Программа социально-педагогической работы с несовершеннолетними правонарушителями
Submitted by Ирина Анатольевна Пулина on Tue, 18/11/2014 - 21:45
Проблема:
Анализ мероприятий, проводимых в Ленинградской области, направленных на профилактику девиантных форм поведения, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, показывает, что она, во-первых, должна заключаться в воздействии на основные факторы (социальные, психологические, биологические) формирования отклоняющихся форм поведения, во-вторых, проявляться во взаимной заинтересованности и согласованной работе различных ведомств, министерств и специалистов. При этом данная работа должна координироваться таким образом, чтобы определенная группа специалистов включалась в нее на определенной стадии реализации профилактических мероприятий. В-третьих, она должна проводиться дифференцированно в отношении подростков и взрослых, здоровых людей или лиц, неустойчивых в нервно-психическом отношении.
С этим учетом нами была разработана программа по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних для малых городов России.
Программасоциально-педагогической работы с несовершеннолетними правонарушителями
Цели:
Изменение девиантного поведения несовершеннолетних правонарушителей в результате целенаправленного педагогического воздействия.
Создание условий для позитивной социализации и индивидуализации ребенка, совершившего правонарушение или прибегающего к девиантным формам поведения, включение его в систему комплексного сопровождения.
Активизация самосознания подростка, осознание последствий противоправного поведения, актуализация смысла жизни.
Социально-педагогическое воздействие на систему ценностных ориентации подростка, формирование позитивного отношения индивида к окружающему миру, к другим людям и самому себе.
Задачи:
Раскрыть положительные качества ребенка и воспитать уверенность в достижении успеха в различных видах деятельности;
Укрепить взаимоотношения со сверстниками, учителями, родителями;
Способствовать развитию детей в познании себя как личности;
Формировать правильные суждения о жизни и окружающем мире.
Механизм реализации проекта:
Мониторинг деятельности учреждений системы образования; учреждений здравоохранения; органов опеки и попечительства; учреждений социальной защиты; комитетов по делам молодежи; правоохранительных органов; общественных организаций;
Сотрудничество с учреждениями и организациями по тематике проекта;
Сбор методических материалов по тематике проекта;
Апробация и внедрение различных методик социально-педагогической работы с несовершеннолетними правонарушителями;
Создание совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, состоящего из представителей различных органов, служб, ведомств.
Сроки реализации программы:
Программа по реализации данного проекта рассчитана на 8—10 месяцев.
Структура программы:
Программа включает в себя 10 этапов:
Анализ основных причин правонарушений детей и подростков силами школьных психологов, социальных педагогов, учителей, медицинских работников школ, специалистов по работе с семьей, комитетов общественного самоуправления в микрорайонах.
Проведение комплексного обследования как подростка, состоящего на учете в органах внутренних дел, так и его семьи. Составление подробной медико-психолого-педагогическая характеристики на подростка и его семью. Создание коррекционных групп подростков с еще не сложившимися аморальными установками, деформированными потребностями и влечениями.
Беседа с родителями, уведомление о проведении с их ребенком комплекса мероприятий по профилактике и предупреждению правонарушений.
Экскурсии отобранной группы подростков в воспитательно-трудовую колонию для несовершеннолетних преступников.
Встреча подростков с православным священником, беседа с ними о понятиях добра и зла.
Индивидуальная работа психолога с подростком.
Групповая психотерапия.
Проведение семейной психотерапии.
Выявление интересов и склонностей подростков-правонарушителей, определение их в спортивные секции, клубы по интересам по месту жительства.
Реабилитационный этап. Оказание психолого-педагогической поддержки, как родителям, так и самим подросткам, прошедшим психокоррекционную программу.
Исполнители программы:
Администрация муниципальных образований; учреждения системы образования; учреждения здравоохранения; органы опеки и попечительства; учреждения социальной защиты; комитет по делам молодежи; правоохранительные органы; общественные организации.
Ожидаемый результат:
Улучшение психоэмоционального состояния несовершеннолетних правонарушителей, положительное изменение образа «Я», сглаживание отклонений в поведении, социальная адаптация, как результат успешной социальной личности.
Методы отслеживания результативности:
Создание базы данных, включающей всю информацию о несовершеннолетних правонарушителях, их социальном окружении, динамике личностного развития.
Возможные риски:
Неприятие или формальное отношение к проекту отдельных руководителей и специалистов учреждений, имеющих непосредственное отношение к программе.
Нежелание родителей подростка принимать участие в программе.
Нежелание подростка принимать участие в программе.
Способы их преодоления:
Проведение разъяснительной работы с привлечением специалистов администрации муниципальных образований; учреждений системы образования; учреждений здравоохранения; органов опеки и попечительства; учреждений социальной защиты; комитетов по делам молодежи; правоохранительных органов; общественных организаций.
Программа состоит из десяти взаимосвязанных блоков.
Апробация программы проводилась в течение 9 месяцев (учебного года) в 8-9-х классах МОУ "Войсковицкая средняя общеобразовательная школа №1" посёлка Войсковицы, Гатчинского муниципального района, Ленинградской области и МОШ «Гатчинская школа-интернат СОО» города Гатчины.
Первый блок и соответственно этап реализации программы связан с диагностической работой. Анализ основных причин правонарушений детей и подростков на одно из первых мест выводит их неблагополучие в семье.
Неблагополучие – это некомфортность, напряженность, неудовлетворенность собой, окружающими людьми и обстоятельствами.
Всему начало – семья, ее принципы, традиции, заведенный распорядок жизни, права и обязанности каждого.
Нами было проведено исследование детей и подростков, проживающих в Ленинградской области, которое основной причиной семейного неблагополучия определяет пьянство и агрессию. Так, родителей и их друзей видели пьяными 50% подростков, 15-20% наблюдали, как взрослые дерутся. Если младшие подростки чаще и с сожалением говорят о пьяных родителях и их гостях, то старшие, в 14-15 лет, воспринимают такое положение уже как нормальное.
На вопрос о том, как часто они испытывают сильные неприятности (страдания) дома, получены такие ответы: 43% сказали, что на них кричит мать, причем в 23% случаев из-за плохого настроения; 15% опрошенных ответили, что не раз слышали от взрослых скверные слова в свой адрес; почти 40% испытывают негативное отношение со стороны отца. В 30% случаев подростки подвержены двойственному воздействию семьи: 44% чувствуют себя брошенными, а 33% - незаслуженно обиженными.
Результаты проведенного опроса можно представить следующим образом:
Диаграмма 3
Кроме этого, в ходе проводимого исследования, нами использовались опросники П. Фрика (см. Приложение 3) и Т. Ахенбаха (см. Приложение 4), направленные на выявление причин агрессивности и расстройства поведения детей и подростков, К. Томаса, направленный на выявление наиболее предпочитаемой формы социального поведения детей и подростков в ситуации конфликта (см. Приложение 5), А. Басса и А. Дарки, направленный на диагностику состояния агрессии (см. Приложение 6).
В результате исследования были получены следующие данные: 97,5% школьников готовы применить физическую силу против другого лица; 78,9% подростков готовы к использованию против других лиц сплетен, шуток, взрывов ярости; 73,8% - готовы к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении; 84% - готовы к борьбе против установленных требований и законов. 75,4% несовершеннолетних испытывают чувство зависти и ненависти к окружающим; 71,1% - испытывают чувство недоверия и осторожности по отношению к людям; 83,2% - выражают негативные чувства через форму и содержание словесных ответов; 5,9% - убеждены, что являются плохими людьми. Полученные данные могут быть представлены следующим образом:
Диаграмма 4
Наиболее предпочитаемой формой социального поведения в ситуации конфликта несовершеннолетние считают: соперничество (21,8%), сотрудничество (16,5%), компромисс (21,8%), избежание (18,5%), приспособление (19,8%). Результаты проведенного опроса можно представить следующим образом:
Диаграмма 5
Таким образом, силами школьных психологов, социальных педагогов, учителей, медицинских работников школ, специалистов по работе с семьей, комитетов общественного самоуправления в микрорайонах должно проводится комплексное обследование как подростка, состоящего на учете в органах внутренних дел, так и его семьи. Названные специалисты заполняют специально разработанные диагностические карты. Школьные психологи представляют данные о характерологических особенностях личности подростка, его интеллектуальном развитии, социометрическом статусе в классном коллективе. Социальные педагоги дают общую характеристику семьи и стиля семейного воспитания подростка. Медицинский работник отражает общее состояние здоровья и перенесенные заболевания. Классный руководитель характеризует подростка с точки зрения его успеваемости, общественно-трудовой активности, положения в классном коллективе, поведения в школе, особенностей интересов и склонностей.
Второй блок (этап) программы связан с анализом информации, полученной от вышеуказанных специалистов. По результатам этого анализа составляется подробная медико-психолого-педагогическая характеристика на подростка и его семью. На основе полученных характеристик часть подростков может направляться на консультацию к медицинским специалистам, а из части обследуемых создаются коррекционные группы. В них отбираются подростки с еще не сложившимися аморальными установками, деформированными потребностями и влечениями.
На третьем этапе работы специалисты по работе с семьей в комитетах общественного самоуправления должны провести беседу с родителями о том, что с их ребенком будет проводиться комплекс мероприятий по профилактике и предупреждению правонарушений и по возможности заручится их поддержкой.
Коррекционный четвертый этап должен начинаться с экскурсии отобранной группы подростков в воспитательно-трудовую колонию для несовершеннолетних преступников. Экскурсия будет проводиться по определенному сценарию, который разрабатывается с учетом психологических особенностей данной категории несовершеннолетних. Подростка не может оставить равнодушным перспектива его будущего. Поэтому основным в «шоковой терапии» будет: «Пойдешь налево — найдешь колонию для несовершеннолетних, пойдешь направо — найдешь бесчестье, пойдешь прямо — найдешь удовлетворение и счастье». Причем в зависимости от «степени трудности» подростков экскурсия может быть различной по степени эмоциональной включенности. После посещения колонии подростки, как правило, устремляются в свои территориальные группы, где обмениваются информацией об увиденном со сверстниками и эмоционально заражают последних. Учитывая, что эффект от «шоковой терапии», как правило, бывает кратковременным, в течение 2—3 дней (но не более), подростка следует оставить наедине со своими мыслями. Цель данного этапа коррекционной работы — активизация самосознания подростка, осознание последствий противоправного поведения, актуализация смысла жизни.
После «шоковой терапии» необходимо без нравоучений помочь подросткам разобраться в ситуации, сложившейся у них. Поэтому на пятом этапе предполагается встреча с православным священником, во время которой он будет беседовать с ними о понятиях добра и зла. Присутствие педагогов и психологов при этом нежелательно. Цель этого этапа — воздействие на систему ценностных ориентации, которая определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу мировоззрения, отношения индивида к окружающему миру, к другим людям и самому себе, ядро мотивационной жизненной активности, жизненной концепции.
На шестом этапе предполагается встреча подростка с психологом, который проводит с ним беседу и по возможности вскрывает как межличностные, так и внутриличностные конфликты. Одним из основных методов психологического воздействия на этом этапе может быть рациональная психотерапия, в основе которой лежит убеждение. При ее проведении специалист совместно с подростком должен выяснить следующие основные вопросы:
1) каким подросток себя считает;
2) каким он хочет быть в оценке окружающих;
3) каким его считают другие;
4) каков он на самом деле;
5) какой ущерб приносит ему неправильное поведение.
В результате у подростка формируются адекватные самооценка, уровень притязаний и отношение к себе.
Седьмой этап психокоррекционной работы связан с проведением групповой психотерапии.
При проведении социально-психологического тренинга группа подбирается таким образом, чтобы из 11 подростков, участвующих в его работе, шесть соответствовали социальной норме, а пять — состояли на учете в органах внутренних дел. Причем группа комплектуется таким образом, чтобы в ней оказались три лидера: двое с просоциальными ценностными ориентациями, а один — с деформированными. На этом этапе возможно приглашение добровольцев из числа студентов психолого-педагогического факультета ВУЗа или института. Кроме решения основных задач тренер на этом этапе должен спровоцировать столкновение мнений лидеров, цель которого — изменение ценностных ориентиров у «трудных» подростков в сторону социально одобряемых ценностей. Тренинг предполагается проводить в течение 6 дней по 4 часа.
Восьмой этап программы связан с проведением семейной психотерапии. Здесь необходимо, во-первых, выявить характер внутрисемейных отношений, определить тип неправильного воспитания, а главное, установить причинно-следственную связь между психологическим климатом в семье, характерологическими особенностями подростка и нарушениями его поведения. Встречи с подростком и его родителями в самом начале психотерапевтической работы проходят отдельно. Выступая в качестве посредника, психотерапевт выдает для каждой из сторон только ту информацию, которая могла бы стать основой для примирения или сближения позиций сторон. Далее осуществляется групповое обсуждение внутрисемейных проблем с последующим консультированием.
На девятом этапе предполагается выявление интересов и склонностей подростков-правонарушителей с последующим определением их либо в спортивные секции, либо в клубы по интересам по месту жительства.
Последний этап программы — реабилитационный. Он связан с оказанием психолого-педагогической поддержки, как родителям, так и самим подросткам, прошедшим психокоррекционную программу. Здесь основную нагрузку несут специалисты по работе с семьей в комитетах общественного самоуправления микрорайонов. Периодически, не реже одного раза в месяц, желательно собирать «круглые столы» с привлечением психологов и педагогов школ, расположенных на территории микрорайона, где будут разбираться наиболее сложные проблемные ситуации, связанные с семьей подростка.
Вся программа по реализации данного проекта рассчитана на 8—10 месяцев.
Основной целью инновационного подхода по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних должно стать создание условий для позитивной социализации и индивидуализации каждого ребенка, а в случае, когда ребенок совершает правонарушение или прибегает к девиантным формам поведения, включение его в систему комплексного сопровождения.
Такого рода сопровождение предполагает четыре взаимно дополняющие друг друга процесса (социальной технологии):
Социально-психологическую реабилитацию;
Коррекцию поведения и морально-нравственных установок;
Ресоциализацию;
Конструирующие ситуации успеха.
Одним из путей прерывания воспроизводства негативного социального опыта может стать специальная работа по развитию конкурентоспособной личности, самостоятельно ставящей и решающей задачи саморазвития и самореализации в условиях современного общества.
Основной идеей такой работы должна стать выработка подростком нового видения себя и своей жизненной перспективы через освоение навыков социальной компетенции и создание собственного жизненного плана.
Инновационный подход должен включать в себя ряд взаимосвязанных и дополняющих друг друга видов деятельности команды специалистов, таких как: правовая защита, педагогическая поддержка, социальная помощь, психологическое сопровождение индивидуального развития, обучение навыкам социальной компетентности.
Структурная модель инновационного подхода, на наш взгляд, должна включать 3 уровня взаимодействия:
Областной;
Муниципальный;
Уровень социального учреждения.
Областной уровень должен осуществляться через объединение усилий различных секторов и учреждений.
Субъекты взаимодействия: администрация области; учреждения системы образования; учреждения здравоохранения; органы опеки и попечительства; учреждения социальной защиты; комитет по делам молодежи; правоохранительные органы; общественные организации.
Осуществлять взаимодействие и координацию действий субъектов профилактики может Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, состоящий из представителей различных органов, служб, ведомств.
Цель Совета – содействие реализации государственной политики в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав через координацию деятельности органов, служб, учреждений, осуществляющих данную деятельность на территории Ленинградской области.
Совет профилактики осуществляет следующие функции:
1. Участвует в формировании социальной и семейной политики в области, в организации социально-педагогической поддержки и сопровождения (патронаж, попечение, правовое регулирование) детей и семей «группы социального риска».
2. Координация деятельности органов и ведомств по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
3. Разработка альтернативных мер профилактики и применения санкций к несовершеннолетним правонарушителям через создание правовых, содержательных и организационных основ ювенального суда.
4. Создание системы выявления случаев грубого нарушения прав ребенка, выработка механизмов их предотвращения, восстановление детей в своих правах.
5. Привлечение на конкурсной основе учреждений, организаций и отдельных специалистов для проведения исследований по данной проблематике, создания базы данных семей «группы социального риска», системы их мониторинга и комплексного сопровождения, разработки и реализации образовательных программ для работников социально-педагогических центров, служб, участников социальных программ и проектов. Экспертиза и ресурсное обеспечение социальных, исследовательских и образовательных программ, победивших в конкурсе.
6. Разработка технических заданий, положений о конкурсах, направленных на реабилитацию, ресоциализацию и социальную адаптацию детей из дезадаптированных семей.
7. Разработка проектов создания центров и служб, оптимально решающих задачи профилактики безнадзорности и правонарушений, поддержки членов семей «группы социального риска», оптимизация деятельности существующих учреждений.
Одним из путей сближения органов и служб различных ведомств могут стать семинары – совещания, где специалисты будут осваивать проектные технологии, методы наработки и принятия совместных решений, согласовывать и обогащать новым содержанием методы и формы работы, разрабатывать программу совместных действий.
Цель системы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних – создание условий для предотвращения (минимизации) факторов риска детского неблагополучия и более полной реализации позитивных намерений личности ребенка через личностно-ориентированное воспитание, построение и реализацию моделей профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних на основе партнерского взаимодействия 3 секторов общества и всех субъектов системы профилактики.
Необходимо также разработать систему подготовки специалистов, способных оказывать профессиональную, социальную, психологическую, педагогическую, медицинскую помощь и занимающихся воспитательно-профилактической работой, прежде всего с детьми и подростками «группы риска» и их семьями; создать междисциплинарные группы специалистов, обеспечивающих социальную защиту и комплексное сопровождение детей. Для этого необходимо организовывать совместное обучение специалистов различных ведомств технологиям разработки общего плана действий по работе с детьми и семьями «группы риска».
Для отслеживания эффективности предпринятых мер и степени их влияния на изменение социальной ситуации развития ребенка, нормализации процесса его социализации необходим мониторинг социального развития ребенка, создание базы данных, включающей всю информацию о ребенке, его социальном окружении, динамике его личностного развития.
Для получения устойчивого результата необходимо использовать личностно-ориентированную стратегию в профилактике, которая предполагает выявление потребностей и стремлений подростка, определение преград в его развитии, создание условий, предупреждающих возникновение социальной дезадаптации.
Данная стратегия профилактики ориентирована на помощь подростку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, в освоении навыков успешного решения возникающих проблем и затруднений в личностной самореализации.
Работу на первых двух этапах сопровождения целесообразно поручить специалистам школ, подключая на стадии реализации программ специалистов по социальной работе, а эффективность деятельности команды специалистов оценивать комиссии по делам несовершеннолетних с помощью привлеченных специалистов по социальной работе.
Наряду с профилактикой правонарушений необходимо комплексное сопровождение, которое по своей сути является вторичной профилактикой, направленной на изменение неблагоприятных условий среды и личностного развития ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации. Сопровождение включает ряд последовательных и дополняющих друг друга видов социальной деятельности:
Выявление детей этой категории в детской среде
Мониторинг социальной ситуации развития
Организация работы с детьми
Организация работы с семьей и ближайшим окружением ребенка.
Многообразие проблем требует участия в этой деятельности разных специалистов. Однако ведущая роль, по нашему мнению, должна принадлежать специалистам по социальной работе. Они могут определить социальную ситуацию развития ребенка, выявить факторы риска в его окружении и развитии, ресурсы ребенка, разработать и реализовать индивидуальную программу сопровождения. На этапе реализации программ сопровождения необходимо привлекать тех специалистов, которые в комплексе могли бы более эффективно решать выявленные проблемы, как ребенка, так и его семьи. Это позволило бы создавать простую, но эффективную систему сопровождения, а не проводить отдельные несогласованные мероприятия. Необходимым условием для осуществления сопровождения должна стать передача полномочий, средств и ресурсов органам и учреждениям социального обеспечения, которые и отвечали бы за результаты этой деятельности.
Заказ на разработку программ и технологий, контроль над их исполнением, а так же общий анализ ситуации в городе (районе, области) можно возложить на комиссии (отделы) по делам несовершеннолетних. Наиболее оптимальным решением, на наш взгляд, здесь является объединение усилий и согласованных действий комиссий (отделов) по делам несовершеннолетних с их полномочиями (усилив их административный ресурс) с Советом по профилактике как некоммерческими организациями (фондами).
В качестве основы для выстраивания алгоритма деятельности специалистов по социальной работе по профилактике безнадзорности и правонарушений, целесообразно использовать стадии социальной дезадаптации, конкретизировав содержание и последовательность действий команды специалистов на каждой стадии с целью прерывания дезадаптивного процесса и оказания комплексной помощи дезадаптированному ребенку.
Для определения целевой группы и подбора адекватных средств работы целесообразно использовать следующую классификацию:
Дети с проблемами в развитии, не имеющие резко выраженной клинико–патологической характеристики;
Дети из неблагополучных семей;
Дети, оставшиеся без попечения родителей по разным причинам, в силу разных обстоятельств;
Дети из семей, нуждающихся в социально-психологической поддержке и защите своих прав.
Для повышения эффективности деятельности субъектов профилактики целесообразно:
1. Обеспечить восстановление и функционирование сети детско-юношеских культурно-оздоровительных учреждений, в том числе клубов и спортивных секций по месту жительства
2. Ввести в штат соответствующих образовательных, воспитательных, досуговых учреждений должностей психологов, педагогов, организаторов, педагогов дополнительного образования и других специалистов, обеспечивающих целенаправленный непрерывный воспитательно-реабилитационный процесс, как в образовательных учреждений, так и по месту жительства несовершеннолетних.