Официальный сайт ejnews 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



КОНСУЛЬТАЦИЯ.ТЕМА: «ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Фото пользователя Татьяна Николаевна Морозова
Submitted by Татьяна Николаевна Морозова on пн, 19/01/2015 - 18:33

Известно, что именно в дошкольном возрасте формируется полоролевая (гендерная) идентичность. Основная трудность реализации дифференцированного подхода к обучению и воспитанию дошкольников – это особенности взаимодействия педагогов-женщин с мальчиками  при недостаточности или отсутствии мужского влияния. Окружённые женщинами и в детском саду, и в семье, мальчики перенимают фемининную стратегию поведения и рискуют не вырасти мужчинами, готовыми принимать серьёзные жизненные решения и нести ответственность за них.

 

Педагоги испытывают затруднения при выборе  стратегии воспитания мальчиков. Сложность воспитания мужественности состоит  в следующем. Во-первых, педагог женщина не может, что естественно, использовать свой детский опыт при взаимодействии с мальчиками. Во-вторых, в дошкольном возрасте мальчик, как правило, не соответствует тому образу взрослого мужчины, которым ему суждено стать. Мужчина – воплощение силы, мальчик же слаб, раним, уязвим.

Педагоги испытывают трудности и в просвещении родителей по вопросам воспитания детей разного пола. Это связано с современными тенденциями в статусе семьи, осложняющими полоролевую социализацию детей (рост материального равенства мужа и жены, переход от большой, трёхпоколенной семьи , к малой, от чёткого разделения семейных ролей к взаимозаменяемости хозяйственно-педагогических функций родителей.

   На базе МДОУ ЦРР №59 г. Белгорода  разработана и опробирована модель развития компетентности педагога в реализации гендерного подхода  к воспитанию дошкольников.  Итак, охарактеризуем технологическую компетентность, рассматриваемую как готовность педагога применить гендерный подход при организации основных видов деятельности дошкольников.

 

                     Организация познавательной деятельности.

Специфика познавательного развития предполагает использование по преимуществу зрительных стимулов для мальчиков и слуховых – для девочек; более подробное объяснение творческих заданий  для девочек и указания лишь принципа их выполнения для мальчиков; развитие пространственных умений девочек, активизация их работы с конструкторами в совместной с мальчиками деятельности.

 При организации занятий педагогам не следует настойчиво требовать полного ответа от мальчиков. Также не следует от них требовать «женского поведения» при ответе: девочки смотрят в лицо педагогу, не отвлекаются, кивают; мальчики же смотрят вниз или в сторону, шепчут себе под нос. Особую роль по развитию коммуникации  желательно отводить чтению литературных произведений с последующей этической беседой. Образы героев должны быть художественно – выразительны и эмоционально привлекательны., должны содержать полярные поведенческие эталоны ( трус- герой, трудолюбивая- ленивая) и идеалы семейных отношений. Особенности оценок педагога- женщины связаны с тем, что мальчики чаще получают от них негативные отзывы, которые ведут к формированию заниженной самооценки. Девочкам важно как  (в какой форме) их оценили, а мальчикам – что именно в их деятельности было оценено.

      Организация предметно-развивающей среды.

Традиционные принципы построения среды предусматривают одинаковое количество игр, пособий в зонах мальчиков и девочек, свободный выбор зон детьми, возможность организации совместных игр. Необходимо учитывать гендерные различия, не отвергать современные игрушки, но и не забывать старинные. Важно предусмотреть расширение горизонтального и вертикального игровых пространств группы, что особенно важно для полноценного психического развития мальчика.

 

              Организация совместной трудовой деятельности.

На первых порах целесообразно создавать пары из мальчика и девочки для выполнения достаточно простых поручений, где надо проявить и физическую силу (мальчики), и аккуратность, тщательность ( девочки). Постепенно дети учатся самостоятельно распределять трудовые операции с учётом пола партнёра.

 

                 Организация игровой деятельности.

Гендерный подход предполагает соответствие методов руководства играми их содержанию и специфики игровых стилей детей разного пола. Необходимо удовлетворять потребность мальчиков в соревновательности и победе, учитывать особенности интересной мальчикам игровой деятельности, обеспечивающие становление мужественности: большое количество участников, конкурентность, конфликтность, применение физической силы в борьбе за лидерство. Игры девочек характеризуются меньшим количеством участников, невысоким уровнем корпоративности. Лидерство девочки завоёвывают переговорами, а не силой.

Следующий аспект – обогащение содержания игр, в которых ребёнок практикует модель поведения, соответствующую его полу, идентифицируя себя со взрослыми. Сложность в том, что воспитателям-женщинам ближе игры семейно-бытовой тематики, в которых роль папы явно недостаточна. В «мужских» играх (в индейцах, в войну, в полярников) женщины видят причину бессмысленной беготни, агрессивности и относятся к ним отрицательно.

Необходимо рассказать и девочкам, и мальчикам об общественных и производственных сферах занятости мужчин, помочь осознать их значимость в семье. Педагог не должен устраняться от руководства военными играми, должен расширять тематику игр героического содержания («Ковбои», «Космонавты», «Богатыри», «Пожарные», «Спасатели»), в которых мальчики учатся быть смелыми, выдержанными, преодолевать трудности. Разъясняя детям ход военных и героических игр, следует делать акцент на том, что их персонажи оберегают тех, кто нуждается в помощи, защищают Родину.

 Ещё одно направление – организация совместных игр, в том числе по семейно-бытовой тематике («Страна мальчишек, страна девчонок» «Автозаправка», «Ожидаем гостей», «Поездка семьи за город» и др.) и игр-драматизаций по сюжетам сказок. В последних дошкольники получают возможность прочувствовать переживания героев и установить связь между эталонами нравственного поведения в сказке и своим собственным поведением.

 

Развитие качеств, продиктованных социально-половой ролью, воспитание чувства гордости за свою половую принадлежность – это в первую очередь осознание связи между именем и социальной половой ролью. Так, в ходе бесед «История твоего имени», «Значение имени» формируется представление о том,     что варианты имён Саша, Александр, Александр Иванович содержат информацию о статусе и ролях человека в разных ситуациях, о том, какой или каким должен быть, сопровождаются определёнными эмоциональными ощущениями, т.е. способствуют его гендерному становлению.

Другое направление – это полоориентированное обращение к ребёнку, вследствие чего он идентифицирует своё Я с определённой социальной ролью (мальчик – с мужчиной, рыцарем, джентльменом,  девочка – с дамой, принцессой, леди).

Третье – это констатирование сути поведения в данной роли («Ты же мужчина», «Дамы всегда так поступают»).

 Четвёртая – опора на традиционную символику в общении с ребёнком, опираясь на которую легко вызвать эмоциональный отклик в душе ребёнка, заинтересовать его. Символы мальчиков: свобода и путешествия( ветер, мосты, машины, самолёты), враги (роботы, драконы, монстры, змеи), сила и борьба (меч, копьё, лук, стрелы, крепость), победа (флаг, горн, крики «ура»). Символы девочек: материнство(куклы, невесты, детские кроватки, коляски), женственность, лёгкость, нежность(воздушные шарики, птички, принцессы), очаг и домашний уют ( дом, стол, занавески, посуда), достаток в доме ( фрукты, овощи, ягоды), женская красота (украшения, наряды, цветы).

Пятое – учёт эмоционально- коммуникативных особенностей детей разного пола. Так, мальчики кратковременно, но ярко реагируют на любой эмоциональный фактор и нуждаются в том, чтобы быстро снять напряжение, переключиться на какую - нибудь продуктивную деятельность. В ответ на долгие нотации взрослых они «отключают» слуховое восприятие, не воспринимают информацию. У девочек же резко нарастает общая активность всех структур мозга – они готовы в любую секунду отреагировать на эмоциональный фактор. На долгие нотации взрослых девочки реагируют слезами, гневом.

И наконец, шестое – умеренность «указующей» позиции в общении с мальчиками. Известно: в отношении мужского пола эволюция вела отбор на сообразительность, находчивость, изобретательность, в отношении женского на адаптируемость,  воспитуемость. Поэтому девочки принимают несвойственную им стратегию решения задач, навязанную взрослыми. Мальчики в такой ситуации стараются уйти из-под контроля взрослого, не подчиняясь ему.

 

 

 

 

 

 


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн