Официальный сайт circ-a 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Внеклассное занятие "Путешествие в лингвистику"

Submitted by Валентина Анатольевна Ануфриева on Wed, 22/10/2014 - 13:44
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ануфриева Валентина Анатольевна
Место работы, должность: 

МОУ "СОШ с. Мироновка Питерского района Саратовской области"

Регион: 
Саратовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
сценарий мероприятия
Краткое описание ресурса: 
<p>Внеклассное занятие по русскому языку для учащихся 5-6 классов&nbsp; включает&nbsp; занимательный материал с использованием интерактивных технологий&nbsp; .&nbsp; Внеклассное занятие активизирует творческие силы учеников, развивает их способности, способствует возникновению интереса к урокам русского языка.</p>

Тема занятия: КВН «Путешествие в лингвистику».

 

Цель и задачи: привить любовь к русскому языку; повысить общую языковую культуру; развивать интерес к языку как учебному предмету;

расширить, дополнить и углубить языковые знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках; учить детей самостоятельно работать с

книгой и другими пособиями добиться того, чтобы они полюбили и язык, и книгу как источник знания, развивать творческие способности учащихся.

 

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер,

 

Ход занятия:

 (слайд 1)

Перед вами громада – русский язык!

                                                                       Наслажденье глубокое зовёт вас, 

                                                                           наслажденье погрузиться во всю  

                                                                   неизмеримость его и изловить

                                               чудные законы его.

                               Н.В.Гоголь.

 

Мы сегодня с весёлым настроением «пробежимся по русскому языку» и остановимся         

там, где нам будет интересно, потому что это наслажденье   погрузиться во всю

неизмеримость его и изловить чудные законы его.

1 команда – «Любознательные друзья».

2 команда – «Находчивые ребята».

 

1).Задание командам.

 - Подготовьте визитную карточку своей команды, используя следующие       выражения: а) «Любознательные друзья» - это…..

 «Находчивые ребята» - это….

 

 

Б) Для того чтобы выиграть, надо….

во- первых, ……

во-вторых, …...

 

 

в) Мы всей командой постараемся и обязательно выиграем.

 

-  К какому типу речи относится данный текст? Ведь здесь есть тезис (т.е. основная мысль ), доказательства и вывод.

( Рассуждение.)

 

2). Разминка. (Пока команды готовят визитную карточку, проводится разминка с болельщиками).

«Нет ничего такого в окружающей нас жизни , чего нельзя было бы передать русским

словом. » (Слайд 2.)

К.Г.Паустовский.

- Вставьте гласную букву. (К…Т.  Слайд 3.)

Он живёт в океане и выпускает из ноздри огромный фонтан. (Это кит.)

А ловит мышей и громко мурлыкает – это (кот.)

- Мы видим,что слова отличаются всего лишь одной буквой , но имеют разное лекси-

ческое  значение.

- Как называется раздел лингвистики,который изучает значение слов ?

(Лексикология.) (Далее дети разгадывают слова.)

3).Представление команд. Визитная карточка.

4).Подведение итогов .

5). – Много разных слов в русском языке.А мы их найдём?

Игра «Арбуз». (Слайд 4.)

- Что везёшь, автомашина?

- Всё, что есть на букву «а».

Вот арбузы, ананасы,

Апельсины ,абрикосы и айва.

- А какие слова подобрали вы?

(Например: аист, абажур, ангина, август, автобус, аквариум, акварель и т.д.)

6).Подведение итогов

7).Игра «Перекресток». (Слайд 5.)

- Я вам помогу, но и вам без смекалки не обойтись. Слова каждая команда записывает

на листочек, который лежит у вас на столе.

  1. Садовый цветок. (Астра.)
  2. Жвачное животное, покрытое шерстью и упрямое, как … (Баран.)
  3. Сочетание слов.(Фраза.)
  4. Смотр войск 9 Мая на Красной площади. (Парад.)
  5. Большая хищная зубастая рыба. (Акула.)

8).Подведение итогов.

9).Мы расставляли по местам буквы, чтобы получались слова, а теперь расставьте

буквы так, чтобы получилось предложение.(Слайд 6)

В этом ребусе зашифрована скороговорка.

 

Ребус – это загадка, состоящая в том, что вместо слов в нём поставлены знаки,  фигуры ,нарисованы предметы , название которых надо отгадать.

 

Чтобы вам легче было разгадать,послушайте стихотворение ,оно поможет вам быстрее справиться с задачей : разгадать слова.

Я спрятала кукол.                                             Сама прочитала:

Играть не хочу.                                                 Дрова и трава.

Мне некогда очень -                                        Дрова во дворе,

Я буквы учу.                                                     А трава на лугу,

Из них я сама                                                   Теперь, как большая,

Составлю слова,                                               Читать я могу.

 

10).  «Путаница»

Каждой команде выдается карточка со стихотворением К.И.Чуковского.  Ребята  должны прочитать его, разделить на предложения, расставить знаки препинания. (Слайд №8)

В  реке там рыба на бугре

мычит корова в конуре

собака лает на заборе

поет синичка в коридоре

играют дети на стене

висит картина на окне

узоры инея в печурке

горят дрова в руках девчурки

нарядная там кукла в клетке

ручной щегол поет салфетки

там, на столе лежат коньки

к зиме готовят там очки

лежат для бабушки тетрадки

всегда содержаться в порядке.

 

10).Пока команды разгадывают скороговорку,мы с болельщиками будем разгадывать

шарады ,метаграммы ,логогрифы ,ребусы.

а). Шарады.

 

В шараде требуется отгадать определённое слово .Каждое слово отгадывается не всё

сразу, а по частям.

(Слайд 9-11).

1.Число и нота рядом с ним,                  

Да букву припиши согласную.

А в целом - мастер есть один ,

Он мебель делает прекрасную.

 

2.Первая буква есть в слове «сурок»,

Нет этой буквы в слове «урок».

А дальше подумай, и краткое слово

У умных ребят ты найдёшь, у любого.

Две буквы у « мамы» возьми без смущенья,

И в целом получишь – итог от сложения.

 

3.Возьмите наименьшее трёхзначное число,

И букву назовите рядом с ним одновременно,

И вы одно получите из слов,

Которым называют кучу сена.

 

б).Метаграммы.

 

В метаграмме  зашифровано определённое слово. Его нужно отгадать. Затем в зашифрованном слове следует одну из указанных букв заменить другой буквой,

и значение слова изменится.

(Слайд 12-13).

1.С буквой «Л» - в игре в футбол

Часто слышим слово ….

С «Д» уж в слове смысл не тот –

Мерой стало – просто ….

 

2.Когда я – месяц, то,легко дыша ,

Ты,как и снег, на солнце словно таешь.

Коль вместо «Т»- в меня поставишь «Ш»,

То под меня ты бодро зашагаешь.

 

в). Логогрифы.

 

В логогрифах надо догадаться, о каком слове говорится вначале. Затем в зашифрованное слово надо вставить добавочно одну или две буквы, и получится новое слово.

(Слайд 14-15).

1.Число я - меньше десяти,

Тебе легко меня найти.

Но если букве «Я» прикажешь рядом встать,

Я всё – отец, и ты, и дедушка, и мать.

 

2.Сперва назови ты за городом дом,

В котором лишь летом семьёю живём.

Две буквы к названью приставь заодно,

Получится то ,что решать суждено.

 

г). Ребусы. (Слайд 16).

 

 

11).Пантомима.

- Догадайтесь, какие слова написаны у ваших соперников на листочках . Не произнося ни слова ,они вам подскажут движениями , мимикой , жестами  , какие слова у них записаны .

(1 команда : летел, перелетел, вылетел ;2команда: прыгнуть ,допрыгнуть , перепрыгнуть. )

- Какие морфемы помогли образовать новые слова? Это словообразующие или формообразующие морфемы?

12). « Квадрат». (Слайд 17.)

- Пока команды будут записывать слова в квадрат, мы поиграем с болельщиками

в зимние забавы. Игра «Катание с горы». (Слайд 18).

Не давали буквам дела,

Им безделье надоело!

Надоело им скучать,

И – пошли озорничать!

13).Подведение итогов.

14).Мы «пробежались»  по лексике, синтаксису, орфографии ,  морфемике , текстоведению , а в морфологию ещё « не забегали».

(Слайд 19).

- От данных существительных образуйте слова других частей речи.

Спор    (спорить ) .

Репка    (репчатый лук).

Синий    (синева, синеть).

Алый       (алеть, алеющий).

Красить    (краска, крашеный).

Красивый  (красиво, красота, красна девица).

15). Подведение итогов.

16). – Было интересно?

Мы побывали в разных уголках русского языка. Зачем? Чтобы увидеть, что русский язык не скучный, а наоборот, очень интересный и  занимательный.

17).Подведение общего итога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1.Введенская Л.А. «Русское слово». Москва. « Просвещение»1987г.

2.Трутнев В.П. «Считай, смекай, отгадывай». Москва. «Просвещение».1980г.

3.Ушаков Н.Н. «Внеклассные занятия по русскому языку». Москва. «Просвещение»1987г.

 

 

 

 

 


»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн