Официальный сайт audiophilesoft 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Рабочая программа элективного курса «КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА»

Submitted by Алексей Мочалин on пн, 12/01/2015 - 21:38
Данные об авторе
Автор(ы): 
Мочалин Алексей Михайлович
Место работы, должность: 

МБОУ средняя общеобразовательная школа № 4 г.  Городца Нижегородской области

учитель информатики и ИКТ

Регион: 
Нижегородская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Уровни образования: 
начальное профессиональное образование
Уровни образования: 
среднее профессиональное образование
Уровни образования: 
дополнительное профессиональное образование
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Информатика и ИКТ
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Тьютор
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
программа
Краткое описание ресурса: 
<p>Рабочая программа элективного курса по информатике и ИКТ &laquo;Компьютерная графика&raquo;.</p> <p>Элективный курс &laquo;Компьютерная графика&raquo; предназначен для учащихся старших классов школ, гимназий, колледжей. Курс может проводиться в классах естественно-математического профиля. Однако может быть интересен в классах &nbsp;социально-гуманитарного и общеобразовательного профилей.</p>

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа элективного курса

 «КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предназначена для обучающихся 10-11 классов

 

Срок реализации программы 2 (1) года

 

Автор Мочалин Алексей Михайлович, учитель информатики

 

Год разработки программы       2012 г.

 

 

 

 

Городец

2012

 

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса по информатике и ИКТ «Компьютерная графика» составлена на основе авторской программы Л.А. Залоговой, канд. физ.-мат.наук, доцента кафедры математического обеспечения вычислительных систем Пермского государственного университета.

Элективный курс «Компьютерная графика» предназначен для учащихся старших классов школ, гимназий, колледжей. Курс может проводиться в классах естественно-математического профиля. Однако может быть интересен в классах  социально-гуманитарного и общеобразовательного профилей. Основное требование к предварительному уровню подготовки — освоение «Базового курса» по информатике.

Основное внимание в курсе «Компьютерная графика» уделяется созданию иллюстраций и редактированию изображений, т.е. векторным и растровым программам.

Курс рассчитан на 68 учебных часов и может быть реализован в двух вариантах:

  • 1 год обучения по 2 часа в неделю,
  • 2 года обучения по 1 часу в неделю.

Цели и задачи курса:

  • дать глубокое понимание принципов построения и хранения изображений;
  • изучить форматы графических файлов и целесообразность их использования при работе с различными графическими программами;
  • рассмотреть применение основ компьютерной графики в различных графических программах;
  • научить учащихся создавать и редактировать собственные изображения, используя инструменты графических программ;
  • научить выполнять обмен графическими данными между различными программами.

Образовательные результаты

Учащиеся должны овладеть основами компьютерной графики, а именно должны знать:

  • особенности, достоинства и недостатки растровой графики;
  • особенности, достоинства и недостатки векторной графики;
  • методы описания цветов в компьютерной графике – цветовые модели;
  • способы получения цветовых оттенков на экране и принтере;
  • способы хранения изображений в файлах растрового и векторного формата;
  • методы сжатия графических данных;
  • проблемы преобразования форматов графических файлов;
  • назначение и функции различных графических программ.

В результате освоения практической части курса учащиеся должны уметь:

1) создавать собственные иллюстрации, используя главные инструменты редактора векторной графики Inkscape, а именно:

  • создавать рисунки из простых объектов (линий, дуг, окружностей и т.д.);
  • выполнять основные операции над объектами (удаление, перемещение, масштабирование, вращение, зеркальное отражение и др);
  • формировать собственные цветовые оттенки в различных цветовых моделях;
  • закрашивать рисунки, используя различные виды заливок;
  • работать с контурами объектов;
  • создавать рисунки из кривых;
  • создавать иллюстрации с использованием методов упорядочения и объединения объектов;
  • получать объёмные изображения;
  • применять различные графические эффекты (объём, перетекание, фигурная подрезка и др.);
  • создавать надписи, заголовки, размещать текст по траектории;

2) редактировать изображения в редакторе растровой графики Gimp, а именно:

•   выделять фрагменты изображений с использованием различных инструментов (область, лассо, волшебная палочка и др.);

•   перемещать, дублировать, вращать выделенные области;

•   редактировать фотографии с использованием различных средств художественного оформления;

  • сохранять выделенные области для последующего использования;
  • монтировать фотографии (создавать многослойные документы);
  • раскрашивать чёрно-белые эскизы и фотографии;
  • применять к тексту различные эффекты;
  • выполнять тоновую коррекцию фотографий;
  • выполнять цветовую коррекцию фотографий;
  • ретушировать фотографии;

3) выполнять обмен файлами между графическими программами.

Содержание курса

В курсе «Компьютерная графика» рассматриваются:

  • основные вопросы создания, редактирования и хранения изображений;
  • особенности работы с изображениями в растровых программах;
  • методы создания иллюстраций в векторных программах.

Для создания иллюстраций используется редактор векторной графики Inkscape, а для редактирования изображений и монтажа фотографий – редактор растровой графики Gimp.

Раздел 1. Основы изображения

1.1. Методы представления графических изображений

Растровая графика. Достоинства растровой графики. Недостатки растровой графики. Векторная графика. Достоинства векторной графики. Недостатки векторной графики. Сравнение растровой и векторной графики. Особенности растровых и векторных программ.

1.2. Цвет в компьютерной графике

Описание цветовых оттенков на экране монитора и на принтере (цветовые модели). Цветовая модель RGB. Формирование собственных цветовых оттенков на экране монитора. Цветовая модель CMYK. Формирование собственных цветовых оттенков при печати изображений. Взаимосвязь цве­товых моделей RGB и CMYK. Кодирование цвета в различных графических программах. Цветовая модель HSB.

1.3. Форматы графических файлов

Векторные форматы. Растровые форматы. Методы сжатия графических данных. Сохранение изображений в стандартных форматах, а также собственных форматах графических программ. Преобразование файлов из одного формата в другой.

Раздел 2. Редакторы векторной и растровой графики

2.1. Создание иллюстраций

2.1.1 Введение в программу Inkscape

2.1.2 Рабочее окно программы Inkscape

Особенности меню. Рабочий лист. Организация панели инструментов. Панель свойств. Палитра цветов. Строка состояния.

2.1.3 Основы работы с объектами

Рисование линий, прямоугольников, квадратов, эллипсов, окружностей, дуг, секторов, многоугольников и звезд. Выделение объектов. Операции над объектами: перемещение, копирование, удаление, зеркальное отражение, вращение, масштабирование. Изменение масштаба просмотра при прорисовке мелких деталей. Особенности создания иллюстраций на компьютере.

2.1.4 Закраска рисунков

Закраска объекта (заливка). Однородная, градиентная, узорчатая и текстурная заливки. Формирование собственной палитры цветов. Использование встроенных палитр.

2.1.5 Вспомогательные режимы работы

Инструменты для точного рисования и расположения объектов относительно друг друга: линейки, направляющие, сетка. Режимы вывода объектов на экран: каркасный, нормальный, улучшенный.

2.1.6 Создание рисунков из кривых

Особенности рисования кривых. Важнейшие элементы кривых: узлы и траектории. Редактирование формы кривой. Рекомендации по созданию рисунков из кривых.

2.1.7 Методы упорядочения и объединения объектов. Изменение порядка расположения объектов. Выравнивание объектов на рабочем листе и относительно друг друга. Методы объединения объектов: группирование, комбинирование, сваривание. Исключение одного объекта из другого.

2.1.8 Эффект объема

Метод выдавливания для получения объемных изображений. Перспективные и изометрические изображения. Закраска, вращение, подсветка объемных изображений.

2.1.9 Перетекание

Создание технических рисунков. Создание выпуклых и вогнутых объектов. Получение художественных эффектов.

2.1.10 Работа с текстом

Особенности простого и фигурного текста. Оформление текста. Размещение текста вдоль траектории. Создание рельефного текста. Масштабирование, поворот и перемещение отдельных букв текста. Изменение формы символов текста.

2.1.11 Сохранение и загрузка изображений в редакторе векторной графики Inkscape. Особенности работы с рисунками, созданными в различных версиях редактора векторной графики Inkscape. Импорт и экспорт изображений в редактор векторной графики Inkscape.

2.2. Монтаж и улучшение изображений

2.2.1 Введение в редактор растровой графики Gimp

2.2.2 Рабочее окно редактора растровой графики Gimp

Особенности меню. Рабочее поле. Организация панели инструментов. Панель свойств. Панели – вспомогательные окна. Просмотр изображения в разном масштабе. Строка состояния.

2.2.3 Выделение областей

Проблема выделения областей в растровых программах. Использование различных инструментов выделения: Область, Лассо, Волшебная палочка. Перемещение и изменение границы выделения. Преобразования над выделенной областью. Кадрирование изображения.

2.2.4 Маски и каналы

Режимы для работы с выделенными областями: стандартный и режим быстрой маски. Уточнение предварительно созданного выделения в режиме быстрой маски. Сохранение выделенных областей для повторного использования в каналах.

2.2.5 Коллаж. Основы работы со слоями

Особенности создания компьютерного коллажа. Понятие слоя. Использование слоев для создания коллажа. Операции над слоями: удаление, перемещение, масштабирование, вращение, зеркальное отражение, объединение.

2.2.6 Рисование и раскрашивание

Выбор основного и фонового цветов. Использование инструментов рисования: карандаша, кисти, ластика, заливки, градиента. Раскрашивание черно-белых фотографий.

2.2.7 Тоновая коррекция

Понятие тонового диапазона изображения. График распределения яркостей пикселей (гистограмма). Гистограмма светлого, тёмного и тусклого изображений. Основная задача тоновой коррекции. Команды тоновой коррекции.

2.2.8 Цветовая коррекция

Взаимосвязь цветов в изображении. Принцип цветовой коррекции. Команды цветовой коррекции.

2.2.9 Ретуширование фотографий

Методы устранения дефектов с фотографий. Осветление и затемнение фрагментов изображений вручную. Повышение резкости изображения.

2.2.10 Работа с контурами

Назначение контуров. Элементы контуров. Редактирование контуров. Обводка контура. Преобразование контура в границу выделения. Использование контуров обрезки для добавления фрагмента фотографии к иллюстрации, созданной в программе рисования.

 

1.  Практические занятия по векторной графике

1.1. Рабочее окно Inkscape

1.2. Основы работы с объектами

1.3. Закраска рисунков

1.4. Закраска рисунков (окончание). Вспомогательные режимы работы

1.5. Создание рисунков из кривых

1.6. Методы упорядочения и объединения объектов

1.7. Эффект объема

1.8. Эффект перетекания

1.9. Работа с текстом

1.10. Сохранение и загрузка изображений в Inkscape

2.  Практические занятия по растровой графике

2.1. Рабочее окно Gimp

2.2. Работа с выделенными областями

2.3. Маски и каналы

2.4. Создание коллажа. Основы работы со слоями

2.5. Рисование и раскрашивание

2.6. Работа со слоями (продолжение)

2.7. Основы коррекции тона

2.8. Основы коррекции цвета

2.9. Ретуширование фотографий

2.10. Работа с контурами

2.11. Обмен файлами между графическими программами

Тематическое планирование (2 года обучения)

10 класс 1 час/неделю, всего 34 час.

Наименование темы

урока

Учебник

 

Инструктаж по охране труда. Практическая работа

1

 

Раздел 1. Основы изображения (14 ч.)

1.1

Методы представления графических изображений (4 ч.)

 

Растровая графика

2

1.1

 

Векторная графика

3

1.2

 

Сравнение растровой и векторной графики

4

1.3

 

Особенности редакторов растровой и векторной графики

5

1.4

1.2

Цвет в компьютерной графике (6 ч.)

 

Аддитивная цветовая модель

6

2.1

 

Формирование собственных цветовых оттенков в модели RGB

7

2.2

 

Субтрактивная цветовая модель

8

2.3

 

Взаимосвязь аддитивной и субтрактивной цветовых моделей. Цветоделение при печати

9

2.4

 

Формирование собственных цветовых оттенков в модели RGB

10

2.5

 

Цветовая модель «Цветовой оттенок – Насыщенность – Яркость»

11

2.6

1.3

Форматы графических файлов (4 ч.)

   
 

Векторные форматы

12

3.1

 

Растровые форматы

13

3.2

 

О сохранении изображений в стандартных и собственных форматах графических редакторов

14

3.3

 

Преобразование файлов из одного формата в другой

15

3.4

Раздел 2. Редакторы векторной и растровой графики (16 ч.)

2.1

Создание иллюстраций (16 ч.)

 

Введение в программу Inkscape

16

4.1

 

Рабочее окно программы Inkscape

17

4.2

 

Рабочее окно Inkscape

18

Пр1.1

 

Основы работы с объектами

19

4.3

 

Основы работы с объектами

20

Пр1.2

 

Закраска рисунков

21

4.4

 

Закраска рисунков (начало)

22

Пр1.3

 

Закраска рисунков (окончание).

23

Пр1.4

 

Вспомогательные режимы работы

24

4.5

 

Вспомогательные режимы работы

25

Пр1.4

 

Создание рисунков из кривых

26

4.6

 

Создание рисунков.

27

Пр1.5

 

Создание рисунков из кривых.

28

Пр1.5

 

Методы упорядочения и объединения объектов

29

4.7

 

Методы упорядочения и объединения объектов

30

Пр1.6

 

Эффект объема

31

4.8

 

Резерв

3

 
 

Всего

34

 

 

11 класс 1 час/неделю, всего 34 час.

Наименование темы

урока

Учебник

Раздел 2. Редакторы векторной и растровой графики (31 ч.)

2.1

Создание иллюстраций (7 ч.)

 

Эффект объема

1

Пр1.7

 

Перетекание

2

4.9

 

Эффект перетекания

3

Пр1.8

 

Работа с текстом

4

4.10

 

Работа с текстом

5

Пр1.9

 

Сохранение и загрузка изображений в Inkscape

6

4.11

 

Сохранение и загрузка изображений в Inkscape

7

Пр1.10

2.2

Монтаж и улучшение изображений (24 ч.)

 

Введение в программу Gimp

8

5.1

 

Рабочее окно программы Gimp

9

5.2

 

Рабочее окно Gimp

10

Пр2.1

 

Выделение областей

11

5.3

 

Работа с выделенными областями

12

Пр2.2

 

Маски и каналы

13

5.4

 

Маски и каналы

14

Пр2.3

 

Коллаж.

15

5.5

 

Создание коллажа.

16

Пр2.4

 

Основы работы со слоями

17

 

 

Основы работы со слоями.

18

Пр2.4

 

Работа со слоями.

19

Пр2.4

 

Рисование и раскрашивание

20

5.6

 

Рисование и раскрашивание

21

Пр2.5

 

Работа со слоями (окончание)

22

Пр2.6

 

Тоновая коррекция

23

5.7

 

Основы коррекции тона

24

Пр2.7

 

Цветовая коррекция

25

5.8

 

Основы коррекции цвета

26

Пр2.8

 

Ретуширование фотографий

27

5.9

 

Ретуширование фотографий

28

Пр2.9

 

Работа с контурами

29

 

 

Работа с контурами

30

Пр2.10

 

Обмен файлами между графическими программами

31

Пр2.11

 

Резерв

3

 

 

Всего

34

 

Тематическое планирование (1 год обучения)

10(11) класс 2 часа/неделю, всего 68 час.

Наименование темы

урока

Учебник

 

Инструктаж по охране труда. Практическая работа

1

 

Раздел 1. Основы изображения (14 ч.)

1.1

Методы представления графических изображений (4 ч.)

 

Растровая графика

2

1.1

 

Векторная графика

2

1.2

 

Сравнение растровой и векторной графики

3

1.3

 

Особенности редакторов растровой и векторной графики

3

1.4

1.2

Цвет в компьютерной графике (6 ч.)

 

Аддитивная цветовая модель

4

2.1

 

Формирование собственных цветовых оттенков в модели RGB

4

2.2

 

Субтрактивная цветовая модель

5

2.3

 

Взаимосвязь аддитивной и субтрактивной цветовых моделей. Цветоделение при печати

5

2.4

 

Формирование собственных цветовых оттенков в модели RGB

6

2.5

 

Цветовая модель «Цветовой оттенок – Насыщенность – Яркость»

6

2.6

1.3

Форматы графических файлов (4 ч.)

 

Векторные форматы

7

3.1

 

Растровые форматы

7

3.2

 

О сохранении изображений в стандартных и собственных форматах графических редакторов

8

3.3

 

Преобразование файлов из одного формата в другой

8

3.4

Раздел 2. Редакторы векторной и растровой графики (50 ч.)

2.1

Создание иллюстраций (22 ч.)

 

Введение в программу Inkscape

9

4.1

 

Рабочее окно программы Inkscape

9

4.2

 

Рабочее окно Inkscape

9

Пр1.1

 

Основы работы с объектами

10

4.3

 

Основы работы с объектами

10

Пр1.2

 

Закраска рисунков

11

4.4

 

Закраска рисунков (начало)

11

Пр1.3

 

Закраска рисунков (окончание).

12

Пр1.4

 

Вспомогательные режимы работы

12

4.5

 

Вспомогательные режимы работы

13

Пр1.4

 

Создание рисунков из кривых

13

4.6

 

Создание рисунков.

14

Пр1.5

 

Создание рисунков из кривых.

14

Пр1.5

 

Методы упорядочения и объединения объектов

15

4.7

 

Методы упорядочения и объединения объектов

15

Пр1.6

 

Эффект объема

16

4.8

 

Эффект объема

16

Пр1.7

 

Перетекание

17

4.9

 

Эффект перетекания

17

Пр1.8

 

Работа с текстом

18

4.10

 

Работа с текстом

18

Пр1.9

 

Сохранение и загрузка изображений в Inkscape

19

4.11

 

Сохранение и загрузка изображений в Inkscape

19

Пр1.10

2.2

Монтаж и улучшение изображений (28 ч.)

 

Введение в программу Gimp

20

5.1

 

Рабочее окно программы Gimp

21

5.2

 

Рабочее окно Gimp

21

Пр2.1

 

Выделение областей

22

5.3

 

Работа с выделенными областями

22

Пр2.2

 

Маски и каналы

23

5.4

 

Маски и каналы

23

Пр2.3

 

Коллаж

24

5.5

 

Создание коллажа

24

Пр2.4

 

Основы работы со слоями

25

 
 

Основы работы со слоями

25

Пр2.4

 

Работа со слоями

26

Пр2.4

 

Рисование и раскрашивание

27

5.6

 

Рисование и раскрашивание

27

Пр2.5

 

Работа со слоями (окончание)

28

Пр2.6

 

Тоновая коррекция

29

5.7

 

Основы коррекции тона

29

Пр2.7

 

Цветовая коррекция

30

5.8

 

Основы коррекции цвета

30

Пр2.8

 

Ретуширование фотографий

31

5.9

 

Ретуширование фотографий

31

Пр2.9

 

Работа с контурами

32

 
 

Работа с контурами

32

Пр2.10

 

Обмен файлами между графическими программами

33

Пр2.11

 

Резерв

2

 

 

Всего

68

 

 

Учебно-методическое обеспечение курса

Учебно-методический комплект «Компьютерная графика» состоит из учебного пособия и практикума.

  • Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие/Л.А.Залогова. – 2 изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  • Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Практикум/Л.А.Залогова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

Программное обеспечение курса

Inkscape свободно распространяемая программа с открытым кодом, аналог CorelDRAW, в настоящее время является одним из наиболее популярных векторных графических редакторов. Свою популярность программа приобрела благодаря тому, что позволяет начинающим и профессиональным художникам создавать иллюстрации различной сложности.

Gimp –одна из популярных в мире программа редактирования растровых изображений, является аналогом Adobe PhotoShop. Она используется для ретуширования, тоновой, цветовой коррекции, а также с целью построения коллажей, в которых фрагменты различных изображений сливаются вместе для создания интересных и необычных эффектов.

Список рекомендуемой литературы

  1. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие/Л.А.Залогова. – 2 изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 212 с., 16 с. Ил.: ил.
  2. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Практикум/Л.А.Залогова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 245 с., 16 с. Ил.: ил.
  3. Гринберг А.Д., Гринберг С. Цифровые изображения. – Минск, ООО Попурри, 1997.
  4. Зильберман М.А. Работа с векторным редактором Inkscape. Практикум. – Пермь, 2008.
  5. Корриган Дж. Компьютерная графика. — М.: ЭНТРОП, 1995
  6. Хахаев И.А. Графический редактор GIMP: первые шаги /И.А.Хахаев – М. : ALT Linux ; Издательский дом ДМК-пресс, 2009. – 232 с.: ил. — (Библиотека ALT Linux).
  7. Шишкин. В.В. Графический растровый редактор Gimp: учебное пособие / В. В. Шишкин, О. Ю. Шишкина, З. В. Степчева, – Ульяновск: УлГТУ, 2010. – 119 с.
  8. Жексенаев А.Г. Основы работы в растровом редакторе GIMP (ПО для обработки и редактирования растровой графики): Учебное пособие. – Москва: 2008. — 80 с.
  9. http://ito-info.blogspot.com/2012/05/gimp.html
  10. http://free-maker.ru/?page_id=2881
  11. http://www.openarts.ru/
  12. http://inkscape.paint-net.ru/?id=3

 


Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн