Официальный сайт pepsilight 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



концепция гештальт-подхода

Submitted by Анна Михайловна Давыдова on Sat, 17/01/2015 - 14:26

Гештальт-терапия, разработанная Ф. Перлзом, вобрала в себя его опыт психоаналитика, на который наложились влияния философии экзистенционализма, гештальт-психологии и работ В. Райха, посвященных физиологическим механизмам реакций сопротивления.

Одним из центральных в теории гештальт-терапии является представление о целостности организма, которая касается как его внутреннего функционирования, так и взаимодействия со средой в рамках единого поля деятельности (организм-среда). Это представление позволяет рассматривать любой аспект поведения человека как проявление целого – его бытия. Вместе с тем, между индивидом и его средой существует «контактная граница», которая определяет отношения между ними.

Контакт в гештальт-терапии - понятие довольно широкое включающее в себя не только взаимодействие кого-то с кем-то, но и осознавание поля и двигательного ответа в нем, поведение, нацеленное на ассимиляцию нового. Через контакт организм устанавливает и сохраняет свое отличие.

Главным предметом исследования в гештальт-терапии является граница контакта между организмом и средой, где и происходят все психологические явления и где собственно можно и говорить о реальном существовании «Я». Граница контакта – это опыт «Я» и опыт «другого»: умение дифференцировать отношения между «Я» и другим человеком.

Последовательность контакта

Возникновение потребностей происходит постоянно, одна сменяет другую. При этом в данный момент времени лишь одна является наиболее актуальной. Она и образует «гештальт», т.е. фигуру, доминирующую на определенном фоне.

Последовательность построения и разрушения гештальтов – «цикл контакта» (названная так, поскольку описывает то, каким образом организм контактирует с окружающей средой) протекает согласно четырем фазам: предконтакт, контактирование, финальный контакт, постконтакт .

Первая фаза (предконтакт) содержит то, что составляет фон, задний план, это главным образом тело, поскольку именно в теле начинает возникать ощущение. Это ощущение является признаком наиболее актуальной потребности организма, которая развивается в данный момент. На этой фазе происходит отделение фигуры от фона, которая затем будет принимать все более четкие очертания.

Когда потребность или желание осознается, становится ясным, человек обращается к окружающей среде в поиске необходимого объекта для удовлетворения этой потребности (контактирование). На этой фазе организм, манипулируя объектами среды, производит то, что техническими терминами обозначается как идентификация и отчуждение. Иными словами происходит выбор из ресурсов окружающей среды того, что подходит для человека и отвержение того, что не подходит.

Финальный контакт. В этот момент окружающая среда уходит на задний план, и выбранный объект становится наиболее значимой фигурой, в которую всецело вовлечен человек. Во время финального контакта в какой-то момент будет иметь место до определенной степени неразличимость человека и избранного объекта. На короткое время (в момент полного контакта) границы между организмом и объектом среды исчезают, фигура сливается с фоном.

Стадия постконтакта связана с развитием и личностным ростом. В фазе полного контакта граница открывается, чтобы впустить объект контакта, затем, в фазе постконтакта граница вновь закрывается, для начала процесса ассимиляции полученного опыта. Происходит разделение организма и среды, наступает удовлетворение. Фигура исчезает, в поле не остается ничего актуального. Создается возможность для возникновения нового гештальта.

Формирование и завершение гештальтов процесс постоянный, однако, большинство людей прерывают эту последовательность. Прерывание может быть контролируемым, добровольным и, следовательно, управляемым, если человек сохраняет способность выбирать. Он может отложить определенное действие на какое-то время и продолжить его позже, или сделать обдуманный выбор и сознательно прервать последовательность, если, например, для ее завершения не хватает каких-либо условий.

Незавершенная ситуация - это зафиксированная при определенных условиях ситуация контакта, прерванного по той или иной причине, в которой не достигнуто удовлетворение.

Поэтому основная задача терапевта во время работы помочь клиенту осознать прерывание контакта и вместе с ним посмотреть, как оно проявляется, что на него влияет, так чтобы субъект вновь обрел возможность сознательного выбора (прерывать или нет).

Процесс развития в гештальте понимается как расширение зон осознавания, а основной фактор, препятствующий психологическому росту - его избегание. Ф. Перлз называл осознавание центральным механизмом исцеления. Он полагал, что выделение наиболее важной в данный момент потребности и ее удовлетворение произойдет само собой, если только человек просто осознаёт свой собственный опыт от мгновения к мгновению. Человеку свойственно прерывать осознавание в тот момент, когда он встречается с неприятными переживаниями. Это является причиной застревания в незаконченной ситуации.

Прерывание контакта является основной причиной невротических нарушений. Можно выделить четыре основных способа прерывания (сопротивления): слияние (конфлюенция), интроекция, проекция и ретрофлексия.

Слияние (конфлюенция) – это процесс, когда нет понимания отдельности каждого человека, и не учитывается разница между двумя существами. "Когда человек совсем не чувствует границы между собой и окружением и когда ему кажется, что он и окружение есть единое целое – он слит с ним".

Человек, находящийся в состоянии патологического слияния, не знает, что такое он и что такое другие. Не осознавая границу между собой и другими, он не способен на контакт с ними, он не может отделиться от них. Он не способен даже на контакт с самим собой.

Интроекция – это процесс, во время которого концепции, отношения, стандарты поведения, мораль, ценности и т.д. берутся личностью без критической проверки, без усвоения. Такие «непереваренные» концепции, отношения, стандарты поведения и т.д. называются интроектами.

Нездоровое функционирование данного механизма возникает, когда ценности, верования, отношения и т.д. присваиваются, не проверяясь. Одно из следствий интроецирования состоит в том, что человек теряет способность различать, что он действительно чувствует, а что хотят другие, чтобы он чувствовал, или просто, что чувствуют другие. Одним из видов патологического интроецирования является замена своего желания чужим.

При интроекции к минимуму сводится разница между тем, что человек заглатывает целиком, и тем, что он на самом деле хочет, если он вообще позволяет себе замечать подобное различие. Из новых впечатлений человек выделяет только то, что соответствует прошлому опыту, усиливая его незыблемость, и очень заботится о том, чтобы заранее знать что произойдет. Он не допускает ничего нового и при этом утрачивает ощущение остроты жизни, которое возникает только из непосредственного опыта.

И. Польстер и М. Польстер выделяют три основных качества ведущих к интроекции: нетерпение, заставляющее человека немедленно все «сглатывать», лень – не позволяющая делать работу, требующую больших усилий и жадность, выражающаяся в стремлении получить как можно больше и как можно быстрее.

Проекция – это процесс, в котором позитивные и/или негативные свойства, отношения, качества, верования, поведения или чувства, которые в действительности относятся к самой личности, приписываются объектам и/или людям. Она является противоположностью интроекции. «Если интроекция – это тенденция принимать на себя ответственность за то, что в действительности является частью окружения, то проекция – это тенденция делать окружение ответственным за то, источником чего является сам человек».

Человек прибегает к проекции, когда не может принять свои чувства и поступки, например, потому что «не должен» чувствовать и поступать так. Эта интроекция может вызывать у человека глубинное непринятие своих чувств. Он не может принять на себя ответственность за них, не признает их, и поэтому приписывает другим людям. Так, например, утверждение кого-либо о том, что окружающие относятся к нему негативно, пытаются обмануть и т.п., может быть основано на непринятии такого же своего отношения к людям.

Нездоровое функционирование также состоит в критическом осуждении других за те их особенности, которыми обладает сам проектор. Такой способ искажения реальности мешает человеку оценивать свой вклад во взаимодействие с окружением.

Ретрофлексия буквально означает «обращение назад на себя» и в гештальт-терапии понимается как процесс возврата чувств назад, точно против себя. Человек делает себе то, что хотел бы сделать другому или то, что хотел бы получить от другого. Он перестает направлять свою энергию вовне, чтобы произвести в окружающем изменения, которые удовлетворили бы его потребности; вместо этого он направляет свою активность внутрь и делает объектом своих воздействий не среду, а самого себя. В той мере, в какой он это делает, он разделяет свою личность на две части – действующую и испытывающую воздействие. Он буквально становиться своим собственным худшим врагом.

К основным понятиям в гештальт-терапии относят также понятие «self».

«Self» – это специфический для каждого человека процесс, характеризующий его собственный способ реагирования в данный момент и в данном поле в соответствии с его личным «стилем». Под «self» понимается не просто «бытие» человека, а его «бытие-в-мире». Выделяют три особые модальности функционирования «self»: «Оно» (Ид), «Личность» («Персона») и «Эго». Эти модальности проявляются и функционируют одновременно и взаимосвязано, хотя на границе контакта могут быть обнаружены феномены вызванные действием какого-то одного из них.

Функция «Оно» (Ф. Перлз называл ее «собакой снизу») отвечает за проявление потребностей, желаний, импульсов, аппетитов, незаконченных ситуаций. Ее проявление отражаются в теле, она проявляется через ощущения, чувства и т.п. Состояние «Оно» – безответственное состояние, в нем человек не чувствует ответственности за то, что делает.

Функция «Личность» (Ф. Перлз называл ее «собакой сверху») несет в себе аккумулированный опыт, индивидуальную историю жизни: усвоенные организмом социально-культурные ценности, нормы, знания, правила поведения, опыт, накопленный человеком в ходе собственного онтогенетического развития. «Это то, что я знаю о себе, то, что я думаю о том, каковым я являюсь. Это не значит, что я такой и есть! Это только то, что я думаю о своей сущности, как я представляю свой опыт». Эта функция фиксирует опыт в его возможном словесном выражении и выражает его не всегда осознано.

«Эго» – состояние связано с функцией выбора, самоопределением организма в той или иной ситуации. Эта функция, которая совершает идентификации и отвержения, т.е. собственно, вступает в контакт с окружающей средой, а уже через нее – две первые части «self», поочередно или одновременно.

Гештальт-подход допускает любые формы экспериментов в терапевтическом контакте, в групповом пространстве. Одним из самых важных экспериментов в гештальт-подходе является особое построение диалога. Диалог включает в себя три условия:

  • присутствие (психолог выражает свой первичный опыт во взаимодействии с клиентом),
  • включение (терапевт должен принимать опыт другого человека без интерпретаций, быть доброжелательным),
  • согласие психолога участвовать в диалоге, искреннее участие.

Эмпатия, конгруэнтность и безусловное, положительное отношение – вот три основных условия, которые К. Роджерс считает необходимыми и достаточными для терапевтического изменения.

В гештальт-терапии существует ряд принципов, которые определяют эффективность терапевтической работы.

«Здесь и теперь»

Один из центральных принципов гештальт-терапии определяющий взаимодействие терапевта и клиента. Смысл этого принципа в том, что наиболее значимым является то, что происходит здесь и сейчас. При этом прошлое и будущее имеют значение в том, как они представлены в настоящем (вспоминает клиент или думает о будущем, он делает это здесь и сейчас, т.е. переживает прошлую или предстоящую ситуацию в настоящем). Кроме того, этот принцип означает, что то о чем рассказывает клиент, присутствует здесь и теперь, т.е. если он говорит, что мне скучно там и тогда, то, скорее всего ему скучно здесь и сейчас.

«Осознавшие отношений терапевт — клиент»

В ситуации индивидуальной терапии терапевт - единственный реально присутствующий человек для клиента, а в группе – один из самых важных. В отношениях с терапевтом клиент проявляет себя, так же как и во внешнем мире. Если клиент говорит, что его не понимают люди, то, наверняка, он будет делать так, чтобы его не понял и терапевт. Поэтому необходимо осознавать то, что происходит в этих отношениях и выносить это в зону контакта. Во взаимодействии с клиентом терапевту также необходимо осознавать свои переживания по поводу того, что делает клиент и также выносить их в контакт. Выражение терапевтом своих чувств по поводу того, что говорит клиент с одной стороны, является примером открытости в терапии, а с другой – выражением обратной связи от окружающих людей и помощью в осознавании.

«Разделение ответственности за изменения»

Необходимым фактором изменения является принятие клиентом на себя ответственности за то, что он делает, чувствует, за то, что именно он «хозяин своей проблемы» и только он сам может избавиться от нее. Задача терапевта при этом, активизировать внутреннюю работу клиента, усиливать функцию «Эго», предлагая ему выбирать тему сессии, ее глубину и т.д. Если же клиент отказывается от выбора, то терапевт может сказать ему об этом, но не делать это за него, подменяя, тем самым, его «Эго-функцию» своей. Кроме того, терапевту важно признавать выбор клиента, при условии, если последний принимает ответственность за него, даже если это отказ от дальнейшей работы.

«Концентрация внимания на чувствах»

Одна из целей упражнений на осознание состоит в том, чтобы помочь членам группы проанализировать собственные чувства. Ни у кого нет желания почувствовать свою глубоко спрятанную внутреннюю боль. Однако же, отрицая эту боль, мы связываем себя незаконченным действием. Чтобы формирование гештальта завершилось, старые чувства должны найти свое полное выражение. Это важно, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, та энергия, которая тратится на подавление отрицательных эмоций, может быть направлена на достижение позитивных целей. Во-вторых, при открытом выражении чувств обнажаются крайние стороны любого внутреннего конфликта, так что становится возможным интегрировать различные аспекты личности. Когда мы открыто выражаем свои чувства, то начинаем понимать, что же на самом деле нам надо, чего мы хотим.

«Исследование сопротивления»

Сопротивление, как и другие психические механизмы, является частью организма. Исходя из этого, задача терапевта состоит не столько в преодолении его, сколько в изучении и осознавании того, как клиент его создает, как с его помощью прерывает контакт. Такая работа позволяет клиенту выбрать, оставить этот способ поведения, или заменить его другим, более эффективным. В работе с сопротивлением важным вопросом является «Как ты это делаешь (сдерживаешься, уходишь от контакта и т.п.)?». Разбор (проживание) этого события при поддержке терапевта обычно помогает клиенту понять, как он переносит прошлое в настоящее и выбрать делать это или нет.

В гештальт-терапии существует ряд техник (процедур), позволяющей быстро вывести на поверхность часть архаического материала и устаревшие повторяющиеся паттерны поведения. Такие разнообразные техники, вызывающие к воображению и спонтанности, в основе своей нацелены на то, чтобы дать возможность заговорить бессознательному.

Наиболее известной и, в общем-то, основной техникой гештальт-терапии считается техника «пустой стул», т.е. «диалог» с пустым стулом, представляющим персонаж из жизни клиента. Она была заимствована Ф. Перлзом из психодрамы.

Эксперимент «пустой стул» – это встреча «лицом к лицу» на стульях двух конфликтующих частей личности (полярностей) или клиента и другого человека (воображаемого). После того как борьба между двумя частями личности будет обострена до подходящего уровня, а чувства вербально и невербально выражены, энергия начнет рассеиваться, и наступит истинная интеграция или истинное разрешение.

В некоторых случаях работа с персонажами стульев может строиться по принципам разрешения межличностных конфликтов.

Анализ сновидений и фантазий

По мнению Ф. Перлза, сновидения – это экзистенциальные послания, которые могут помочь нам понять, какие незаконченные ситуации мы в себе несем, чего не хватает в нашей жизни, чего и как мы избегаем, отчуждая части самих себя.

Работа со сновидениями и фантазиями в гештальт-группах включает два процесса: перенос их на реальную почву и возвращение личности тех ее фрагментов, которые были спроецированы на вымышленные образы. Предполагается рассматривать элементы сновидения как части «Я» человека, а сам сон как незавершенную ситуацию, требующую завершения.

Перенос фантазии (или сновидения) на реальную почву становится возможным, когда участник описывает ее в настоящем времени.

Каждый объект или фигура сновидения представляет собой отчужденный фрагмент личности. Когда «автор» сновидения по очереди проигрывает роли всех виденных во сне живых существ и неживых объектов, он выявляет те аспекты своей личности, которые до сих пор никогда не осознавал в полной мере. Он может испытать чувства превосходства и уверенности или страха и беззащитности, враждебности и уязвимости. Руководитель группы может попросить участника сосредоточиться на том виденном во сне объекте, который представляется ему особенно важным, или переключать внимание с объекта на объект, каждый раз отмечая чувства, которые при этом возникают.

Если основу сновидения составляет обсуждение ил спор, можно воспользоваться техникой «пустого стула», чтобы войти в контакт с соответствующими полярностями и избежать этого переживания.


 


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн