«Из чего состоит земля? Познакомить детей с составом земли.
2. Развивать умение определять и сравнивать вещество по его внешним характерным признакам.
3. Тренировать навык проведения простых экспериментов, умение пользоваться простейшим лабораторным оборудованием.
4. Развивать логическое мышление детей, познавательную активность, способность устанавливать причинно-следственные связи.
5. Воспитывать любовь и уважение к родной земле.
6. Воспитывать аккуратность при выполнении работы, тренировать усидчивость.
Оборудование: тарелочки с комочками земли, лупы, ложечки, стаканчики с водой, трубочки наполненные землёй, стаканы с песком и глиной, салфетки.
Ребята, о чём говорится в этой загадке?
Меня бьют, колотят,
Ворочают, режут –
Я всё терплю
И всем добром плачу. (земля)
Мы ходим по ней, играем с ней, сажаем в неё растения. Что же такое земля? Мы сегодня узнаем много интересного об этом веществе.
Опыт 1: «Что это такое ?»
У вас на тарелочках лежат комочки земли. Рассмотрите землю с помощью лупы, перемешивая её палочкой.
-Что вы увидели? (камешки, песчинки, веточки, мелких животных) Рассмотрите землю у своего соседа. Одинаковая ли она? (отличается по цвету, по составу)
Вывод: Земля из разных мест отличается по внешнему виду и составу.
- Как вы думаете, что ещё может находиться в земле? (предположения детей)
Давайте попробуем ответить на этот вопрос, проведя несколько экспериментов.
Опыт 2 «Воздушные пузырьки»
Возьмите ложечкой небольшой комочек земли и опустите в воду.
-Что вы наблюдаете? (пузырьки воздуха поднимаются на поверхность)
-А где воздух «прячется» в земле? (между мелкими частицами )
Вывод: В земле содержится воздух.
Опыт 3: «Есть ли в земле вода?»
Потрогайте землю на тарелочках на ощупь. Мокрая ли она? В ложечку я накладываю эту почву и нагреваю на пламени, над почвой я держу стёклышко.
-Что происходит со стёклышкам? Почему оно запотело? Что за капельки появились на стекле?
Вывод: В земле содержится вода.
Вода в земле может путешествовать между частицами. Возьмите трубочки, заполненные песком, и опустите их в ложечку с водой.
- Что наблюдаем? Почему земля темнеет снизу вверх? (вода смачивает землю)
Капните воду сверху в отверстие трубочки.
–Что увидели? (земля пропускает воду вниз)
Вывод: Земля смачивается водой.
Опыт 4: «Растворимость земли».
Землю в стакане с водой хорошо перемешайте стеклянной трубочкой, подождите немного.
-Растворилась ли земля в воде?
Вывод: Земля в воде не растворяется.
Опыт 5: «Определение перегноя»
Землю в металлической ложечке я хорошо прогреваю над пламенем.
-Что мы чувствуем? (появляется белый дым и неприятный запах)
А теперь я положу в ложечку сухой листик, хвоинки, останки древесины, хорошо прогрею.
-Что наблюдаем?
Этот запах издаёт горящий перегной, содержащийся в земле. Это гниющие останки растений и животных, которые делают землю более полезной для растений. Чем дольше перегноя, тем быстрее и крупнее они растут, дают больший урожай. Землю, содержащую перегной, называют почвой.
Опыт 6: «Сравнение свойств песка и глины»
-Почему же частички почвы не рассыпаются как пыль, а склеиваются между собой?
В почве есть не только песок, перегной, но и особое вещество – глина.
Рассмотрите песок и глину в стаканчиках, потрогайте их на ощупь.
-Какие они? ( песок рыхлый, глина твёрдая)
Теперь капните в них немного воды.
-Где вода впитывается быстрее? (В песке, а глина плохо пропускает воду)
Возьмите в руки немного сырого песка и сырой глины. Чем они отличаются?
Вывод: Глина и песок разные по свойствам.
|