Официальный сайт avto4avto 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРЕНИНГОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ

Submitted by Анна Михайловна Давыдова on Sat, 17/01/2015 - 14:03

ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРЕНИНГОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ



 

На сегодняшний день не существует общепринятого определения понятия «тренинг», что приводит к расширенному толкованию метода и обозначению этим термином самых разных приемов, форм, способов и средств, используемых в психологической практике.

Термин «тренинг» (от англ. train, training) имеет ряд значений: обучение, воспитание, тренировка. Подобная многозначность присуща и научным определениям тренинга. Ю.Н. Емельянов определяет его как группу методов развития способностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности. Тренинг определяется и как способ перепрограммирования имеющейся у человека модели управления поведением и деятельностью.

В отечественной психологии распространены определения тренинга как одного из активных методов обучения, или социально-психологического тренинга. Б.Д. Парыгин говорит о методах группового консультирования, описывая их как активное групповое обучение навыкам общения в жизни и обществе вообще: от обучения профессионально полезным навыкам до адаптации к новой социальной роли с соответствующей коррекцией Я-концепции и самооценки.

Л.А. Петровская рассматривает социально-психологический тренинг «как средство воздействия, направленное на развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностного общения», средство повышения коммуникативной компетентности.

Общая цель социально-психологического тренинга – повышение компетентности в общении – может быть конкретизировано в ряде задач с различной формулировкой, но обязательно связанных с приобретением знаний, формированием умений, навыков, развитием установок, определяющих поведение в общении, перцептивных способностей человека, коррекцией и развитием системы отношений личности.

Считается, что впервые тренинговые занятия, направленные на повышение компетентности в общении, были проведены учениками К. Левина и Бетеле (США) и получили название Т-групп. В их основе лежала следующая идея: большинство людей живёт и работает в группах, но чаще всего они не отдают себе отчета в том, как они в них участвуют, какими их видят другие люди, каковы реакции, которые вызывает их поведение у других людей. Обучающий цикл тренинг-группы состоит из следующих этапов: представление самого себя - обратная связь - экспериментирование. Открытость – ключевой аспект поведения в такой группе. В Т-группе люди обучаются, пробуя соприкасаться со своими чувствами и выражая их другим людям – вербально и невербально.

В отличие от Т-групп, Группы встреч (личностно-центрированный подход К. Роджерса) более ориентированы на рост отдельной личности, чем на изучение групповой динамики. При этом они подразделяются на направленные на определенную задачу или на чувство общности. Основное направление Группы встреч заключается в формировании интенсивного общения, при этом обычно конкретные темы для дискуссий специально не планируются – дискутируются различные проявления взаимоотношений участников в данной группе. Запланированные упражнения и процедуры избегаются ведущим. Он отвечает за создание климата психологической безопасности, в котором постепенно начинает проявляться свобода выражения личности и уменьшается ее защищенность.

Наряду с Т-группами и Группами встреч к активным групповым методам относятся и Гештальт-группы, которые были разработаны на основе психоанализа, экзистенциальной философии, гештальтпсихологии и теории В.Райха. Отличаются от Т-групп и Групп встреч большей активностью ведущего, который, как правило, начинает с серии групповых упражнений, затем предлагает добровольцу занять «горячее место», т.е. стул рядом с стулом терапевта. Доброволец должен придерживаться принципа «здесь и теперь» и давать отчет о содержании своего сознания. Остальные участники при этом остаются молчаливыми зрителями и наблюдают за происходящим. Руководитель группы отвечает за темп работы группы, способствует развитию самостоятельности и ответственности у участников.

По мере того как члены психокоррекционных групп приближаются к достижению индивидуальных и групповых целей, сами группы последовательно проходят через определенные стадии развития. Большинство психологов считают, что начало группового процесса сопряжено с проявлениями зависимости участников и ориентировочной направленностью их поведения, а затем через разрешение внутригрупповых конфликтов происходит сплочение и повышается эффективность решения стоящих перед группой и ее членами проблем.Одно из наиболее широко известных и универсальных описаний группового процесса основано на теории межличностных отношений Вильяма Шутца. Он выделяет три фазы, которые последовательно проходит в своем развитии группа: фазу присоединения, фазу контроля и фазу открытости.

Фаза присоединения, начинается с формирования группы. Каждый ее член решает вопрос о том хочет ли он быть вместе с этими людьми или нет, и в какой мере, сколько он «готов изъять из остальной жизни с ее обязательствами, и вложить в эти новые отношения». На этой стадии решаются такие вопросы контракта как время и правила работы группы, ответственность участников за их выполнение. Обсуждается заинтересованность и включенность людей в процесс терапии. Эта фаза характеризуется параллельной коммуникацией направленной на ведущего, т.е. все послания участников адресованы терапевту. Задача данной фазы: установление взаимных контактов, работа с тревогой, возникающей из-за недостаточного доверия.

Фаза контроля наступает, когда «вопрос о существовании вместе как группы решен и начинают доминировать проблемы контроля: принятие решений, разделение ответственности и распределение власти» [54].Эта фаза часто сопровождается конкуренцией, конфликтами и борьбой за лидерство. Участники выбирают то количество «влияния и ответственности», которое хотели бы иметь в этой группе, чтобы чувствовать себя комфортно. Увеличивается число коммуникаций между членами группы, формируются отношения между участниками.

После распределения власти и обозначения ответственности наступает фаза открытости. Она связана с решением вопроса: насколько открытыми могут быть участники друг с другом. При этом каждый член группы находит наиболее комфортный для себя уровень открытости и близости. «Для этой стадии характерны выражения позитивных чувств, открытая персональная враждебность, ревность, группировка по парам и в целом, повышенная эмоциональность в отношениях».

По мнению В. Шутца, три описанные фазы присутствуют постоянно, но вопросы каждой из них в определенный период являются наиболее важными и поэтому рассматриваются или отвергаются группой. Успешность опыта пребывания в группе зависит от отношения членов группы к этим вопросам и способности их решать.

Работа тренинговой группы отличается рядом специфических принципов.

Принцип активности. В тренинге люди вовлекаются в специально разработанные действия. Это может быть проигрывание той или иной ситуации, выполнение упражнений, наблюдение за поведением других по специальной схеме. Активность возрастает в том случае, если мы даём участникам установку на готовность включиться в совершаемые действия в любой момент. Чем более активны участники тренинговой группы, тем лучше, так как человек усваивает девяносто процентов того, что делает сам.

Принцип осознания поведения. Средством, помогающим сделать своё поведение осознанным, является обратная связь. Создание условий для эффективной обратной связи в группе - важная задача тренерской работы.

Принцип партнерского общения. Партнёрским общением является такое, при котором учитываются интересы других участников взаимодействия, а также их чувства, эмоции, переживания, признаётся ценность личности другого человека. Реализация этого принципа создаёт в группе атмосферу доверия, открытости, которая позволяет участникам группы экспериментировать со своим поведением, не стесняясь ошибок.

Тренинг начинается, как и каждый тренинговый день, с так называемой «вспышки». Это действие можно расценивать как упражнение, по своей структуре преимущественно индивидуальное, но одновременно связанное с групповым контекстом, так как это каждый раз предъявление себя группе. Каждый в круге по очереди говорит свои ощущения в данный момент в группе, «здесь и теперь» – именно свои ощущения, чувства, образы, желания – свой первичный опыт без оценок, интерпретаций. Это также техника концентрации на себе, своих чувствах, своем внутреннем опыте, возможность дать чувственную, безоценочную обратную связь о себе группе. Кроме того, у каждого запрашиваются ожидания, опасения и готовность работать в тренинговом пространстве.

Существуют определенные правила функционирования тренингового пространства для членов группы, а именно:

  • стараться говорить максимально искренне;
  • стараться максимально быть в настоящем, придерживаясь принципа «здесь и теперь», высказываться только от своего имени, и о том, что воспринято, прочувствованно;
  • избегать кулуарных разговоров
  • не говорить о других участниках в третьем лице, а обращаться
    непосредственно к ним;
  • говорить «Я», а не «Мы» или «Все»;
  • использовать обращение на «Ты» во время работы группы;
  • выслушивать взгляды, мнения членов группы, обдумывать их, но
    принимать решения самостоятельно;
  • высказывать свое мнение по любому вопросу.

Тренинговая программа строится на предлагаемом подборе групповых коррекционных упражнений и на методологии гештальт-подхода.



 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн