Вы не зарегистрированы

Авторизация



Выступление на педсовете

Submitted by марина анатольевна гришина on чт, 30/10/2014 - 22:30
Данные об авторе
Автор(ы): 
Гришина Марина Анатольевна
Место работы, должность: 

Учитель русского языка и литературы

Регион: 
Орловская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
другой тип
Краткое описание ресурса: 
<p>&quot;Преемственность образования в 4-5 классах как фактор реализации личностного потенциала учащихся&quot;.</p>

   Слово «преемственность» часто звучит на  педсоветах, различных совещаниях. Одни педагоги  благодарят учителей начальных классов, другие, наоборот, осуждают, третьи же, справедливо отмечая трудности объективного и субъективного характера, с которыми сталкиваются и ученики, и учителя в 5-11 классах, советуются с педагогами начальных классов, выясняют, на какие разделы учебных программ следует обратить особое внимание.

         На мой взгляд, преемственность в обучении школьников между начальной и средней школой имеет в настоящее время актуальное значение.

Любой учитель скажет, что  пятый класс – сложный период не только для ребенка, но и для учителей и родителей.

Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новой ситуации.

Среди наиболее актуальных трудностей пятиклассников можно выделить следующие:

-  возросший темп работы: дети пишут медленно и часто не успевают конспектировать за учителем;

-  возросший объем работы  как на уроке, так и дома;

-  новые требования к урокам и новые учителя;

-  необходимость много работать самостоятельно и т.д.

Ситуация адаптации вызывает у многих пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и появление страхов.

Для ребенка в данный период необычайно важно мнение других людей о нем и его поступках, особенно мнение одноклассников, классного руководителя и родителей.

Трудности и страхи в отношении с учителями испытывают от трети до половины всего числа пятиклассников. В свою очередь родители, принуждая детей работать на  «оценку»,  все больше провоцируют страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания. Это представляет особую проблему в период адаптации «пятиклашек» к школьной жизни.

  Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости – главного личностного новообразования младшего подростка.

Внешне это проявляется по- разному, иногда через отчуждение – стремление противостоять любым предложениям, суждениям, отсюда конфликты со взрослыми. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, копируются навыки поведения близких взрослых, нравственные нормы и ценности. Учебная деятельность постепенно перестает быть ведущей и на первое место выдвигаются взаимоотношения и общение со сверстниками.

Оценки играют важную роль, как  возможность подтвердить свою значимость, свои способности перед одноклассниками. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия ребенка. В противоположном случае происходит

дискомфорт и даже конфликт. Учитывая при этом физиологические особенности  возраста, можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.

         Основное и первостепенное условие обеспечения преемственности между начальными и пятыми классами - глубокое и прочное усвоение учениками учебного материала в начальной школе. Полученные в младших классах прочные и глубокие знания служат надежной опорой для изучения учебных предметов в старших классах. Если ребенок слабо успевает в период начального обучения, то он, как правило, встречается с большими трудностями в среднем и старшем звене. Годы учения в начальной школе  -  благоприятное время, когда формируются отношение к предметам, навыки умственного труда, закладывается фундамент для получения дальнейшего образования. В соответствии с новыми учебными планами и программами в младших классах должны вырабатываться умения, без которых невозможна дальнейшая учебная деятельность. И вполне оправдано требование о том, чтобы предусмотренный в начальной школе объем знаний был усвоен полностью и основательно.

Уже не первый год  в школе  сотрудничают учителя начальных классов и учителя русского языка. Педагогами  разрабатываются конкретные мероприятия по данной проблеме, анализируются учебно-воспитательный процесс в 4-5-х классах, выявляются и конкретизируются причины снижения или повышения успеваемости, рассматриваются различные методики, технологии обучения.

        Учителя-словесники реализуют на практике принцип преемственности:

1). Взаимоконсультации  («Второстепенные члены предложения», «Состав слова», «Составление плана на уроках развития речи» и т.д.)

2). Проведение и анализ контрольных работ в 5 классах.

3). Посещение уроков и внеклассных мероприятий в начальной школе для знакомства с учащимися, их индивидуальными особенностями и определением  уровня подготовки.

4). Проведение уроков  русского  языка  и  литературы  для классных руководителей и учителей начальных классов.

Также  учителя  в содержание занятий  включают игровые ситуации, дидактические игры,  разнообразные методы в их различных сочетаниях: словесные, наглядные, практические, что делает обучение более интересным и занимательным, создает у учащихся 5 классов бодрое  настроение, помогает им преодолеть трудности. 

Словесники на уроках  русского языка  используют типичные для  начальной школы виды работы: диктанты (выборочный, зрительный, объяснительный, свободный, творческий, письмо по памяти, «проверяю себя»), грамматико-орфографический разбор, составление  слов, предложений, словосочетаний, рассказов; на уроках литературы  -  пересказ, составление плана, ведение читательского дневника и т.д.  Эти задания  требуют от ученика большей или меньшей самостоятельности и способствуют развитию умственных способностей.

 Таким образом,  реализация принципа преемственности направлена на то, чтобы адаптация учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено  прошла безболезненно, хотя расставание с первой учительницей не может быть лёгким для учащихся.

Для развития интереса к русскому языку и повышения уровня  подготовки наиболее способных учащихся начальной  и средней школы  проводятся предметные олимпиады,  дети принимают участие в  конкурсе  «Русский медвежонок – языкознание для всех».

 Содержание и методика преподавания в начальной школе находит своё продолжение в основной школе. Учителя-словесники  работают по учебным  комплектам, которые максимально адаптированы к материалу начальной школы и реализуют принцип преемственности по русскому языку и литературе. Тем самым не теряется мотивационный компонент учебной деятельности: не снижается интерес к изучаемому содержанию, сохраняется опора на имеющиеся представления и опыт, ощущается продвижение в познании, присутствует переживание ситуации успеха. Результативность при обучении русскому языку и литературе  во многом зависит от скорости, правильности, выразительности, компетентности чтения каждого ученика. Реализация работы в данном направлении начинается с начальных классов и получает развитие в среднем и старшем звене. Поэтому тесное сотрудничество учителей начальных классов и учителей русского языка, истории,  математики, иностранных языков определяет успешное продвижение учащихся в дальнейшем в средней школе. Таким образом, выполняется задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности. Итак, реализация преемственности между ступенями начальной и средней школы  является важным условием для успешности в развитии  школьников.

 

Рекомендации учителям-предметникам.

 Очень важно в период адаптации  набраться терпения и постараться снизить уровень тревоги и неуспешности у детей. Не стоит воспринимать ребенка как бездушный объект обучения, ведь за каждым стоит личность со своими проблемами и характером. Очень важно в этот период провести  профилактическую работу с детьми, выработать четкие, последовательные и устойчивые требования, объяснить ребятам, почему они необходимы, согласовать требования между всеми учителями-предметниками.

Особое внимание нужно уделить формированию правильного отношения к ошибкам, критиковать не самого ребенка, а его промахи или недостатки, не оценивать отметкой  его поведение, а только знания.

Помощь педагогов должна быть направлена на укрепление уверенности ребенка в себе и своих силах, выработку собственных критериев успеха, умения вести себя в трудных ситуациях неуспеха.

Таким образом, учителям-предметникам необходимо:

1.Соблюдать  единый  подход  в соответствии с возрастными особенностями школьников.

2.Создать  условия для формирования положительной мотивации обучающихся:

- постоянное использование поощрительной оценки деятельности учеников;

- наличие  «ситуации успеха»;

- избежание  отрицательных отметок в I четверти.

3.Соблюдать  в соответствии с СаНПиН объем  домашних заданий, проводить физкультминутки.