Submitted by Татьяна Александровна Масленникова on Tue, 13/01/2015 - 21:59
Ход урока.
I. Орг.момент
Учитель организует эмоциональный настрой учащихся на урок
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
Фронтальный опрос
- Перечислите группы животных по их групповым признакам.
- Назовите представителей каждой из групп.
- Приведите примеры животных одной группы, но разных видов.
Индивидуальные задания
- Рядом с животными напиши к какой группе они относятся.
(учитель записывает на доске.)
Бабочка - …
Змея - …
Воробей - …
Заяц - …
Волк - …
Лягушка - …
Черепаха - …
Рак - …
Медуза - …
Устрицы - …
Лось - …
Богомол - …
Сом - …
Щука - …
III. Самоопределение к деятельности
- Мы изучили группы животных, их отличительные признаки. Как вы думаете ребята, о чем сегодня мы с вами будем говорить?
(Ответы детей)
- Сегодня на уроке будем говорить о размножении и развитии животных.
IV. Работа по теме урока
Работа в группах
(ученики делятся на 4 группы.)
- Ребята, давайте вспомним, как нужно работать в группах.
Учитель показывает слайды «Правила работы в группах».
- Прочитайте в учебнике на с. 100 план работы вашей группы.
- Расскажите, в какой последовательности вы будете выполнять работу.
- Результаты вашей работы занесите в таблицу.
(Учащиеся выбирают группу животных, по рисункам учебника прослеживают, как размножаются и развиваются животные, дополняют сведениями из текста учебника, выступают с сообщениями о размножении и развитии животных данной группы, полученную информацию заносят в таблицу.)
- Найдите сходства и различия в развитии и размножении земноводных и пресмыкающихся, рыб и земноводных, пресмыкающихся и птиц. (Ответы детей)
- Чем отличается размножение и развитие млекопитающих от размножения и развития всех других животных? (Ответы детей)
- Все ли животные заботятся о своем потомстве? (Нет, не все. Бабочки и лягушки не заботятся.)
- Расскажите, как заботятся о птенцах птицы. (Строят гнезда, откладывают яйца, насиживают их, согревая своим теплом. Птенцы рождаются голыми, беспомощными. Родители кормят их и защищают от врагов.)
- Расскажите, как заботятся о своих детенышах звери. (Ответы учеников)
Учитель показывает презентацию «Животные. Забота о потомстве».
V. Физкультминутка
На реке живет енот,
Чешет лапкой он живот,
Своим хвостиком виляет,
Кверху лапки поднимает.
Шустро он по кочкам скачет
И запас под корень прячет.
Он среди воды живет,
Добродушный наш енот.
VI. Закрепление изученного материала
Ученики пытаются ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 104 учебника.
Выполнение заданий в рабочей тетради
№1 (с. 48).
- Прочитайте задание. Отметьте знаком «+» в соответствующей графе, кто как размножается. (После выполнения задания выполняется взаимопроверка.)
№2 (с. 48-49).
- Прочитайте задание. Схемы развития каких животных в нем даны? (бабочки, рыбы, лягушки, ящерицы, утки, лисы.)
- Найдите в приложении рисунки к данному заданию. Заполните пропуски в схемах развития. Вырежьте и наклейте рисунки. (После выполнения задания выполняется проверка.)
№3 (с. 49).
- Прочитайте задание. Выполните его.
VII. Рефлексия
Работа в группах
- Изготовьте модели, показывающие развитие тех животных, которые вам особенно запомнились. Если потребуется, исправьте ошибки, перемещая детали моделей.
- Подумайте, кто как развивается. Ответьте устно, какие слова пропущены.
Икринка - … - взрослая лягушка. (Головастик.)
… - малек – взрослая рыба. (Икринка.)
Яйцо – личинка - … - бабочка. (Куколка)
- Итак, какой вывод мы можем сделать? Как же размножаются животные?
- Большинство животных откладывают яйца или мечут икру. Звери рождают детенышей и выкармливают их молоком. Развиваясь, потомство превращается во взрослых животных. Многие животные-родители заботятся о своем потомстве.