Официальный сайт pepsilight 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Обобщение опыта на тему «Личностно – ориентированный подход как условие создания продуктивного образовательного пространства"

Фото пользователя Светлана Степановна Данилина
Submitted by Светлана Степановна Данилина on Tue, 04/11/2014 - 21:10

Обобщение опыта

на всероссийской конференции в г. Тихорецке. 2011 год

«Личностно – ориентированный подход как условие создания продуктивного образовательного пространства для самореализации личности»

“Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит её находить”.

А. Дистервег

 

Создать продуктивное образовательное пространство для самореализации личности значит содействовать раскрытию, развитию и реализации творческих способностей школьников, формированию общей культуры и нравственного самосознания в условиях приобретения знаний, умений и навыков.

В связи с этим, задачи педагога заключаются в следующем:

-   создать условия для развития способностей, заложенных в каждом;

-   помочь  школьнику осознать себя личностью;

-   пробудить потребность в познании себя, жизни, мира;

-   воспитать чувство человеческого достоинства.

На основе анализа современных теорий образования и собственных подходов к педагогической деятельности нами был сделан вывод, что успешное решение этих задач возможно при организации личностно-ориентированного обучения на основе создания ситуации успеха.

Одним из важнейших показателей качества образования в настоящий момент является не только уровень образованности человека, но и его жизненная успешность – социальная адаптация, которая во многом зависит от способности человека к саморазвитию.

Создание технологий и способов развития личности, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и которые, запуская механизмы саморазвития, обеспечивают готовность личности к самореализации, самоконтролю и самокоррекции, социальной адаптации – вот один из основных приоритетов образования.

Объектом особого внимания становится восприятие ребенком образа своего "Я", самооценка, мотивация, уровень притязаний, способность к самоанализу и самоопределению, социальный статус, способ и стиль учения, и их влияние на развитие творческих способностей учащегося, его успехи в учебной деятельности, взаимоотношения с учителями, родителями, товарищами и, наконец, с самим собой, психологическое здоровье школьника.

Особое внимание следует обратить на развитие самооценки и творческих способностей учащихся, как основы способности к самореализации и саморазвитию.

Развитие творческих способностей учащихся через участие в выставках, конкурсах, викторинах, концертах, олимпиадах, коллективных творческих делах, инсценировках, классном театре,   является одним из важнейших элементов создания продуктивного образовательного пространства для самореализации личности в дальнейшем.

Принципы создания продуктивного образовательного пространства для самореализации личности

Сущность разработанной методики заключается в умелой организации продуктивного образовательного пространства для самореализации личности

принцип учёта индивидуальных особенностей учащихся

Þ            обучение в соответствии со структурой мышления  школьника – подлинно «детский путь» в мир знаний;

принцип постоянного внимания к развитию способностей

Þ            использование разнообразных подходов в обучении, обеспечивающих создание позитивной динамики развития индивидуальных способностей школьника;

принцип активной самостоятельной деятельности

Þ            побуждение к самостоятельной деятельности учащихся на различных уровнях: от воспроизведения действий по образцу до составления модели и алгоритма действий в нестандартной ситуации;

принцип соревнования

Þ            создание ситуаций личностных и командных взаимоотношений с элементами соревновательной деятельности, направленных на получение более высокого результата, формирование неподдельного интереса, что способствует максимальной самореализации личности, делает процесс обучения интересным и богатым по содержанию;

принцип профессионализма

Þ            ежедневная работа по закреплению материала, повторению ключевых идей и методов, с целью овладения школьниками системой умений и навыков;

принцип полной нагрузки

Þ            поддержание высокого уровня занятости и заинтересованности в успехе каждого учащегося на протяжении всего урока (обучения);

принцип яркости

Þ            использование красочных, оригинальных наглядных средств обучения с целью формирования у школьника запоминающихся образов, способствующих более прочному усвоению изучаемого материала.

Ряд учёных (Л.С. Выгодский, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин и др.) сформулировали принципы, следуя которым обучение можно сделать развивающим. Вот наиболее важные из них:

- учебный процесс должен вызывать личную заинтересованность ученика в усвоении материала и данного вида деятельности;

- при разработке содержания занятий нужно проектировать учебный процесс так, чтобы ученик решал задачи и проблемы, опираясь на зону своего актуального развития, а выполнение работы переводило бы его в зону ближайшего развития (зона актуального развития – это область наличных возможностей ребёнка, зона ближайшего развития – зона потенциальных возможностей, перспектив);

- для эффективного развития учащихся важно предусмотреть для каждого из них “ситуацию успеха”, т.е. предлагать задания, с которыми ребёнок наверняка справится;

- оценка выставляется не за конечный результат, а за процесс его получения, причём, учащегося необходимо сравнивать не с другим, а с самим собой, но вчерашним.

Личностная ориентация предполагает целостность личности воспитания, недопустимость ее отчуждения от его труда, утверждение его уникальности при решении педагогических задач. Педагогический процесс – это еще и самореализация учителя с известной самостоятельностью полагающего свои цели, содержание, средства. Учитель – это нечто гораздо большее, нежели просто ученый, знающий человек. Большой ученый может и не быть учителем. Учитель – это и актер. Он ведет свою роль, и от его таланта (или бездарности) зависит внимание (или равнодушие) публики. Ибо класс – тоже зрители. Но Учитель – больше чем актер. Даже самый народный артист, в конечном счете, не несет ответственности за своего зрителя. А Учитель – несет. Учитель – это еще и режиссер-постановщик. Пусть он пока не сам выбирает пьесу и ее участников, но он распределяет роли и сам следит за игрой своих подопечных. Учительство – это, прежде всего, призвание и талант. Как сказал А. В. Луначарский: “…преподавание есть одно из величайших искусств, которым преподаватель – педагог – внешкольник – формирует самый благородный материал – людские души. И нужно уметь формировать их, сделав их мягкими, сделав их доступными вашему прикосновению и воздействию на их благородную сторону. Это можно сделать только тогда, когда между ними и вами протянулись токи, заразившие их определенной симпатией к вам. Это и значит, что вы явились перед ними как художник”.

Учительский труд очень сложен, потому что в его основе – человеческие отношения. Учитель обязан ежедневно контролировать усвоение школьниками знаний, но ребята это не очень любят. Его стремления воспитывать лучшие человеческие качества у школьников, подчас встречают сопротивление с их стороны. По капельке учитель отдает себя детям. Отдает, порой не получая в ответ причитающихся ему внимания, участия. Даже любимого учителя ребята вспоминают лишь по праздникам или в часы возвращения в свое детство. Не зря профессия учителя стоит в одном ряду профессий с эмоциональными перегрузками. Воспитание – процесс хлопотливый и требует, прежде всего, сдержанности, терпения, доброты. Без этого ни мастерства, ни таланта у учителя не будет никогда.

Вся жизнь учителя, его духовный мир, увлечения, вкусы, симпатии, антипатии, сильные стороны и слабости – все идет, как лента кино, на глазах ребят. Все подвергается их строгой, но достаточно объективной оценке. В школе нередко и учителя оказываются в роли “подопытных”. Дети изучают педагога, выставляют ему свои оценки в особых дневниках памяти. И здесь не помогут ни диплом, ни знания. Только работа с детьми показывает доброту и ум учителя, ограниченность и ремесленничество, щедрость и отзывчивость, черствость и равнодушие. Главное, что должно характеризовать работу педагога – профессиональное мастерство, любовь, уважение ко всем без исключения детям. Именно любовь и уважение характеризует личностно-ориентированный подход в развитии личности ребенка в процессе обучения в школе.

Личностный подход будет проявляться хотя бы в том, как учитель будет обращаться к детям. Учитель, любящий ребят, не будет уже в первом классе называть их только по фамилии, а только по именам. Любящий детей учитель не побоится признать свою ошибку, извиниться перед ребятами, если окажется в чем-то неправым. Он никогда не позволит себе угрожать своим воспитанникам. Школа – дом радости – не может быть местом перепуганных детей. Ничего нет страшнее в школе, чем учитель, приходящий в класс с холодным сердцем. Несколько тысяч встреч ребенка с наставниками – какое же это богатство уроков жизни, уроков человеческих отношений. Многое из школьных наук потом забывается, не забывается одно – общение с умным, готовым тебя понять, собеседником. Педагог учит на уроках не только основам наук, но и правде, справедливости, честности, мужеству, доброте. Каждая секунда урока воспитывает. Да, учителя – обыкновенные люди. С нервами, сердцем, самолюбием, усталостью. Но детям от этого не легче. Они учителя не выбирают. Он им достается. Учитель – профессионал умеет оставлять за порогом класса все, что может его отдалить от учеников, помешать созданию творческой атмосферы на уроке. Это нелегко, в этом – мужество учительского подхода. Надо найти мужество, чтобы, несмотря на любые жизненные неурядицы, войти в класс с улыбкой, сказать ребятам такое важное: “Добрый день, дети!”. Проявить мужество, выдержку, не перебивать отвечающего у доски, не ответить резкостью на грубость. В этом проявляется, прежде всего, личностный подход к детям.

Ребенок живет на уроке особой духовной жизнью, и эта жизнь не приемлет насилия, принуждения, порождающих рабскую психологию. Нормальный ребенок, если он не болен, живо реагирует на все, что происходит на уроке. На реплики, на шутки, на интересную информацию. Абсолютная тишина на уроке – далеко не идеальное условие обучения. Это хорошо знают физиологи и психологи. Плохо знают это лишь консервативные учителя. Личностный подход предполагает от учителя создавать в классе атмосферу хорошего настроения. Любой врач скажет, что хорошее настроение, улыбка, смех – лучшее лекарство. Ненормально, когда при ответе ученик испытывает страх, тревожность, подавленность. Без доброго отношения учителя к ученику, без ободрения не родится на уроке общение, а без общения нет воспитания. Вот что писал об этом В.А. Сухомлинский: “Самое главное, дорогие друзья, — это видеть в своем ученике живого человека. Умственный труд ребенка, его успехи и неудачи в учении – это его духовная жизнь, его внутренний мир, игнорирование которого может привести к печальным результатам”. “Мое сердце сжимает боль, когда я вижу школьника, который не может понять, что ему объясняется на уроке и получает двойку. Учитель, поставивший ему двойку, представляется ему самым несправедливым в мире человеком”. Личностный подход невозможен без педагогического такта, когда чувство меры в поведении и действиях учителя, включают в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Также не возможен личностный подход без чувства толерантности. В основе толерантности (терпения) лежит способность учителя адекватно оценивать реальную ситуацию, с одной стороны, и возможность предвидеть выход из ситуации – с другой. Формирование у себя толерантности – одна из важнейших задач профессионального воспитания учителя в условиях личностно-ориентированного обучения.

День школьника вмещает множество открытий, неизгладимых впечатлений, поступков. Кроме уроков ученику необходим досуг, когда, оставшись наедине с другом, с книгой или просто с самим собой, он может подумать о том, что волнует и увлекает. В такие часы пишутся первые стихи, конструируется первая модель, возникают мысли, будущее которых трудно предвидеть и переоценить. Если ребенок со своими склонностями и интересами существует сам по себе, а школа и ее требования сами по себе, воспитание и образование воздвигаются на песчаном фундаменте, а он не долговечен, быстро выветривается. Личностно ориентированное обучение как раз направлено на индивидуальный учет интересов, школьников. В свое время Д.И. Менделеев писал, что надо “в норме требовать определенного, обязательного времени от учеников, но не наваливать на них столько дела, чтобы они не имели возможности постепенно становиться самостоятельными людьми с личным характером. Регламентация каждого шага убивает развитие этой самостоятельности или при известных характерах и условиях приводит к уродству”.

Равнодушных учеников, совсем без желаний, обучающихся только по обязанности, немного. Каждое зерно неравнодушия даст росток и даст богатейшие плоды, только перекинь мост от интересов каждого к тому, чем можно увлечь. Стоит снять эту перегородку – откроется заманчивая перспектива, учение станет гораздо привлекательнее, а увлечения полезнее, плодотворнее, глубже. Если пренебрегать увлечениями ребят, учение превращается для них в труд без радости. Тогда появляются двойки даже по любимому предмету. А если рядом у того, кто ко всему безразличен, но усердно “проходит” русский язык, математику, естествознание, и все, что зададут – пятерки, то у него путаются представления о том, что такое “хорошо”, что такое “плохо”. Часто мы представляем себе ученика только таким, каким видим его в школе, где он у нас на глазах считанные часы. И тогда учителям кажется, если ученик не делает того, чего хотят они, значит, он вообще ни к чему не способен. Чаще всего это не так. Не заметив самобытности, педагог уже считает ученика лентяем, тупицей, бездельником. И чем большим авторитетом пользуется педагог, тем опаснее последствия его необоснованного приговора. Страшна близорукость “наставников”, считающих способностями лишь умение ответить у доски по данному предмету в границах данной программы.

Личностно-ориентированный подход требует от учителя избрание приемов и методов педагогической поддержки в качестве приоритетных способов деятельности на уроке, стимулирование учеников к осуществлению коллективного и индивидуального типа, вида задания, формы его выполнения. Нужно развивать в детях творческую активность, любознательность (не путать с любопытством), инициативность, самостоятельность. Нужно побуждать желание знать, веру в свои способности и память, волю и ум. Совершенно необходимо использовать похвалу как средство поощрения. Доброе слово, что дождь в засуху. Оно пробуждает веру в собственные силы даже у самых слабых учеников, оно укрепляет их волю. Внимательное отношение учителя к победам учеников значит очень многое. Доброе слово, похвалу можно и даже нужно записывать в тетради и дневники (я часто за хорошо выполненную работу, записываю в тетрадях слово – молодец!). Похвала окрыляет учеников, вселяет в него новые силы, но не следует “перехвалить”, так как эффект от “перехваливания” может получиться обратным. Но все же ошибки и промахи увидеть легче, чем заметить едва наметившуюся удачу. Особенно, если ее не ждешь. Создание на уроках ситуации успеха является одним из приоритетных задач личностного обучения. Раскрепости неуемную энергию школьника, укрепи его веру в свои силы, направь их в нужном направлении – и ряды неуспевающих поредеют.

При личностно-ориентированном подходе, учитель использует педагогические приемы для актуализации и обогащения субъектного опыта ребенка, проектирует характер учебного взаимодействия на основе учета личностных особенностей учащихся, использует разнообразные формы общения, особенно диалога и полилога. Учителю необходимо постоянно развивать умение проникнуть в внутренний мир ребенка, почувствовать его психическое состояние в каждый отдельный момент, умение понять мотивы его поведения.

Педагог должен научить учащихся использовать речевые обороты: “я полагаю, что…”, “мне кажется, что…”, “по моему мнению…”, “я думаю…”, “я считаю…”, “моя точка зрения…” и т.д. Учащиеся должны научиться мыслить, рассуждать, анализировать, видеть проблему и находить способы для поиска ее решения. Никакой зубрежки, никакого схематизма присутствовать не должно. Проводя учебные занятия, педагоги должны следовать принципу самоактуализации, принципу индивидуальности, принципу субъективности, принципу выбора, принципу творчества и успеха, принципу веры, доверия и поддержки. Только так можно воспитывать активно мыслящую личность, а не очередные “винтик” и “гайку” для государства. Как писала Н.К. Крупская: “Самое важное – это не смотреть на ребенка, как на свою живую собственность, с которой что хочешь, то и можешь делать, не смотреть на ребенка как на раба, как на обузу или игрушку. Надо научиться смотреть на ребенка как на человека, пусть еще слабого, нуждающегося в помощи, защите, но все же человека, притом человека будущего”.

Личностное начало должно утвердиться во всех образовательных процессах. Особую роль в личностно ориентированном подходе играет знание учителем психологии. Учитель не сможет построить свою работу в русле личностно-ориентированного подхода, не зная психологических особенностей учеников. Ведь дети очень разные. Один очень активно работает на уроке, другой знает ответ, но боится отвечать, у одного проблемы с дисциплиной, у другого со слуховой памятью и т.д. То есть учитель должен строить свою работу, изучая своих учеников, изучая их личности. Ведь личность – это своеобразный закон устройства человеком собственного бытия, поведения и отношений с миром, а уровень ее развития характеризуется способностью к поддержанию и защите суверенного пространства этой индивидуальности. Внутренний мир личности есть своеобразное отражение того жизненного пространства, в котором происходит ее становление. Это относится даже к пространству в физическом смысле слова. Постановка целей личностного развития учащихся обладает важной спецификой в том смысле, что в традиционной педагогике личностное развитие ученика выступало не как цель, а как средство достижения каких-то других целей – усвоения, дисциплинирования, приобщения. Личность играла лишь роль механизма. В образовании важен был результат, действие, которое эта личность должна была произвести, а не новообразования в ней самой. Должна присутствовать педагогическая поддержка, которая выражает существо гуманистической позиции педагога по отношению к детям. Ее сущность выразил Амонашвили в трех принципах педагогической деятельности: “любить детей, очеловечить среду, в которой они живут, проживать в ребенке свое детство”. Предметом педагогической поддержки становится процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранять человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни. Развивающий воспитательно-образовательный процесс требует, чтобы личностью стал, прежде всего, сам учитель. По словам Б.Ц. Бадмаева: “Учитель не только дает знания по своему предмету, он не только и не просто “учитель — предметник”, а Учитель с большой буквы – воспитатель, готовящий в течение школьных лет и подготовивший к выпуску из школы Гражданина”. Его отношения с детьми должны строиться на основе личностного, а не формально-делового подхода.

Учитель, реализуя в педагогической деятельности рефлексивно-адаптационную и деятельностно-творческую функции образования, совершенно по иному организует процесс обучения и воспитания детей по сравнению с традиционной системой. Первая функция состоит в том, чтобы “учить детей учиться”, развивать в их личности механизмы самосознания, саморегуляции и в широком смысле слова означает способность преодолеть собственную ограниченность не только в учебном процессе, но и в любой человеческой деятельности. Вторая функция предполагает развитие в ребенке “умения думать и действовать творчески”, формирование в личности ребенка творческого начала через творчески-продуктивную деятельность с учетом мотивационно-аксиологических сторон личности.

В новом образовательном пространстве картина мира и личность ребенка строятся в процессе совместной деятельности ребенка с взрослыми и сверстниками. Здесь ребенок имеет право на поиск, ошибку и маленькие творческие открытия. В этом процессе поиска истины происходит переход от отчужденного знания, через личные открытия к личному знанию. Цель каждого конкретного учителя в совокупном личностно-развивающем пространстве школы органично согласуется с целями других педагогов, с целостной личностно-развивающей жизненной ситуацией воспитанника. Учитель просто обязан обеспечить на уроке приток свежих сведений из самых различных источников; даст совет, что прочитать, посмотреть, услышать, предоставить желающим возможность дополнить учительское повествование и поощрить их за это более высокой оценкой. Педагог не столько учит и воспитывает, сколько стимулирует ученика к психологическому и социально-нравственному развитию, создает условия для его самодвижения. Наряду с глубиной, особое значение имеет яркость сообщаемой ученикам информации, воздействующей, как на интеллектуальную, так и на эмоциональную сферу их восприятия. Учитель никогда не добьется успеха, если не сумеет установить контакт с детьми, основанный на доверии, взаимопонимании и любви.

В заключение хочется отметить, что современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации жизнедеятельности школьного общества. Поэтому очевидна необходимость использования личностно-ориентированного подхода, с помощью которого возможно поддерживать процессы самопознания и самостроительства личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

 

Прикрепленный файл Size
Личностно – ориентированный подход как условие создания продуктивного образовательного пространства для самореализации личности.docx 34.3 KB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн