Официальный сайт fresher 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Градусная сетка

Данные об авторе
Автор(ы): 
Егорова Зинаида Ивановна
Место работы, должность: 

МБОУ "Чуварлейская СОШ", учитель

Регион: 
Республика Чувашия
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
высшее профессиональное образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
География
Цель урока: 

ввести новые понятия и термины (градусная сеть, меридианы и параллели) и научится использовать их в практической деятельности

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Краткое описание: 
<p>Урок знакомит учащихся с новыми терминами и понятиями (градусная сеть, меридианы и параллели),&nbsp; формирует умение работать с различными источниками географической информации.</p>

 

 

Тема. Градусная сетка на глобусе и

географической карте

Цель урока:

ввести новые понятия и термины (градусная сеть, меридианы и параллели) и научится использовать их в практической деятельности.

       Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями (градусная сеть, меридианы и параллели), продолжить формирование умений работы с различными источниками географической информации.

Воспитательные: показать практическую значимость знаний и умений работы с географической картой; воспитать уверенность в себе при выполнении заданий с использованием географической карты.

Развивающие: совершенствовать умения учащихся применять полученные знания и умения для решения конкретных географических задач.

Оборудование: учебник, атлас, настенная карта полушарий, глобус.

Основные понятия: карта, глобус, экватор, полушария, ось, градусная сетка, меридианы, параллели.

Тип урока: Урок изучения нового материала с элементами практикума и проблемного обучения.

     Форма контроля: текущая.

Ожидаемые результаты:

После урока учащиеся смогут:

  • Закрепить знания о полюсах;
  • Называть линии градусной сетки – параллели, меридианы, экватор, полюса.

 

Ход урока

І. Организационный  момент. Слайд 1

  1. Актуализация опорных знаний и умений.

             Один поэт сказал:  «Считай, ты потерял день, в какой не улыбнулся».

       А чтобы он ни был потерянным, посмотрите друг на друга и улыбнитесь, мысленно пожелайте успехов.  Слайд 2. Успех – это

               У - умение учиться и работать

               С - сотрудничество в парах

               П - преодоление трудностей

               Е–единство

               Х - хорошее настроение   

      Все эти составляющие необходимы для нашего урока.    Я вам желаю хорошего настроения, улыбок и успеха.

III. Проверка домашнего задания.

И урок мы сегодня начнем  с повторения пройденного материала. Четверым учащимся я дам карточки с заданиями , а остальные будут отвечать на мои вопросы.

 

 

 

 

Вопросы

Ответы

  1. Чертеж, изображающий небольшой участок земной поверхности сверху в уменьшенном виде?
  2. Степень уменьшения длин линий на местности на карте?
  3. Какие виды масштаба вы знаете?
  4. Определение своего местоположения относительно сторон горизонта?
  5. Угол между направлением на север и на какой-нибудь объект?
  6. Все неровности земной поверхности?
  7. Превышение точки земной поверхности над уровнем моря?
  8. Превышение одной точки над другой?
  9. Условные линии, соединяющие точки земной поверхности с одинаковой абсолютной высотой?
  10. Плоское, сильно уменьшенное изображение больших участков земной поверхности?
  11. Какой географический полюс находится вверху глобуса, а какой – внизу?
  12. Воображаемая линия, которая делит Землю на два равных полушария: Северное и Южное.
  13. Что изображено на физических картах?
  14. Как называется специальная карта с изображением стран мира?
  15. Как называется перечень использованных на карте  условных знаков и объяснения к ним?
  1. План местности
  2. Масштаб
  3. Именованный, линейный, числовой
  4. Ориентирование
  5. Азимут
  6. Рельеф
  7. Абсолютная высота
  8. Относительная высота
  9. Горизонтали
  10. Карта
  11. Северный и южный.
  12. Экватор
  13. Рельеф, реки, озера, города
  14. Политическая
  15. Легенда
 

Мне очень понравились ответы …., в конце урока подайте дневники. Мы с вами идем дальше.

.ІV.Мотивация учебной и познавательной деятельности. Слайд 3

 Приём « Привлекательная цель».

Раскрыв немало тайн географических карт, вы приобрели значительный опыт работы с ними. Вы научились «читать » условные знаки, определять расстояния и направления, различать высоты и глубины. Вы убедились в том, что карта - надежный товарищ и помощник. Теперь ваших знаний достаточно для того, чтобы разгадать главный секрет географической карты - ее способность « рассказать » о точном местонахождении любого объекта на поверхности Земли. Издавна картографы стремились "научить" карту передавать такую ​​информацию. Однако задача была непростой. Прошло много веков, и только объединение усилий картографов, математиков, астрономов и физиков позволило, наконец, дойти успешного выполнения задания. А вам, для того чтобы добиться успеха в разгадывании главной тайны, нужно будет использовать свои знания по математике и естествознанию, проявить внимательность и настойчивость.

Для того чтобы  решить определенную проблему каждый исследователь составляет план действий. Для выполнения плана необходим подготовительный этап - этап теоретической подготовки, отладки необходимых приборов и инструментов.

Слайд 4 .Сегодня наш урок - подготовительный этап в выполнении определенного задания. Мы начинаем изучение темы –«Географическая карта», и эпилогом к ней могут стать слова Михайлова:«Карта - это книга, читать ее могут только те, кто изучил азбуку этой книги». На сегодняшнем  уроке мы начнем  изучать азбуку географической карты, узнаем  о меридианах и параллелях, которые образуют градусную сетку. Благодаря  которой можно определять направление, положение частей территорий и объектов.

Возьмём  шарик и маркером нанесём  на его поверхность точку. Теперь попробуйте описать место этой точки на поверхности мяча. Нелегкая задача? Без специальных методов оно неосуществимо, ведь поверхность мяча ровная, на ней отсутствуют линии, к которым можно «привязать» нашу точку. Такие линии есть на глобусе и карте полушарий, они образуют своеобразную сетку, что называется градусной. А линии называются меридианами и параллелями,  их положение связано с двумя уникальными точками на нашей планете - полюсами и экватором. Сегодня на уроке мы подробнее познакомимся с их местоположением.

V. Изучение нового материала.

1) Откройте тетради и запишите дату и тему урока «Градусная сеть на глобусе и карте» Слайд 5-6

Посмотрите внимательно на карту и глобус. В отличие от знакомого нам плана местности карта и глобус покрыты  сетью тонких линий. Эти линии нанесены не просто так, а чтобы можно было определить точное местоположение объекта. Сегодня мы познакомимся поближе с этими удивительными линиями.

       Вы уже знаете, что на глобусе есть линия, одинаково удаленная от полюсов. Как она называется?     (экватор).

      На какие две части экватор делит земной шар? (северное и южное полушария).

 Слайд   Посмотрите, от экватора к полюсам через одинаковые расстояния проведены линии. Как они проходят? (параллельно экватору).                                                            

Слайд 7б Параллелями  называют линии, условно проведенные по поверхности Земли параллельно экватору.

  • Какую форму имеют все параллели на глобусе? (форма окружности),                 а на карте полушарий?( - изогнутыми линиями ,дугами).
  • Экватор? – (прямая линия).
  • Какова протяженность экватора? (40 000 км).
  • Сколько градусов содержит в себе окружность? (3600).
  • Значит длина 10 экватора составляет 40000 : 360 = 111,3 км.  Слайд 7в
  • Слайд 8Все ли параллели имеют одинаковую длину?  (нет, чем дальше от экватора к полюсам, тем меньше длина каждой последующей параллели)
  • Слайд  9. Где на карте полушарий подписаны обозначения параллелей? (по окружности).
  •  В таких единицах указаны обозначения? (в градусах).
  • Экватор имеет обозначение 00.
  • Длина в километрах 10 каждой параллели обозначается с краю карты в овале.

    Параллель можно провести через любую точку на земной поверхности, и она всегда будет указывать направление «запад-восток».


Итак, назовем основные  признаки параллелей: Слайд 10

  • Параллели направлены на запад и восток.
  • Это окружности (360°).
  • Самая длинная параллель – экватор,  длина других уменьшается к полюсам.
  • Величина 1° на экваторе – 111,3 км, а величина 1° на полюсах – 0 км

   Посмотрите на глобус. От Северного до Южного полюса тоже проведены линии.    Слайд 11а

Меридианом называют кратчайшую линию, условно проведенную на поверхности от одного полюса к другому. Слайд 11б

В переводе на русский язык слово «меридиан» означает «полуденная  линия». Как можно объяснить такое название? см рис 17 стр 28 (Эта линия совпадает с направлением полуденной тени от предметов на Земле.)

Анализируя  карту полушарий, учащиеся отвечают на следующие вопросы:

  • Какую форму имеют меридианы на глобусе? (полуокружность).
  •  На карте? (дуги)
  • Какое направление на земной поверхности показывает меридиан? (север-юг)

Действительно, на местности, глобусе и карте меридиан является точным указателем направления «север-юг». Зная это свойство и линию меридиана, легко определить стороны горизонта на местности и направления на глобусе и карте.

  • Все ли меридианы имеют одинаковую длину?   (да)
  • Сколько же это будет  в гадусах (180) , а в километров? (20 000 км).
  • Слайд 11в
  •     Значит длина 10 каждого меридиана составляет   20000 : 180 =111,3км
  • Где на карте полушарий подписаны обозначения меридианов? (на экваторе)

        Но меридианы все одинаковы, откуда же вести счет? Слайд 12  Ученые договорились считать за начальный меридиан тот, который проходит через обсерваторию Гринвич недалеко от Лондона, поэтому он получил название Гринвичский, или начальный, или нулевой (имеет обозначение 00).  Есть и конечный меридиан, он носит обозначение 1800.           

Итак,  назовем,  признаки меридиана: (дети говорят)  Слайд 13

  • Меридианы направлены на север и юг.
  • Это полуокружности (180°).
  • Все меридианы одинаковы по длине. 20000км
  • Величина 1° меридиана = 111,3 км

     Для того, чтобы на глобусе и картах было проще находить экватор,  нулевой и конечный меридианы, их выделяют более жирной линией.

2)Определение направлений по меридианам и параллелям.

Параллель как и меридиан можно провести через любую точку земной поверхности. В каждой точке параллель перпендикулярна меридиану. Поэтому, если вы станете на местности лицом к северу, в направлении меридиана, и разведете в стороны руки, то они укажут направление параллелей, т.е. запад-восток. (рис 17). По меридианам и параллелям определяют основные и промежуточные стороны горизонта.

3)Градусная сетка на глобусе и картах. Слайд 14-15

На глобусах и картах меридианы  и параллели проводят через одинаковое число градусов, например через 100 или 150. Линии меридианов и параллелей на глобусе и географических картах, разделенные на градусы, называют градусной сеткой.

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление новых знаний и умений учащихся.

Приём « Географический практикум»

Выполнение практической работы на определение направлений по меридианам и параллелям.

  1. В каком направлении от Лондона находится Париж?
  2. В каком направлении от Каира находится Санкт-Петербург?
  3. В каком направлении от озера Виктория находится река Конго?
  4. В каком направлении от Берлина находится Москва?
  5. Какой  город будет восточнее Владивосток или Хабаровск?

                  Приём « Творческая лаборатория» (работа в парах)

  1. На карте полушарий покажите:    полюса, экватор, нулевой меридиан , 180 ° меридиан; северное, южное, западное и восточное полушария.
  2. Определите, в каких полушариях находится наша  страна?
  3. Есть ли в вашем классе такая точка, через которую проходят меридиан и параллель? Если есть, то где именно?
  4.  Какой параллелью кругосветное путешествие является самой длинной?
  5. Можно ли совершить путешествие по мередиану, двигаясь все время на север? Нет, т.к. после северного полюса путешественник будет двигатьься на юг.
  6.  Город N расположен на 30- й параллели, а город М - на 20-й. Какой  из них ближе к экватору?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VIII. Формирование понятий «меридианы» и «параллели». Слайд 16-17

Работа с учебником. Заполнение таблицы.

План

Меридианы

Параллели

  1. Определение

Линии, условно проведенные на поверхности Земли от одного географического полюса к другому.

Линии, условно проведенные по поверхности Земли параллельно экватору.

  1. .Форма на глобусе

Полуокружность

Окружность

3.Форма на карте

Выгнутые линии - дуги

Выгнутые линии – дуги;

экватор – прямая линия

4.Указывает направление

Север – юг,

«полуденная линия»

Запад - восток

  1.  

В градусах - 180°;

в километрах ~ 20 тыс. км;

1° ~ 111км

В градусах - 360°;

в километрах – разная;

экватор ~ 40 тыс. км;

длина дуги 1° - разная , уменьшается от  экватора (1° ~ 111км)  к полюсам.

 

  1. . Закрепление пройденного
  1. . Как называется кратчайшая линия, проведенная по поверхности Земли от одного полюса до другого? (меридиан)
  2. Назовите самую длинную параллель (экватор)
  3. Как изменяется длина параллелей от экватора к полюсам? (уменьшается)
  4. Чему равна длина экватора?(40 000 км.)
  5. Чему равна длина меридиан? (20 000 км.)
  6. Чему равна параллель? (различной длины)
  7. Направление север – юг указывает? (меридиан)
  8. Что такое градусная сетка?
  9. Может ли параллель иметь величину: 45°, 78°, 95° ( 95 нет - только до 90, остальные –да)
    1. Может ли меридиан иметь величину: 37°, 129°, 181° (181 нет – только до 180, остальные – да)

X. Домашнее задание. Слайд 18

  1.  Прочитать §11
  2. Задания 3,4,5
  3. На следующий урок принести контурную карту т цветные карандаши.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прикрепленный файл Размер
Градусная сетка на глобусе и карте.docx 42.34 Кбайт

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн