Вы не зарегистрированы

Авторизация



Методические рекомендации

Submitted by Надежда Николаевна Тархова on Wed, 22/10/2014 - 10:17
Данные об авторе
Автор(ы): 
Тархова Н.Н.
Место работы, должность: 

учитель физической культуры МБОУ школа №34

Регион: 
Воронежская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
все уровни образования
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Физическая культура
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
образовательная технология
Краткое описание ресурса: 
<p>Новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения</p>

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей, —

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.

(Н. Рыленков)

 

«Современный урок физической культуры

в условиях введения ФГОС нового поколения»

Цель:

  • Осознание  основных критериев современного урока
  • Повышение интереса педагогов к современным технологиям
  • Осознание необходимости повышения уровня самообразования

      Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не совершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.

Какие бы инновации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.

       Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный – это и совершенно новый, но и  не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.

       В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами:

  1. привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового;
  2. непониманием огромного количества инноваций.

Но ФГОС требует новых учеников. Поэтому меняемся мы, меняются обучающиеся, а для этого важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.

Так в чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?

  • чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке.
  • Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

Требования к уроку с позиции ФГОС

  • хорошо организованный урок  должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
  • учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
  • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
  • вывод делают сами учащиеся;
  • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
  • времясбережение и здоровьесбережение;
  • в центре внимания урока - дети;
  • учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены  такие аспекты, как группа здоровья, уровень физических способностей, стремление и  настроение детей;
  • умение демонстрировать методическое искусство учителя;
  • планирование обратной связи;
  • урок должен быть добрым.

Учитель должен помнить что на уроке

  • ученик сам формирует понятия, для решения задач;
  • системно - деятельностный подход;
  • педагог управляет деятельностью учащихся.

Результат современного урока

  • формирование предметных результатов (образовательные задачи);
  • формирование метапредметных результатов - регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД (развивающие задачи);
  • формирование личностных результатов (воспитательные задачи).

Отсюда следует, что при реализации  ФГОС вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных учебных действий (УУД). Поскольку существует большое количество видов УУД, то в рамках предмета «Физическая культура» одним учителем невозможно сформировать все УУД. Поэтому определение структуры и содержания УУД, которым отводится на современном уроке особое место, является творчеством самих педагогов.

 

 

 

 

Виды УУД, которые формируются на уроках физической культуры:

 

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

1.Самоопределение

2.Смысло-образование

1.Соотнесение известного и неизвестного

2.Планирование

3.Оценка

4.Способность к волевому усилию

1.Формулирование цели

2.Выделение необходимой информации

3.Структурирование

4.Выбор эффективных способов решения учебной задачи

5.Рефлексия

6.Анализ и синтез

7.Сравнение

8.Классификации

9.Действия постановки и решения проблемы

1.Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами

2.Постановка вопросов

3.Разрешение конфликтов

 

         Сложность заключается в том, что урок физической культуры должен обладать высоким уровнем моторной плотности, а в случае использования материалов по   формированию УУД необходимо осуществлять вынужденные простои. Следовательно, для того, чтобы уроки физической культуры не выпали из общей направленности образовательного процесса, и одновременно с этим успешно решали узкопредметные задачи физической  культуры, необходимо выявить методы и приёмы, при помощи которых можно осуществлять   формирование УУД  у обучающихся без ущерба для  остальных задач  урока физической культуры. Те учителя, которым удается изменить ход урока так, что это нравится не только им, но и ученикам, стремятся совершенствовать свою деятельность дальше, делая ее творческой и увлекательной, вовлекая в этот процесс своих учеников. Меняют свою позицию от «театра одного актера» традиционного образования, где учитель берет на себя 90% нагрузки, он постепенно начинает разделять ее с учениками, которые фактически переходят из «объектов» в «субъектов». Фронтальная работа на уроке должна уйти!!! Учитель, таким образом, не освобождается от своей основной функции – учить. Он начинает учить по-новому. А урок остается!!!

 

Прикрепленный файлSize
статья (1).doc52.5 KB