Цель: познакомить со строением махового и пухового пера; развивать у детей творческое воображение, умение видеть характерные признаки предметов, сравнивать их; развивать самостоятельность.
Рассматриваем крылья для исследований («маховое» и «пуховое»).
Ищем отличия (цвет, различия)
- Найдите самое длинное перо.
- Это перо называется «маховое». Эти перья расположены по краям крыльев.
Рассматриваем.
- Потрогайте перо. Какое оно? (плотное, жесткое, большое)
Обследуем пальчиками.
- Интересно, легкое оно или тяжелое?
Дети кладут на руку перо, на другую – камень.
Делают вывод – легкое.
- Подбросьте перо. Что вы видите?
- Падает медленно, плавно кружась.
- А за счет чего оно легкое? Стержень пустой.
- Отрежьте край у пера – видим пустоту (можно попробовать вставить проволоку цветную, проверить пустоту.)
- Вот почему оно легкое, стержень пустой. Помашите пером, что вы ощущаете?
- Воздух.
- А какие перья лежат у вас ещё?
- Пуховое (маленькое, пушистое, тоненькое, волоски не сцепленные, стержень тоненький) .
Накладываем и сравниваем с маховым (водим по руке – мягкое, пушистое)
- Зачем такое перо птице?
- Пуховое перо служит птице для сохранения тепла. Находятся на туловище, голове, крыльях, лапах.
Интересно, какое перо легче – перовое или маховое?
Дуем – какое улетит быстрее – пуховое или маховое?
- Так зачем птицам перья?
- Помогают взлететь, держаться на воздухе, предохраняют от ушибов, пересыхания, намокания.
- А как вы думаете, почему у водоплавающих птиц перья не намокают? Потому что, у них есть специальная жировая железа и птицы сами клювом смазывают перья.
Давайте проведем эксперимент.
- У вас перо, нанесем кисточкой на него жировую смазку (растительное масло, а теперь пипеткой капните воду. Вода скатывается, вот так и с перьев птиц, не зря говорит пословица «Как с гуся вода».
|