Официальный сайт all-remont 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



строение цветка ФГОС

Submitted by Екатерина Владимировна Фирсова on чт, 27/11/2014 - 22:43
Данные об авторе
Автор(ы): 
Фирсова Е.В.
Место работы, должность: 

МОУ СОШ п.Алгайский Саратовской области Новоузенского района, учитель биологии

Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Биология
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Мировая художественная культура
Цель урока: 

изучить строение цветка

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
19
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

1. Касаткина Ю./ Я познаю мир. Ботаника. – АСТ, Астрель, 2005

2. Пономарева И.Н./ Биология: 6 класс – учебник для общеобразоват. организаций. – М.: Вентана – Граф, 2014 (ФГОС)

Используемая методическая литература: 

1. Вавщенко О.Л./ Биология. Интерактивные дидактические материалы. 6-11 классы. Методическое пособие с электронным приложением. – М.: Планета, 2012.

2. Поурочные планы к учебнику Пономаревой И.Н.,Биология. 6 класс, 2010г

3.  СD-диск «Библиотека электронных наглядных пособий. Биология. 6-9 кл.»

4. СD-диск «Электронный атлас для школьника. Ботаника. 6-7 классы»

5. www.bio.1september.ru

6. www/www.openclass.ru

Используемое оборудование: 

мультимедийный проектор, презентация урока на тему «Строение цветка», модели цветков, учебник «Биология» 6 класс под редакцией Пономаревой (ФГОС)

 

Краткое описание: 
<p>урок открытия новых знаний на основе ране изученного</p>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ, БИНАРНЫЙ УРОК БОТАНИКИ, ЛИТЕРАТУРЫ И МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В 6 КЛАССЕ НА ТЕМУ «СТРОЕНИЕ ЦВЕТКА»

 

 

Фирсова Екатерина Владимировна,

муниципальное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа п.Алгайский Новоузенского района Саратовской области»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Мир постигать и мыслью, и сердцем» (Гомер)

Тип урока: урок открытия новых знаний на основе ране изученного.

Технологии: элементы технологии проблемного диалога, ИКТ.

Предметные результаты:

- формировать умение объяснять, как строение цветка связано с его выполняемой функцией.

- формировать умение понимать смысл биологических терминов: цветок, цветоложе, цветоножка, венчик, чашечка, пестик, тычинка, околоцветник, двудомные и однодомные растения.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД

- продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

- продолжить  формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.

- продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в схему и пр.)

Коммуникативные УУД

- продолжить формирование умения осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

 - продолжить формирование умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД

- продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

Личностные УУД

- создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

Формы работы:

Методы: словесные, наглядные.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация урока на тему «Строение цветка», модели цветков, учебник «Биология» 6 класс под редакцией Пономаревой (ФГОС)

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

(Слайд 1)

Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать всех вас на своем уроке! Сегодня у нас с вами необычный урок. По Царству Флоры нас поведут Живопись, История и  Поэзия.

 

Ребята, сегодня на уроке мы  изучим строение цветков и познакомимся с их многообразием;  поговорим о цветке, как об источнике вдохновения художников и поэтов. Познакомимся с некоторыми легендами о цветах.

 

(Слайд 2)

Тема нашего урока сегодня  - «Строение цветка». Открываем свои тетради, записываем число и тему урока.

В ходе урока мы ответим на следующие проблемные вопросы

(Слайд 3)

Зачем растениям нужны цветки и почему они такие красивые?                                       Какие части цветка самые главные?                                                                                     Какое значение имеют цветы в жизни человека?                                                     Можно ли собирать цветущие растения на букеты?

Учитель литературы: Цветок – это объект изучения не только такого предмета как биология, о цветах говорят также и на уроках литературы и мировой художественной культуры.

Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов – этого хрупкого и драгоценного дара природы. Нет ничего поэтичнее и живописнее цветов – этой чудесной музыки, удивительной гармонии форм, линий, красоты.

Легенды и сказки о цветах вдохновили многих поэтов и композиторов. Поэзия и музыка, созданная ими, звучат как гимн природе, нежности, любви.

Цветы, как люди, на добро щедры,

И, щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие теплые костры.

Сегодня мы с вами поведем “цветочный разговор”.

                                        Беседа о натюрморте

Учитель МХК: Живые цветы были всегда одной из излюбленных тем художников. Цветы были связаны с богами, они были символом силы или воли богов, служили приношением во время религиозных обрядов. В рельефах и фресках Древнего Египта часто можно видеть изображение человека, вдыхающего аромат лотоса. Египтяне считали лотос священным цветком, содержащим божественную силу, и вдыхание его аромата должно было наделить этой силой человека. В античной Греции покровительницей цветов и садов считалась богиня любви — «фиалкоувенчанная» Афродита. Древние греки верили в одушевленность растений, полагая, что в каждом из них живет волшебное существо — дриада или нимфа. Они устраивали праздники в честь гиацинтов и лилий. В античном Риме хранительницей цветов и садов почитали Флору — богиню плодоносящих сил природы, одно из самых древних божеств римского пантеона. В XVII в. в Нидерландах (Голландия) возник особый жанр искусства. Ребята, как называют такие картины? А многие из вас знают, что означает это слово в переводе с французского языка?

(Слайд 4)

Но французское nature morte –«мёртвая натура» не очень подходит живому цветку. А знаете ли вы, что в Голландии, на родине натюрморта как жанра искусства, его называют иначе - stilleven – «тихая, недвижная жизнь»; а в Великобританиии - still-life, «безмолвная натура». Какое из значений вам больше понравилось? Почему?

В истории искусства выделяют два вида натюрмортов. В одном – вещи, прежде всего, говорят не о себе, а о своем хозяине, его вкусах, увлечениях, положении в обществе. В другом виде натюрморта вещи изображаются так, словно предлагают зрителю полюбоваться красотой их формы, цвета. Натюрморты, как и люди, были очень разными.

 

Смысл натюрмортов может быть бесконечно многообразным и понять его правильно нам не всегда удается. Мы не сможем понять, почему обилие экзотичных тюльпанов и раковин на натюрмортах XVII в. было символом роскоши и богатства, если не вспомним, что цена одной луковицы тюльпана достигала нескольких тысяч флоринов, а для заморских раковин создавались специальные хранилища «кунсткамеры».

                                            Легенды о цветах

Учитель литературы: Что такое легенда?

Леге́нда (от ср.-лат. legenda «собрание литургических отрывков для ежедневной службы») — одна из разновидностей несказочного прозаического фольклора. Поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии. В переносном смысле относится к овеянным славой, вызывающим восхищение событиям прошлого. Легенда — приблизительный синоним понятия миф; эпический рассказ о происходившем в незапамятные времена; главные герои рассказа — обычно герои в полном смысле слова, часто в событиях непосредственно участвуют боги и другие сверхъестественные силы.

У всех народов существовали легенды, рассказывающие о появлении цветов на Земле, в основе которых переплетаются мифы и реальные истории.

О каком растении повествуют нам легенды?

(Слайд 5)

Легенда о подснежнике.

Древняя легенда рассказывает: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шёл сильный снег, и Еве было очень холодно. Тогда, желая согреть её своим вниманием, несколько снежинок превратились в цветы. Увидев их, Ева повеселела, у неё появилась надежда, поэтому этот цветок стал символом надежды. Русские легенды уверяют, что однажды старуха Зима со спутниками Стужей и Ветром решили не пустить на землю Весну. Все цветы испугались Зимы и поникли, но этот цветок выпрямил стебелёк и смело расправил лепестки. Солнце заметило его. Согрело землю и открыло дорогу Весне.

Ребята, о каком цветке идет речь?

(Слайд 6)

Легенда о лилии.

В истории Франции эти цветы занимают особое место. Король Людвиг одержал победу над германцами у реки Ли, где росли эти цветы. С тех пор знамёна Франции украшают три цветка этого вида. Хорошо всем известной французской героине Жанне Д,Арк за воинские подвиги в защиту Родины присвоена фамилия Дю-Ли-Лилейная. А в детских сказках в цветках этого цветка живут маленькие лесные человечки – эльфы.

(Слайд 7)

Легенда о розе.

Этот цветок родился из морской пены вместе с Афродитой, богиней красоты и любви, и поначалу был он белым, но от капельки крови богини, уколовшейся о шип, стал красным. В древности верили, что этот цветок вселяет мужество, и поэтому вместо шлемов надевали венки из этих цветов, их изображение выбивали на щитах. Лепестками этих цветов усыпали путь возвращающихся с войны победителей. Этот цветок, как орден, вручали за проявленное геройство.

(Слайд 8)

Легенда о ландыше.

 Если верить древнерусской легенде, то появление растения связано с морской царевной Волховой. Слезы царевны, опечаленной тем, что Садко отдал свое сердце земной девушке Любаве, падая на землю, проросли прекрасным и нежным цветком - символом чистоты, любви и грусти. В некоторых деревнях говорят, что мягкий аромат цветков этого растения выманивает соловья из его гнезда и ведет к невесте. На Украине есть легенда о том, что он вырос на том месте, куда упали слезы девушки, ждавшей своего суженого из далекого похода.

Физминутка (видеоролик)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучение новой темы

Учитель биологии: А я хочу вам напомнить, что цветок – это орган растения, из цветка образуется плод с семенами или одним семенем. (записать определение в тетрадь)(Слайд 9)

Поговорим о строении цветка. (рисунок 71 страница учебника 61)

(Слайд 10)

Цветок имеет: цветоножку, цветоложе – осевая часть цветка, на которой располагаются остальные части цветка, чашечку, которая состоит из чашелистиков и часто окрашена в зеленый цвет, венчик – состоит из лепестков и часто ярко окрашен, чашечка и венчик образуют вместе околоцветник, который защищает органы размножения цветка и привлекает насекомых, а также пестик – женская часть цветка и тычинка – мужская часть цветка.

Каковы по-вашему главные части цветка?

Пестик и тычинка – главные части цветка.

(Слайд 11)

 

Пестик – женская часть цветка, состоящая из рыльца столбика и завязи.

(Слайд 12)

Тычинка – мужская часть цветка. Состоящая из пыльника и тычиночной нити.

(Слайд 13)

Если в цветке можно различить венчик и чашечку, то такой околоцветник называют двойным, околоцветник, в котором нельзя различить ни чашечку, ни венчик - простым.

(Слайд 14)

Большинство растений имеет цветки, в которых есть и пестики и тычинки. Такие цветки называют обоеполыми (вишня, ландыш, сирень, яблоня).

(Слайд 15)

Но у некоторых растений (огурец, кукуруза, облепиха) одни цветки имеют только пестики – пестичные цветки, а другие – только тычинки – тычиночные цветки (рисунок 73 страница учебника 62). Такие цветки называют раздельнополыми.

(Слайд 16)

      Такие растения, как огурцы, тыква, кукуруза, называют однодомными, так как пестичные и тычиночные цветки у них развиваются на одном растении. Коноплю, тополь, иву, крапиву, облепиху называют двудомными растениями, так как у них тычиночные цветки расположены на одних растениях, а пестичные – на других.

 

                           

 

Значение цветов в природе и жизни человека

А теперь давайте подумаем и ответим на второй вопрос: зачем растениям нужны цветы и почему они такие красивые? (учащиеся подводятся к заключению, что цветок – орган размножения, на месте цветка образуется плод).

Цветок – настоящее маленькое чудо: яркие лепестки разнообразной формы, чудесный аромат – почему же они такие прекрасные? (Учащиеся подводятся к выводу о том, что яркая окраска венчика и аромат цветков – приспособление для привлечения насекомых к опылению).

Какое значение имеют цветы в жизни человека?

  • Употребление в пищу (из лепестков роз делают варенье, из цветов одуванчиков готовят салат)

  • Медоносы (растение, посещаемое пчёлами для сбора нектара, пыльцы с цветков и клейкого вещества с молодых листьев и побегов)

  • Лекарственные растения (календула, ромашка, одуванчик)

  • Эстетическое

Самое важное значение цветов для человека, конечно же, эстетическое. Цветы украшают нашу жизнь, поднимают настроение, приятно получить букет цветов в подарок… и вот многие возвращаются из поездки на природу, неся домой букеты полевых цветов. Можно ли так делать? Почему? (учащиеся подводятся к выводу о том, что цветок – орган размножения растения. Сорванный цветок уже не даст семян, следовательно, растение не даст потомства, и в результате данная популяция цветковых растений может вообще исчезнуть).

 

  1. Домашнее задание

(Слайд 17)

1. п. 11 стр. 60 – 66 

2. подготовить сообщения на тему «Цветы на гербах разных стран»

4. Закрепление знаний

Работа с карточками. Подписать все части цветка, тычинки и пестика.

Итог урока

Сегодня на уроке мы ответили на проблемный вопрос: для чего нужны цветы и какое значение они имеют в природе и жизни человека. Человеку необходимо знать строение цветка, так как он является органом размножения, на месте которого образуются плоды, употребляемые в пищу. Существуют лекарственные растения и растения медоносы.

Учитель организует короткую беседу, побуждая детей к ответам на вопросы:

  • Понравился ли вам урок, выскажите свое мнение.

  • Что было самым интересным на уроке?

  • Появилось ли у вас желание узнать еще что-то новое о цветах и натюрмортах?

  • Продолжите высказывание: сегодняшний урок помог мне понять…

В завершение сегодняшнего урока я хочу подарить вам символический подарок. Это пакетики с семенами цветов. Мы сегодня начали изучать новую тему, т.е. заложили семена новых знаний, и я желаю вам, чтобы они принесли обильные и полезные плоды.

Кроме того, посеяв весной эти семена, вы будете способствовать украшению нашего села, нашей страны, нашей планеты. А если вам нужен будет букет, чтобы подарить маме, вы имеете полное право нарвать букет посеянных вами цветов, потому что вырастили его сами и не наносите урона природе. А еще можно просто позвать маму в сад и сказать: смотри, какие красивые цветы, я их вырастил для тебя и я тебе их дарю – всю клумбу. И тогда все окружающие вас люди долго смогут любоваться красотой, которую создали вы в содружестве с природой.

6. Оценки за урок.

Всем спасибо, до свидания!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Вавщенко О.Л./ Биология. Интерактивные дидактические материалы. 6-11 классы. Методическое пособие с электронным приложением. – М.: Планета, 2012.

2. Касаткина Ю./ Я познаю мир. Ботаника. – АСТ, Астрель, 2005

3. Пономарева И.Н./ Биология: 6 класс – учебник для общеобразоват. организаций. – М.: Вентана – Граф, 2014.

4. Поурочные планы к учебнику Пономаревой И.Н.,Биология. 6 класс, 2010г

5.  СD-диск «Библиотека электронных наглядных пособий. Биология. 6-9 кл.»

6. СD-диск «Электронный атлас для школьника. Ботаника. 6-7 классы»

7. www.bio.1september.ru

8. www/www.openclass.ru

 

 

 

Прикрепленный файл Size
конспект урока по ФГОС (Автосохраненный).doc 77.5 KB

»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн