Вы не зарегистрированы

Авторизация



Исследовательская работа на тему: «Как вырастить кристалл в домашних условиях»

Submitted by Марина Викторовна Ряполова on чт, 11/12/2014 - 01:27
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ряполова Марина Викторовна
Место работы, должность: 

МБОУ СОШ №40 г.Белгорода - учитель начальных классов

 

Регион: 
Белгородская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
начальное общее образование
Класс(ы): 
2 класс
Класс(ы): 
3 класс
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Тип ресурса: 
проект
Краткое описание ресурса: 
<p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Практическое значение&nbsp;исследования в том, что оно может быть использовано на уроках окружающего мира, во внеклассных мероприятиях, на занятиях кружка, привлечет внимание к изучению устного народного творчества (загадок, пословиц, поговорок), крылатых выражений, связанных с солью, даст советы &laquo;Куда деть пуд соли?&raquo;.</p> <p><br /> <br /> &nbsp;</p>

Исследовательская работа  на тему:

«Как вырастить кристалл в домашних условиях»

Алекса́ндр Евге́ньевич Фе́рсман говорил:

«Почти весь мир  кристалличен.
В мире царит кристалл и его
твердые, прямолинейные законы».



 

На основании этого эпиграфа мы и поставили перед собой следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать литературные источники по теме исследования

2. Познакомиться с методикой процесса кристаллизации.

3. Выполнить практическую работу по изученным методикам.

Объектом исследования являются кристаллы. 

Предметом  исследования – процесс кристаллизации.

Работа посвящена исследованию возможности получить кристаллики соли и сахара  в домашних условиях.

        Гипотеза исследования

       Мы предположили, что кристаллы соли могут появляться при создании определенных условий; значит, если изменять условия кристаллизации и растворять различные вещества, то можно получать кристаллы разной формы и цвета.

        Практическое значение исследования в том, что оно может быть использовано на уроках окружающего мира, во внеклассных мероприятиях, на занятиях кружка, привлечет внимание к изучению устного народного творчества (загадок, пословиц, поговорок), крылатых выражений, связанных с солью, даст советы «Куда деть пуд соли?».

Актуальность работы заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в том, что доступно для наблюдения и изучения, не требует особых усилий и затрат. Например, соль. Соль, которая есть на каждом столе, в каждом доме, известная и знакомая, непознанная и таинственная!

Неужели из обычной соли может получиться такая красота?



 

Необычное рядом!

Итак, «Хлеб-соль!» - так на Руси встречали знатных гостей. Это традиционное пожелание добра, достатка, хорошего аппетита, выражение гостеприимства. Встреча гостей хлебом-солью имела ещё одно важное значение – соль была своеобразным оберегом, наши предки верили, что соль защищает от враждебных сил.
   Происхождение слова соль связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца - Солонь; «идти посолонь» (старинное выражение), которое означает: «идти по Солнцу».



 

Мы живем в мире кристаллов



 

          В давние времена считалось, что кристаллы представляют собой редкость. Действительно, нахождение в природе крупных однородных кристаллов - явление нечастое. Сейчас мы знаем, что даже некоторые части организма кристалличны, например, роговица глаза. В настоящее время изучением многообразия кристаллов занимается наука КРИСТАЛЛОГРАФИЯ. Она исследует свойства и строение, как одиночных кристаллов, так и кристаллических агрегатов.

           В облаках, в глубинах Земли, на вершинах гор, в песчаных пустынях, в озерах, морях и океанах, в доменных печах, в аппаратах химических заводов, в научных лабораториях, в клеточках растений, в живых и мертвых организмах - везде встречаем мы кристаллы.



 

Формы кристаллов

Существуют особые формы кристаллов: иглы, перья, ветки, цветы, деревца и т.п.

      Формы кристаллов могут быть весьма разнообразными, но симметрия этих форм для каждого вещества одна, ее определяет симметрия и закономерность атомного строения данного вещества.

На слайде мы видим одни из самых известных, используемых в практической жизни кристаллов: гипс, пирит, аметист.

Жидкие кристаллы



 

Жидкий кристалл – это специфическое агрегатное состояние вещества, в котором оно проявляет одновременно свойства кристалла и жидкости.



 

Что нужно знать!

При выращивании кристаллов необходимо знать, какие процессы управляют его ростом; почему разные вещества дают кристаллы различной формы, а некоторые вовсе не образуют кристаллов; что надо сделать, чтобы кристаллы получились большими и красивыми.



 

Зависимость роста кристаллов от температуры



 



 



 



 



 

Практическая работа

Процесс выращивания кристаллов

Опыт № 1 Выращивание кристаллов из морской соли

Берём соль, разводим раствор в ёмкости и ставим её в кастрюлю с тёплой водой, пока не растворится. Добавляем ещё соль и снова перемешиваем. Повторяем этот этап до тех пор, пока соль  не будет растворяться,  и станет оседать на дно стакана. Мы получили насыщенный раствор соли. Переливаем его в чистую ёмкость. Выбираем любой понравившийся более крупный кристаллик морской соли,  привязываем за нитку и подвешиваем, чтобы он не касался стенок стакана. Уже через пару дней можно заметить значительный для кристаллика рост. С каждым днём он будет увеличиваться.

Результат: мы получили кристалл морской соли.

 Вывод:

1. Морская соль состоит из кристаллов.

2. При соприкосновении кристаллов соли с водой, они растворяются.

3. Быстрее всего кристаллысоли могут образовываться в насыщенном растворе морской соли.

4. По мере того как вода испаряется, соль сноваобразует кристаллы.

5. В домашних условияхможно вырастить кристаллы при необходимых условиях: наличие насыщенного солевого раствора и ниточки с затравкой.

Опыт № 2  Выращивание кристаллов из сахара.

В воду всыпаем 2 столовые ложки сахара и хорошо перемешиваем, если сахар полностью растворился, добавляем еще немного. Когда на дне стакана останется нерастворимый осадок, значит раствор готов. Аккуратно наливаем по 2 столовые ложки раствора на каждое блюдце.  Чтобы получить цветные кристаллы можно капнуть немного пищевого красителя. Через пару дней начнут расти кристаллы. Ждем еще несколько дней и любуемся получившимися кристаллами.

Результат: мы получили кристаллы сахара.

Вывод:

1. Сахар состоит из кристаллов.

2. При соприкосновении кристаллов сахара с водой, они растворяются.

3. По мере того как вода испаряется, сахар сноваобразует кристаллы.

Опыт № 3  Также мною были выращены кристаллы Пурпурный аметист, Жёлтый топаз; с использованием набора «Всезнайка!»

Таким образом, мы получили следующие кристаллы рельефно-видной формы, представленные на слайде.

Вывод:

В завершении нашей исследовательской работы мы подвели итоги и пришли к следующему:

< >при благоприятных условиях морская соль, сахар, принимают форму кристаллов;<!-- -->кристаллы различных веществ имеют разную форму;<!-- -->на форму кристаллов  оказывает влияние температура; <!-- -->кристаллы различных веществ имеют различные свойства (одни кристаллы окрашиваются, другие – бесцветны; одни кристаллы растут хорошо, другие – плохо).<!-- -->быстрее и легче кристалл растёт тогда, когда в насыщенный раствор помещается кристалл - «затравка».<!-- -->В ходе работы все поставленные задачи были выполнены. Выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение в ходе проведения опытов и наблюдений.                                                            Заключение



 

Процесс выращивания кристаллов в домашних условиях это очень интересно и увлекательно, позволяет  сознательно отнестись к закономерностям природы. Работа по выращиванию кристаллов сделала нас более наблюдательными, расширила наш кругозор, приобщила к науке, позволила удивляться. Переживание “чуда” выращивания принесло нам много положительных эмоций и ярких   впечатлений. Исследовательская работа приоткрыла нам дверь в загадочную страну кристаллов и минералов.