Урок русского языка. 2 класс. УМК "Перспективная начальная школа"
Submitted by наталья евгеньевна михайлова on Sat, 22/11/2014 - 21:28
Тема: Чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме.
Цель урока: знакомство с чередованием звуков в корнях слов, которое видно на письме.
Задачи урока:
- научить различать чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме;
- научить проверять сомнительные написания (безударные гласные в корне, парные по глухости-звонкости согласные);
- сформировать умение работать с Обратным словарём;
- обогащать словарный запас учащихся;
- совершенствовать орфографические умения.
Перечень УУД (универсальных учебных действий), выполняемых учащимися на данном уроке:
регулятивные- принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
познавательные- используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
коммуникативные– умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения , допускать существование различных точек зрения, принимать позицию партнера ( оппонента);
личностные - осознают свои возможности в учении, способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Тип урока: открытие новых знаний
Методы обучения: наглядный, практический, частично-поисковый.
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД, формирующиеся на данном этапе
1.Мотивация учебной деятельности
- Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Мы сегодня не одни,
Гости на урок пришли.
Повернитесь поскорей,
Поприветствуйте гостей!
- Улыбнемся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза»
Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем:
- Я в школе на уроке.
- Сейчас я начну учиться.
- Я радуюсь этому. (Пауза)
- Внимание мое растет.
- Я, как разведчик, все замечу.
- Память моя крепка.
- Голова мыслит ясно. (Пауза)
- Я хочу учиться.
- Я очень хочу учиться.
- Я готов к работе.
- Работаю!
Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем:
- Я в школе на уроке.
- Сейчас я начну учиться.
- Я радуюсь этому. (Пауза)
- Внимание мое растет.
- Я, как разведчик, все замечу.
- Память моя крепка.
- Голова мыслит ясно. (Пауза)
- Я хочу учиться.
- Я очень хочу учиться.
- Я готов к работе.
- Работаю!
Личностные: действие самоопределения.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии
Актуализация знаний по теме «Чередование звуков в корнях слов, которые видно на письме»)
- Что в начале урока необходимо сделать, чтобы работа была успешной?
- Корень – это общая часть родственных слов, которая общая по смыслу и, обычно, по написанию?
- А в наших словах буквы разные.
- Что же делать?
- Узнать, почему такое может быть в русском языке, т.е. открыть новые знания.
Работают по учебнику. Читают правило.
Высказывают предположения.
Познавательные:
Постановка и формулирование проблемы;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
4.Построение проекта выхода из затруднения
(постановка учебной задачи)
- Определим, какой у нас будет урок?
- Урок открытия новых знаний.
Объясните, почему?
Назовите тему урока.
Чередование звуков в корнях слов, которые мы видим на письме.
- Сформулируйте цель урока.
- Составим план работы. Что будем делать?
ФИЗМИНУТКА
Двигательная
Определяют тему урока
Формулируют цель урока
Составляют план урока
Регулятивные:
Целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.
5.Реализация построенного проекта
Работа по учебнику стр. 139
Выполнение требований.
- Подбери родственные слова – названия признаков к словам – названиям предметов: рука, река, молоко.
- Какие слова мы называем словами – названиями предметов?
- Какие слова мы называем словами – названиями признаков?
Работа в парах. Запись в тетрадь.
- Миша подобрал такие слова:
рука – ручной
река – речной
молоко – молочный
- Вы согласны с Мишей?
- Посмотри, как Миша выделил корни!
- Ты видишь, какие звуки чередуются в каждой паре слов? Назови их!
- Маша сказала, что в каждой паре слов чередуются звуки. Ты не возражаешь?
- Как будет называться такое чередование звуков?
- Почему это чередование будет так называться?
- Обозначается разными буквами.
Подбирают родственные слова
Формулируют правило о словах названиях предметов
Формулируют правило о словах названиях признаков
Работают в парах, обсуждают проблему
Делают самостоятельные выводы
Познавательные: использование различных
способов поиска, сбора, обработки, анализа,
передачи и интерпретации информации
в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
6. Первичное закрепление во внешней речи
Работа с текстом учебника
стр. 140
Запись слов в тетрадь с комментированием:
- Как мы назовём такое чередование звуков?
- Объясните, почему?
ФИЗМИНУТКА
Для глаз
Проверяют самостоятельные выводы по тексту учебника
Познавательные:
Общеучебные: умение структурировать знания;
оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
7. Включение в систему знаний и повторение
1. Работа с Обратным словарём
- Среди слов с основой на – Х найди такие, от которых можно образовать другие слова с уменьшительно-ласкательным значением. Выпиши эти слова парами. Буквы чередующихся согласных в корне слова подчеркни.
стих – стишок
слух – слушок
Работа в парах. Взаимопроверка по шаблону.
Самостоятельно работают с обратным словарём, подбирают слова
Проверяют работу соседа по шаблону
Коммуникативные– умение излагать свое мнение
и аргументировать свою точку зрения , допускать существование различных точек зрения, принимать позицию партнера ( оппонента)
9. Рефлексия учебной деятельности
- Какая проблема у нас возникла в начале урока?
- Как теперь вы её решите?
- Какие знания открыли?
- А достигли ли вы поставленной цели, мы проверим, выполнив небольшое задание.
Задание:
Зачеркни только те пары слов, которые относятся к чередованию звуков, которые видно на письме.
урока в соответствии с требованиями ФГОС И.М. Логвинова, Г.Л. Копотева, Управление начальной школой № 12 2011
Проектирование уроков деятельностной направленности в образовательном процессе начальной школы. Сборник материалов. (сост. О. В. Петрова, Т. П. Савушкина; под ред. М. И. Солодковой; ГОУ ДПО ЧИППКРО. – Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2011.