Вы не зарегистрированы

Авторизация



Проблемы формирования навыка чтения

Submitted by Елена Александровна Акимова on Tue, 09/12/2014 - 00:45
Проблема формирования навыков чтения. Одним из важнейших средств формирования личности является чтение. Чтение является как предметом обучения, так и его средством. Читая книги художественные и научно-познавательные, ребёнок получает большой объём знаний в различных областях. Изучение литературных произведений выполняет познавательную, эстетическую и воспитательную функции. Формирует взгляды, отношения ребёнка к окружающему миру, нравственно эстетические идеалы, эмоциональную сферу. В.А.Сухомлинский писал о том, что можно жить и быть счастливым, не овладев математикой, но нельзя быть счастливым, не умея читать, что тот, кому недоступно искусство чтения, - невоспитанный человек, нравственный невежда. Первый читательский опыт ребёнок получает еще в возрасте до трёх лет. Мама, усаживая на колени малыша, сначала показывает, ему яркие красочные иллюстрации, которые вызывают у него положительные эмоции. У ребёнка происходит зрительное восприятие образов. Затем происходит знакомство с содержанием небольших текстов, доступных пониманию. Постепенно увеличивая объём, усложняя содержание текстов, родители готовят ребёнка к образному восприятию произведений, учат анализировать поступки героев, выражать своё отношение к ним. В дальнейшем ребёнок будет испытывать потребность «встречи» с новыми героями, эмоциональными переживаниями. Но, к сожалению, читательский интерес в молодых семьях заметно снизился. Часто молодые родители чтению книг предпочитают просмотр детьми мультфильмов или компьютерные игры. В моей практике очень часто бывает, что настоящее знакомство с книгой происходит у ребёнка на начальном этапе обучения в школе. Поэтому задача учителя, во-первых - развивать интерес к книге, как к объекту интересной и полезной информации, а во-вторых – формировать необходимые умения и навыки для работы с этим объектом. А именно - формировать беглость, правильность, выразительность и осознанность чтения. Очень важно, чтобы на начальном этапе обучения ученик в необходимой степени овладел этими навыками. Наблюдения показывают, что если ребёнок научился читать в период обучения грамоте, то он чувствует себя увереннее в коллективе, верит в свои силы и успешнее овладевает учебным материалом. И наоборот, если ребёнок не овладел навыком чтения, он чувствует себя ущербным, старается находиться в тени коллектива, теряет веру в свои силы. Он будет морально переживать свой недостаток и не сможет реализовать свои способности. А при переходе в среднее звено, ребёнок не справится с усвоением предложенной ему информации и в итоге учёба станет для него непосильной ношей. Для успешного формирования навыка беглого чтения существуют некоторые условия: 1. Задача формирования беглого чтения и формирования интереса к чтению должна быть поставлена перед учащимися со стороны учителей начальной школы и учителей литературы в среднем звене. 2. Эти задачи должны быть приняты учениками и их родителями. 3. Учитель, ученики и родители должны быть научены специальным упражнениям по формированию беглого чтения. Родителям и детям необходимо понять, что чтение и работа над техникой чтения – разные понятия. Для этого надо организовать тематические родительские собрания, консультации. 4. Необходимо проводить диагностику, которая позволит отслеживать положительную динамику в формировании навыка чтения, определить учащихся, которым необходима помощь учителя и родителей. 5. Работа по совершенствованию навыка чтения должна быть ежедневной, но не должна превышать 15-20 минут. Организуя контроль за качеством чтения, необходимо, чтобы ученик понимал, что беглое чтение – это лишь необходимое средство для решения учебных познавательных задач. Поэтому для ученика важно, чтобы он осмыслил, мог его пересказать, составить к нему вопросы, выделить главное, ответить на поставленные вопросы, озаглавить прочитанный текст. Терпеливо, каждый раз, одобряя продвижение ученика в совершенствовании качеством чтения, учитель и родители стимулируют его деятельность. Выражение «уметь читать» включает в себя широкий спектр понятий: от умения складывать слоги в слова до умения не только прочитывать текст, но и осознавать его. Эмоционально отзываясь на каждый поступок героя, переживая за него. Это возможно только при овладении синтетическим чтением, которое характеризуется слиянием техники и понимания. Оно существует в двух формах: чтение вслух и чтение молча (про себя). Чтение молча (про себя) – это чтение «глазами» без внешних речедвижений. Если темп чтения молча не превышает темпа чтения вслух, то оно ещё не сформировалось. Если наблюдается шёпот, шевеление губами, значит, ученик ещё не овладел навыком чтения про себя. Механизм чтения вслух более сложный. В этом процессе принимают участие мышление, память, речь, восприятие, фантазия, слуховые и зрительные анализаторы, активно действует аппарат смысловой переработки информации, воспринятой читателем. На скорость чтения влияют многие факторы: уровень речевого развития, поле чтения, постановка дыхания, содержание текста, образ слов (шрифт, чёткость печати), развитость антиципации (умение предвидеть следующую часть слова или последующее слово). Говоря о беглости чтения нельзя забывать об индивидуальных особенностях детей их темпераменте. Если ребёнок в силу природных особенностей медлительный, то и скорость чтения его будет значительно снижена. Но это ни в коей мере не повлияет на его качество. Если чтение правильное, осознанное, выразительное, то не стоит стремиться к увеличению его скорости. Работа над формированием беглого чтения – это ежедневный кропотливый труд. Существует очень много способов и приёмов работы по совершенствованию качества чтения. Хочу поделиться теми, которые много лет использую в своей работе. На первых уроках обучения грамоте заучиваем такие строки, которые в дальнейшем являются своеобразным гимном к урокам литературного чтения: Давайте разговаривать. И будем выговаривать Всё правильно и внятно, Чтоб всем было понятно. Проговаривать их надо чётко, медленно, внятно. Регулярно даю задание на дом следующего характера: ученик сам или вместе с родителями выбирает текст, меняя его каждый день. Отсчитывает в нём количество слов ( примерно 100 -120 слов ), несколько раз читает его, каждый раз записывая количество слов, прочитанное за первую, вторую и последующие минуты записывает результат. По этим результатам составляем таблицу, из которой видно, добился ли ученик успеха и надо ли ему продолжать совершенствовать свой навык .Упражнения для совершенствования качества чтения Упражнения на развитие зоркости: - Какая буква, слог, слово лишнее? а, у, р, о, ы ма, ра, ла, ны, са река, речка, ручей, ручка, ручеек. - Что общего в словах и чем они различаются? мел - мель мал - мял, мыл - мил Артикуляционная гимнастика Чтение шёпотом и медленно: Ра – Ра – Ра - начинается игра. Да – да - да – из трубы бежит вода. До – до – до – на дереве гнездо. Ды – ды – ды – мы пошли по ягоды. Ду – ду – ду – с мамой я домой иду. Та- та – та - в нашем классе чистота. Ту – ту – ту - наводим сами красоту. Ты – ты – ты – нами политы цветы. Ят – ят – ят – парты ровненько стоят. Ют – ют – ют – очень любим мы уют. Чтение тихо и умеренно: арка - арца арта - арда арла - арба Чтение громко и уверенно: Моль - соль - толь - боль Почка - почва - почта Дверь - зверь – червь Скороговорки на проговаривание согласных звуков: -Коси, коса, пока роса. -На реке поймали рака, из-за рака вышла драка. -Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Водовоз вез воду из-под водопада. -Говори, говори, да не заговаривайся. -Наш дуда и туда и сюда. -Летят три пичужки через три пусты избушки. Самое главное в процессе совершенствования навыка чтения – важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человека устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет! Именно оно создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные по времени упражнения; нужно упражнения проводить короткими порциями, но с большей частотой. Жужжащее чтение – это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Тренаж идет в течение пяти минут. Ежеурочные пятиминутки чтение представляют собой пятиминутное чтение на любом уроке – будь то чтение, рисование, математика, русский язык. Урок начинается с того, что дети читают пять минут дополнительную книгу в режиме жужжащего чтения, а дальше идет обычный урок. Многократное чтение. При многократном чтении следует учитывать, что у разных учеников в классе скорость чтения различна. Поэтому не следует задавать одинаковый по объему отрывок, лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени. Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста. Детям объясняем так: “Теперь, ребята, пожалуйста, снова читайте текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно”. Ребята прочитывают текст до конца, и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит маленькое чудо. Оно состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. «Буксир" Учитель читает текст, варьируя скорость чтения в пределах скорости чтения учеников. Дети читают тот же текст про себя, стараясь поспевать за учителем. Проверка осуществляется путем внезапной остановки на каком-нибудь слове. Зрительные диктанты Тексты зрительных диктантов (по И.Т. Федоренко) № п/п Предложения 1 2 3 4 5 6 Набор №1 Тает снег. Идёт дождь. Небо хмурое. Коля заболел. Запели птицы. Поле опустело. 1 2 3 4 5 6 Набор №2 Трещат морозы. Я ищу землянику. В лесу росла ель. Наступила осень. Дни стали короче. В лесу много берез. 1 2 3 4 5 6 Набор №3 Прилетели птички. Ярко светит солнце. Лида вытерла доску. Весело бегут ручьи. Подул резкий ветер. Зоя прилежно учится. 1 2 3 4 5 6 Набор №4 Дятел долбил дерево. Я хочу посадить цветы. Иней запушил деревья. Без воды цветы завянут. Пролетело жаркое лето. Возле дома посадили ель. 1 2 3 4 5 6 Набор №5 Солнышко светит и греет. Федя решал задачу у доски. Загорелась в небе зорька. На деревьях сверкал иней. Город Москва стоит на реке. В лесу собирают землянику. 1 2 3 4 5 6 Набор №6 Зимой река покрылась льдом. Мальчик подарил маме цветы. Дежурные стёрли пыль с доски. Оленеводы работают в тундре. На огород забрались цыплята. Мы жили возле берёзовой рощи. 1 2 3 4 5 6 Набор №7 Небо покрылось серыми тучами. Дети посадили во дворе акацию. Бабушка купила внуку букварь. Землю согрело тёплое солнышко. Моя сестра работает на фабрике. Ласково грело весеннее солнце. 1 2 3 4 5 6 Набор №8 Идёт дождик. Мы любим Амгуэму. Береги учебные вещи. У Андрея чистая тетрадь. Помогай своему товарищу. Солнце осветило всю землю. 1 2 3 4 5 6 Набор №9 Вода в море солёная на вкус. Наша страна борется за мир. Началась большая перемена. Дети ходили в лес за грибами. Руки надо мыть водой с мылом. Красивы улицы нашего города. 1 2 3 4 5 6 Набор №10 Москва – столица нашей Родины. Школьники поливают саженцы. Депутаты съехались на съезд. Надо быть честным и правдивым. Звёзды сияют на башнях Кремля. Летом наша семья жила на Волге. 1 2 3 4 5 6 Набор №11 Весело колосится густая рожь. Поля запорошило белым снегом. Мы читали интересный рассказ. Мичурин много и упорно работал. Новые дома растут очень быстро. Из машины вышел наш учитель. 1 2 3 4 5 6 Набор №12 Мальчики принесли сухих веток. В поле поспевают рожь и пшеница. Из книжки выпал листочек сирени. Дети всех стран хотят жить в мире. Свежий ветерок повеял прохладой. Сверкнула молния, и загремел гром. 1 2 3 4 5 6 Набор №13 Давно скосили и убрали луга и поля. Белка взобралась на верхнюю ветку. Солнце светило ярко, и дети купались. Весь народ гордится героями космоса. Дедушка Филипп пасёт колхозное стадо. Люблю я в поле встречать восход солнца. 1 2 3 4 5 6 Набор №14 Поднялась за рекой большая серая туча. В далёкой тайге живут охотники-эвенки. Все радовались встрече с космонавтами. Разведчицы отправились в опасный путь. Дружная семья и землю превратит в золото. Обувь всегда необходимо очищать от пыли. 1 2 3 4 5 6 Набор №15 Зацветёт, зазеленеет наш весёлый огород. Меж редеющих верхушек показалась синева. Хороши привольные широкие степи Украины. На смелого собака лает, а трусливого кусает. Нам велит трудиться школа, учит этому семья. Наш народ хочет жить в мире со всеми народами. 1 2 3 4 5 6 Набор №16 В тайге водятся хищные животные: волки, рыси. Сквозь волнистые туманы пробирается луна. Школьники готовятся к новому учебному году. Много работы пастухам в стаде ранней весной. На берегу моря раскинулся пионерский лагерь. Скоро небо покроется тучами, заморосит дождь. 1 2 3 4 5 6 Набор №17 Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел. Пробилась из-под земли вода, и родился родничок. Малыши очень любили слушать волшебные сказки. Цветы были незнакомые, похожие на колокольчики. Прохладная вода хорошо освежила уставших ребят. Играют волны, ветер свищет, и мачта гнётся и скрипит. 1 2 3 4 5 6 Набор №18 Победа над врагом наполнила грудь Павки счастьем. Каждый день тысячи людей въезжают в новые квартиры. Школьники выращивали мандарины, лимоны и апельсины. По лесной заросшей тропе осторожно идёт пограничник. Мальчик подошёл к окну и увидел за рощей строящийся дом. Только король удалился, как окружили Алёшу придворные. Набор деформированных предложений. 1. стоящего мимо осторожно автомобиля проходи 2. дали каши Маше манной нашей 3. летом одним и зимой цветом 4. рыбу на ловят рыбаки рыбалке 5. ко мне друзья пришли мои на праздник 6. у деда, Мороза красивые легкие сани были 7. любимое дерево мое белая береза 8. в саду в нашем расцвела клубника 9. мы электричке на доехали до станции 10. ледяная , крутая и длинная горка была При использовании приведенных упражнений и видов работ процесс совершенствование техники чтения идет легче и быстрее, совершенствуется устойчивость внимания, оперативная память. Упражнения по технике речи необходимы всем учащимся: одним эти упражнения помогают исправлять недостатки речи, другим – не терять приобретенные ранее навыки. Значение контроля за формированием навыка беглого чтения переоценить трудно. В результате этой работы уходит страх и неуверенность учащихся, появляется интерес к чтению. Работа объединяет детей, родителей и учителей в достижении общей цели. Приобретение учащимися необходимых для успешного обучения навыков чтения даёт определённые гарантии в том, что дети сохранят в среднем звене качественную успеваемость. Рекомендации по совершенствованию навыка чтения для родителей. 1. Если ребенок находится еще только на первых ступеньках овладения техникой чтения, не надо заставлять его подолгу читать. Лучше читать поменьше, но чаще: почитал 5–7 минут и пересказал содержание абзаца. Через час-два – еще 1–2 абзаца. Перед сном – еще одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем чтение в течение часа за один прием. 2. Хорошие результаты дает чтение перед сном. 3. Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения: ребенок читает одну - две строчки, после этого получает краткий отдых. Такой режим получается, если ребенок просматривает диафильмы. Этот прием вполне подходит тем детям, которые читают неохотно. 4. Для того чтобы ребенок видел свои достижения в овладении техникой чтения, надо чаще измерять скорость чтения и делать это самым торжественным образом. Следует вооружиться часами с секундной стрелкой, книжкой с крупным шрифтом и легким текстом. Пусть ребенок читает ровно 1 минуту. Подсчитайте, сколько слов он успевает прочесть за это время. Ребёнку приятны изменения в скорости чтения. 5. Педагоги пришли к выводу: если ребенок на первом году обучения не научился нормально читать, то его интерес к учению значительно падает. Научившись читать, ребенок открывает для себя мир большой литературы. Особое место в нем занимают сказки. Сказка – первая ступенька вхождения в страну знаний, в мир культуры. Сказка приходит в дом тогда, когда в нем появляется малыш. 6. Так же развивать чувство языка, вкус к слову, умение говорить выразительно, точно, ярко помогают стихи. Полезно после разбора стихотворения попросить детей нарисовать картинку, которая поможет разобраться, насколько понят смысл и передано настроение стихотворения. 7. Ребенка следует записать в библиотеку, где он может выбрать то, что нужно именно ему. Только каждодневное упражнение в чтении способно повысить качество чтения ребёнка.