Официальный сайт interaktiveboard 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Конспект урока в 4 классе

Данные об авторе
Автор(ы): 
Дувалкина Мария Владимировна
Место работы, должность: 

МОБУ "Кемлянская СОШ" учитель музыки

Регион: 
Республика Мордовия
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Музыка
Цель урока: 

воспитывать и развивать  нравственно-патриотические чувства: любви к Родине, уважения к её истории и традициям; показать как композиторы, художники, поэты отражают в своём творчестве тему «дорога».

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учеников в классе: 
23
Используемые учебники и учебные пособия: 

В. Алеев Музыка

Используемое оборудование: 

Ноутбук, проектор

Краткое описание: 
<p>Урок показательный, с просмотром видео</p>

Тема урока: «Так полюбил я древние дороги»

 

Цель урока: воспитывать и развивать  нравственно-патриотические чувства: любви к Родине, уважения к её истории и традициям; показать как композиторы, художники, поэты отражают в своём творчестве тему «дорога».

 

Задачи:

- научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства;

- развить творческие способности учащихся, ассоциативное мышление;

- способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к Родине, уважения к её истории и традициям.

 

Тип урока: комбинированный

 

Методы: словесно-индуктивный, частично-поисковый, творческий, наблюдение, сопоставление.

 

Материал и оборудование к уроку:

- Е. Поплянова «Начинается урок» (пение);

- норвежская народная песня «Волшебный смычок»;

- фрагмент мультфильма «По дороге с облаками»;

- фрагмент фильма «Сотворившая чудо (Курская Коренная икона Божией Матери)»;

- П. Чайковский Симфония №1 I часть;

 - А. Алябьев, А. Пушкин «Зимняя дорога»;

- Энтин, Минков  «Дорога добра»;

-« Дорога к солнцу» ;

- Подарил мне Боженька( духовный стих);

- компьютер, проектор, презентация.

 

 

Ход урока

 

I. Орг. момент.

Е. Поплянова «Начинается урок» (пение и игра на музыкальных инструментах).

Музыкальное приветствие:

- Здравствуйте, ребята!

 

II. Повторение темы прошлого урока «Суровая красота Норвегии. Музыка Эдварда Грига». Выполнение кроссворда (слайд 2).

         1. Место, где жил композитор Э. Григ.

         2. Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена

         3. Важнейшая тема народной культуры Норвегии и творчества  Э. Грига.

         4. Героиня музыки Э. Грига к драме Г. Ибсена.

         5. Волшебные персонажи норвежского народного творчества и музыки Э. Грига.

         Пение норвежской народной песни «Волшебный смычок».

 

III. Давайте вспомним с вами главную тему года (ответы детей). Да, это «Музыкальное путешествие». Мы с вами уже путешествовали по России, Украине, Белоруссии. Побывали  в Польше, Италии, Австрии, Норвегии. А какое же сегодня нас ожидает путешествие?

Просмотр фрагмента мультфильма «По дороге с облаками» (слайд 3). И о чём сегодня предстоит нам узнать? О чём, по вашему мнению,  будет разговор? Какое музыкальное путешествие мы совершим? (ответы детей)

И так, тема нашего урока «Так полюбил я древние дороги» (слайд 4). Вы можете спросить меня, а причём здесь дороги и музыка? Но в нашей жизни всё взаимосвязано. И всё, что происходит в жизни, отражается в искусстве. А ведь музыка – это тоже искусство.

Какие у вас возникают ассоциации со словом «дорога»? (ответы детей)

Слово «дорога» имеет много значений и смыслов. Дорогой может называться и полоска земли, и путешествие, и жизненный путь.

Исстари в России главные дороги вели к храму – русской православной церкви. Ведь именно с церковью всегда были связаны важнейшие этапы жизни человека (слайд 5).

Многие дороги хранят память о духовных и исторических событиях страны. Например, Ямской тракт, что соединяет город Курск с местечком Свобода (слайд 6).

Каждый год, начиная с XVIII века, на Девятую пятницу после пасхи по этому тракту совершаются Крестные ходы (слайд 7). Тысячи верующих следуют за иконой, обладающей чудотворной силой. Называется икона Курская-Коренная («Знамение»)  (слайд 8). Просмотр фрагмента фильма «Сотворившая чудо» (слайд 9).

Широко известна и роковая дорога Владимирка. В царской России по ней отправляли заключённых в Сибирь на каторжные работы (слайд 10).

Тема дороги отражена во многих произведениях искусства. Нередко она связана с художественным пейзажем, однако гораздо чаще – с чувствами и настроениями человека.

Всмотритесь в картину Исаака Левитана «Владимирка».  Подумайте и ответьте, почему художник запечатлел дорогу именно в ненастную погоду (ответы детей).

Широко расстилается по сторонам и далеко уходит вглубь типичная русская равнина. Там, вдали, у горизонта, белеет церковка, и синие дали соседствуют с яркостью ржаного поля. Низко нависло серое облачное небо, несущее дождливую погоду, а под ним по равнине тянется вдаль дорога с её тропинками по бокам, протоптанными ногами многих и многих путников. Грустью веет от этого пейзажа и бесприютностью. Но вместе с тем в самой его шири, и его просторах и глубине, в том, как неуклонно движется вдаль дорога, преодолевая возвышенности почвы, пересекающую её тропинку, - во всём этом есть нечто вели­чавое и неотвратимое, как сама жизнь. Это пейзаж, который словно вечно существовал как лицо страны, как один из скорбных и вместе величавых обликов родины. Одинокая фигурка странницы и придорожный столбик-голубец подчёркивают безлюдье и безмолвие пейзажа. Но они же, как и дорога, напоминают о людях, о тех, кто очеловечил эту землю и про­ложил этот скорбный путь.

Пение «Подарил мне Боженька» исп. Ксюша Черемушкина

Мы с вами прошлись по дороге с героями мультфильма, совершили воображаемый Крестный ход по Ямскому тракту, по Владимирке  – наверное, самой печальной из всех дорог.  А как бы вы назвали эти дороги.

Работа в группах: дети придумывают свои варианты названия дорогам и объясняют почему, напр.,   дорога дружбы, дорога надежд,  дорога печали. Театрализация: изобразить различный вид ходьбы, соответствующий перечисленным дорогам.

Пение «Дорога добра» весь класс

А вот как о дороге говорил писатель Николай Васильевич Гоголь (слайд 11): «Какое стран­ное и манящее и несущее и чудесное в слове: дорога! И как чудна она, сама эта дорога: ясный день, осенние листья, холодный воздух... Боже! как ты хороша подчас, далёкая дорога! Сколько раз меня великодушно выносила и спасала! А сколько родилось в тебе чудных замыслов, поэти­ческих грёз, сколько перечувствовалось дивных впечатлений!» (обратить внимание на слово «грёзы» - мечта).

Замечательные слова!

А этого поэта вы, конечно, знаете (Слайд 12) (дети называют поэта). Да, это Александр Сергеевич Пушкин. И у него тоже есть стихотворение о дороге. Давайте послушаем его. Читает Дементьева Диана.

- Какое чувство у тебя возникло при чтении стихотворения?

- Какое настроение в нём отражено?

- Если бы вы были композиторами, какую музыку вы сочинили бы к нему?

- Какую картину бы изобразили?

         А ведь композиторы тоже не обошли эту тему стороной. Например, вот этот композитор (слайд 13) (дети называют композитора). Первая симфония Чайковского называется «Зимние грёзы», а первая часть её имеет название «Грёзы зимнею дорогой». В одном из писем Чайковский писал об одной увиденной им картине: «… она обратила на себя моё особое внимание потому, что это как бы иллюстрация к первой части моей Первой симфонии. Картина эта изображает большую дорогу зимой. Хороша она!» Может эта картина выглядела так? (слайд 14)

         Послушайте  фрагмент первой части симфонии, а потом расскажите, что вы чувствовали, когда слушали музыку, что она изображала. Какие музыкальные средства помогли нарисовать такой образ?          Что воспроизводят звуки аккомпанемента в  начале симфонии? (ответы детей, это напоминает своеобразный шелест сухого снега от ветра, звенящий морозный воздух)

Физкультминутка

         На слова А. Пушкина русский композитор Алябьев Александр Александрович (1787-1851) написал романс (слайд 15). Послушайте  его и сравните, созвучен ли образ зимней дороги в стихотворении А. Пушкина и  в музыке А. Алябьева (ответы детей).

Пение «Зимняя дорога» исп. Ильин Вова

         В наше время композиторы тоже обращаются к теме «дорога». Все вы знаете группу «Волшебники двора». Одна из песен этой группы так и называется «Дорога к солнцу». Давайте исполним её.

Пение «Дорога к солнцу» весь класс

         Да, у каждого из нас своя дорога, и я желаю, чтобы у каждого из вас больше было дорог дружбы и дорог надежд, но меньше дорог печали.

 

         IV. А теперь предлагаю вам сочинить свою песню о дороге. Вы побываете в роли поэта и композитора. И так, ключевое слово  «дорога». Сочиняем стихотворение (сначала подбираем пары: дорога – тревога, путь  - луч А теперь сочиним мелодию к этим стихам. Какая она будет  по настроению? Какой будет  лад? Какое будет движение мелодии? А ритм, темп? Каждый предлагает свои варианты, приходим к общему мнению, и получается песня, которую все вместе поём.

         Результат коллективного сочинения на уроке:

                            Вдаль уносит нас дорога,

                            На душе у нас тревога.

                            Мы избрали верный путь,

                                      Он для нас, как солнца луч.

        

         V. Закрепление изученного (слайды 17-21).

1. Это слово имеет много значений и смыслов. Им может называться и полоска земли, и путешествие, и жизненный путь.

2. Дорога, соединяющая город Курск с местечком Свобода, по которой совершаются Крестные ходы.

3. Икона Курская-Коренная имеет ещё одно название. Какое?

4. Роковая дорога в царской России, по которой отправляли заключённых в Сибирь на каторжные работы.

5. Кто написал Симфонию №1 «Зимние грёзы»?

 

VI. Молодцы, ребята, вы хорошо работали сегодня на уроке, дружно. 

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие духовные и исторические события хранят в памяти русские дороги?

- Какие знания, полученные на уроке, понадобятся вам в будущем?

- За что бы вы себя похвалили на уроке?

- Что изменили бы в своих действиях на уроке?

- Что вам понравилось на уроке больше всего?

 

         VII. Домашнее задание (Слайд 22)

- Если бы ты был композитором, то какие средства музыкальной выразительности использовал в своём музыкальном сочинении о зимней дороге? Каким бы был характер музыки? (р.т. стр. 43)

- Найти стихотворение о дороге (можно сочинить) и распеть его.

 

         VIII. Музыкальное прощание.

 

 

Прикрепленный файл Size
Содержание урока.doc 79 KB

»  Tags for document:

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн