Официальный сайт circ-a 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Программа социально-педагогической работы с несовершеннолетними правонарушителями

Фото пользователя Ирина Анатольевна Пулина
Submitted by Ирина Анатольевна Пулина on Tue, 18/11/2014 - 21:45
Данные об авторе
Автор(ы): 
Пулина Ирина Анатольевна
Место работы, должность: 

МБОУ "Войсковицкая СОШ № 1", социальный педагог

Регион: 
Ленинградская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Другое
Целевая аудитория: 
Социальный педагог
Тип ресурса: 
программа
Краткое описание ресурса: 
<p><strong>Программа&nbsp;</strong><strong>социально-педагогической работы с несовершеннолетними правонарушителями</strong></p>

Проблема:

Анализ мероприятий, проводимых в Ленинградской области, направленных на профилактику девиантных форм поведения, правонарушений и пре­ступлений среди несовершеннолетних, показывает, что она, во-первых, должна заключаться в воздействии на ос­новные факторы (социальные, психоло­гические, биологические) формирования отклоняющихся форм поведения, во-вто­рых, проявляться во взаимной заинтере­сованности и согласованной работе различных ведомств, министерств и специа­листов. При этом данная работа должна координироваться таким образом, чтобы определенная группа специалистов включалась в нее на определенной стадии реа­лизации профилактических мероприятий. В-третьих, она должна проводиться дифференцированно в отношении подрост­ков и взрослых, здоровых людей или лиц, неустойчивых в нервно-психическом от­ношении.

С этим учетом нами была разработана программа по профилактике правонарушений и преступ­лений среди несовершеннолетних для ма­лых городов России.

 

Программа социально-педагогической работы с несовершеннолетними правонарушителями

Цели:

  • Изменение девиантного поведения несовершеннолетних правонарушителей в результате целенаправленного педагогического воздействия.
  • Создание условий для позитивной социализации и индивидуализации ребенка, совершившего правонарушение или прибегающего к девиантным формам поведения, включение его в систему комплексного сопровождения.
  • Активизация самосознания подростка, осознание по­следствий противоправного поведения, актуализация смысла жизни.
  • Социально-педагогическое воздействие на систему ценностных ориентации подростка, формирование позитивного отношения индивида к окружающему миру, к другим людям и самому себе.

Задачи:

  • Раскрыть положительные качества ребенка и воспитать уверенность в достижении успеха в различных видах деятельности;
  • Укрепить взаимоотношения со сверстниками, учителями, родителями;
  • Способствовать развитию детей в познании себя как личности;
  • Формировать правильные суждения о жизни и окружающем мире.

Механизм реализации проекта:

  • Мониторинг деятельности учреждений системы образования; учреждений здравоохранения; органов опеки и попечительства; учреждений социальной защиты; комитетов по делам молодежи; правоохранительных органов; общественных организаций;
  • Сотрудничество с учреждениями и организациями по тематике проекта;
  • Сбор методических материалов по тематике проекта;
  • Апробация и внедрение различных методик социально-педагогической работы с несовершеннолетними правонарушителями;
  • Создание совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, состоящего из представителей различных органов, служб, ведомств.

Сроки реализации программы:

  • Программа по реализации данного проекта рассчитана на 8—10 месяцев.

Структура программы:

Программа включает в себя 10 этапов:

  1. Анализ основных причин правонарушений детей и подростков силами школьных пси­хологов, социальных педагогов, учителей, медицинских работников школ, специа­листов по работе с семьей, комитетов общественного самоуправления в микро­районах.
  2. Проведение комплекс­ного обследования как подростка, состоя­щего на учете в органах внутренних дел, так и его семьи. Составление подробной медико-психолого-педагогическая характеристики на подростка и его семью. Создание коррекционных групп подростков с еще не сложившимися аморальными установками, деформиро­ванными потребностями и влечениями.
  3. Беседа с родителями, уведомление о проведении с их ребенком комплекса мероприятий по профилактике и предупреждению правонарушений.
  4. Экскурсии отобранной группы под­ростков в воспитательно-трудовую колонию для несовершеннолетних преступни­ков.
  5. Встреча подростков с православным священни­ком, беседа с ними о понятиях добра и зла.
  6. Индивидуальная работа психолога с подростком.
  7. Групповая психотерапия.
  8. Про­ведение семейной психотерапии.
  9. Выяв­ление интересов и склонностей подрост­ков-правонарушителей, определение их в спортивные сек­ции, клубы по интересам по месту жительства.
  10. Реаби­литационный этап. Оказание психолого-педагогической поддержки, как родителям, так и самим подросткам, прошедшим психокоррекционную про­грамму.

Исполнители программы:

  • Администрация муниципальных образований; учреждения системы образования; учреждения здравоохранения; органы опеки и попечительства; учреждения социальной защиты; комитет по делам молодежи; правоохранительные органы; общественные организации.

Ожидаемый результат:

  • Улучшение психоэмоционального состояния несовершеннолетних правонарушителей, положительное изменение образа «Я», сглаживание отклонений в поведении, социальная адаптация, как результат успешной социальной личности.

Методы отслеживания результативности:

  • Создание базы данных, включающей всю информацию о несовершеннолетних правонарушителях, их социальном окружении, динамике личностного развития.

Возможные риски:

  • Неприятие или формальное отношение к проекту отдельных руководителей и специалистов учреждений, имеющих непосредственное отношение к программе.
  • Нежелание родителей подростка принимать участие в программе.
  • Нежелание подростка принимать участие в программе.

Способы их преодоления:

  • Проведение разъяснительной работы с привлечением специалистов администрации муниципальных образований; учреждений системы образования; учреждений здравоохранения; органов опеки и попечительства; учреждений социальной защиты; комитетов по делам молодежи; правоохранительных органов; общественных организаций.

Программа состоит из десяти взаимосвязанных блоков.

Апробация программы проводилась в течение 9 месяцев (учебного года) в 8-9-х классах МОУ "Войсковицкая средняя общеобразовательная школа №1" посёлка Войсковицы, Гатчинского муниципального района, Ленинградской области и МОШ «Гатчинская школа-интернат СОО» города Гатчины.

Первый блок и соответственно этап ре­ализации программы связан с диагностической работой. Анализ основных причин правонарушений детей и подростков на одно из первых мест выводит их неблагополучие в семье.

Неблагополучие – это некомфортность, напряженность, неудовлетворенность собой, окружающими людьми и обстоятельствами.

Всему начало – семья, ее принципы, традиции, заведенный распорядок жизни, права и обязанности каждого.

Нами было проведено исследование детей и подростков, проживающих в Ленинградской области, которое основной причиной семейного неблагополучия определяет пьянство и агрессию. Так, родителей и их друзей видели пьяными 50% подростков, 15-20% наблюдали, как взрослые дерутся. Если младшие подростки чаще и с сожалением говорят о пьяных родителях и их гостях, то старшие, в 14-15 лет, воспринимают такое положение уже как нормальное.

На вопрос о том, как часто они испытывают сильные неприятности (страдания) дома, получены такие ответы: 43% сказали, что на них кричит мать, причем в 23% случаев из-за плохого настроения; 15% опрошенных ответили, что не раз слышали от взрослых скверные слова в свой адрес; почти 40% испытывают негативное отношение со стороны отца. В 30% случаев подростки подвержены двойственному воздействию семьи: 44% чувствуют себя брошенными, а 33% - незаслуженно обиженными.

Результаты проведенного опроса можно представить следующим образом:

 

Диаграмма 3

Кроме этого, в ходе проводимого исследования, нами использовались опросники П. Фрика (см. Приложение 3) и Т. Ахенбаха (см. Приложение 4), направленные на выявление причин агрессивности и расстройства поведения детей и подростков, К. Томаса, направленный на выявление наиболее предпочитаемой формы социального поведения детей и подростков в ситуации конфликта (см. Приложение 5), А. Басса и А. Дарки, направленный на диагностику состояния агрессии (см. Приложение 6).

В результате исследования были получены следующие данные: 97,5% школьников готовы применить физическую силу против другого лица; 78,9% подростков готовы к использованию против других лиц сплетен, шуток, взрывов ярости; 73,8% - готовы к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении; 84% - готовы к борьбе против установленных требований и законов. 75,4% несовершеннолетних испытывают чувство зависти и ненависти к окружающим; 71,1% - испытывают чувство недоверия и осторожности по отношению к людям; 83,2% - выражают негативные чувства через форму и содержание словесных ответов; 5,9% - убеждены, что являются плохими людьми. Полученные данные могут быть представлены следующим образом:

 

 

Диаграмма 4

Наиболее предпочитаемой формой социального поведения в ситуации конфликта несовершеннолетние считают: соперничество (21,8%), сотрудничество (16,5%), компромисс (21,8%), избежание (18,5%), приспособление (19,8%). Результаты проведенного опроса можно представить следующим образом:

Диаграмма 5

Таким образом, силами школьных пси­хологов, социальных педагогов, учителей, медицинских работников школ, специа­листов по работе с семьей, комитетов об­щественного самоуправления в микро­районах должно проводится комплекс­ное обследование как подростка, состоя­щего на учете в органах внутренних дел, так и его семьи. Названные специалисты заполняют специально разработанные диагностические карты. Школьные пси­хологи представляют данные о характеро­логических особенностях личности подростка, его интеллектуальном развитии, социометрическом статусе в классном коллективе. Социальные педагоги дают общую характеристику семьи и стиля се­мейного воспитания подростка. Меди­цинский работник отражает общее состо­яние здоровья и перенесенные заболева­ния. Классный руководитель характери­зует подростка с точки зрения его успева­емости, общественно-трудовой активно­сти, положения в классном коллективе, поведения в школе, особенностей инте­ресов и склонностей.

Второй блок (этап) программы связан с анализом информации, полученной от вышеуказанных специалистов. По резуль­татам этого анализа составляется подроб­ная медико-психолого-педагогическая характеристика на подростка и его семью. На основе полученных характеристик часть подростков может направляться на консультацию к медицинским специалистам, а из части обследуемых создаются коррекционные группы. В них отбирают­ся подростки с еще не сложившимися аморальными установками, деформиро­ванными потребностями и влечениями.

На третьем этапе работы специалисты по работе с семьей в комитетах общест­венного самоуправления должны провести беседу с родителями о том, что с их ребенком будет проводиться комплекс мероприятий по профилактике и предупреждению пра­вонарушений и по возможности заручится их поддержкой.

Коррекционный четвертый этап должен начина­ться с экскурсии отобранной группы под­ростков в воспитательно-трудовую колонию для несовершеннолетних преступни­ков. Экскурсия будет проводиться по определен­ному сценарию, который разрабатывается с учетом психологических особенностей данной категории несовершеннолетних. Подростка не может оставить равнодуш­ным перспектива его будущего. Поэтому основным в «шоковой терапии» будет: «Пойдешь налево — найдешь колонию для несовершеннолетних, пойдешь на­право — найдешь бесчестье, пойдешь пря­мо — найдешь удовлетворение и счастье». Причем в зависимости от «степени труд­ности» подростков экскурсия может быть различной по степени эмоциональной включенности. После посещения колонии подростки, как правило, устремляются в свои территориальные группы, где обме­ниваются информацией об увиденном со сверстниками и эмоционально заражают последних. Учитывая, что эффект от «шо­ковой терапии», как правило, бывает крат­ковременным, в течение 2—3 дней (но не более), подростка следует оставить наеди­не со своими мыслями. Цель данного эта­па коррекционной работы — активизация самосознания подростка, осознание по­следствий противоправного поведения, актуализация смысла жизни.

После «шоковой терапии» необходимо без нравоучений помочь подросткам ра­зобраться в ситуации, сложившейся у них. Поэтому на пятом этапе предпола­гается встреча с православным священни­ком, во время которой он будет беседо­вать с ними о понятиях добра и зла. При­сутствие педагогов и психологов при этом нежелательно. Цель этого этапа — воздействие на систему ценностных ориентации, которая определяет содержательную сто­рону направленности личности и состав­ляет основу мировоззрения, отношения индивида к окружающему миру, к другим людям и самому себе, ядро мотивационной жизненной активности, жизненной концепции.

На шестом этапе предполагается встре­ча подростка с психологом, который про­водит с ним беседу и по возможности вскрывает как межличностные, так и внутриличностные конфликты. Одним из основных методов психологического воз­действия на этом этапе может быть рациональная психотерапия, в основе которой лежит убеждение. При ее проведении спе­циалист совместно с подростком должен выяснить следующие основные вопросы:

1) каким подросток себя считает;

2) каким он хочет быть в оценке окру­жающих;

3) каким его считают другие;

4) каков он на самом деле;

5) какой ущерб приносит ему непра­вильное поведение.

В результате у подростка формируют­ся адекватные самооценка, уровень при­тязаний и отношение к себе.

Седьмой этап психокоррекционной ра­боты связан с проведением групповой психотерапии.

При проведении социально-психоло­гического тренинга группа подбирается таким образом, чтобы из 11 подростков, участвующих в его работе, шесть соответ­ствовали социальной норме, а пять — со­стояли на учете в органах внутренних дел. Причем группа комплектуется таким образом, чтобы в ней оказались три лидера: двое с просоциальными ценностными ориентациями, а один — с деформирован­ными. На этом этапе возможно пригла­шение добровольцев из числа студентов психолого-педагогического факультета ВУЗа или института. Кроме решения основных задач тренер на этом этапе должен спро­воцировать столкновение мнений лиде­ров, цель которого — изменение ценно­стных ориентиров у «трудных» подрост­ков в сторону социально одобряемых цен­ностей. Тренинг предполагается прово­дить в течение 6 дней по 4 часа.

Восьмой этап программы связан с про­ведением семейной психотерапии. Здесь необходимо, во-первых, выявить характер внутрисемейных отношений, определить тип неправильного воспитания, а главное, установить причинно-следственную связь между психологическим климатом в се­мье, характерологическими особенностя­ми подростка и нарушениями его поведе­ния. Встречи с подростком и его родите­лями в самом начале психотерапевтической работы проходят отдельно. Выступая в качестве посредника, психотерапевт выдает для каждой из сторон только ту информацию, которая могла бы стать ос­новой для примирения или сближения позиций сторон. Далее осуществляется групповое обсуждение внутрисемейных проблем с последующим консультирова­нием.

На девятом этапе предполагается выяв­ление интересов и склонностей подрост­ков-правонарушителей с последующим определением их либо в спортивные сек­ции, либо в клубы по интересам по месту жительства.

Последний этап программы — реаби­литационный. Он связан с оказанием психолого-педагогической поддержки, как родителям, так и самим подросткам, прошедшим психокоррекционную про­грамму. Здесь основную нагрузку несут специалисты по работе с семьей в коми­тетах общественного самоуправления микрорайонов. Периодически, не реже одного раза в месяц, желательно собирать «круглые столы» с привлечением психо­логов и педагогов школ, расположенных на территории микрорайона, где будут разбираться наиболее сложные проблем­ные ситуации, связанные с семьей под­ростка.

Вся программа по реализации данного проекта рассчитана на 8—10 месяцев.

Основной целью инновационного подхода по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних должно стать создание условий для позитивной социализации и индивидуализации каждого ребенка, а в случае, когда ребенок совершает правонарушение или прибегает к девиантным формам поведения, включение его в систему комплексного сопровождения.

Такого рода сопровождение предполагает четыре взаимно дополняющие друг друга процесса (социальной технологии):

  1. Социально-психологическую реабилитацию;
  2. Коррекцию поведения и морально-нравственных установок;
  3. Ресоциализацию;
  4. Конструирующие ситуации успеха.

Одним из путей прерывания воспроизводства негативного социального опыта может стать специальная работа по развитию конкурентоспособной личности, самостоятельно ставящей и решающей задачи саморазвития и самореализации в условиях современного общества.

Основной идеей такой работы должна стать выработка подростком нового видения себя и своей жизненной перспективы через освоение навыков социальной компетенции и создание собственного жизненного плана.

Инновационный подход должен включать в себя ряд взаимосвязанных и дополняющих друг друга видов деятельности команды специалистов, таких как: правовая защита, педагогическая поддержка, социальная помощь, психологическое сопровождение индивидуального развития, обучение навыкам социальной компетентности.

Структурная модель инновационного подхода, на наш взгляд, должна включать 3 уровня взаимодействия:

  1. Областной;
  2. Муниципальный;
  3. Уровень социального учреждения.

Областной уровень должен осуществляться через объединение усилий различных секторов и учреждений.

Субъекты взаимодействия: администрация области; учреждения системы образования; учреждения здравоохранения; органы опеки и попечительства; учреждения социальной защиты; комитет по делам молодежи; правоохранительные органы; общественные организации.

Осуществлять взаимодействие и координацию действий субъектов профилактики может Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, состоящий из представителей различных органов, служб, ведомств.

Цель Совета – содействие реализации государственной политики в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав через координацию деятельности органов, служб, учреждений, осуществляющих данную деятельность на территории Ленинградской области.

Совет профилактики осуществляет следующие функции:

1. Участвует в формировании социальной и семейной политики в области, в организации социально-педагогической поддержки и сопровождения (патронаж, попечение, правовое регулирование) детей и семей «группы социального риска».

2. Координация деятельности органов и ведомств по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

3. Разработка альтернативных мер профилактики и применения санкций к несовершеннолетним правонарушителям через создание правовых, содержательных и организационных основ ювенального суда.

4. Создание системы выявления случаев грубого нарушения прав ребенка, выработка механизмов их предотвращения, восстановление детей в своих правах.

5. Привлечение на конкурсной основе учреждений, организаций и отдельных специалистов для проведения исследований по данной проблематике, создания базы данных семей «группы социального риска», системы их мониторинга и комплексного сопровождения, разработки и реализации образовательных программ для работников социально-педагогических центров, служб, участников социальных программ и проектов. Экспертиза и ресурсное обеспечение социальных, исследовательских и образовательных программ, победивших в конкурсе.

6. Разработка технических заданий, положений о конкурсах, направленных на реабилитацию, ресоциализацию и социальную адаптацию детей из дезадаптированных семей.

7. Разработка проектов создания центров и служб, оптимально решающих задачи профилактики безнадзорности и правонарушений, поддержки членов семей «группы социального риска», оптимизация деятельности существующих учреждений.

Одним из путей сближения органов и служб различных ведомств могут стать семинары – совещания, где специалисты будут осваивать проектные технологии, методы наработки и принятия совместных решений, согласовывать и обогащать новым содержанием методы и формы работы, разрабатывать программу совместных действий.

Цель системы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних – создание условий для предотвращения (минимизации) факторов риска детского неблагополучия и более полной реализации позитивных намерений личности ребенка через личностно-ориентированное воспитание, построение и реализацию моделей профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних на основе партнерского взаимодействия 3 секторов общества и всех субъектов системы профилактики.

Необходимо также разработать систему подготовки специалистов, способных оказывать профессиональную, социальную, психологическую, педагогическую, медицинскую помощь и занимающихся воспитательно-профилактической работой, прежде всего с детьми и подростками «группы риска» и их семьями; создать междисциплинарные группы специалистов, обеспечивающих социальную защиту и комплексное сопровождение детей. Для этого необходимо организовывать совместное обучение специалистов различных ведомств технологиям разработки общего плана действий по работе с детьми и семьями «группы риска».

Для отслеживания эффективности предпринятых мер и степени их влияния на изменение социальной ситуации развития ребенка, нормализации процесса его социализации необходим мониторинг социального развития ребенка, создание базы данных, включающей всю информацию о ребенке, его социальном окружении, динамике его личностного развития.

Для получения устойчивого результата необходимо использовать личностно-ориентированную стратегию в профилактике, которая предполагает выявление потребностей и стремлений подростка, определение преград в его развитии, создание условий, предупреждающих возникновение социальной дезадаптации.

Данная стратегия профилактики ориентирована на помощь подростку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, в освоении навыков успешного решения возникающих проблем и затруднений в личностной самореализации.

Работу на первых двух этапах сопровождения целесообразно поручить специалистам школ, подключая на стадии реализации программ специалистов по социальной работе, а эффективность деятельности команды специалистов оценивать комиссии по делам несовершеннолетних с помощью привлеченных специалистов по социальной работе.

Наряду с профилактикой правонарушений необходимо комплексное сопровождение, которое по своей сути является вторичной профилактикой, направленной на изменение неблагоприятных условий среды и личностного развития ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации. Сопровождение включает ряд последовательных и дополняющих друг друга видов социальной деятельности:

  1. Выявление детей этой категории в детской среде
  2. Мониторинг социальной ситуации развития
  3. Организация работы с детьми
  4. Организация работы с семьей и ближайшим окружением ребенка.

Многообразие проблем требует участия в этой деятельности разных специалистов. Однако ведущая роль, по нашему мнению, должна принадлежать специалистам по социальной работе. Они могут определить социальную ситуацию развития ребенка, выявить факторы риска в его окружении и развитии, ресурсы ребенка, разработать и реализовать индивидуальную программу сопровождения. На этапе реализации программ сопровождения необходимо привлекать тех специалистов, которые в комплексе могли бы более эффективно решать выявленные проблемы, как ребенка, так и его семьи. Это позволило бы создавать простую, но эффективную систему сопровождения, а не проводить отдельные несогласованные мероприятия. Необходимым условием для осуществления сопровождения должна стать передача полномочий, средств и ресурсов органам и учреждениям социального обеспечения, которые и отвечали бы за результаты этой деятельности.

Заказ на разработку программ и технологий, контроль над их исполнением, а так же общий анализ ситуации в городе (районе, области) можно возложить на комиссии (отделы) по делам несовершеннолетних. Наиболее оптимальным решением, на наш взгляд, здесь является объединение усилий и согласованных действий комиссий (отделов) по делам несовершеннолетних с их полномочиями (усилив их административный ресурс) с Советом по профилактике как некоммерческими организациями (фондами).

В качестве основы для выстраивания алгоритма деятельности специалистов по социальной работе по профилактике безнадзорности и правонарушений, целесообразно использовать стадии социальной дезадаптации, конкретизировав содержание и последовательность действий команды специалистов на каждой стадии с целью прерывания дезадаптивного процесса и оказания комплексной помощи дезадаптированному ребенку.

Для определения целевой группы и подбора адекватных средств работы целесообразно использовать следующую классификацию:

  1. Дети с проблемами в развитии, не имеющие резко выраженной клинико–патологической характеристики;
  2. Дети из неблагополучных семей;
  3. Дети, оставшиеся без попечения родителей по разным причинам, в силу разных обстоятельств;
  4. Дети из семей, нуждающихся в социально-психологической поддержке и защите своих прав.

Для повышения эффективности деятельности субъектов профилактики целесообразно:

1. Обеспечить восстановление и функционирование сети детско-юношеских культурно-оздоровительных учреждений, в том числе клубов и спортивных секций по месту жительства

2. Ввести в штат соответствующих образовательных, воспитательных, досуговых учреждений должностей психологов, педагогов, организаторов, педагогов дополнительного образования и других специалистов, обеспечивающих целенаправленный непрерывный воспитательно-реабилитационный процесс, как в образовательных учреждений, так и по месту жительства несовершеннолетних.

 

Прикрепленный файл Size
Программа социально.docx 70.72 KB
1прил Карта семьи.doc 47.5 KB
2прил Карта обследования.doc 49.5 KB
3прил Тест Фрика.doc 27.5 KB
4прил Тест Ахенбаха.doc 41.5 KB
5прил Тест Томаса.doc 38 KB
6прил Тест Басса и Дарки.doc 46.5 KB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн