Официальный сайт ysaa 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



методическая тема

Фото пользователя Татьяна Александровна Митюкова
Submitted by Татьяна Александровна Митюкова on Tue, 11/11/2014 - 10:20
Данные об авторе
Автор(ы): 
Митюкова Татьяна Александровна
Регион: 
Ленинградская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
<p>Текст (учебный) как основа подготовки к ЕГЭ</p>

Актуализация технологии «исследования связного текста» на уроках русского языка в 5-11 классах.

Специальной целью преподавания русского языка в школе является «формирование коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся, развитие языкового и эстетического идеала, представление о богатстве и красоте русской речи». Данная цель реализуется в процессе решения следующих практических задач:

-формирование прочных орфографических и пунктуационных навыков;

-овладение нормами русского литературного языка;

-формирование теоретических понятий;

-умение определять стили и типы речи, находить художественно-изобразительные средства языка;

-развитие логического мышления;

-формирование свободного владения монологической и диалогической речью.

Считаю, что тот путь, который я избрала в преподавании русского языка, является оптимально верным. А в свете современных требований к итоговой аттестации учащихся (ЕГЭ) он является наиболее актуальным, грамотным и методически обоснованным. Ведь именно связный авторский текст является сегодня на ЕГЭ благотворной почвой для выявления знаний и умений выпускника. Так , в блоке А задания №№27-30, Б 1-8 и блок С требуют вдумчивой работы над текстом.

Я убеждена, что данную работу надо проводить целенаправленно и систематически на каждом уроке. Для себя я выработала целый комплекс методических путей и способов привлечения связного текста для изучения практически всех разделов предмета на различных этапах обучения. Необходимо также учитывать, что связный текст должен соответствовать ряду требований для оптимального его использования:

-он должен быть компактным во избежание потери времени на уроке;

-включать в себя требуемое количество орфограмм, пунктограмм и других изучаемых явлений языка (в зависимости от темы);

-текст должен быть воспитывающим и способным утолить информационный «голод» на уроке русского языка;

-он должен быть образцовым в речевом оформлении, т.к. должен способствовать развитию речи учащихся.

 

«Модель» работы на уроках русского языка на основе связного

текста

  1. На этапе объяснения нового материала

  1. На этапах закрепления изучаемого материала:

A) написать сочинение-миниатюру, осложненную лингвистическим заданием; (как вариант) диктант с продолжением;

Б) выборочный диктант на «опознавание» изучаемых орфограмм;

B) графический диктант;

3) На этапах повторения, обобщения знаний и подготовки к контрольной работе:

А)«исследование» текста под руководством учителя;

Б)«исследование» текста учащимся самостоятельно с вырабатыванием умения задавать вопрос к тексту по различным разделам языка;

В)создание своего «оригинального» учебного текста для зачетного этапа обучения с разработкой вопросов к тексту.

 

Вышеописанную «модель» технологии обучения русскому языку можно «проиллюстрировать» следующими фрагментами.

 

Этап объяснения нового материала

Тема урока «Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных»

1.Тихо на Байкале ранним летним утром. 2.Над ним поднимается голубоватая туманная дымка. 3.Низко, над самой водой, пролетает утиная стайка. 4.Всюду царит торжественная тишина. 5.Она умиротворяюще действует даже на коршуна, который со скалы наблюдает за быстро шныряющими по водяной глади чайками.

 

Текст при помощи ИКТ подается учащимся (или просто записан на доске).

Задание: найти прилагательные ранним, туманная, утиная, торжественная, водяной. Задается проблемный вопрос: «Почему в суффиксах данных прилагательных разное количество букв Н?»

 

Затем учитель преступает к объяснению, вычерчивая на доске схемы-«помощники».

Ранним= ран+н утиная

Туманная=туман+н НО водяная

 

Торжественная

 

Формулируется правило. Учащимся предлагается прочесть параграф учебника и ответить на вопрос: «О чем учитель не сказал?» (Об исключениях и чередующемся суффиксе –онн/-енн)

 

Этап закрепления изученного материала

1. Написать сочинение-миниатюру, осложненную лингвистическим
заданием.

Этот вид работы направлен на умение применить изученное на практике в потоке письменной речи, развивает речетворческие навыки. Например, «Употребление двоеточия и тире в БСП (бессоюзном сложном предложении)» 9 класс.

Вот такой оригинальный текст получился у одной из моих учениц.

«Трудно устоять перед чарами красавицы черемухи: ее головокружительный аромат и белоснежные хлопья цветов пленяют и одурманивают. Но черемуха не только красива - она полезна: ее плоды применяют в медицине, а пироги с черемухой вкусны необычайно.

Издавна в народе бытовало такое поверье: зацвела черемуха - жди холодов.

Вот так это чудесное дерево заставляет обратить на себя внимание.»

(Волчек Лиза)

 

 

 

 

 

2. Диктант с продолжением.

Этот вид работы развивает логическое мышление и воображение, способствует совершенствованию речи.

Например, в теме «Наречие» учащимся предлагается диктант «1.Солнце жгло по-вчерашнему, воздух был неподвижен и уныл. 2,От жары было некуда деться. З.На берегу стояло несколько верб, но тень от них бесполезно падала в воду. 4.Вода в реке невообразимо манила к себе.»

Задание: дописать текст, употребив наречия.

Тексты, созданные учащимися: «Чайки, неутомимо крича, носились над рекой. В желтой траве уныло трещали кузнечики. Все живое будто засыпало под утомительную музыку нещадно палящего солнца.» (Юдина Лиза, 7 класс)

«Живописно раскачивались камыши. Легко и грациозно плыли облака по небу и по воде, которая их отражала.» (Васильева Маша, 7 класс)

 

3. Графический диктант /Выборочный диктант (по вариантам одновременно)

Этот вид работы целесообразно проводить на этапе закрепления навыка «опознавания» орфограмм и постановки знаков препинания. Он экономичен во времени, развивает абстрактное мышление. Важно, чтобы во время проверки текст был перед глазами учащихся (на доске при помощи ИКТ или как раздаточный материал). Это обеспечивает сиюминутную обратную связь, ученики сразу видят ошибки и проводят работу над ними.

Например, тема «Знаки препинания при причастном и деепричастном оборотах», а также попутное повторение орфографии (н/нн; не).

1.Многочисленная стая лебедей, возвращавшихся с юга на север, стала кружить над разливом. 2.Я видел освещенные зарею широко распахнутые крылья, длинные шеи, слышал их голоса. З.Я сидел на маленьком островке и, затаив дыхание, наблюдал почти сказочную картину. 4.Изогнув длинные шеи, лебеди близко плавали, не замечая меня. 5.Я долго не выходил из шалаша, пока по какому-то знаку, шумя крыльями, брызгая водой, лебеди вдруг стали подниматься и, собравшись в стаю, потянулись дальше на север. (По И.Соколову-Микитову)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. «Исследование» связного текста учащимися.

Такой вид задания, как «исследование» текста и создание учениками своего собственного, является наиболее продуктивноемким и показательным. Этот вид направлен на формирование практической деятельности учащихся: развитию орфографической и пунктуационной «зоркости», способствует умению видеть в тексте изученные явления языкознания, умению самостоятельно формулировать вопросы к ним.

Данный вид работы - благодатная почва для сопутствующего сквозного повторения на повторительно-обобщающих уроках. И что самое главное -оптимально подходит для перспективной подготовки к ЕГЭ (ГИА).

 

Описание технологии «исследование» текста.

На первых порах данная работа проходит под руководством учителя. Именно учитель создает поисковые ситуации, направляет, помогает, учит видеть изучаемую (изученную) проблему. Например, можно разделить класс на группы по 4-5 человек, раздать материал для наблюдения одинаковые для каждой группы. Но группы называются «Отдел орфографии», «Отдел синтаксиса», «Отдел пунктуации», «Отдел стилистики», «Отдел изучения изобразительно-художественных средств языка» и т.д. Дети получают задания: найти все изученные орфограммы и сформулировать вопрос для других групп; найти ту или иную синтаксическую конструкцию, изобразительно-художественные средства и т.д. Во время выполнения (20 минут) учитель помогает каждой группе. В оставшееся время группы задают друг другу вопросы и оценивают ответы. Так создается умение предвидеть вопросы КИМов на ЕГЭ. Далее - этот вид работы предлагается в качестве домашнего задания.

Например, в качестве домашнего задания учащимся был предложен текст «Ежи» в 8 классе. Задача: создать вопросы для грамматического задания для зачетной работы в параллельном (более слабом) классе. После проверки и коррекции задания получился настоящий контрольно-измерительный материал для зачетной работы в 8 классе за три четверти.

 

«Ежи».

1.Однажды в летнюю ночь я сидел в моей комнате за письменным столом.2. Ночь была тихая, только с реки доносились какие-то далекие легкие звуки. З.В полной ночной тишине под полом вдруг послышались тихие голоса. 4.Они были похожи на шепот птенцов, пробудившихся в гнезде. 5. Но какие птенцы могли быть в подполье? 6. Я долго не мог понять, кто разговаривает. 7. Потом я догадался, что это ежи.

8.Ежи - смирные и кроткие звери. 9.Разговаривать они, конечно, не умеют, я слышал их возню. 10.Никого не боясь, они никому не причиняют вреда. 11.Выходя ночью на охоту, они отсыпаются днем. 12.Это зверьки, уничтожающие вредных насекомых, воюющие с крысами и мышами. 13.Зимой они преспокойно спят в маленьких берлогах, покрытых снежными сугробами.

(По И. Соколову - Микитову)

ВОПРОСЫ:

  1. Найдите в тексте составные именные сказуемые, составные глагольные сказуемые, простые глагольные сказуемые.

  2. Найдите вводное слово.

  3. Выпишите страдательное причастие из предложения №13.

  4. Найдите СПП (сложноподчиненные предложения).

  5. Найдите приставку, имеющую значение «очень».

  6. Найдите БСП (бессоюзные сложные предложения).

  7. Найдите предложения с обособленными определениями и обстоятельствами.

  8. Определите стиль и тип речи.

  9. Из предложения №1 выписать словосочетания со всеми возможными способами связи.

Затем задача усложняется для более подготовленных детей. Они получают задание создать свой собственный текст по изученной теме, орфорграмме, пунктограмме и задать к нему вопросы. Это повышает уровень мотивации к обучению, стимулирует творческий подход к учению.

В пример хочу привести работы учащегося 5 класса (Тема «Чередующиеся корни и правописание приставок на 3 и С») Горшкова Андрея и ученицы 8 класса по теме «Односоставные предложения» Конограй Саши. Такие работы учителем часто используются как дидактический материал.

Создать текст по теме «Правописание чередующихся корней и приставок на 3 и С» и сформулировать к нему задание, не забывая о попутном повторении по теме «Синтаксис».

Бабушкина рассада.

  1. Бабушка выращивает рассаду для огорода и возлагает на нее большие надежды.

  2. Рассада нужна для того, чтобы овощи или цветы на огороде подросли раньше положенного срока.

  3. Рассада растет очень долго.

  4. Чтобы она благополучно выросла, нужно приложить большие усилия.

  5. Сначала появляется росток, а уже потом небольшое растение.

  6. Бабушка очень любит и бережет свою рассаду.

 

Задание:

  1. Найти все чередующиеся корни и объяснить их правописание.

  2. Найти все приставки на 3 и С и объяснить их правописание.

  3. Найти сложносочиненные предложения и составить их схемы.

  4. Найти сложноподчиненные предложения и составить их схемы.

  5. Найти предложения по схеме [ и ].

 

 

(Горшков Андрей,5 класс)

 

Создать текст по теме «Односоставное предложение» и сформулировать к нему задание по данной теме.

 

1.Март.2. На улице прохладно.З. Станция метро «Спортивная». 4. Приближаюсь к своему любимому стадиону. 5. Здесь болеют за «Зенит». 6. Встречаемся с друзьями у «Петровского». 7. Вижу толпу болельщиков, окрашенную в небесные цвета. 8.У турникета очередь. 9.Продвигаемся медленно, торопимся увидеть любимый клуб и его замечательных игроков. 10. Свисток арбитра, и игра начинается! 11. «Давай, «Зенит»! Вперед, «Зенит»! Забей скорее свой победный гол!» 12. Мы выиграли этот нелегкий матч! 13. Победно смотрим на соперника и с восхищением на команду...

Задание:

  1. Найдите определенно-личные предложения.

  2. Найдите безличное предложение.

3) Найдите сложносочиненное предложение, в состав которого входит
назывное.

  1. Найдите предложение, осложненное обособленным определением.

  2. Из предложения №9 выписать словосочетания с прямым дополнением.

  3. Найдите неопределенно-личное предложение.

 

(Конограй Саша , 8 класс)

 

 

 

Заключение.

Многолетний опыт учителя-практика позволяет сделать вывод, что практическая ценность вышеописанной технологии очевидна: она учит детей глубоко мыслить, творчески подходить к заданию, совершенствовать речь. И что особенно важно – служит универсальной почвой для систематического сопутствующего повторения и закрепления знаний, а также обеспечивает целенаправленную перспективную подготовку к ГИА и ЕГЭ. Ни один мой ученик (даже самый слабый) не получил неудовлетворительной оценки по результатам итоговой аттестации.

Следует отметить, что на уроках постепенно наращивается уровень трудности и повышается степень самостоятельности учащихся в работе над связным текстом при выполнении разного рода тренировочных упражнений. Виды работ носят разнообразный характер, что не приводит к утомлению детей.

В качестве «иллюстрации» технологии «исследования связного текста на уроках русского языка» прилагаю уроки по предмету в 7 и 10 классах.

 

 

 

 

 


 


 


 


 

 


 


 


 


 


Видео скачать на телефон бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн