский Богоявлинский монастырь, а Варфоломей же, оставшись один, призвал к себе старца, игумена Митрофана, и принял от него монашеский постриг с новым именем – Сергий. Шёл ему в ту пору 24 год.

 Около двух лет Сергий провёл в пустыньке в совершенном одиночестве, мудро сочетая молитву и труд, псалмопение и чтение божественных книг, но постепенно в Радонеже и окрестностях прознали об отшельнике. Один за другим собрались к преподобному двенадцать человек. Сергий позволил им поселиться рядом с ним. Так постепенно разрастается обитель. Преподобный Сергий был игуменом обители, своим житием и беспрестанным трудом он подавал инокам высокий пример добродетели и смирения.

  •  

 Шло время, жизнь текла своим чередом…

 Экскурсовод:

Слайд № 8

Когда в 1380 году золотоордынский хан Мамай вёл полки на разорение земли русской, великий князь Дмитрий просил благословения у Сергия Радонежского, считая его своим духовным отцом.

Учитель:

Слайд № 9-11

Я предлагаю вспомнить  последовательность событий, происходящих много лет назад. На столах лежит стихотворение В.Афанасьева «Схимник Пересвет», разрезанное на отдельные части. Восстановите последовательность событий и выразительно прочитайте стихотворение.

(Обучающиеся работаю в группах. Можно предложить прочитать стихотворение по ролям)

 

 

1. С ханской силой биться,

Мощно ополчась,

В Лавру помолиться

Прибыл Дмитрий князь.

2. Молвил князю Сергий,

Подавая меч:

– С Богом! Ныне свергнем

Иго с наших плеч.

Мы теперь не слабы.

Не страшись, иди –

Пересвет с Ослябей

Будут впереди.

Бог и Церковь с вами

Против всех угроз.

Русской силы знамя

Освятил Христос.

3. Поле Куликово!

Древние года!

Дмитрия Донского

Рать пришла сюда –

Битвы ждет без страха,

Хоть и грозен враг,

С ними два монаха

В схиме, на конях.

Скоро грянет битва!

И звучат в тиши

Воинов молитвы,

Как одной души.

А за этой ратью

Вся святая Русь:

– Стойте крепко, братья,

Я за вас молюсь!

4. Копий лес вздымая,

Утром, в ранний час,

Встала рать Мамая

Тучей против нас.

5. Начал тут хвалиться

Некто Челубей:

– Кто не побоится

Силушки моей? –

Конь под ним громадный,

Сам, как Голиаф,

Страшный и нескладный,

И такой же нрав.

Он трясет копьищем

В целое бревно:

– Выходи хоть тыща,

Будет всем одно!

6. Выезжает конный

В куколе с крестом,

С ликом, истомленным

Бденьем и постом, –

Вот и он свое

Поднял боевое

Длинное копье.

Без щита, без лат он,

В стремени нога –

В мантии крылатой

Мчится на врага.

Тот ему навстречу

Бурею летит –

Под железом плечи,

Есть и шлем, и щит.

 

7. Смотрят оба войска –

Кто кого собьет,

Кто из них геройски

Общий бой начнет...

Вот они все ближе,

Жмет копье рука, –

Вот склонились ниже,

Метя в грудь врага.

8. На дыбы их кони

Разом поднялись,

Затрещали копья...

Крики раздались...

Тот и другой убиты!

Рати сошлись, и вот

На смерть, не на живот.

9. Люди кричат: "Победа!"

Трубы трубят: "Победа!"

Слава тем, кто полег!

Их да прославит Бог!

Войско несет с собою

Первую жертву боя:

Иночества то цвет –

Схимник Пересвет.

 

Учитель:

Образ Куликовской битвы  и сегодня наполнен  спорами и разговорами   о встрече Дмитрия Донского с Сергием, о Пересвете и Ослябе.  Но для древнерусского книжника это событие было реальностью. И вот, что писал в «Житии преподобного Сергия» его ученик и первый «биограф» Епифаний Премудрый:

 «Известно стало, что Божиим попущением за грехи наши ордынский князь Мамай собрал силу великую, всю орду безбожных татар, и идет на Русскую землю; и были все люди страхом великим охвачены. Князем же великим, скипетр Русской земли державшим, был тоща прославленный и непобедимый великий Дмитрий. Он пришел к святому Сергию, потому что великую веру имел в старца, и спросил его, прикажет ли святой ему против безбожных выступить: ведь он знал, что Сергий - муж добродетельный и даром пророческим обладает. Святой же, когда услышал об этом от великого князя, благословил его, молитвой вооружил и сказал: "Следует тебе, господин, заботиться о порученном тебе Богом славном христианском стаде. Иди против безбожных, и если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в свое отечество с великой честью вернешься".

Слайд № 12-13

И конечно же, благословение Дмитрия Святым Сергием не могло не найти отражения в живописи. У меня получилась вот такая небольшая подборка. К моему собственному удивлению, (кроме художника М.В.Нестерова) особый интерес к этому сюжету проявляют сегодня и современные художники. В.Соковинин, А.Кившенко, А.Немеровский, В.Челышев, П.Рыженко и др.

Слайд №12-13

 

 

А. Кившенко. Преподобный Сергий Радонежский благословляет святого благоверногокнязя Димитрия Донского на Куликовскую битву

 

А. Немеровский. Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на ратный подвиг

 

В.Челышев. Благославение Сергия Радонежского Дмитрию Донскому

 

 

В.Соковинин. Благославление преподобным Сергием Радонежским Великого князя Дмитрия Донского на брань

 

А. Новоскольцев. Преподобный Сергий благословляет Дмитрия на борьбу с Мамаем

 

 

П. Рыженко. Преподобный Сергий Радонежский благословляет князя Дмитрия Донского на битву

 

Ю. Понтюхин. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский

 

 

 

Ю. Ракша Благословление Дмитрия Сергием Радонежским

Учитель:

Вопросы для обсуждения:

  • Что объединяет все эти картины?
  • Опишите преподобного Сергия (выражение лица, взгляд, поза).
  • Какая картина вам больше понравилась? Почему?

(Ответы обучающихся)

Достигнув глубокой старости, Преподобный, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона (память 17/30 ноября).  

 В безмолвном уединении Преподобный преставился к Богу 25 сентября 1392 года. Во время кончины лицо его просияло, и от тела его распространилось необыкновенное благоухание.

Слайд № 14 - 15

В 1422 году, вследствие случившегося видения, открыты были нетленные мощи преподобного Сергия, после чего игумен Лавры Никон воздвиг над мощами учителя каменную церковь Святой Троицы,  в котором была помещена Рака с мощами преподобного Сергия. Совершим виртуальную экскурсию в этот храм.

 Экскурсовод:

Для  росписи собора были приглашены лучшие иконописцы – иноки Андрей Рублёв и Даниил Чёрный.  

По свидетельству источников XVII – XVIII веков, «Троица» была написана Андреем Рублёвым в «похвалу Сергию» при его  ученике Никоне. Она находилась в местном ряду иконостаса Троицкого собора, построенного в 1422-1423 годах. Около 1547 года Иван Грозный привозит на икону драгоценный оклад, украшенный золотыми дробницами с изображением святых (оклад сохранился полностью, находится в Сергиево-Посадском музее).

Учитель:

 На долю Троицкой Лавры выпало много бедствий. Вот несколько примеров.

Слайд № 16-18

Экскурсовод:

  1. С сентября 1608 до начала 1610 обитель была осаждена 30000-ым войском поляков и литовцев, русских было в пятнадцать  раз меньше. Лишь заступничеством преподобного Сергия, явную помощь которого защитники обители неоднократно тогда видели, можно объяснить то, что шестнадцатимесячная осада закончилась для поляков поражением.
  2. У гроба Преподобного Сергия скреплялись торжественно «крестоцелованием» договоры и союзы, совершались молебны перед военными походами, а у раки с мощами Преподобного Сергия крестили наследников престола.
  3. В 1552 году перед походом на Казанское ханство в Троице-Сергиеву Лавру приезжал Иоанн Грозный, чтобы получить у гроба Преподобного Сергия благословение на военный поход.
  4. Во время стрелецких бунтов, предшествовавших воцарению Петра 1, стены обители дважды служили убежищем царственным особам. Первый раз, в 1682 году, царевна Софья с братьями Петром и Иоанном полтора месяца скрывались в нём от злоумышлявших против них стрельцов. А спустя семь лет юный Пётр спасался здесь уже от заговора, устроенного властолюбивой сестрой.
  5. С Троице-Сергиевой Лаврой связан призыв к борьбе с самозванцем Лжедмитрием в 1612 году. Именно у стен монастыря святой архимандрит Дионисий отслужил напутственный молебен ополченцам во главе с князем Дмитрием Михайловичем Пожарским.

Учитель:

Перед вами находятся изображение событий, которые вы прослушали. Объясните события, изображенные на иллюстрациях, и расставьте миниатюры в последовательности событий.

 

 

 

1. Спасение Петра I во время бунта стрельцов.

 

2. Конец Смутного времени и избрание Михаила Романова. 1613 год.

Игумен Троице-Сергиевой Лавры Дионисий принёс в Москву на Земский Собор Грамоту о Природном  Царе Михаиле Романове.

 

 

3. У гроба Преподобного Сергия совершались молебны

 

  1. Героическая оборона Троице-Сергиевой Лавры в 1608-1610 годах.

 

(Ответы: 1 - Героическая оборона Троице-Сергиевой Лавры в 1608-1610 годах; 2- У гроба Преподобного Сергия совершались молебны; 3 - Спасение Петра I во время бунта стрельцов; 4 - Конец Смутного времени и избрание Михаила Романова. 1613 год.)

 

Учитель:

К   мощам  преподобного Сергия стекаются в Троице-Сергиеву Лавру тысячи паломников, чтобы почтить память великого игумена Русской земли и получить духовное и телесное здравие.

 С житием преподобного Сергия Радонежского мы знакомились в младших классах. Вы уже знаете, что настоящее имя Сергия Радонежского – Варфоломей.  Давайте вспомним, а что это был за человек?

Сейчас вы получите на парту карточку  с изображением эпизода из жизни преподобного Сергия. Вы должны догадаться, что изображено на рисунке. Расскажите.

(Эпизоды могут быть такими: Чудо преподобного Сергия Радонежского прежде его рождения; видение отроку Варфоломею; Преподобный Сергий воскрешает мальчика; видение птиц на молитве; Преподобный и медведь; благословение князя Димитрия на бой; явление Богоматери Сергию; труды Преподобного Сергия и др.)

Слайд №19

Рассказы обучающихся комментируются и сопровождаются слайдами на экране.

 

  1. Закрепление изученного материала.

Слайд № 20

Тренировочный тест.

1. Как звали Преподобного Сергия в детстве? (Варфоломей)

2. Как звали его родителей? (Кирилл и Мария)

3. Кому посвятил Преподобный Сергий церковь, ведя иноческую жизнь в лесу? (Пресвятой Троице)

4. Какое чудо произошло с Преподобным Сергием еще до рождения? (Когда святой находился в утробе матери, он трижды прокричал в самых важных местах литургии)

5. Как звали братьев Преподобного Сергия? (Стефан и Петр)

6. На какую битву благословил Преподобный Сергий князя Димитрия Донского? (На Куликовскую битву)

7. В каком году была основанаТроице-Сергиева Лавра? (1337 год)

8. Кто из учеников Преподобного Сергия написал икону "Троица"? (Преподобный Андрей Рублев)

Заключение.

Учитель:

В 2014 году будет отмечаться 700-летие со дня рождения Сергия Радонежского. Торжественные мероприятия в рамках его празднования в Белгородской области начнутся уже в этом году. Интенсивно идет работа над макетом книги «Преподобный Сергий Радонежский и Белгородчина». Кроме того, в областном центра планируется установить памятник Сергию Радонежскому, а в Старом Осколе должен появиться памятный сквер в честь святого. Планируется провести традиционный фестиваль «Нежеголь» и высадить памятную аллею имени преподобного Сергия Радонежского.

Учитель читает стихотворение «В  Троицкой Лавре».

Я побывала в Лавре на Крещенье,                     Я приложилась к чудотворной раке

Снега искрились, как века назад.                       Святого Сергия. Небесный аромат

В январском золотистом освещенье                  Струился от неё, и таяли во мраке

Сияла Лавра, словно Божий град.                      Огни цветные золотых лампад.

Я помолилась в Троицком соборе                      И в этом древнем храме намолённом

За Русь Святую, за своих детей,                         Любовь я ощутила и покой,

И чудилось мне в тихом, стройном хоре           И старец, сединою убелённый,

Освобожденье от земных страстей.                   Коснулся сердца ласковой рукой.

 

Звучит песня с презентацией «Троице-Сергиева Лавра»

 

  1. Домашнее задание
  2.   Понравился ли вам урок? Чтобы вы хотели в нем изменить?

1. Читать §12.3 стр. 145-152.

2. Подобрать русские народные пословицы, которые напоминают жизнь Преподобного Сергия Радонежского.

(Например: Пословица «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает». Преподобный Сергий почитал родителей. Когда он хотел уйти в монастырь, родители попросили его остаться и позаботиться о них.   Преподобный Сергий их послушался.)


»  Tags for document:

Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн