Официальный сайт physbook 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок в 6 классе "Гуситское движение в Чехии"

Submitted by Наталья Сергеевна Глущенко on чт, 16/10/2014 - 09:18
Данные об авторе
Автор(ы): 
Глущенко Наталья Сергеевна
Место работы, должность: 

МБОУ "Новоозёрновская основная общеобразовательная школа"

Регион: 
Красноярский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
История
Цель урока: 

Обучающая:

  • познакомить учащихся с деятельностью чешских патриотов Яна Гуса и Яна Жижки;
  • раскрыть идеологические основы религиозных и общественных взглядов Яна Гуса;
  • показать причины победы таборитов в ходе гуситских войн;
  • раскрыть причины, цели, итоги и значение гуситского движения;

Развивающая:

  • совершенствовать навыки работы учащихся с текстом учебника, исторических документов, алгоритмами, картой;
  • развивать умения анализировать текст, выделять главное;

Воспитательная:

  • на примере чешских героев воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине;
  • показать величие гражданского мужества Я. Гуса, готового пойти на смерть ради правды, своих взглядов. 
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
5
Используемые учебники и учебные пособия: 
  • учебник - Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. История средних веков, г.Москва «Просвещение», 2006г;
Используемая методическая литература: 
  • Зачетный лист с заданиями;
  • Иллюстрации к теме;
  • Карточка с дидактическим инструментарием СДО.
Используемое оборудование: 
  • Зачетный лист с заданиями;
  • Иллюстрации к теме;
  • Карточка с дидактическим инструментарием СДО.
Краткое описание: 
<p>&laquo;Умение учиться&raquo; заявлено в ФГОС как ключевая компетенция, она выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования целостной картины мира. Педагог, испытывает потребность в освоении средств, позволяющих успешно формировать у учащихся познавательные универсальные учебные действия.</p> <p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Способ диалектического обучения, обеспечивает системное изменение в преподавании различных учебных дисциплин посредством структурирования предметного содержания и оптимального выбора форм организации учебного процесса. Способствует переходу от сообщённых знаний к выводным и представляет собой принципиально новый подход к учебному процессу.</p> <p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Достоинством способа является глубоко научное, философское обоснование, как содержания образования, так и средств достижения цели&nbsp; преобразование сознания, общества, природы через диалектику идей, отношений, орудий труда. &nbsp;</p>

Тема урока: Гуситское движение в Чехии.

Имя урока: “Верный христианин защищает правду до смерти”.

Цели урока:

  1. . Образовательно-развивающие:
  2. 1.1. Выведение новых понятий: «Общественное движение», «Гуситское движение», «Гуситы», «Умеренные», «Табориты».
  3. 1.2. Применение опорных понятий: «крестовые походы».
  4. 1.3. Формирование УУД: подведение под понятие, анализ объектов с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки рассуждения, синтез-составление целого из частей, поиск и выделение необходимой информации.
  5. Коммуникативные умения: умение задавать вопросы, высказывать свое мнение, работать в парах.
  6. 1.4. Развитие специальных умений: выделять основные признаки общественного движения, работать с исторической картой Чехии, определять основные элементы Гуситского движения (причины, основные события, итог, значение, состав участников, временные рамки), определять существенные признаки умеренных и таборитов.
    • II. Воспитательная цель: формирование у учащихся диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: причина – следствие, пространство – время, возможность - действительность.

Оборудование:

  • учебник - Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. История средних веков, г.Москва «Просвещение», 2006г;
  • Зачетный лист с заданиями;
  • Иллюстрации к теме;
  • Карточка с дидактическим инструментарием СДО.

Заявка на оценку:

«5» - 20 баллов и более

«4» - 17 – 19 баллов

«3» - 13 – 16 баллов

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Баллы, время

Деятельность учащихся

УУД

I.

Оргмомент

5 мин

 

 

1.1.

 

Проверка готовности уч-ся к уроку (наличие карточек № 1 – 6, письменных принадлежностей)

1мин.

 

 

1.2.

 

Знакомство уч-ся с заявкой на оценку

1 мин.

 

 

II.

Анализ темы урока

3 мин.

 

 

2.1.

 

Беседа по теме урока:

— Прочитайте тему урока. Что понимается под Гуситским движением?

- Как вы думаете, что мы должны узнать на уроке и чему научиться?

— Назовите свойства понятия «общественное движение».

-  Что такое общественное движение?

 

Затрудняются ответить на вопрос.

Узнать причины, события, участников, временной промежуток, итоги и значение гуситского движения.

Общественное движение – это коллективные действия или объединения, внимание которых сосредоточено на конкретных политических или социальных проблемах.

Самостоятельное выделение и формирование познавательной цели, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

III.

Работа по теме урока

30 мин.

 

 

3.1.

Выявление причин Гуситского движения.

5 мин

 

 

 

Сегодня мы с вами познакомимся с историей еще одного европейского государства – Чехия.

Откройте стр. 200 карту.        

К концу Средневековья центром Германской империи – стала Чехия, ее столица Прага. Недаром, наверное, чехи сами называли свою страну “Богемия”, т.е. избранная богом, а себя – “богемцами”.

Карл I (1346 – 1378) из династии Люксембургов избран императором Священной Римской империи под именем Карл IV. Карл IV остался в памяти народа как самый великий чешский государь – “Отец Отечества”. Чехия превратилась в центр архитектуры и изобразительного искусства. Чехия переживала хозяйственный подъем, развивалось ремесло и торговля. Но в Чехию переселялось большое количество немцев, они же управляли страной. Господствовала католическая церковь, которая была богатой и владела огромной территорией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание №1: - Из списка причин, выделите и укажите существенные причины недовольства жителей Чехии:

1.Богатство католической церкви;

2.Отмена зависимости от феодала;

3.Снижение налогового гнета;

4.Плата десятины церкви;

5.Стремление чехов участвовать в городском управлении.

Самопроверка и самооценка.

3 балла

1.Богатство католической церкви;

2.Плата десятины церкви;

3.Стремление чехов участвовать в городском управлении.

 

Смысловое чтение, анализ объектов с целью выделения признаков, установление причинно – следственных связей, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

 

 

 

 

 

 

Эпиграф: “Верный христианин ищет правду, слушает правду, изучает правду, говорит правду, защищает правду до смерти” (Ян Гус.)

- Жизнь и смерть Яна Гуса.  В начале 15 в. небольшая церковь на одной из улиц Праги привлекала многих людей. Сюда приходили горожане, крестьяне и рыцари послушать пламенные речи профессора Пражского университета Яна Гуса.          

Он призывал отнять у церкви ее  богатства и провести реформу церкви. В Констанце Гуса заковали в цепи и полгода держали в сырой и холодной темнице. После суда он был казнен.

 

 

 

3.2.

Определение состава участников гуситского движения

5 мин

 

 

 

- Казнь Гуса вызвала возмущение народа. Толпы крестьян шли в горы и слушали там речи сторонников Гуса. Его последователи стали называть себя гуситами.

 Делились на «умеренных» и «таборитов».

Задание №2: - Установите сходства и различие между умеренными и таборитами, результаты запишите в таблицу и выразите с помощью карточки №3 сравнение на общий и особенный признак:

1.Принадлежали к последователям Яна Гуса

2.Состав участников

3.Требования реформы церкви

4.Требования реформы общества

5.Средства борьбы

Самопроверка и самооценка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 баллов

 

 

 

 

 

 

 

 

4 балла

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сходства: Принадлежали к последователям Яна Гуса, Требования реформы церкви.

Различия: Состав участников, Требования реформы общества, Средства борьбы.

 

- Как умеренные, так и табориты требовали реформы церкви.

- В отличии от умеренных, табориты еще требовали реформы общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, построение логической цепи рассуждения

3.3.

Определение основных событий Гуситского движения.

10 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стр. 201

Против Гуситов были организованы Крестовые походы.

- Что понимается под крестовыми походами?

С крестоносцами боролось народное войско. Которое отличалось высоким боевым духом, высокой организованностью, стойкостью и дисциплиной. Что позволяло неоднократно побеждать в бою. Одним из руководителей народного войска был Ян Жижка.

На возу бесстрашно стоя.

Голосом, подобным грому.

Направляет ярость боя.

С ним один дружинник слева

И один дружинник справа.

Вместо глаз они герою.

Служат верно и лукаво.

 

 

 

 

1 балла

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Под крестовыми походами понимается – походы организованные католической церковью против иноверцев и еретиков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

 

Установите соответствие между элементами таблицы:

Задание 3. Установите соответствие между элементами таблицы и соедините их стрелочками:

1419 год

Витковая гора

В ходе восстания изгнаны правители города

1434 год

г. Констанц

Разгромлены табориты

1415 год

г. Липаны

Начало крестовых походов против гуситов

1420 год

г. Прага

Казнь Яна Гуса

 

4 балла

1419 год

г. Прага

В ходе восстания изгнаны правители города

1434 год

г. Липаны

Разгромлены табориты

1415 год

г. Констанц

Казнь Яна Гуса

1420 год

Витковая гора

 

Начало крестовых походов против гуситов

Самопроверка и самооценка.

Поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания, анализ объектов с целью выделения признаков, установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждения

3.4.

Итог и значение гуситского движения

10 мин

 

 

 

- Чехия устала от многолетних воин, первыми сдались умеренные. Папа Римский признал новые церковные порядки и умеренные начали борьбу с таборитами. В 1434 г. – битва у г. Липаны, к Востоку от Праги, умеренные напали на таборитов и путем хитрых маневров разгромили их.

 

 

 

 

- Не смотря на то, что гуситы одержали поражение, их движение не прошло бесследно. Гуситское движение имело огромное значение.

- Для того чтобы выяснить значение гуситского движения, предлагаю вам выполнить задание №4. Составьте пары «причина – следствие» из перечисленных ниже требований Гуситов и итогов событий в Чехии 1419 – 1434 гг:

причина

следствие

Умеренные – (зажиточные бюргеры, часть дворянства) требовали:

- упразднить привилегии и землевладения католической церкви;

- упростить обряды и ввести богослужение на чешском языке.                         

Табориты – (крестьяне, горожане и бедные рыцари) требовали:

- реформы общества;

- уничтожить частную собственность, все повинности и налоги;

- правление страной должно быть передано в руки народа.

Королевская власть была ограничена парламентом – сеймом;

Чехия стала сословной монархией;

Крестьяне перестали выплачивать десятину;

Утвердилась гуситская церковь.

 

1) индивидуальный труд

2) простая кооперация: обсудить в группах результаты индивидуального труда: 1 группа умеренные гуситы, 2 группа табориты.

3) сложная кооперация - подготовить выступление от группы.

4 балла

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

причина

следствие

Умеренные – (зажиточные бюргеры, часть дворянства) требовали:

- упразднить привилегии и землевладения католической церкви;

- упростить обряды и ввести богослужение на чешском языке.                         

Табориты – (крестьяне, горожане и бедные рыцари) требовали:

- реформы общества;

- уничтожить частную собственность, все повинности и налоги;

- правление страной должно быть передано в руки народа.

Королевская власть была ограничена парламентом – сеймом;

Чехия стала сословной монархией;

Крестьяне перестали выплачивать десятину;

Утвердилась гуситская церковь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания, установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждения, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

IV.

Обобщение темы урока

8 мин.

 

 

 

Вернёмся к теме нашего урока.

— Сформулируйте и задайте вопрос – понятие к теме урока.

 

- Что называется гуситским движением?

Ответ: Гуситское движение – это общественное движение, происходило в Чехии с 1415 по 1434 год, с участием умеренных и таборитов, за реформу католической церкви.

- Что считается гуситами?

Ответ: Гуситы – это участники гуситской войны, делятся на умеренных и таборитов, выступали за реформу католической церкви.

- Что понимается под умеренными?

Умеренные гуситы – это гуситы, участники гуситской войны, состоящие из горожан и знати.

- Что представляют собой табориты?

Ответ: Табориты  – это гуситы, участники гуситской войны, состоящие из крестьян и ремесленников.

Подведение под понятие, выведение следствий, построение логической цепи рассуждений

V.

Подведение итогов урока

2 мин.

 

 

 

- Подсчитайте свои балы и посмотрите на заявку, выставите те оценки, которые вы сегодня заработали.

- Спасибо всем за урок.

 

 

 

 

Домашнее задание: прочитайте параграф 25,  сравните гуситское движение и гражданскую войну, выделите общие и особенные признаки используя карточку №3.

 

 

 

Прикрепленный файл Size
урок в системе СДО Гуситское движение.zip 663.6 KB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн