Официальный сайт all-remont 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Образовательная программа "Вдохновение"

Submitted by Лилия Викторовна Витко on Tue, 09/12/2014 - 19:41
Данные об авторе
Автор(ы): 
Витко Лилия Викторовна
Место работы, должность: 

МОБУ ДОД ЦДТ г. Сочи,педагог дополнительного образования

Регион: 
Краснодарский край
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дополнительное образование детей
Предмет(ы): 
Изобразительное искусство
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Тип ресурса: 
образовательная программа
Краткое описание ресурса: 
<p>Образовательная &nbsp;программа &quot;Вдохновение&quot;</p>

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

центр детского творчества г.Сочи

 

 

 

 

                                                               «УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОБУ ДОД ЦДТ г.Сочи

________________А.Ф.Агаджанян

протокол  педагогического совета

                                                                    № 1 от   29   августа 2013   г.

 

 

 

 

 

Рабочая программа    учебной дисциплины

по ИЗО - деятельности

художественно - эстетическое объединение

«Вдохновение»

 

Модифицированная программа

Возраст обучающихся: 9-12 лет

Срок реализации: 2 года  

      

 

   Педагог: ВИТКО  Л. В.

 

 

Сочи , 2013 г

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

             Программа «Вдохновение» разработана на основе многолетнего опыта работы преподавателей и на основании типовых учебных планов художественных школ России в целях совершенствования учебного процесса и улучшения качества подготовки  выпускников  учреждений дополнительного  образования.

В программу входят   три блока :

  • Живопись
  •  Рисунок
  •  Композиция

По предметам в тематическом плане  отражены основные направления, приоритетные аспекты обучения, базовые понятия и термины.

    Цель программы: приобщить воспитанников к великой культуре прошлого, на основе русского, советского и зарубежного искусства развивать способности и способствовать воспитанию гармонически развитой личности.

  Задачи программы:

Обучающие:

Научить основным знаниям:

1. Навыкам рисования с натуры.

2. Построения пропорций предметов.

3. Линейной и воздушной перспективы.

4. Изучение пропорций и пластики человеческой фигуры.

Развивающие:

1.Развитие эстетического вкуса.

2. Творческое развитие.

3. Расширение художественного видения.

4. Развитие воображения.

 

 

Воспитывающие:

  1. Творческая активность.
  2. Любовь к искусству.
  3.  Воспитание патриотических и интернациональных чувств воспитанников.
  4. Культура общения со взрослыми и сверстниками.
  5.  

 

 

В процессе обучения нужно помочь  развиться лучшему, что заложено в ребенке, а так же  выявить наиболее одаренных воспитанников для продолжения художественного образования в высших учебных заведениях.

 

  •  
  1. Научности (изучение только достоверных, проверенных практикой сведений).
  2. Сочетание практической работы с теоретическими знаниями.
  3. Неразрывность связи элементов изобразительного языка: композиции и рисунка, цветовых, тональных и пространственных отношений.

      Формы и методы работы, наиболее эффективные при реализации     программы:

  1. Тесная взаимосвязь всех трех дисциплин.
  2. Доступность формы обучения.
  3. Четкая последовательность тем занятий: от простого к сложному.
  4. Задания должны быть увлекательными, будить воображение.
  5. Уважительное отношение к личности каждого воспитанника.

  Особенности методики учебной работы:

  1. Каждая постановка должна быть творчески и методически обоснована.
  2. Учащиеся должны получить  основные базовые знания в искусстве рисования.
  3. Овладение учащимися умениями и навыками рисования с натуры и по памяти.
  4. Необходимость обучения воспитанников анализировать свои работы (сравнивая свою работу с натурой).

Воспитательный процесс.

 

Процесс воспитания неотрывен от процесса обучения. Воспитывающий характер обучения должен учитывать:

1.Социальные условия жизни общества.

2. Потребности личности в зависимости от ее природных способностей и реализации творческих запросов и интересов.

Учебный процесс занятия действует на учащегося  воспитательно:

  1. Организацией процесса обучения на занятиях.
  2. Содержанием учебного материала.
  3. Ориентацией на развитие ребенка.
  4. Формирование климата отношений преподавателя и воспитанников.
  5. Личностью преподавателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                      

Учебно-тематический  план  (1год обучения)

 

Наименование разделов и тем

Количество часов

Теория

Практика

 

1

 

Живопись

 

 

108

 

36

 

72

 

2

 

Рисунок

 

 

108

 

36

 

72

 

3

 

Композиция

 

 

72

 

36

 

36

 

 

Всего:

 

 

288

 

108

 

180

 

Содержание программы (1 год обучения)

  1. ЖИВОПИСЬ  - 108 час

                В задачу курса живописи входит развитие  у воспитанников способности видеть и изображать окружающий мир во всем многообразии его цветовых отношений. Пользуясь живописными средствами, научиться «лепить форму цветом, овладеть техническими приемами акварельной живописи, гуашью и основами цветоведения.

               В результате работы учащиеся должны научиться последовательно вести этюд, брать большие цветовые отношения. За время обучения воспитанниками должны быть усвоены некоторые сведения по цветоведению: понятие спектра, основной и дополнительный цвет, теплый и холодный, понятие «локальный цвет», о влияние на цвет света, о силе цвета в воздушной среде, взаимодействии цветов.

              Работа по живописи выполняется разнообразными материалами: акварелью, гуашью, темперными красками.

              В процессе обучения воспитанников надо познакомить с различными приемами: «аля прима, «по сырому», работой полусухой кистью.

В заданиях по живописи необходимо следить за соблюдением рисунка особенно в акварельной живописи.

                  Большую часть работы по живописи  составляет  натюрморт. Для постановок лучше брать простые, четкие по объему и окраске предметы, с ясно выраженной материальностью.

                   Перед началом работы преподаватель должен объяснить поставленную задачу, последовательность ведения работы, вопросы техники письма.

                   Во время работы необходимо уделять особое внимание выбору воспитанниками места работы, определить правильность точки зрения.

Постановки должны быть разнообразны по характеру и содержанию, что способствует большей заинтересованности творческому решению задач, поставленных перед воспитанниками.

                  Хорошо продуманная постановка, ясная по цели, воспитывает художественный вкус учащегося и во многом помогает раскрытию художественного образа.

                   В конце работы следует проверить выполнение всех поставленных задач. Полезно тут же устроить выставку работ и проанализировать их вместе с учениками.

 

                  Особое внимание  необходимо уделять завершению работы – ответственному и сложному моменту в работе. Подлинная законченность состоит в достижении цветовой гармонии, то есть приведение к единству всех деталей, в подчинение всех элементов основному замыслу: поставленной задаче.

                  Помимо заданий, указанных в программе, преподаватель дает короткие задания: этюды фруктов, живописные наброски.

 

  1. Знакомство с предметом «живопись».

Показ примеров живописных работ художников и учеников школы. Знакомство с акварелью. Упражнения с акварелью.

  1. Смешивание цветов.

Изучение теплых и холодных, основных и составных цветов. Упражнения на получение составных цветов и их цветовых растяжек «от темного к светлому» путем разбавления водой краски.

  1. Знакомство с цветовым тоном.

Насыщенность и светлота. Световой и цветовой контрасты, знакомство с понятием локального цвета предметов и пространственные свойства цвета. Цветовой тон определяется названием цвета (желтый, красный, синий) и зависит от его места в спектре. Изучение цветового круга и дополнительных цветов.

 

  1. Изображение осенних листьев, изучение их формы.

Упражнение на «вплавление» одного цвета в другой.

  1. Локальный цвет.

Изменение цвета предмета в зависимости от условий, в которых он находится. Роль освещения: если свет на предмете теплый, его тень кажется холодной и наоборот. Контраст света и цвета наиболее четко и ясно воспринимается на «переломе формы». А так же на границах соприкосновения с контрастным фоном. Объем в цвете. Изображение яблока. Груши. Знакомство с цветовым рефлексом.

  1. Рисование фруктов.

Яблоко, груша. Помидор, лимон. Упражнения на сближенные цвета и контрастные

  1. Знакомство с техникой «гризайль».

Гризайль-вид  декоративной  живописи, выполняемой в разных оттенках какого-либо одного цвета. Изображение фруктов и овощей в этой технике.

  1. Изображение кувшина в технике «гризайль».

Упражнение на выявление формы предмета.

  1. Изображение кувшина в цвете

Закрепление понятий: объем в цвете.

  1. Знакомство с колоритом.

                  Введение понятия: гармоничное сочетание, взаимосвязь, тональное  объединение различных цветов в живописи. Колорит может быть

спокойным, тревожным, радостным, грустным. Колорит бывает теплым и

холодным, светлым и темным.

                  Упражнения: фрукты на холодной  драпировке и те же фрукты на красной драпировке. Влияние доминирующего цвета на предметы.

  1. Изучение техники по сырому.

Изображение кувшина и яблока.

  1. Изучение формы и цвета комнатных цветов.

Разные оттенки зеленого.

  1. Упражнения с предметами малых форм.

Упражнения: кружка, помидор. Кружка. Яблоко. Задача - как можно больше приобрести опыта работы с предметами.

  1. Натюрморт из трех предметов.

Кувшин. Груша и кружка. Освещение естественное.

  1. Несложный натюрморт в теплой гамме.

Натюрморт при естественном освещении на выявление формы.

  1. Натюрморт в холодной гамме.

Натюрморт при искусственном освещении на выявление формы.

  1. Пленэрные этюды.

Этюды листьев, кустов, деревьев.

 

  1. РИСУНОК– 108 час

Курс рисунка является базовым разделом учебного процесса в  детской художественной школе.

В его задачу входит овладение учащимися выразительными возможностями графических материалов, приобретение навыков передачи формы, характера предметов.

В процессе обучения учащиеся знакомятся с понятием наглядной перспективы и изучают основы перспективного построения простейших геометрических тел и их сочетание. Изучается распределение светотени на предметах разной формы.

В течение первого года учащиеся должны освоить последовательность длительной работы.

Методическую последовательность работы над рисунком следует рассматривать как последовательное решение конкретных задач. Где каждая следующая вытекает из предыдущей и основывается на ней.

Современная методика обучения рисунку предусматривает следующие основные этапы работы:

1.     выбор формата для данной постановки и общее композиционное размещение изображения на листе;

2.     построение формы предмета с использованием знания конструкции предмета, с применением осевых конструктивных, вспомогательных линий.

3.     Решение объема с помощью светотени, передача фактуры, тона предмета, его освещенности.

             Преподаватель перед каждой темой должен объяснить ее содержание, характер постановки ее особенности, способы и последовательность рисования. Ясность и простота объяснения должны облегчить учащимся видение постановки и помочь вести работу. Анализ формы предметов и пропорций, тонального характера постановки, положение предметов в пространстве относительно точки зрения учащегося – необходимое условие начала работы, поэтому преподаватель должен проверить перед началом работы положение каждого учащегося по отношению к постановке.

              Необходимо следить за тем , чтобы учащийся учился видеть свой рисунок, сравнивая его с другими работами, видеть его положительные и отрицательные качества.

                Основным видом учебной работы является натюрморт. Продуманная, ясная, хорошо видимая с места постановка воспитывает у учащихся вкус и культуру восприятия.

                Длительные постановки – основа образования художника. Здесь можно глубоко разобраться в сложном строении природных форм, и их закономерности. В процессе длительной работы над постановкой учащиеся не только усваивают технические приемы от самых простых до сложных, но и изучают комплекс необходимых упражнений для формирования навыков восприятия формы и пространства. Помимо развития способности целостного видения, умения наблюдать и запоминать увиденное, сюда входит развитие остроты и точности глазомера в делениях пропорций и светотеневых отношений.

                На самых первых этапах необходимо требовать от учащихся передачи пространственной связи предметов друг с другом и плоскостью, на которой они стоят, передачи характера, выразительности форм, точности пропорций, стремиться к тому, чтобы рисунок был целостным на всех этапах работы.

               Предметы в листе должны быть размещены грамотно и интересно. Формы четко построены, проработанные детали при сохранении общего, решена главная задача. Работу необходимо вести по всему листу, работать тональными отношениями от светлого до самого темного.

              Последняя стадия работы над рисунком: проверка общего состояния рисунка, подчинения деталей целому, уточнение рисунка в тоне.

             Важной стороной обучения изобразительной грамоте учащихся  является проверка точности рисунка, а так же исправление ошибок. С этой целью преподаватель должен помочь каждому ученику выявить свои ошибки в рисунке и указать способы их исправления. В этом случае используется приемы показа исправления ошибок на полях рисунков и на отдельных листах, особенно эффективны коллективные просмотры работ.

            Кроме заданий указанных в тематическом плане, педагог по своему усмотрению дает краткосрочные задания: это обязательно наброски человека, животных, отдельных предметов, рисунки по памяти.

            Краткосрочные работы можно выполнять мягким графическим материалом.

            Освещение предпочтительно искусственное, верхнее, боковое, наиболее выявляющее форму предмета.

           В связи с тем, что уже в самом начале учащиеся, работая над композицией должны рисовать человеческую фигуру и портрет, необходимо на уроках давать соответствующие навыки, практикуя наброски друг друга( задание можно давать в конце урока) и наброски человеческой фигуры дома. Для этого нужно кратко, схематично объяснить конструкцию строения фигуры и головы человека в разных положениях.

            Следует научить детей постигать законы и методы изображения на примерах из классического отечественного и мирового искусства – той основы, на которой развивается осознанное восприятие формы и цвета в их гармоническом единстве.

            Необходимо обучать учащихся анализировать свои работы, развивая критическое отношение, постоянно сравнивая работу с натурой.

            Желательно проводить чаще обсуждение, анализ выполненных классных и домашних работ.

            В первый год обучения даются начальные сведения о рисунке.

           Очень важно с первых уроков научить детей эмоционально воспринимать натуру и посильно изображать ее на плоскости  листа. Ни в коем случае нельзя преподавать рисунок  как обучение лишь определенным законам и правилам рисования – все правила должны помогать ребенку  отражать на листе окружающую жизнь и выражать свое отношение к ней.

           Во всех работах необходимо решать задачу композиционной цельности листа. С первого задания необходимо  учить умению выбирать формат в зависимости от характера  постановки.

          Переходить к изучению законов перспективы, светотени надо после того, как учащиеся почувствуют, что для убедительной передачи натуры им необходимы знания. Учащиеся должны научиться сознательно пользоваться этими законами в рисунке.

 

  1. Вводное занятие – беседа – знакомство с предметом « рисунок».

Использование наглядных пособий и показ графических  материалов ,их свойств на примере работы преподавателя на листе. Выполнение несложного натюрморта .Цель- выявить уровень способностей каждого ученика(формат А3,карандаш)

  1. Упражнение на владение техникой академического штриха. Использование растяжек тона :вертикальный штрих, горизонтальный, сетка – «серебряный». Растяжка тона от темного к светлому и от светлого к темному. Знакомство с понятием тона в карандашной графике (форматА3, карандаш).
  2. Знакомство с пропорциями и навыками их построения на примере шара.

Знакомство с объемом и светотеневыми градациями тона: блик, свет,

полутень тень собственная, рефлекс, рефлекс. Тень падающая.

Использование тоновых растяжек ( закрепление задания№2). Понимание

композиции на листе. Изучение метода визирования (А3, карандаш).

  1. Закрепление работы с телами вращения.

 Рисунок фруктов и овощей с натуры разных по тону. Углубленное изучение 

света и теней (А3, карандаш).

  1. Тонально – конструктивное построение цилиндра методом визирования.

 Введение понятия – осевая линия, овал, эллипс и их оси. Тоновое решение

цилиндра (А3, карандаш).

  1. Конструктивное построение кувшина.

Работа педагога на доске одновременно с учениками. Конструктивное

построение кувшина из составных частей: шар и цилиндр. Тоновое решение

(А3, карандаш).

  1. Рисунок натюрморта из двух предметов контрастных по тону на нейтральном фоне ( темный кувшин + белая кружка ). Рисунок без штриховки фона, светотеневая проработка предметов.

Закрепление задания №6.

  1. Навыки работы с набросками.

Теория и практика на примере показа преподавателя. Наброски с растений и

чучел животных. Использование творческого штриха. Знакомство с

мягкими  графическими материалами ( уголь, сангина, соус) (А3, мягкий  материал).

  1. Натюрморт из двух предметов на белом фоне.

Главные задачи: компоновка листа и владение академическим штрихом

 (А3, карандаш).

  1. Натюрморт из двух предметов (мягкий материал ).Кувшин, яблоко. Выполнение в мягком материале. Выявление доминанты и

подчинение второстепенного главному средствами контраста и растяжками

тона. Введение в пространство (А3, мягкий материал)

  1. Контрольная работа за полугодие. Натюрморт из двух предметов – кувшин + груша на нейтральном фоне.

        Задача: показать владение навыками конструктивного построения

предметов, владение академическим штрихом, передача объема и

световоздушной перспективы, знание законов контраста при выделении

доминанты в натюрморте (А3, карандаш).

  1. Наброски с фигуры человека.

Знакомство с основными пропорциями человека и с линейной

выразительностью изображения (А4, карандаш).

  1. Конструктивное построение куба с тоновой проработкой.     

        Обязательный показ педагогом построения на доске с объяснением

вспомогательных линий при построении. Изобразить несколько вариантов

расположения куба в пространстве. Объяснить значение линейной

перспективы в построении куба (толстая линия приближает, тонкая-

удаляет).( А3,  карандаш).

  1. Натюрморт с детским кубиком, игрушкой и яблоком

Закрепление навыков построения куба. ( А3, карандаш).

  1. Конструктивное построение параллелепипеда с тоновой проработкой.

Обязательный показ построения педагогом на доске с объяснением

вспомогательных линий при построении. Сравнить с построением уже

изученным геометрическим предметом – куб. Изобразить несколько

вариантов расположения параллелепипеда в пространстве

  1. Закрепление задания №15. Натюрморт с использованием предмета, имеющего форму параллелепипеда

Закрепление задания №15. Натюрморт с использованием предмета, имеющего форму параллелепипеда ( книга, коробка) (А3, карандаш).

  1. Натюрморт на доминанту: среднего тона кувшин, белый шарик, кружка среднего тона на утемненной драпировке.

На первом плане доминирует белый шарик( усиливает контраст, предметы

мягко списываются с тоном драпировки не вылезая на передний план) (А3,

мягкий материал).

  1. Графический набросок натюрморта без конструктивного построения.

Задание на тренировку глаза ( схватывание пропорций « на глаз» (А3, мягкий   карандаш).

  1. Натюрморт из пяти фруктов и овощей. Контрольная постановка – натюрморт из трех предметов: кувшин, яблоко и кружка.

Задача – академическим штрихом передать объем, пространство и тон с

помощью тональных растяжек. Подсветка контрастная (софит), что дает  лучшую  возможность увидеть рефлексы и тент (А3, карандаш).

  1. Контрольная  постановка-натюрморт из 3-х предметов: кувшин, яблоко и кружка

Учитывая индивидуальные способности каждого воспитанника изображение может ограничиться  без проработки фона (А3,карандаш)

  1. Пленэрные зарисовки на улице.

Работа на воздухе. Зарисовки деревьев, группы деревьев.

 

 

 

 

  1. КОМПОЗИЦИЯ – 72 час

            Начиная с 1-го года обучения, необходимо решать задачи, которые будут основными для всего периода обучения композиции – это развитие воображения, фантазии, художественной наблюдательности ученика. Особое внимание должно быть направлено на то , чтобы творческие способности – воображение. Наблюдательность не угасли в процессе обучения. а развились.

             Развитие творческого потенциала – главная задача первого года обучения. Задача преподавателя – пробудить  у учащегося активное, эмоциональное отношение к каждому заданию.

             При общей теме задания и общих требованиях работа с учащимися должна быть строго индивидуализирована –выявление и развитие особенностей каждого учащегося, его максимальное творческое развитие должно быть необходимой заботой учителя. Кибрик писал, что детей необходимо учить мыслить, проникать вглубь содержания задач и находить формы и краски, наиболее соответствующие смыслу композиции и чувству юного художника.

             Композиционное решение определяется темой, образным строем, отношением учащихся к изображаемому, индивидуальными особенностями детей. Учитывая это, преподаватель должен своевременно и тактично помочь учащимся в поисках наиболее удачного и выразительного композиционного и цветового решения.

             Очень важно дать учащимся понятие композиции как « организации художественного произведения», направленной на создание выразительной гармонии». Слово «выразительная» сразу связывает композицию с содержанием, как основной целью работы художника. В слове «гармония» заключен и ритм и соподчинение частей композиции – в интересах выражения идеи, замысла и отбора форм и цветов с той же целью, и конечно «музыкальное», поэтическое звучание целого.

           Обучая детей композиции, надо очень осторожно давать им теоретическую систему, т к  готовые, безошибочные рецепты могут привести к штампу, ремесленничеству.

         Законы композиции, теоретические положения могут быть поняты учащимися только тогда. Когда они тут же проверяются практической работой. В первый год обучения надо научить выбирать формат и размер листа в зависимости от композиционного замысла, дать понятие об организации изобразительного замысла, дать понятие об организации изобразительной плоскости, ее единства и цельности на основе соподчинения и гармонии. Дать понятие ритма, научить детей обращать внимание на выразительность пятна, линии, штриха.

         В первый год обучения достаточно дать одно задание, для выполнения которого потребуется собирать изобразительный материал – делать зарисовки и наброски.

        Необходимо подвести учащихся к сознательному выбору материала, наиболее отвечающему замыслу.

        Кроме указанных в тематическом плане длительных заданий, преподаватель может дать короткие упражнения и задания на решение конкретных композиционных задач. Эти задания могут быть даны индивидуально.

       В работе над темой преподаватель должен всегда помнить о морально-художественном воспитании учащегося, его активной гражданской позиции.

       Во второй год обучения закрепляются навыки работы над композицией. Развитие образности мышления учащихся – главного качества творческой личности – это в центре внимания преподавателя.

       Поиски выразительного композиционного и цветового решения переносится на эскизы.

       Таким образом, работа над композицией строится следующим образом: тема, задача композиции определяются педагогом. Далее длительная работа учащихся – сбор материала, поиск композиционного решения, формы, цветовой гаммы, выбор материала, наиболее соответствующего композиционному решению.

 

  1. Вводная беседа о предмете .

     Компоновка  как способ реализации творческого замысла художника. Анализ произведений известных мастеров  художников-классиков. Показ работ старшеклассников. Изображение картины на любую тему с целью выявления уровня подготовки учащихся конкретной группы (формат А3, гуашь).

 

  1. Знакомство с гуашевыми красками

           Выкраски на листе. Тёплые и холодные цвета. Смешивание цветов. Хроматические и ахроматические цвета. Живописный мазок (штрих, запятая, гладкая выкраска и т.д.) ,его влияние  на выразительность замысла на примере репродукций художников или работ старших воспитанников. Значение формата в композиции. Выполнение упражнений по компоновке предметов на листе (можно использовать аппликацию при составлении натюрмортов на заданную схему из собственных выкрасок или цветной бумаги. Используются шаблоны, сделанные педагогом). Проводится обязательный анализ получившихся работ (формат А4).

  1. Равновесие, динамика, статика, симметрия и асимметрия.

На примере репродукций художников или работ старших воспитанников. Значение формата в композиции. Выполнение упражнений по компоновке предметов на листе (можно использовать аппликацию при составлении натюрмортов на заданную схему из собственных выкрасок или цветной бумаги. Используются шаблоны, сделанные педагогом). Проводится  анализ  работ (формат А4).

  1. Доминанта в композиции ,ее влияние на замысел картины

На примере репродукций художников и работ старшеклассников. Задача – научить пользоваться цветовой доминантой при рисовании сюжетных композиций. Владение понятием композиционный центр. Упражнения на доминанту (формат А4 или А3, гуашь).

  1. Тематическая композиция в теплых и холодных цветах

«Осень» или «Зима».Что такое композиционный поиск и эскиз? Понятие поиска

композиции, эскиза, подготовительного рисунка.

             Цель - научиться применять  на практике навыки, полученные на предыдущих

занятиях.

  1. Знакомство с дополнительными цветами. Их значение в декоративной композиции.

Изобразить, например, бабочку с помощью дополнительных цветов.

 

  1. Итоговая работа: тематическая композиция с использованием навыков и умений, полученных в 1-м полугодии.

 Тематическая композиция с использованием навыков и умений, полученных

                 в 1 полугодии. Поэтапность выполнения замысла: от поисков до картины

(формат А3, А2, гуашь).

  1. Основной замысел композиции на контрастах доброго и злого, веселого и грустного, нового и старого, спокойного и динамичного

 Передача настроения в композиции с помощью психологических характеристик цвета: красный – цвет агрессии, а значит внимания, его используют в меньших количествах на листе, т.к. он привлекает на себя много внимания; синий – отчуждённости; тёплый  жёлтый и оранжевый – цвет хорошего настроения и т.д. Светлый объект лучше заметен, выразительнее на темном фоне и, наоборот, темный - на светлом. На усмотрение педагога предлагаются несколько вариантов тем с использованием настроения в картине.

  1. Изучение цвета в композиции и его влияния на характер картины Предлагаемые темы: «Утро», «Вечер», «День».
  2. Знакомство с цельностью композиции, которая зависит от

способности художника подчинить второстепенное главному, от связей всех элементов между собой.

Каждая деталь должна восприниматься как необходимая, добавляющая что-то новое к развитию замысла автора. Недопустимо, чтобы бросалось в глаза второстепенное в композиции, в то время как самое важное  оставалось незамеченным. Тема для композиции подбирается педагогом индивидуально.

  1. Итоговое задание за 1год обучения. Изображение  картины средствами композиции, включающими в себя: формат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, динамику и статику, симметрию и асимметрию, открытость и замкнутость, целостность

 Изображение картины средствами композиции, включающими в себя: формат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, динамику и статику, симметрию и асимметрию, открытость и замкнутость, целостность . Цель – научить ученика владеть всеми средствами композиции и применять в своих замыслах, научить поэтапности работы над композицией с подготовительным материалом (композиционные поиски, наброски, копирование и т.д.).Тема для композиции подбирается педагогом индивидуально.

  1. Композиционные зарисовки на тему «Весна»(формат А3, сырая бумага, акварель).

 Работа по сырой бумаге. Акварель.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический  план  (2 год обучения)

 

 

 

Наименование разделов и тем

Количество часов

Теория

Практика

 

1

 

Живопись

 

 

108

 

36

 

72

 

2

 

Рисунок

 

 

108

 

36

 

72

 

3

 

Композиция

 

 

72

 

36

 

36

 

 

Всего:

 

 

288

 

108

 

180

 

Содержание  программы

1.Живопись  -108 час.

Главные задачи 2 года обучения  : композиционное решение листа. Колористическая цельность решения постановки, углубление понятий холодной и теплой гаммы.

          Натюрморты из бытовых предметов на однотонных фонах различного цвета драпировок помогают и подчеркивают выявление общего силуэта натюрморта (светлые на темном, темные на светлом).

Углубляется внимание учащимися тонального решения натюрморта, дальнейшего совершенствования пластического решения формы.

Для выполнения заданий на тоновое решение и выявление объема и фактуры следует отойти от многоцветия, ограничить учащихся количеством красок.

Во втором году обучения  необходимо приучать учащихся выполнять композиционные эскизы для длительных постановок на отдельном листе.

С начала работы над этюдом необходимо постоянно развивать умение держать в работе весь лист, прокладывая цветовые отношения отдельных плоскостей. В отдельные натюрморты можно включать предметы из разных материалов: керамические, стеклянные, драпировки, пари этом вырабатывать навыки передачи фактуры.

Передавая предметы во всей сложности цветовых нюансов, необходимо сохранять локальную окраску предметов, выявляя их объемную форму, следить за постановкой предметов на плоскости.

Итогом ежегодной работы по живописи является экзаменационная работа.

1.Творческое задание – этюд цветов на окне.

Упражнение на передачу освещения.

2.« Осенний натюрморт». Теплая гамма.

Закрепление понятия « теплая гамма». Получение составных цветов и их растяжек.

3.Постановка из двух предметов, различных по материалу. ( Гризайль).

Упражнение на передачу объема тоном. Лепка формы.

4.      Натюрморт из 2-3 предметов, контрастных по цвету на ровноокрашенном цветном фоне. ( Предметы домашнего обихода, овощи, фрукты). Темное на светлом.

  Выявление общего силуэта натюрморта. Введение понятия « контрастный фон».

5.      Натюрморт с параллелепипедом.

Осуществление межпредметных связей. Целесообразно  параллельно с рисунком изучить параллелепипед в живописи.

6.      Итоговая постановка из трех предметов: кувшин, бутылка, кружка ( яблоко) на драпировке с яркой доминантой теплого или холодного колорита.

Упражнение на освоение учащимися знаний и навыков за первое полугодие.

7.      Натюрморт с кувшином на цветной драпировке с яркими фруктами. Декоративный натюрморт.

Понятие декоративности, пространства, плоскостности, цветового пятна.

8.      Светлые предметы на темном фоне. Натюрморт.

Контрастный натюрморт.

9.      Натюрморт со стеклянным предметом.

Упражнение на выявление фактуры.

10.    Натюрморт с лежащей полосатой драпировкой с фруктами.

Приемы выполнения светотеневой моделировки складок.

11.    Тематический декоративный натюрморт.

Натюрморт на доминанту цветового пятна.

12.    Итоговая постановка из 3-4 предметов с вертикальными складками.

Светотеневая моделировка, световоздушная перспектива. Цель – показать воспитанникам приобретенные навыки во втором году обучения.

2.Рисунок – 108 час

         Во второй год обучения  учащиеся получают дальнейшее развитие навыков и знаний, приобретенных в первом классе.

        Учащиеся овладевают умением длительной проработки рисунка, закрепляют умение последовательно вести длительную постановку с учетом линейной перспективы.

        Необходимо развить стремление оформить лист как законченную классическую форму.

        У учащихся расширяется диапазон овладения графическими возможностями  различных материалов.

        По усмотрению преподавателя некоторые задания могут выполняться  другими материалами, при этом необходимо учитывать цели и задачи занятий и возможности материала.

         В процессе обучения  совершенствуются навыки конструктивного рисования, умения передавать форму выразительной линией, совершенствуется техника моделирования формы предметов светотенью, решаются задачи пространства.

 

  1. Вводная беседа о задачах на второй год. Зарисовка цветов на окне.

Творческое задание. Цель – вспомнить навыки 1-го года обучения

  1. Натюрморт из трех предметов круглой формы: кувшин, яблоко, бутылка. Разные по тону предметы.(А3, карандаш).

Цель – вспомнить навыки построения эллипсов и навыки передачи светотеневой моделировки предметов.

  1. Рисунок чучела птицы в сюжетной композиции: птица + виноград( или кружка).(А3, карандаш).

Цель – передать разные фактуры предметов с помощью характера штриховки.

  1. Натюрморт из трех предметов в мягком материале: кувшин, яблоко, чашка.(А3, соус).

Задача – вспомнить навыки работы с мягким материалом. Ритм больших и малых пятен.

5.      Конструктивное построение параллелепипеда (А3, карандаш).

Рисунок чемодана, ящика с инструментами, книги, кирпича. Цель – научить строить предмет, показать воздушно-линейную перспективу параллелепипеда.

6.      Натюрморт в технике кисть, тушь на цветной бумаге (А3).

Понятие декоративности, пространств, плоскостности, линии и пятна. Задача – познакомить учащихся с декоративным рисунком.

7.      Натюрморт в технике гелиевой ручки (А3).

Задача- эстетика рисунка, воспитание аккуратности.

8.      Итоговая постановка за полугодие из трех предметов: кувшин, бутылка, книг (А3, карандаш).

Цель – показать усвоение учащимися знаний и навыков за первое полугодие. Передача конструкции предметов, плановости.

9.      Построение куба и 4-гранной призмы( А3, карандаш).

Сравнение двух форм. Цель – научить строить геометрические предметы, показать воздушно-линейную перспективу куба и призмы.

10.    Рисунок драпировки висящей на стене со складками(А3, карандаш).

Приемы выполнения светотеневой моделировки складок.

11.    Рисунок лежащей полосатой драпировки(А3,карандаш).

Полоски рисунка ткани дают  возможность пронаблюдать за поворотом складок. Приемы выполнения светотеневой моделировки складок.

 

12.    Рисунок 4-гранной пирамиды (А3, карандаш).

Конструктивное построение  и легкая светотеневая  моделировка.

13.    Натюрморт из 3-х предметов с изученным гипсовым телом (А3, карандаш).

Подведение итогов  по изучению конструктивного построения предметов и световоздушной моделировки.

14.    Выполнение тематического декоративного натюрморта   ( А3,  мягкий материал).

Светотеневая моделировка, световоздушная перспектива.

15.    Наброски с фигуры человека (А3, карандаш).

Изучение анатомии человека.

16.    Итоговая постановка из 3-4 предметов со складками; гипсовое тело, кувшин, груша и драпировка с вертикальными или горизонтальными складками.

Светотеневая моделировка, световоздушная перспектива. Цель – самостоятельно показать приобретенные навыки за 2год обучения

17.    Графические зарисовки на улице

Композиция – 72

        Со второго года обучения целесообразны задания, предусматривающие сбор натурного материала. Это могут быть темы: город. библиотека. театр. ателье, магазин и т д.

        В этих случаях работа ведется в следующем порядке: преподаватель называет тему, определяет задачи этой работы, сроки и порядок исполнения. Затем следует непродолжительная работа над эскизом, для того, чтобы учащиеся утвердились в своем решении темы. После этого – сбор изобразительного материала – натурные зарисовки. Эта работа проводится под руководством преподавателя, так как отбор материала для зарисовок требует известного опыта..

        Проделанная работа анализируется преподавателем, после чего возобновляется работа поисков композиционного решения со свободным использованием натурных зарисовок. Возможно работа над эскизом в цвете, особенно для учащихся старших классов. Основная работа выполняется по утвержденному эскизу.

        Детей необходимо учить мыслить, проникать вглубь содержания задач и находить художественные средства, соответствующие замыслу композиции и чувству юного художника. Живое, выразительное произведение невозможно создавать, если работе не предшествует замысел будущего произведения.

        Свободную тему можно давать не раньше второго года обучения. Известное место в композиционной работе имеет место работа над иллюстрацией литературных произведений. К выбору произведений надо относиться очень тщательно. Произведение должно быть доступно пониманию детей данного возраста и быть для них интересным, нести высокий нравственный смысл. Перед выполнением задания на тему литературных произведений желательно предварительно прочитать детям предлагаемую для работы сказку, басню, рассказ.

       Обучение должно подвести учащихся к пониманию ответственности художника перед обществом.

1.Выполнение композиции на тему, заданную преподавателем (А3, гуашь)

Задача – вспомнить все средства композиции, изученные на 1 году  обучения  и применить их в данном задании.

Рекомендуемая тема «Лето», т.к. ещё свежи в памяти впечатления от лета и

пленэрные зарисовки .

2.      Знакомство с декоративной композицией на примере показа репродукций известных художников

Понятие цветового и размерного ритма. На примере одного художника задать алгоритм подхода к построению замысла декоративной композиции воспитанниками  на тему (формат А2, гуашь). Тема для композиции подбирается педагогом индивидуально. Рекомендуемая тема: «Фрукты».

3.      Знакомство правилом передачи движения

 а) если на картине используются одна или несколько диагональных линий, то изображение будет казаться более динамичным;
б) эффект движения можно создать, если оставить свободное пространство перед движущимся объектом;
в) для передачи движения следует выбирать определенный его момент, который наиболее ярко отражает характер движения, является его кульминацией. Воспитанникам предлагается придумать композицию на движение (формат А3, гуашь).Тема для композиции подбирается педагогом индивидуально. Рекомендуемая тема: «Спортсмен».

4.      Знакомство с орнаментом и применение понятия ритм (чередование каких-либо элементов в определенной последовательности).

 Чередование каких-либо элементов в определенной последовательности.
В живописи, графике, скульптуре, декоративном искусстве ритм присутствует как одно из важнейших выразительных средств композиции, участвуя не только в построении изображения, но и придавая содержанию определенную эмоциональность.
         Ритм может быть задан линиями, пятнами света и тени, пятнами цвета. Можно использовать чередование одинаковых элементов композиции, например фигур людей, их рук или ног. В результате ритм может строиться на контрастах объемов. Особая роль отводится ритму в произведениях народного и декоративно-прикладного искусства. Все многочисленные композиции разнообразных орнаментов построены на определенном ритмическом чередовании их элементов.
        Ритм является одной из "волшебных палочек", с помощью которых можно передать движение на плоскости.

       Задача – изобразить орнамент в полосе (гуашь). Упражнение на ритм по тепло-холодности. Разработка геометрического орнамента в полосе.         

       Разработка несложного орнамента на основе одного цвета. Разбел, затемнение.

5.      Освоение правил передачи покоя.

 а)  если на картине отсутствуют диагональные направления;
б) если перед движущимся объектом нет свободного пространства
в)  если объекты изображены в спокойных (статичных) позах, нет   кульминации действия;
г) если композиция является симметричной, уравновешенной или образует простые геометрические схемы (треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник), то она считается статичной. Воспитанникам  предлагается придумать композицию на передачу покоя (формат А3-2, гуашь).Тема для композиции подбирается педагогом индивидуально (лучше иллюстрацию к известному произведению)

6.      Выполнение композиции с симметричным построением картины.

Углубленное изучении симметрии на основе живописцев эпохи Возрождения. Построение симметрии позволяет достигнуть впечатления покоя, величественности, особой торжественности и значимости событий. В симметричной композиции люди или предметы расположены почти зеркально по отношению к центральной оси картины. Симметрия в искусстве основана на реальной действительности, изобилующей симметрично устроенными формами. Например, симметрично устроены фигура человека, бабочка, снежинка и многое другое. Симметричные композиции - статичные (устойчивые), левая и правая половины уравновешены.

Воспитанникам предлагается придумать композицию на симметрию (формат А3-2, гуашь).

Тема для композиции подбирается педагогом индивидуально. Рекомендуемая тема: «Озеро», «Отражение в воде».

7.      Сравнение симметричной и асимметричной композиции.

Сравнение симметричной и асимметричной композиций

Учащимся предлагается придумать композицию на асимметрию (формат А3-2, гуашь).

Тема для композиции подбирается педагогом индивидуально Рекомендуемая тема: «Уголок природы».

8.      Значение формата на замысел композиции.

           Вытянутый вверх формат придает изображению ощущение стройности и возвышенности. Формат в виде прямоугольника, расположенного по горизонтали удобен для изображения эпического действия. Чрезмерное увеличение формата по вертикали превращает изображение в свиток , а чрезмерное увеличение формата по горизонтали диктует применение панорамной или фризовой композиций. При выборе формата следует учитывать, как расположены основные объекты композиции - по горизонтали или вертикали, как развивается действие сюжета - слева направо, в глубину картины или как-то иначе.

           Формат в виде квадрата лучше использовать для создания уравновешенных, статичных композиций потому, что они мысленно соотносятся с равными центральными осями и равными сторонами границ изображения.
           Композиция произведения в овале и круге строится относительно воображаемых взаимно перпендикулярных центральных осей. Здесь четко должны быть выражены верх и низ изображения. Овал часто применяется как формат для изображения портрета человека, так как его конфигурация легко соотносится с овалом человеческого лица или контуром погрудного изображения

      Воспитанникам  предлагается придумать композицию в разных вариантах формата (формат А3-2, гуашь).

Тема для композиции подбирается педагогом индивидуально.

9.      Итоговая работа « Фольклорный праздник».

а) Выполнение рисунка карандашом

б). Первоначальное покрытие основных цветовых пятен персонажей и фона.

 в) Проработка деталей, обобщение и завершение работы.

Рекомендуемая тема: «Масленица».

10.    Выполнение композиции на тему « Цветы».

Творческая композиция. Возможность продемонстрировать учащимися приобретенные знания и умения.

 

Учебно–методическое обеспечение  программы, приложения

Монографии русских и зарубежных художников, DVDдиски с документальными фильмами о художниках и музеях, наглядные таблицы по композиции, рисунку и живописи.

Используемая литература.

По живописи

Алексеев С.С. О колорите;

Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., Прогресс, 1974;

Беда Г.В. Живопись и ее выразительные средства. М., Просвещение,1977;

Беда Г.В Основы изобразительной грамоты. М., 1979:

Волков Н.Н. Цвет в живописи. М.: Просвещение, 1980;

Даниэль С.М. Искусство видеть. С-Пб.: Амфора,2006;

Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись;

Киплик Д.И. Техника живописи. М.Сварог и К, 1988;

Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятии. М.: Интерпракс, 1994;

Шорохов Е.В. Основы композиции. М., Учебный предмет, 1979.

Яшухин А.П., Ломов С.П. Живопись. Учебное пособие, 2-е издание. М.: Агар, 1999;

Теория, история изобразительного искусства и методика художественно-педагогического образования. Сборник научных трудов. Краснодар, 1998.

 

Используемая литература.

 По рисунку.

Авсиян О.А. Натура и рисование по представлению. Изобразительное искусство. М., 1985.

Алпатов М.В. Композиция в живописи, М., Искусство 1940

Арнхейм Р. Искусство в визуальном восприятии. М., Прогресс 1974

Барщ А. Наброски и зарисовки. Искусство. М., 1970.

Барышников А.П. Основы композиции,  М., Учебный предмет 1951

Волков Н.Н. Композиция в живописи, М., Искусство 1977

Васютинский Н.А. Золотая пропорция, М., Молодая гвардия 1990

Даниэль С.М. Картина классической эпохи. М., Искусство, 1986

Дейнека А.А. Из моей рабочей практики. М., Академия  художеств 1961

Дейнека А.А. Учитесь рисовать. М., Академия  художеств 1961

Иогансов Б.В. Молодым художникам о живописи. М., 1959

Кибрик Е.А. К вопросу о композиции. М., 1954

Лушников Б.В. Рисунок. Портрет. М.: Владос. 2004.

Ли Н.Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник. – М.; Эксмо, 2007.

Костин В.И. Среди художников. М., Советский художник, 1986

Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. М., Интерпракс, 1994

Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. М.: Просвещение, 1995.

Шорохов Е.В. Основы композиции. М., Просвещение 1979

Учебный рисунок. Изобразительное искусство. М.1981.

 

 

Используемая литература.

По композиции.

Алексеев С. О цветах и красках, М., 1978.

Алексеев С.С. О колорите;

Алпатов М.В. Композиция в живописи, М., Искусство 1940

Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., Прогресс, 1974;

Беда Г.В. Живопись и ее выразительные средства. М., Просвещение,1977;

Васютинский Н.А. Золотая пропорция, М., Молодая гвардия 1990

Волков Н.Н. Композиция в живописи. М.: Искусство, 1977;

Даниэль С.М. Искусство видеть. С-Пб.: Амфора,2006;

Даниэль С.М. Картина классической эпохи. М., Искусство, 1986

Дейнека А.А. Из моей рабочей практики. М., Академия  художеств 1961

Дейнека А.А. Учитесь рисовать. М., Академия  художеств 1961

Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. М.: Искусство, 1986;

Иогансов Б.В. Молодым художникам о живописи. М., 1959

Кибрик Е.А. К вопросу о композиции. М., 1954

Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное  восприятие. М.: Интерпракс, 1994;

Шорохов Е.В. Основы композиции. М., Учебный предмет, 1979.

 

 

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ.

      1. Ватагин В. Изображение животных. – М. 1957

2. Голубкина А. Несколько слов о ремесле скульптора. – М. 1963 3. Писаревская Л. Лепка головы человека – М. 1962

4. Рабинович     М.    Пластическая      анатомия     человека,    четвероногих животных и птиц и ее применение в рисунке. М. 1978

5. Соколов В. Лепка фигуры. – М. 1968

6. Школа изобразительного искусства: Сб. В 9-ти вып. М. 1960-1963

7. Юному художника. Практическое руководство по изобразительному искусству. Раздел : «Скульптура»- М. 1963

8. Айвазовский. – М.: Белый город, 2001.

9. Алексеева В.В. Что такое искусство? – М. : Советский художник. – вып. 1, 1973; Вып. 2, 1979.

10. Аристова В. Икона. – М.: Росмен, 2001.

11. Артемов В. Русские художники. – М.: Росмэн-Пресс, 2003. 5. В. Васнецов. – М. - Белый город», 1999.

12. Волков Н.Н. Композиция в живописи. – М.: Искусство, 1977. 7. 13.Волков Н.Н. Цвет в живописи. – М.: Искусство, 1984.


Видео скачать на телефон бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн