Вы не зарегистрированы

Авторизация



Семинар-практикум «Организация учебного процесса, способствующего формированию толерантности»

Цель: создать условия для приобретения педагогами навыков организации учебного процесса, способствующего  формированию толерантности.

 

Задачи:

  1. познакомить педагогов с понятием «толерантность», как требованием к личностным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования
  2. научить распознавать черты характера толерантной и интолерантной личности;
  3. научить способам и приемам организация учебного процесса,  способствующего  формированию толерантности.

 

Участники: педагоги школы, педагог-психолог.

 

План семинара-практикума:

  1. Показ флеш-мультфильма
  2. Мини-лекция «Толерантность, как требование к личностным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования».
  3. Упражнение «Толерантные черты личности»
  4. Работа в мини-группах.

 

Ход семинара-практикума:

Показ флеш-мультфильма

Насколько, по вашему мнению, актуальной является проблема развития толерантности у детей и подростков?

Ответы педагогов

 

Мини-лекция

 

Казалось бы, человечество, анализируя прошлый опыт, должно становиться мудрее. Однако этого не происходит. Новая историческая эпоха приносит очередные межнациональные и межконфессиональные конфликты. В 1995 году генеральной Конференцией ЮНЕСКО была принята Декларация принципов толерантности. В ней сказано, что «толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира».

Таким образом, «толерантность определяется как ценность и норма гражданского общества, проявляющаяся в праве быть различными всех индивидов гражданского общества; обеспечение устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами; уважение к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям и верованиям» (А.Г. Асмолов).

Особенно актуальна задача развития толерантности в таком поликультурном и многонациональном обществе, как Россия. Сосуществование людей с различными убеждениями, культурными и религиозными традициями и нормами возможно только при условии, что каждый сможет принять тот факт, что все люди имеют свою индивидуальность, могут думать и жить по-другому. Но для лучшего понимания другого, необходимо обладать достаточной информацией о многообразии культурного наследия народов России и человечества, о своих особенностях, своей этнической принадлежности и идентичности.

В последние десятилетия происходили достаточно активные миграционные процессы, что повысило уровень социальной напряженности в обществе, породило ксенофобные       установки и поиск виновных в тех проблемах, которые возникали в разные периоды.

Однако когда мы говорим о толерантности, мы имеем в виду отношения между людьми в широком смысле, а не только взаимодействие между представителями различных национальностей, т.е. нетерпимость может проявляться в отношении людей, отличающихся по каким-либо физическим или психологическим качествам: имеющих физические недостатки, иные ценности, другой стиль поведения, другой уровень материального достатка и т.д.

Каждый из нас в тот или иной момент жизни сталкивался с нетерпимым отношением, отвержением коллектива кого-нибудь из своих членов. Тогда появляется изгой, «козел отпущения». Нам не раз приходилось наблюдать в школе отношение класса к инакомыслию, непохожести, чудаковатости какого-нибудь ребенка. Так, в одном коллективе такого необычного или отличающегося от других ученика начинают «травить», подвергать физическому насилию или моральному унижению. Такая ситуация достаточно ярко показана в фильме «Чучело». В другом классе, где сформированы навыки конструктивного взаимодействия, поддержки, взаимопомощи, ребята попытаются найти применение талантам «чудака». Поэтому задача общества, и в частности школы, – помочь детям в выстраивании доброжелательных отношений независимо от индивидуальных различий и своеобразия каждого ребенка.

В Федеральном государственном образовательном стандарте сформулированы такие важные требования к личностным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, как «формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания».

Если обратиться к словарям, то в них понятие толерантность (от лат. tolerantia – терпение) определяется как – терпимость, снисходительность к кому- или чему-либо. Однако совершенно очевидно, что толерантность – это не безразличие и не всетерпимость к любым действиям и взглядам. Поэтому задача взрослых – научить ребенка разделять: что есть хорошо, а что – плохо; где – проявление индивидуальности, а где – признаки дискриминации по какому-либо признаку: экономическому или правовому статусу, по национальному (шовинизм), по половому (сексизм), по возрасту, по инвалидности и др. Таким образом, ребенок должен научиться оценить поступок другого с точки зрения морально-этических норм, принятых в обществе, соотнести его со своими внутренними убеждениями и системой ценностей.

Особенности толерантной личности

Толерантность (или, наоборот, интолерантность) проявляется на различных уровнях:

1) на эмоциональном уровне (чувств) – страхи и опасения в отношении «чужих», «других», которые чем-либо отличаются от нас;

2) на уровне восприятия людей и событий – стереотипы в восприятии представителей определенных социальных или этнических групп;

3) на ментальном уровне – установки, убеждения, мысли в отношении других людей, интерпретация, объяснение событий и поступков;

4) на уровне действий – конкретные поступки в отношении других людей.

Таким образом, человек может на эмоциональном уровне чувствовать неприязнь к кому-либо, наделять другого различными отрицательными качествами, подозревать у него злой умысел, интерпретировать поступки другого исключительно как подлые, опасные, наносящие вред и т.п. Но при этом не предпринимать никаких действий, чтобы унизить, оскорбить, нанести ущерб другому человеку: «Он мне не нравится, но при этом не мешает мне жить, поэтому я ему никакого вреда делать не буду». Но воспитание толерантности предполагает не только такое «терпимое» отношение к людям, отличающимся своими индивидуальными особенностями, но и понимание этих особенностей, признание за другим человеком права быть другим.

 

Упражнение «Толерантные черты личности»

Сейчас я предлагаю вам, самостоятельно определить черты толерантной личности из предложенного списка.

Умение адекватно оценивать свои сильные и слабые сто­роны, критичность к себе

Склонность видеть в себе в большей степени недостат­ки (физические или лич­ностные)

Способность оценить свои поступки, извлечь полез­ные уроки, сделать выводы на будущее.

Способность видеть многогранность и многообразие людей, умение рассматривать события с различных точек зрения. Способность прини­мать альтернативные точки зрения, переключаться

Склонность оценивать со­бытия как трагические, как катастрофу, неспособ­ность отнестись к каким-либо явлениям и к себе с юмором

Направленность на разре­шение проблемы, готовность преодолевать трудности, вера в успех, в победу

Склонность видеть в дру­гих людях их недостатки. Категоричность в оценках

Готовность искать взаимо­выгодные решения, откры­тый диалог

Самообладание, умение управлять своими чувства­ми и действиями

Умение менять свой стиль поведения в зависимости от ситуации

Низкий или средний уро­вень тревожности

Ориентация на конкурент­ные отношения

 

Правильные ответы:

Умение адекватно оценивать свои сильные и слабые сто­роны, критичность к себе

Способность оценить свои поступки, извлечь полез­ные уроки, сделать выводы на будущее.

Способность видеть многогранность и многообразие людей, умение рассматривать события с различных точек зрения. Способность прини­мать альтернативные точки зрения, переключаться

Направленность на разре­шение проблемы, готовность преодолевать трудности, вера в успех, в победу

Готовность искать взаимо­выгодные решения, откры­тый диалог

Самообладание, умение управлять своими чувства­ми и действиями

Умение менять свой стиль поведения в зависимости от ситуации

Низкий или средний уро­вень тревожности

 

Предлагаю познакомиться с приложением 1, где объединены различные точки зрения на толерантную и интолерантную личность.

Таким  образом, на уроках нам необходимо создать условия для формирования именно этих черт характера учеников.

 

Работа в мини-группах над проектом урока.

 

Педагог может включать в свои уроки и внеурочные мероприятия такие методы и формы работы, которые позволят сформировать толерантные качества личности. Можно сколько угодно призывать детей быть терпимыми к недостаткам других, можно расклеить на стенах школы плакаты и при этом не достичь желаемого результата. Почему такие средства воспитания оказываются неэффективными? Во-первых, в них нет ответа на вопрос: как стать толерантным; во-вторых, такие методы часто не находят отклика в душах детей, а остаются как бы за пределами их личной включенности и их переживаний; в-третьих, часто такие мероприятия воспринимаются детьми как формальные.

Не умаляя значимости проведения указанных выше мероприятий, можно отметить, что результат достигается тогда, когда в реализации цели задействовано максимум средств и способов достижения. Давайте рассмотрим, каким еще образом можно развивать толерантные черты личности.

Для этого я предлагаю разделиться на группы. Прошу каждое методическое объединение сесть за отдельный стол.

Я просила руководителей МО принести на сегодняшнее занятие несколько конспектов занятий по учебным предметам и предлагаю с помощью приложение 1 и 2 организовать учебный процесс этих занятий, таким образом, чтоб он способствовал развитию толерантности наших обучающихся. Время для подготовки 15 минут. Результат вашей работы прошу зафиксировать в дорожной карте урока (приложение 3).

Защита проектов МО.

Обсуждение:

Что удалось лучше всего сделать?

С какими трудностями вы столкнулись?

Как вы считаете, возможно ли подобным образом организовать учебный процесс на каждом уроке?

Ответы педагогов

 

И в завершении нашей встречи я бы хотела вам рассказать притчу

Притча «Разные ответы».

 

 В один оазис пришел молодой человек, попил воды и спросил у старика, который отдыхал возле источника:

- Какие люди здесь живут?

Старик, в свою очередь, спросил у юноши:

- А какие люди живут там, откуда ты пришел?

- Кучка эгоистов с плохими помыслами, — ответил молодой человек.

- Таких же найдешь и здесь, — сказал старик.

В тот же день другой юноша подошел к источнику утолить жажду с дороги. Увидев старика, он поздоровался и спросил:

- Какие люди живут в этом месте? Старик в ответ задал тот же вопрос

- А какие люди живут там, откуда ты пришел?

- Прекрасные! Честные, гостеприимные, дружелюбные. Мне больно было расставаться с ними.

- Таких же найдешь и здесь, — сказал старик. Один мужчина, слышавший оба разговора,

спросил:

- Как ты мог дать два столь разных ответа на один и тот же вопрос?

На что старик ответил: — Каждый из нас может видеть только то, что несет в своем сердце. Тот, кто не нашел ничего хорошего везде, где побывал, не сможет отыскать ничего другого ни тут, ни в любом другом месте.

 

Я бы хотела пожелать вам уметь видеть хорошее и учить этому других. 

Презентация

Приложение

 

Используемая литература:

  1. Бардиер Г.Л. Социальная психология толерантности. СПб., 2005.
  2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. М.: Просвещение, 2009.
  3. Материалы курса «ФГОС: достижение личностных и метапредметных результатов (психолого-педагогический аспект)» : лекции 1–4. – М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2013. – 92 с.
  4. Подросток на перекрестке эпох / Под ред. Кривцовой С.В. М.: Генезис, 1997.
  5. Солдатова Г.У., Макарчук А.В. Может ли «другой» стать другом?: Тренинг по профилактике ксенофобии. М.: Генезис, 2006.
  6. Ядов В.А. Ценности в кризисном социуме // Психолог. 1991. № 6. С. 154–167.

»  Размещено в сообществах: