Официальный сайт physbook 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Возможности интеграции школьных предметов в гуманитарном образовании

Фото пользователя Евгений Валерьевич Герасимов
Submitted by Евгений Валерьевич Герасимов on Tue, 02/12/2014 - 10:17

Одним из продуктивных путей преобразования современной школы, устранения противоречия между быстро растущим объемом знаний и возможностью их усвоения является интеграция. Она способствует преодолению фрагментарности и мозаичности знаний учащихся, обеспечивает овладение ими целостным знанием, комплексом универсальных человеческих ценностей, служит формированию системно целостного взгляда на мир.

 

В условиях быстрого роста объема информации возможность ее восприятия и осмысления резко уменьшается. Выход видится в усвоении структурированных знаний, представляющих собой определенное единство, систему. Будущее школы связано с синтезом разных учебных предметов и, прежде всего, предметов гуманитарного цикла в парадигме культуры, разработкой интегрированных курсов, взаимосвязью и взаимопроникновением всех школьных дисциплин, поэтому идеи интеграции все настойчивее проникают в школьную практику.

 

Филолог-педагог В.А. Доманский[1]   выделяет  три вида интеграции. Первый представляет собой разработку единых универсальных курсов, включающих такие предметы гуманитар­ного цикла, как литература, русский язык, этика, мировая ху­дожественная культура. Второй вид интеграции — установление на уроках литературы взаимосвязи с другими гуманитарными пред­метами (русским языком, историей, мировой  художественнсй  культурой, философией) посредством сквозных идей, узлов знаний, сохраняя при этом автономию каждого учебного предмета.   Третий вид интеграции представлен в курсе литературы для учащихся 9-го класса, завершающих основное образование. В ней литературные темы представлены в сопровождении разнообразных явлений художественной жизни, позволяющих установить взаимосвязь искусств: литературы, живописи, архитектуры, скульптуры, музыки, театра, кино, которые в синтезе дают учащимся представление о разных способах изображения в искусстве чело­века и мира, расширяют знания о художественных школах и направлениях. Вместе с тем прием сравнительного использования разных видов искусств позволяет выделить, подчеркнуть своеобразие и особенности каждого из них и сопоставить читательские интерпретации литературного произведения с интерпретациями зрителя и слушателя, овладеть приемами анализа различных видов искусств.

 

Педагог-методист С.А.Леонов подчеркивает, что «на интегрированном уроке сведения разных наук и искусств не только дополняют друг друга, но и составляют определенный сплав, комплекс, необходимый для восприятия учащимися предмета изучения в целом»[2]. Он выделяет следующие группы уроков:

 

• Уроки, на которых центральным объектом изучения являются исторический факт, общественное событие, известная личность. Материал таких уроков требует интеграции литературы, истории, музыки, изобразительного искусства.

• Уроки, в центре которых находится явление окружающего мира.

• Урок, объектом анализа на котором является в первую очередь изображение чувств и переживаний человека.

 

Таким образом, по утверждению С.А. Леонова, возможны два основных способа построения интегрированного урока: многослойное структурирование и центрический.

 

Система интегрированных уроков позволяет учителю формировать комплексное гуманитарно-эстетическое мышление. Такие уроки стимулируют активную познавательную деятельность учащихся на уроке и при подготовке к нему, формируют общеучебные навыки, помогают решить задачу воспитания активного читателя.

 

Как это происходит, покажем на конкретном примере такого урока, связанного с изучением темы «Образ Наполеона в литературе и мировой художественной культуре» в 10 классе.

 

Целесообразно выбрать способ многослойного структурирования урока и поделить класс на группы, каждая из которых готовит свой учебный проект. Учитель в данном случае выступает в качестве консультанта. Он предлагает примерный план темы, дает рекомендации в ходе ее разработки и совместно с работником библиотеки подбирает источники. Каждый из участников проекта готовится к исполнению определенной роли на уроке: биографа, литературоведа, искусствоведа, музыковеда. Остальные учащиеся, не привлеченные к проекту, самостоятельно читают литературу по данной теме, а затем принимают участие в беседе и анализе содержательной и  процессуальной стороны урока. Урок проходит с использованием презентаций проектов, репродукций картин, фонозаписей.

 

Во вступительном слове учитель говорит, что Наполеон Бонапарт «перевернул» не только мировую историю. Ореол его успехов оказал огромное влияние на духовное самосознание людей. Наполеон сделал по тем временам невозможное – головокружительную карьеру от простого сержанта до императора, которому почти удалось завоевать мир. История XVIII – начала XIX века  еще не знала подобных примеров. Кем был на самом деле Наполеон Бонапарт – жестоким завоевателем, тираном и злодеем или гением ранга Александра Великого? Французского императора либо почитают почти как божество, либо считают чуть ли не антихристом. Головокружительный подъем на вершину славы и власти, а затем столь же головокружительное падение уже около двух столетий никого не оставляло и не оставляет равнодушным. «Гений и злодейство – две вещи несовместные», – писал А.С. Пушкин. А может, Наполеон – «злой гений»? На этот вопрос попытаемся ответить  на уроке, опираясь на многочисленные исторические  материалы и произведения искусства.

 

Группа биографов представляет проект «Линия жизни Наполеона», в котором делает вывод, что Наполеон – это великий завоеватель, повторивший подвиг Александра Македонского. Император всей Европы. Человек, прошедший поистине сложный и блистательный путь, его громадные достижения – результат удивительной работоспособности, силы духа, твердости и великодушия. Человек-легенда, покоривший умы людей целого столетия, продолжавший быть любимым народом даже после провала русской кампании и фактического воцарения диктатуры. Он завоёвывал королей, но не народы – народы сами добровольно переходили в подчинение строгого, но справедливого правителя, гарантирующего им равенство, гражданские права, свободу частной собственности – все завоевания революции. Он для них, видимо, и был носителем ценностей революции.

 

Группа искусствоведов демонстрирует картины  художников, писавших портреты Наполеона, рассказывая их историю.

 

Царствование Наполеона, которое было отмечено славой, блеском и авантюрными победами в отдаленных частях света, обусловило расцвет французской романтической живописи. Она зародилась в студии Жана-Луи Давида, ставшего пылким поклонником Наполеона и создавшего несколько больших полотен, прославляющих императора. Портрет Наполеона в рабочем кабинете замечателен неожиданной трактовкой образа. Император предстаёт здесь как рачительный и заботливый хозяин Европы: он проработал всю ночь – свеча над его бумагами догорает, а часы уже напоминают о следующем пункте расписания - пора ехать на военный смотр. Прежде чем пристегнуть шпагу, Наполеон бросает на зрителя многозначительный взгляд.

 

Любимый ученик Давида – Антуан-Жан Гро (1771-1835) написал портрет Наполеона, на котором изображен двадцативосьмилетний генерал, возглавивший войска в битве при Арколе в северной Италии. Портрет был написан в Милане вскоре после серии побед, в результате которых французы получили Ломбардскую равнину. Гро с таким романтическим энтузиазмом передает магию Наполеона – неотразимого «человека, отмеченного судьбой», что сам Давид вряд ли мог бы соперничать со своим учеником.

 

Группа музыковедов представляет третью симфонию Бетховена, которая явилась вершиной творчества великого композитора, истинно гениальным произведением. Написанное в 1804 году произведение Бетховен сначала хотел посвятить Наполеону Бонапарту. Композитор был увлечен этим человеком, казавшимся многим в начале его правления настоящим героем. Однако, когда Наполеон провозгласил себя императором и всем стало ясно, что он обуян жаждой власти, Бетховен перечеркнул свое посвящение Наполеону на титульном листе и написал лишь одно слово – «Героическая». Музыка «Героической» симфонии отражает бурные события эпохи Французской революции и «наполеоновских войн» Эта симфония – гимн стойкости человеческого духа, утверждающий непременную победу света и разума, но на пути к победе предстоит пройти через боль и отчаяние. «Героическая» симфония впервые была исполнена в Вене в 1805 году и поначалу не вызвала больших восторгов. Критики отмечали, что музыка скучна и не вполне понятна, а масштабы сочинения непропорционально велики. Только много лет спустя симфония получила мировое признание.

 

Группа литературоведов представляет проект «Тема Наполеона и наполеонизма в русской литературе».

 

Образ Наполеона, его стремительная карьера, возможность «маленького человека» подняться с помощью упорства и способностей на самый верх всегда волновала умы и воображение русской интеллигенции. Личности Наполеона  А.С. Пушкин уделял особое внимание. При этом отношение к нему поэта проделало свою закономерную эволюцию.

 

В раннем романтическом творчестве образ Наполеона притягивал к себе поэта своей исключительностью, загадочностью, смелостью, независимостью. Но с течением лет отношение к гордому императору в корне меняется. Наполеон оценивается Пушкиным с нравственной, человеческой точки зрения. Здесь император оказывается не столь свободным и сильным, он предстает несчастным, одиноким человеком, идеи которого губительны и не имеют никакого будущего. Яркий пример тому – тема «наполеонизма» в стихотворном романе «Евгений Онегин». Эта тема звучит как-то вскользь, косвенно. Но на самом деле идеи Наполеона оказывают решающее влияние на главного героя, потворствуют его эгоизму, гордости, чувству исключительности. Многие молодые люди попали под влияние заманчивых идей Наполеона. Пушкин тонко их разоблачает, показывает их античеловеческую сущность. В кабинете Онегина стоит бюст Наполеона, Татьяна понимает заинтересованность Онегина идеями Бонапарта, оказавшись в его библиотеке. Афористично звучит авторское замечание:  «Мы все глядим в Наполеоны, Двуногих тварей миллионы / Для нас орудие одно».

 

Свое дальнейшее раскрытие эта тема получает в творчестве Ф.М.Достоевского, в его романе «Преступление и наказание». Автор доказывает, что идеи власти, вседозволенности губительны для человека. Они противоречат нравственным законам бытия. В этом после долгих терзаний и мучений совести убеждается Родион Раскольников. У героя, не желающего больше мириться с нищетой и бесправием, под влиянием примера судьбы Наполеона и подобных ему кровавых правителей родилась заманчивая идея убийства во имя блага других и одновременно ради собственного возвеличивания. Даже идя в участок, чтобы выдать себя, он не считает, что ему есть в чем раскаяться. Раскольников хотел подобно Наполеону заполучить власть над покоряющимся большинством, поставив во главу угла цель, а не средства ее выполнения. Он думал, что преступлением освободит себя от нравственного закона, но этот вечный закон оказался сильнее. По этому нравственному закону истории и был осужден Наполеон. Нравственный закон нельзя доказать логически, разумом, но именно он положил конец разрушительным планам Наполеона, позволил Раскольникову начать новую жизнь, обрести очищение через огромные страдания.

 

Окончательному развенчанию образ Наполеона в русской литературе подвергается в романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир». На первых же страницах романа возникает спор по поводу его личности. Заканчивается он лишь в конце произведения. Для автора не было не только ничего привлекательного в Наполеоне, но и напротив, Л.Н.Толстой считал его человеком, у которого были «помрачены ум и совесть». Все поступки его при этом «были слишком противоположны правде и добру». Не государственный деятель, не «властитель дум», читающий в душах и умах людей, а избалованный, капризный, самодовольный позер – таким предстает император Франции во многих сценах романа. Автор обращает внимание на то, что Наполеон смотрел не на людей, а мимо них. «Видно было, что только то, что происходило в его душе, имело интерес для него. Все, что было вне его, не имело для него значения, потому что все в мире, как ему казалось, зависело только от его воли». Личные интересы Наполеона глубоко расходились с объективными требованиями реальности, интересами народа. Достаточно вспомнить эпизод переправы польских улан через Неман. Они тонули ради своего блистательного императора, а Наполеон даже не смотрел на них. Император любил проезжать по полю после выигранного сражения. При этом автор отмечает его полное равнодушие к убитым. Толстой различными способами изобличает мнимое величие Наполеона. Он развенчивал культ сильной личности, сверхчеловека.

 

Образ Наполеона во многом создан с помощью сатирических средств. Это наблюдается в портретной характеристике: толстая ляжка, грудь, дрожит икра левой ноги. Он произносит слова так, как будто их сразу записывают в исторические учебники. Толстой снижает это наносное величие. Автор сопоставляет Наполеона с образом ребенка, который может ехать в карете, держаться за тесемочки и наивно полагать, что он управляет историей. В другом эпизоде романа он уподобляется игроку, который, казалось бы, просчитал все, но в один миг оказался в проигрыше. Толстой оценивает образ Наполеона не с позиции его полководческих талантов, а с моральной, нравственной стороны. Кутузов действительно гениален и велик, потому что он соответствует формуле величия по Толстому: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Наполеон осужден быть палачом своего народа, хотя он долго верил в то, что является его благодетелем. Кутузов понимает, что есть в мире что-то значительнее его воли. Наполеон же полагает себя хозяином чужих жизней. Толстой отказывает ему в таланте, ибо гений и злодейство для него несовместимы.

 

Таким образом, тема Наполеона является едва ли не ключевой в произведениях русских писателей XIX века. Это неудивительно: историческая личность подобного масштаба еще долгое время будет привлекать к себе внимание историков и писателей. Русской литературе важно было раскрыть все стороны личности Наполеона, отношение к нему было противоречивым, часто менялось. Но бесспорным остается одно: русских писателей волновала нравственная состоятельность его идей, их влияние на умы простых людей.

 

В конце урока учащиеся вместе с учителем отвечают на проблемный вопрос: «Наполеон. Гений или Тиран?»

 

Конечно, данный вид урока требует от учащихся серьезной самостоятельной подготовки, поэтому в практике преподавания подобных уроков немного – 1-2 в полугодие. Эффективность этого урока влияет прежде всего на мотивацию обучения, формирование умений работать со специальной литературой, составлять текст сообщения, коллективно выстраивать текст урока как театральное действие, осваивая при этом разные социально-культурные роли. В свою очередь, интеграция позволяет формировать структурированные гуманитарные знания, представляющие собой единство, систему.

 

Вопросы к обсуждению:

1.Какие преимущества и недостатки имеют интегрированные уроки?

2.При изучении всех ли тем возможна интеграция?

3. Каковы пути реализации идеи интегрированного обучения?

 

Примечание:  Уважаемые коллеги, при регистрации на портале Открытый класс просим Вас заполнять поля Фамилия, Имя, Отчество, место работы, должность – полностью (эти данные понадобятся при заполнении электронного сертификата). Также указывать свой E-mail в подписи к комментариям (на указанный Вами адрес электронной почты будут рассылаться сертификаты). 


[1] Доманский В.А. Литература и культура: Культурологический подход к изучению словесности в школе. Учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 2002.

[2] Леонов С.А. Литература. Интегрированные уроки. 8–9 классы. – М.: Айрис-пресс, 2003.

 



Фото пользователя Светлана Борисовна Кретова

На: Возможности интеграции школьных предметов в гуманитарном обр


Добрый вечер. Ольга Александровна, как принять заочное участие в семинаре? Спасибо.




Фото пользователя Светлана Борисовна Кретова

На: Возможности интеграции школьных предметов в гуманитарном обр


Спасибо, Ольга Александровна! Тема мне интересна. Убеждена, что интеграция играет на социализацию личности обучающегося. Буду рада общению!




Фото пользователя Ирина Витальевна Серёжникова

На: Возможности интеграции школьных предметов в гуманитарном обр


Добрый вечер, коллеги! Со всеми вами можно согласиться. Сужу по своему ребенку, который учится в 5 классе. После таких уроков ребенок ходит вдохновенный, глаза "горят" и хочет учиться, что-то делать, исследовать и всю семью в это втягивает. ФГОС это предполагает. И если учитель соответствует этому, то и уроки интересные, и дети хотят получать новые знания, становятся активнее и не утомляются. 

С уважением, Ирина Витальевна!

 




Фото пользователя Елена Михайловна Федорова

На: Возможности интеграции школьных предметов в гуманитарном обр


Проблеме интеграции обучения и воспитания в начальной школе важна и своевременна как для теории, так и для практики. её актуальность  продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе, и обусловлена изменениями в сфере науки и производства.




На: Возможности интеграции школьных предметов в гуманитарном обр


Добрый вечер, Ольга Александровна, добрый вечер коллеги. Хоть и с опозданием, но хочу присоединиться к такой интересной теме и поделиться своими мыслями. На мой взгляд, интегрированные уроки - это интересная форма работы. И учитель так или иначе к этой форме обращается. Особенно это актуально для гуманитарных  областей образования и нашего профиля в частности. Невозможно, я думаю, без привлечения истории изучать литературу. Любое литературное произведение связано с историей страны инарода, а иногда истинный смысл произведения, мыслей автора неыозможно понять без опоры на историю. Например роман М.Булгакова " Мастер и Маргарита" сложно понять без интеграции в историю России 30-40-х годов 20 века. Объединение литературы и истории может помочь более глубокому пониманию произведения, а это, в свою очередь, поможет выпускнику правильно сориентироваться в выборе литературного материала для аргументации в сочинении и по русскому языку (частьС), и по литературе, чтобы не попадать  пальцем в небо, и не писать  общие фразы, а четко представлять , на что опираться при комментприях проблемы.  Но, к сожалению, не всегда интеграция возможна, так как изучение материала по предметам не совпадает по времени. Поэтому, я думаю, и нужна четкость в построении программы, да и единый учебнк для всех (а не кто во что горазд) нужен и по литературе, и по истории. Интегрированный урок - это возможность повышения работоспособности ученика, стимуляция и развитие его кругозора, широкая возможность для проектной деятельности. Интеграция возможна и с прикладными областями образования, например с технологией. Изучая  творчество М.Ю. Лермонтова, а именно " Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и ..."можно обратиться к истории костюма того времени и традициям ведения домашнего хозяйства,..Круглова Алла Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ " Камызякская СОШ №4"

Комментарий был изменен с момента создания (smaila, Wed, 10/12/2014 - 18:59).



Фото пользователя Елена Михайловна Федорова

На: Возможности интеграции школьных предметов в гуманитарном обр


Современная система образования направлена на формирование высоко образованной, интелектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Предметная разобщённость становиться одной из причин фрагментарности мировозрения выпусника школы , в то время как в современном мире преобладают тендеции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры. Интеграция, на на мой взгляд , принадлежит к числу дидактических принципов и не будет преувеличением  сказать о ней как о первой среди равных.Такое понимание делает возможным выдвежение гипотезы о новой образовательной парадигме : существующее образование предметоцентрично, т.е. все учебные предметы функционируют как автономные образовательные системы и не в достаточной степени удовлетворяют требованиям времени, я предполагаю, что введение интеграции предметов в систему образования позволит решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом. Интегрированные уроки будут способствовать формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.




Фото пользователя Сабина Рафиковна Алыкова

На: Возможности интеграции школьных предметов в гуманитарном обр


Здравствуйте! Темы затронуты очень интересные! В рамках целей современного образования использование сведений из нескольких областей знаний и умение их применить на уроке - задача современного учителя. Учащиеся должны переключать оперативно переключать свое внимание и интегрировать несколько дисциплин при выполнении задачи. Таким образом, современный школьник мобильный, творчески развитый, коммуникабельный, что оказывет положительное влияние на его становление как члена информацинного общества.




На: Возможности интеграции школьных предметов в гуманитарном обр


                  Для того чтобы успешно конкурировать на рынке сервиса и обслуживания, наши выпускники кроме владения профессиональными компетенциями обязаны уметь предлагать свои услуги на иностранном языке. Особенно это актуально для работников сферы сервиса Астраханской области, где быстро развивается индустрия туризма. Хорошее владение, в частности, немецким языком сотрудника всегда производит приятное впечатление на зарубежных гостей, поднимает репутацию отелей, ресторанов, баз отдыха, рекламных фирм, модельных агентств. Ни у кого не вызывает сомнения, что из двух претендентов на должность выберут того, кто владеет иностранным языком хотя бы на уровне В1 по классификации Совета Европы, а значит достигнет целей коммуникации в различных профессиональных и жизненных ситуациях, сможет вести диалог. Следовательно, интегрирование профессиональных знаний и иностранного языка даёт на выходе высококвалифицированного специалиста.




Фото пользователя Надежда Геннадьевна Кибкало

На: Возможности интеграции школьных предметов в гуманитарном обр


Здавствуйте уважаемые коллеги! Тема данного семинара интересна и актуальна в условиях внедрения новых стандартов и форм обучения. Интегрированный урок дает немало возможностей, делает урок интереснее, позволяет отойти от общепринятой стандатной формы обучения, но при  этом нужно понимать, что каждую тему в таком формате не проведешь.
Учителю, готовящемуся проводить интегрированный урок, следует учитывать, что интеграция - это не просто сложение, а взаимопроникновение двух или более предметов. И поэтому на одном уроке не могут быть представлены в равной степени литература и история, физика и химия, литература и музыка. Одному из них надо потесниться, вобрав в себя второй, и, осветившись им, по-новому раскрыть себя. В противном случае польза от интегрирования сомнительная, а вред (хотя бы в виде перегрузки) явный. Чем же отличается интегрированный урок от обычной формы урока? Сравнительный анализ показывает, что отличие прежде всего состоит в специфике учебного материала, на нем рассматриваемого или изучаемого. Чаще всего предметом анализа выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах. Традиционный путь изучения следующий: содержание учебного материала + опора на научную информацию других учебных предметов + опора на ранее изучаемое + межпредметные связи мира = единство, взаимопроникновение материала.
Кибкало Надежда Геннадьевна, учитель истории МБОУ "СОШ №61", [email protected]




Фото пользователя Елена Михайловна Федорова

На: Возможности интеграции школьных предметов в гуманитарном обр


Важно учесть тот факт , что интеграционные связи между предметами начальной школы мало разработаны, изложены противоречиво, много разногласий среди учёных в понимании сущности этих связей. Учителя, начальных классов, не имея чёткой системы методических рекомендаций по этому вопросу, вынуждены решать эту проблему на эмпирическом уровне.



Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн