Вы не зарегистрированы

Авторизация



Внутренние воды Северной Америки

Submitted by Марина Новак on Wed, 26/11/2014 - 11:56
Данные об авторе
Автор(ы): 
Новак Марина Николаевна
Место работы, должность: 

Учитель географии МБОУ В-Шамшевской СОШ№8 Кагальницкого района Ростовской области

Регион: 
Ростовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
География
Цель урока: 

 Цель урока: сформировать представление о внутренних водах Северной Америки;

Задачи и планируемые результаты:

Предметные:

рассмотреть распределение внутренних вод по материку, характер режима питания, особенности течения;

 

Метапредметные :

 учащиеся должны уметь описывать географическое положение рек, работать с картами атласа и контурными картами.

Регулятивные:

- учащиеся должны вести планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения.

Познавательные:

Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий.

Коммуникативные:

Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности.

Личностные :

Учащиеся проявляют эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде. Осознают целостность природы Земли

Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия: 

Базовый учебник: География. Страноведение. 7 кл: учебник для общеобразовательных учреждений / О.А Климановой, Э.М Ким. – М. : Дрофа, 2013.

Географический атлас 7 класс-М: Дрофа, 2013

Используемое оборудование: 

физическая карта Северной Америки , компьютер, проектор, экран, раздаточный материал,  атласы, магнитофон.

 

Краткое описание: 
<p>На уроке учащиеся знакомятся с особенностями внутренних вод Северной Америки.Учащиеся работают с картами атласа, в паре работают &nbsp;с макетами, заполняют таблицы,описывают ГП рек по алгоритму, отвечают на вопросы учителя.Для закрепления знаний выполняют тест.</p>

Ход урока

 

Друзья мои!
Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда –
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю, каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги Ваших мнений,
Мы вместе проведем урок.

 

Здравствуйте, ребята!  Сегодня мы с вами совершим путешествие по рекам и озерам Северной Америки. Тема нашего урока “Внутренние воды Северной Америки” (слайд № 2). Сегодня на уроке перед нами поставлены следующие цели (слайд № 3): сформировать представление о внутренних водах Северной Америки; с помощью карт атласа проанализировать распределение вод по материку, установить характер режима питания и особенности течения; познакомить с крупнейшими реками, озерами, водопадами; продолжить формирование умения составлять характеристику рек.

Проверка домашнего задания

Но прежде чем мы приступим к описанию вод давайте вспомним,:

- на какие части можно разделить материк по особенностям рельефа?

Чем можно объяснить расположение Кордильер именно в западной части?

- Назовите самую высочайшую точку Северной Америки.

- Назовите равнины материка. Назовите древние и разрушенные горы.

У вас на столе есть уменьшенная модель материка. Расположите основные формы рельефа на территории материка.

( работа с макетом – нанесение названий форм рельефа материка)

 

Объяснение нового материала

           Ребята,  а сейчас я  попрошу вас закрыть глаза и прислушаться к звукам природы. ( звучит запись падающей воды).

Есть два разряда путешествий.

Один - пускаться с места вдаль.

Другой - сидеть себе на месте,

Листать обратно календарь.

 

Что вы  услышали? Да, это звук падающей воды. Северная Америка богата внутренними водами. По сумме среднегодового стока она лишь уступает Южной Америке.  Вместе с тем во многих районах северной Америки ощущается нехватка  пресной воды. Это связано с неравномерным распределением речного стока по территории материка.

Какие крупные реки протекают по материку Северная Америка?

 Миссисипи, Колорадо    Макензи,  Св. Лаврентия  Колумбия   Арканзас        Юкон   Рио- Гранде

 

                                

Куда они несут свои воды?

 Режим  питания рек Северной Америки- ледниковый. Широко представлен ледниковый режим питания рек в горных районах от бассейна реки Колумбия и севернее в Кордильерах.

Кроме того, в Северной Америке очень разнообразны типы рек со смешанным питанием. Это разнообразие объясняется значительными колебаниями мощности и продолжительности залегания снежного покрова на обширной части материка.

 

В какие океаны впадают реки Северной Америки?

По картам атласа определите, какие реки к бассейнам каких океанов относятся?  Результаты запишите в таблицу

Бассейны океанов

 

                            

         Тихий океан                   Атлантический океан         Северный Ледовитый

  Юкон                                          Арканзас                        Макензи

 Колумбия                                    Св. Лаврентия

Колородо                                      Миссисипи

                                                         Рио- Гранде

Главной рекой материка является Миссисипи (“Отец вод”, “Великая река”)  с притоком Миссури, собирающая свои воды с Аппалачей, Центральных и Великих равнин

Исток – западнее Великих Американских озер. При впадении в Мексиканский залив – образует большую дельту. Течет с севера на юг. Притоки – правый: Арканзас, Миссури; левый – Огайо. Имеет дождевое и снеговое питание. В конце лета река сильно мелеет. В верхнем течении реку используют для сплава рек, кроме этого воды используют для орошения полей. Многочисленные предприятия, которые есть по берегам реки, загрязняют воду. Местные жители сетуют: воду Миссисипи нельзя пить, потому что она слишком густа, но и пахать нельзя потому, что она слишком жидка.

Еще одна из рек материка – это Макензи она относится к бассейну Северного Ледовитого океана. Вытекает из озера, в устье образует большую дельту. Почти шесть месяцев в году река скована льдом. Ее открыл Александер Макензи и назвал ее рекой разочарования (искал путь в Тихий океан, а попал в другой).

Река Колорадо относится к Тихому океану. За многие миллионы лет, что она протекает здесь, вымыла огромное ущелье, которое называется Большой каньон, что значит “труба”. Это интересный пример разрушительной деятельности рек.

Саша подготовила дополнительный материал о уникальности бассейна Колорадо.

Давайте по алгоритму опишем ГП реки Колорадо. Вы работаете с картой атласа и вписываете в лист контроля. (  Практическая работа)

Есть на материке достаточно знаменитая река – Ниагара (“грохочущая”), имеет длину всего 56 км. Ниагара – река короткая, но полноводная. Она несет избыток воды из Великих озер в Атлантический океан. Половину своего пути вода течет по плавно снижающемуся руслу, но потом вдруг срывается с высоты 50 метров,  на ней находится один из красивейших водопадов – Ниагарский (слайд № 14). Возник он 12500 лет назад. За это время обрыв, с которого падала река, был на 11 км севернее.  Ровный и очень сильный гул водопада слышен на 20 километров вокруг. Индейцы племени иерокезов назвали водопад – НИАКАРЕ – «большой шум». Теперь водопад называют Ниагара. Индейцы считали водопад божеством. В лодках увитых цветами, они приносили водопаду жертву – самых красивых девушек…

Равнодушная ко всему льется вода. Но, ринувшись вниз, с уступа, она вскипает, становится белой. Стена водопада извилисто тянется на 1 километр с лишним. Весь белый грохочущий фонтан окутан мельчайшими брызгами, светится радугой. Но метров на 100 ниже вода стихает. Часть водопада принадлежит США, Другая часть – Канаде. И для общения туристов построили башню “Скайлон”. С 1951 г. покорение водопада запрещено (слайд № 15). Было одно очень интересное событие в 1848 г. 29 марта – затор на озере Эри. Водопад молчал 24 часа

.

Ребята, какие компоненты природы оказывают существенное влияние на реки?

 Прежде всего рельеф и климат (слайд )

Много в Северной Америке озер. Вспомните, какие по происхождению бывают озерные котловины?

Ученики: тектонические, ледниковые, вулканические и т.д. (слайд № 17).

Благодаря тектоническим движениям возник прогиб в земной коре или отдельный ее блок опустился вниз по разломам, образовав впадину, то озеро, заполняющее такое понижение, называется тектоническим.

Тектонические с прогибах: Верхнее, Эри, Онтарио,  Гурон, Мичиган.

В прошлом ледники покрывали обширные пространства материка на севере, а в настоящее время сохранились во многих горных областях. Озера Америки заполнили борозды и котловины, которые выпахали древние ледники, двигавшиеся с севера на юг.

Ледниковые: Большое Медвежье, Большое Невольничье, Атабаска, Виннипег.

Вулканические: Крейтер

Лагунные: Никарагуа

 

Еще одна достопримечательность – это Великие американские озера (слайд № 18). Название Великих североамериканских озер легко запомнить: Гурон, Мичиган, Эри, Онтарио, Верхнее. Это все названия индейских племен, живших в этих местах до прихода европейцев. Природа собрала в одном месте столько больших озер. Все они связаны между собой. Попав в одно можно объехать все. Река Святого Лаврентия собирает воду озер и несет их в океан. В бассейне озер сосредоточено большое количество городов. Современная концентрация промышленности по берегам озер оказывает на них такую нагрузку, которую озера не выдерживают. Мышьяк, цианиды – это не полный перечень загрязнителей. Есть современные технологии очистки воды, но они слишком дороги. Для очистки озер потребуется 65 млрд. долл. На материке есть и бессточные озера. Это район Большого бассейна и Мексиканского нагорья. В центре Большого бассейна находится Большое Соленое озеро.

В Северной Америке находится озеро с одним из самых длинных названий. В этом названии 42 буквыЧАРГОГГАГОГГММАНЧАУГГОГОГГЧАУБУНАГУНГАМАУГГ.

На севере в условиях избыточного увлажнения есть болота.

Закрепление

Какие водные системы протекают по территории Северной Америки?

Кто может показать водные « артерии» Северной Америки?

Я предлагаю ответить вас на вопросы теста ( работа с тестом)

Давайте нанесем на наш материк основные водные системы материка.

(работа с макетом)

 Домашнее задание

 

Прочитать §46 учебника. Составить кроссворд, используя географическую номенклатуру по теме урока.

 

 Выставление оценок

Наше путешествие подошло к концу. Вы показали достойные знания и хорошее умение ориентироваться в незнакомой для вас ситуации. Теперь подведем итоги вашего путешествия. Посмотрите, как поработали  вы на уроке  во время нашего путешествия.

Рефлексия

Что нового вы узнали на уроке?

- С чем познакомились на уроке?

- С каким настроением работали?

- Какие затруднения были на уроке?

- Что понравилось?

- Что хотелось бы повторить?

 

Я благодарю вас,  ребята за урок и дальнейших вам путешествий по великим просторам Земли.

Приложение.

Лист работы учащегося

1.Используя карту атласа, определите,  какие реки к бассейнам каких океанов относятся?

Бассейны  океанов

Тихий океан              Атлантический океан               Северный Ледовитый        

 

2.Опишите Географическое положение реки Колорадо

Алгоритм характеристики реки 

Бассейн океана-

 

Исток (начало реки)-

 

Устье (место впадения в море, океан)-

 

Направление течения- 

 

Притоки-

 

Тип реки ( по характеру рельефа)-

Тест на тему: « Внутренние воды Северной Америки»

1.  К БАССЕЙНУ СЕВЕРНОГО   ЛЕДОВИТОГО ОКЕАНА ОТНОСИТСЯ РЕКА:

А) МАККЕНЗИ;

Б) МИССИСИПИ;

В)  КОЛОРАДО.

2. КРУПНЕЙШЕЙ  РЕКОЙ  МАТЕРИКА   ЯВЛЯЕТСЯ:

А) МИССИСИПИ;

Б) ЮКОН;

В) Святого ЛАВРЕНТИЯ

3. НАЗОВИТЕ ЛЕВЫЙ ПРИТОК МИССИСИПИ:

А) АРКАНЗАС;

Б) МИССУРИ;

В) ОГАЙО.

4. РЕКА НИАГАРА НАХОДИТСЯ МЕЖДУ ОЗЕРАМИ:

А) ВЕРХНЕЕ И МИЧИГАН;

Б)  МИЧИГАН И ГУРОН;

В) ЭРИ И ОНТАРИО

 

5. КАКАЯ РЕКА ОБРАЗОВАЛА БОЛЬШОЙ КАНЬОН:

А) КОЛОРАДО;

Б) КОЛУМБИЯ;

В) ЮКОН.

6. КАКАЯ РЕКА ТЕЧЕТ В СЕВЕРНОМ НАПРАВЛЕНИИ:

А) Святого ЛАВРЕНТИЯ;

Б) МИССИСИПИ;

В) МАККЕНЗИ

 

 


»  Размещено в сообществах: