Официальный сайт radikalno 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок русского языка в 6 б классе. «Зимний пейзаж». Подготовка к сочинению – описанию.

Размещено: ольга николаевна Короткова - пн, 20/10/2014 - 22:27

Урок русского языка в 6 б классе.

«Зимний пейзаж». Подготовка к сочинению – описанию.

Цели урока. 

1. Познавательный аспект: опираясь на художественные тексты, музыку, личные наблюдения учащихся, подготовить к написанию сочинения-описания.

2. Развивающий аспект: развивать умение логически последовательно излагать свои мысли, творческое мышление, закрепить употребление в речи имён прилагательных.

3. Воспитательный аспект: привитие  эстетического вкуса учащихся, стремления ярко и образно выражать собственные мысли, воспитание любви к родной природе. 

Тип урока.

Интегрированный / урок развития речи/. 

Оборудование.

Мультимедийный проектор, иллюстрации с зимними зарисовками, аудиозаписи звуков природы и произведений А. Вивальди и Г.Свиридова, раздаточный материал /распечатанные тексты/, цветные магниты, жетоны. 

Эпиграф урока.

Для полного овладения русским языком необходимо общение с природой.

                                     К.Паустовский. 

Ход урока.

Организационный момент.

Постановка целей урока.

Наша цель-подготовка к сочинению-описанию по теме «Зимний пейзаж». 

Слово учителя.

В этом году зима оказалась удивительно щедрой на морозы и снег. Проснёшься утром, посмотришь на замерзшее стекло окошка, на удивительные морозные узоры и подумаешь: «Какое великолепие!»

Давайте же, отправимся в путешествие по этому беспредельному, великолепному, пышному царству и возьмём с собой в попутчики чуткий слух музыканта, пристрастный взгляд натуралиста, зоркий – художника; пусть будет вместе с нами яркое образное слово поэта и писателя.

Люди по- разному воспринимают зиму.  В хрониках VIII века со слов англосаксонца записано: «Злая явилась Зима с торчащею мёрзлою щетиной».

У русского поэта Н.Заболоцкого есть такие строки: «Светлыми звёздами нежно украшена тихая зимняя ночь»…

Класс делим на две команды: «Снег» и «Зима».

 

   Слово - это драгоценность, надо умело использовать его, чтобы оно засверкало, поэтому мы в течение урока будем складывать в свой сундучок слова, которыми будем  описывать зиму.

 

   Вслушаемся в слово ЗИМА…/произнесём его/. Попробуем расшифровать слово, используя слова, начинающиеся буквами З И М А /подберём прилагательные и существительные, которые отражают ваше отношение к зиме. Какая она?

Сказочная, волшебная, удивительная, чудесная, бесконечная, жестокая, грозная, весёлая.

Колдунья, волшебница, чародейка, красавица, старуха, фея.

А какие ассоциации, мысли, чувства вызывает у вас слово снег?

Белый, блестящий, необыкновенный, переливчатый, сказочный, новогодний, пушистый, мягкий…

Мальчик, защитник, спаситель, рыцарь. 

Сундучок драгоценностей. 

 Актуализация знаний.

Чтобы нам была ясна цель нашей работы, давайте вспомним, какие типы речи нам известны?

Слайд 1 (описание, повествование, рассуждение)

 

Словарная работа.

Что такое пейзаж?

/Словарь иностранных слов.-16-е изд., испр.- М.: Рус. яз.,1988.-624стр./ 

Слайд 2.(л.з слова пейзаж)


ПЕЙЗАЖ 1. Общий вид какой - нибудь местности, картина природы. С высокой пологой возвышенности открылся довольно приятный пейзаж (К.Г. Паустовский).
ПЕЙЗАЖ 2. Рисунок, картина, изображающая природу, а также описание природы в литературном или музыкальном произведении. Иногда летом на даче он сам писал красками пейзажи (А.П. Чехов).


Подбор материалов для описания снежинок.

 

Художники не могли не заметить, как удивительна зима. Перед вами работы молодых художников «Зимний пейзаж» И.Михайлова, «Зимняя сказка» С.Пивторака. Они признаются в своей любви к зиме.

 А каким видят снег художники?    

(Снег:  холодный, серебристый, сверкающий, жгучий, необыкновенный, белый, искристый. Переливающийся, красивый, алмазный, глубокий; играть в снежки, кататься на санках;

сугробы, мороз.

(По типу кластера)

 

 

 

(Учащиеся составляли синквейн)

Снег –

Пушистый, серебристый.

Летит, кружится, падает.

Нам хорошо, весело, радостно!

Красота.

 

          Снег –

Серебристый, золотой.

Летит, холодит и радует.

Весело играть, падать в сугроб!

Радость.

 

          Снег –

Холодный, искристый.

Падает, вьётся, ложится.

Падаю я в снежок!

Наслаждение.

 

          Снег –

Пушистый, озорной.

Падает, падает, падает.

Много снегу – хорошо детям!

Веселье.

 

          Снег –

Весёлый, пушистый.

Летит, летит, летит.

Уже целые сугробы нападало!

Радость!

 

 

 

 

                                 

Слайд 3.( «Зимний пейзаж» И.Михайлова, «Зимняя сказка» С.Пивторака)

Снег глазами художника.

Оттенки в сундучок/записываем/. 

Слайд 4. (М.Иваненко «Зима в тиши деревни».)

Картина М.Иваненко «Зима в тиши деревни».

Какое впечатление от картины вы получили? Словесное рисование зимнего пейзажа. /Как приятно зимними вечерами проводить время за чашечкой чая рядом с мамой  и папой! За окном метель, а дома тепло и уютно! Ведь семья – это самое сокровенное в нашей жизни!/ 

Моделирование текста. 

Слайд 5. («Зимний пейзаж» И.Михайлова)

Картина «Зимний пейзаж». Очень важно уметь наблюдать, вглядываться в окружающую природу, чтобы увидеть красоту и насладиться ею. А передать словесное впечатление от увиденного нам помогают разные художественные средства: эпитеты, метафоры, сравнения. Вот они и помогут нам в моделировании текста. 

Творческое задание: найти в предложениях средства художественной выразительности. Какая из команд быстрее справится? Какие драгоценные слова положим в сундучок? 

Команда "Снег" :

Красив лес в снегу! Жалкий кустик, в своём обычном виде похожий на растрёпанный веник, напоминает тут с силой вырвавшийся из – под запорошённой земли взрыв.

Куча полусгнившего хвороста, загромоздившая крошечную полянку, похожа на перепутанное кружево, сплетённое рукою великана.

Пень выглядывает из – под тучной чалмы. Еловые лапы, если приглядеться, каждая имеет свою физиономию, - прямо в глаза строят немые смешные рожи. Всё необычно, с роскошью до безрассудства, с излишеством через край, со щедростью до отупения. (В.Тендряков).

Какие художественные средства использует Тендряков для создания зимнего пейзажа? Метафоры, сравнения.

 

Команда "Зима":

Зимнее утро.

Утро. Выглядываю в кусочек окна, не зарисованный морозом, и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие!

Над глубокими, снежными и пушистыми снегами, завалившими чащи елей,- синее огромное и удивительно нежное небо.

… Солнце ещё за лесом, просека в голубой тени. В колеях санного следа, смелым и чётким полукругом прорезанного от дороги к дому, тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на их пышных зелёных венцах уже играет золотистый солнечный свет…

Две галки звонко и радостно сказали что-то друг другу. Одна из них с разлёту опустилась на самую верхнюю веточку густо – зелёной стройной ели, закачалась, едва не потеряв равновесия, - и густо посыпалась и стала медленно опускаться радужная снежная пыль. Галка засмеялась от удовольствия, но тотчас же смолкла…Солнце поднимается, и всё тише становится в просеке…(И. А. Бунин)

Какие художественные средства использует И.А. Бунин для создания зимнего пейзажа?

(Эпитеты : "Золотистый свет", "радужная пыль" , пушистыми снегами

Олицетворение: Две галки сказали, галка засмеялась

Метафоры: не зарисованный морозом, удивительно нежное небо, стройной ели).

 

 

 

Слайд 6.

Насколько совершенна природа! Оказывается, ребята, и каждая снежинка имеет свой неповторимый узор!

А теперь окунёмся в мир сказок Х.К.Андерсена и понаблюдаем за тем, как представлена  снежинка в данных отрывках? 

(Отрывки из сказок Х.К.Андерсена “Снежная королева” и “Снеговик” раздаются ученикам в распечатанном виде).

                    «Снежная  королева»

                       (Х. К. Андерсен)

 

« За окнами порхали снежинки. Одна из них, побольше, упала на край цветочного ящика и начала расти, расти, пока, наконец, не превратилась в женщину, закутанную в тончайший белый  тюль, сотканный, казалось, из миллионов снежных звёздочек. Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительного сверкающего льда, и всё же живая! Глаза её сияли, как две ясных звезды…»

 

 

                          «Снеговик»

                       (Х.К.Андерсен)

 

«…А что за красота была, когда взошло солнышко!

      Деревья и кусты в саду стояли все осыпанные инеем, точно лес из белых кораллов! все ветви словно покрылись блестящими белыми цветочками! Мельчайшие разветвления, которых летом и не видно из-за густой  листвы, теперь ясно вырисовывались тончайшим кружевным узором ослепительной белизны; от каждой ветки как будто лилось сияние!...Вот было великолепие!

Встало солнышко…Ах как всё вдруг засверкало, загорелось крошечными ослепительно белыми огоньками! Всё было точно осыпано алмазной пылью, а на снегу переливались крупные бриллианты!»

 

Задание. Работа в группе.

Прочитайте тексты, найдите непосредственное описание снежинок, предоставьте его в виде “кластера – снежинки” (Если нужно, сделайте у снежинки больше шести лучей).

Составление кластера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У учащихся получаются такие работы:

Снеговик

Снежинки можно описать по форме, цвету, размеру, узору, по ощущению, по действию.

Примеры находим на составленном “кластере”

Дополните “кластеры” своими словами, характеризующими снежинки по разным признакам, не забывая о синонимах ( сквозные, пушистые, резные, холодные, хрупкие; кружатся, порхают, как бабочки…)

 

 А помогли вам снежинки положить драгоценности в сундучок? Какие же слова вам запомнились? 

А как зима представлена в произведениях композиторов?

Прослушивание «Вальса» Г.Свиридова к к/ф «Метель».

Как тема зимы звучит в этом произведении? Какая она?

Опишите свои впечатления. 

Дома мы напишем пейзажную зарисовку на тему, которая окажется вам ближе (по желанию создать собственный рисунок к тексту-зарисовке):

Иней.

Падающая снежинка.

Морозный вечер.

Тихо в лесу.

Зимой. 

 

Подведение итогов урока.

Какие знания приобрели? Какие задания вызвали интерес?

Вернёмся к нашему эпиграфу.

Помогли ли описания зимней природы в овладении русским языком?

Жетоны- снежинки.

У каждого есть право отдать жетон тому ученику, который, по вашему мнению, его заслужил. Таким же правом обладаю и я. Посчитаем количество жетончиков.

Выставление оценок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

                                                                             

 

   Раздаточный  материал  для  работы  учащихся на  уроке.

  (Материалы размножены по количеству учеников).

 

                                      Зимнее утро.

Утро. Выглядываю в кусочек окна,не зарисованный морозом, и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие!

   Над глубокими, снежными и пушистыми снегами, завалившими чащи елей, - синее огромное и удивительно нежное небо.

   …Солнце ещё за лесом, просека в голубой тени. В колеях санного следа, смелым и чётким полукругом прорезанного от дороги к дому, тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на их пышных зелёных венцах уже играет золотистый солнечный свет…

   Две галки звонко и радостно сказали что – то друг другу. Одна из них с разлёту опустилась на самую верхнюю веточку густо – зелёной стройной ели, закачалась, едва не потеряв равновесия, - и густо посыпалась и стала медленно опускаться радужная снежная пыль. Галка засмеялась от удовольствия, но тотчас же смолкла… Солнце поднимается, и всё тише становится в просеке…( И. А. Бунин)

 

 

 

 

 

 

   Красив лес в снегу! Жалкий кустик, в своём обычном виде похожий на растрёпанный веник, напоминает тут с силой вырвавшийся из – под запорошённой земли взрыв. Куча полусгнившего хвороста, загромоздившая крошечную полянку, похожа на перепутанное кружево, сплетённое рукою великана.

   Пень выглядывает из – под тучной чалмы. Еловые лапы, если приглядеться, каждое имеет свою физиономию, -  прямо в глаза строят немые смешные рожи. Всё необычно, с роскошью до безрассудства, с излишеством через край, со щедростью до отупения.

( В. Тендряков).

 

 

Приложение 2

Сочинения учащихся

 

                                                     Чудо природы.

 

Видели вы  когда – нибудь  розовые снежинки? Вчера я была поражена красотой заката.

Солнце садилось, а всё небо пылало от заката. Утром, когда я шла в школу, всё было голубое.

А вечером –  розовое! Розовые дома, деревья, снег…Снежок был лёгкий, пушистый,  чётко видны шестиконечные снежинки. И все разные. Не  похожие  друг на друга. Одна напоминает  шестиугольную звёздочку, другая роскошный розовый пион. Третья, маленькая, как маленький  алмазик, блестит под последними  лучами заходящего солнца…

       Поистине снежинка – чудо природы

 

                                     Синквейн (с нарушением правил).

 

 Снежинка –

Роскошная, нежная, живая.

Порхает, искрится, кружится, сияет.

Крупный бриллиант на ладони моей!

Великолепие!

 

 

                            На балу у Снежной королевы.

 

В чертогах Снежной королевы был бал. Ледовый дворец поражал своей строгостью и прозрачностью. В каждой стене, как в зеркале, можно было увидеть своё отражение. Наряды присутствующих  Льдинок и Снежинок были ослепительной белизны. Снежинки  пришли в платьях из снежного тюля. На каждый из шести кончиков они прикрепили по алмазику. Крупные бриллианты были только у Снежной королевы.

       Заиграла музыка. Это был «Вальс снежных хлопьев» Чайковского. Мальчики – снежинки приглашали девочек – снежинок, и все закружились в снежном вихре. Сквозь глыбы льда проглядывало солнце, поэтому всё сверкало и переливалось…

                                                                                        

 

                           Акростих.

Снежинки – это чудеса!

Необычные, прекрасные они!

Есть и дом у них:

Живут в чертогах Снежной королевы.

Искрятся. Серебрятся.

Ночью спят, а днём летают,

Кто – на Север, кто – на Юг.

Ах, какая красота!

 

                                     Какое великолепие!
   
Какое великолепие и спокойствие охватывает тебя, когда идёшь по зимнему лесу! Всё сверкает, переливается. Крупными бриллиантами лежит снег на лапах ели. Ажурный, белый тюль окутал кустик. Снегирь вспорхнул с куста, и посыпалась алмазная пыль. Всё искрится под солнечным светом. Я превратилась в снеговика, и мне стало весело.

      

  Было тихо, спокойно. Снежинки,  кружась, падали на дорожку, а одна, большая, плавно опустилась на мою рукавичку. Я не дышала, чтобы снежинка не растаяла. Никогда не видела я

 

такой красоты! Снежинка была правильной формы. Её шесть лучиков напоминали роскошный белый цветок, который так хотелось прикрепить на бальное платье в виде украшения. Я невольно нагнулась к снежинке, и тончайший кружевной узор моментально исчез.

         Как жаль, что у снежинки короткая жизнь.

 

 

Приложение 3

 

                    «Снежная  королева»

                       (Х. К. Андерсен)

 

« За окнами порхали снежинки. Одна из них, побольше, упала на край цветочного ящика и начала расти, расти, пока, наконец, не превратилась в женщину, закутанную в тончайший белый  тюль, сотканный, казалось, из миллионов снежных звёздочек. Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительного сверкающего льда, и всё же живая! Глаза её сияли, как две ясных звезды…»

 

 

                          «Снеговик»

                       (Х.К.Андерсен)

 

«…А что за красота была, когда взошло солнышко!

      Деревья и кусты в саду стояли все осыпанные инеем, точно лес из белых кораллов! все ветви словно покрылись блестящими белыми цветочками! Мельчайшие разветвления, которых летом и не видно из-за густой  листвы, теперь ясно вырисовывались тончайшим кружевным узором ослепительной белизны; от каждой ветки как будто лилось сияние!...Вот было великолепие!

Встало солнышко…Ах как всё вдруг засверкало, загорелось крошечными ослепительно белыми огоньками! Всё было точно осыпано алмазной пылью, а на снегу переливались крупные бриллианты!»

 

 

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн