Вы не зарегистрированы

Авторизация



Образовательная ситуация на традиционном и метапредметном уроке

Submitted by Mарина Павловна Выскребенцева on пн, 10/11/2014 - 23:35

Образовательная ситуация
 на традиционном и метапредметном уроке

Ситуация – сочетание условий и обстоятельств, 
создающих определенную обстановку, положение.
Хуторской А. В.
 докт. пед. наук, 
академик Международной 
педагогической академии 


    Современная система образования направлена на то, чтобы помочь ребёнку научиться учиться. Для этого ему предоставлена масса возможностей: уроки в школе, дополнительное образование, библиотеки, сеть Интернет… Казалось бы, что ещё? Однако есть, на мой взгляд, обстоятельство, которое не позволяет ребёнку учиться, а именно: у него нет стимула, понимания необходимости образования, его практического применения во взрослой жизни. Мне кажется, педагогу очень важно  самому быть уверенным в необходимости изучения его предмета и уметь показать его значимость в реальной жизни. Нужно постараться социализировать задачи уроков, вовлекая детей в урок - «репетицию» жизненных ситуаций.
    Возможностью создания такого вовлечения является образовательная ситуация. Образовательная ситуация обозначает конкретный временной и пространственный участок педагогической реальности, который выполняет функцию стимула и условий создания учениками образовательной продукции. 
На традиционных уроках в качестве стимула учащимся чаще всего выступает положительная оценка, выставленная учителем, или возможность получить её в результате выполнения определённого объёма работ. Учитель определяет не только цели и задачи урока, но и заранее решает, какой ответ правильный. Когда речь идёт о точных науках (математика, физика…) или русском языке, где есть чёткие правила правописания и или постановки знаков препинания, это, по-моему, правильно. Но на уроке литературы невозможно заранее предугадать результат. Учитель часто теряется, нервничает, если урок пошёл не совсем так, как ему хотелось, и уж совсем выбивается из колеи, если его мнение, оценки героев и т.д. не поддерживаются учащимися.
Что же делать? 
Современные образовательные технологии предлагают новый подход к уроку – метапредметный, в основе которого лежит образовательная ситуация.
Образовательная ситуация – это ситуация образовательного напряжения, возникающая спонтанно или организуемая учителем, требующая своего разрешения через совместную деятельность всех её участников. Её целью является рождение учениками образовательного результата (идей, проблем, гипотез, версий, схем, опытов, текстов) в ходе специально организованной деятельности. Получаемый в результате образовательный продукт непредсказуем, педагог проблематизирует ситуацию, задает технологию деятельности, сопровождает образовательное движение учеников, но не определяет заранее конкретное содержание образовательных результатов, которые должны быть получены. 
Цикл образовательной ситуации включает в себя мотивацию деятельности, её проблематизацию, личное решение проблемы участниками ситуации, демонстрацию образовательных продуктов, их сопоставление друг с другом и с культурно-историческими аналогами, рефлексию результатов.
Началу образовательной ситуации соответствует искусственно созданная или естественным образом возникшая образовательная напряженность. Моменты занятий, для которых характерна образовательная напряженность: 
-    целенаправленное создание образовательной напряженности учителем; 
-    возникновение проблемы или вопроса;
            -     непредвиденное противоречие; 
-    несоответствие полученных результатов ожидаемым;
-    затруднение решения задачи или выполнения задания;
-    нарушение привычных норм образовательной деятельности;
-    введение противоречивых культурно-исторических аналогов;
-    многообразие различных позиций по рассматриваемому вопросу и др.
Внешне заданный педагогом учебный материал в образовательной ситуации выполняет роль среды, а не результата, который должен быть получен учащимися. Цель такой среды - обеспечить условия для рождения у учеников собственного образовательного продукта. Степень отличия созданных учениками образовательных продуктов от заданной учителем образовательной среды является показателем эффективности решения образовательной ситуации.
Наиболее "сильной" является та образовательная ситуация, в которую оказывается включен в роли участника сам учитель, т.е. возникшая проблема является для него не учебной, а реальной, которую ему приходится решать наравне с учениками. Результаты такого обучения оказываются наиболее продуктивными. Включенность учителя в решение проблем позволяет ему всякий раз по-новому взглянуть на бесконечные в своем познании вопросы.
Учитель реализует свои познавательные возможности тогда, когда изучает с учеником какой-либо фундаментальный образовательный объект. Например, проблема нравственности является актуальной как для ребенка, так и для взрослого. Учитель, находясь в одновременном поиске с учеником, реализует себя не только как педагог, но и как человек познающий, поскольку всякий раз по-новому открывает для себя глубины одних и тех же образовательных объектов.
Искреннее незнание учителем окончательной истины помогает ему не только выстраивать образовательную ситуацию, но и продвигать собственное образование в направлении преподаваемого предмета. Методы познания, которые педагог демонстрирует на уроке применительно к самому себе, играют колоссальную обучающую роль для учеников и перенимаются ими.
    Конечно, далеко не каждый педагог готов прийти на урок без чёткого видения результатов. Но каждый из нас хотя бы раз сталкивался с ситуацией, когда ученик говорил: это было тогда, а вот сейчас всё по-другому. Метапредметный урок позволяет соединить историческое с реальным.


»  Tags for document: