Официальный сайт aksakal 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Методика работы с притчами на уроках

Фото пользователя Андрей Владимирович Елисов
Размещено: Андрей Владимирович Елисов - ср, 17/06/2009 - 15:19

Жанр притчи и ее нравственный смысл

Притча – это короткое, сжатое нравоучение в прозаической или стихотворной форме. Притча, как правило, не требует доказательств. Она строится на сравнении, подобии, противопоставлении явлений и фактов. Слово притча является переводом греческого слова paraballo, что значит "располагать в ряд". Таким образом, притча - это то, что поставлено в один ряд с чем-либо для сравнения. В обычной притче обычное событие повседневной жизни используется для того, чтобы подчеркнуть или разъяснить важную духовную истину. Притча в главном предназначается для молодежи, девушек и юношей, для женщин и мужчин, а в условиях школы – для учеников. Она – способ передачи мудрости от старшего поколения. Свойство притчи – её краткость, повторение практических наставлений в таком виде, чтобы они легко запоминались.
 
Есть замечательная спартанская притча о послах, которые говорили пространно и долго. Спартанцы сказали им:
-Ваша речь была слишком длинна. Пока мы слушали вторую часть, мы забыли то, что звучало впервой части. А так как мы забыли начало, мы не поняли ничего
 
Особенность действия притчи в условиях учебного процесса заключается в том, что ее лаконичность и краткость, наряду с образностью лучше всего воздействует на ум, сердце и волю ученика. С одной стороны, притча усиливает интерес к религиозному источнику, из которого она взята, с другой стороны, она заставляет работать духовно, воздействуя на чувства, стимулируя нравственный выбор ученика. Притчи — это иносказательные поучения, образы и примеры для коих заимствовались из обыденной жизни народа и окружающей его природы».
В «Полном церковно-славянском словаре», составленном протоиереем Г. Дьяченко, дается следующее определение: «Притча — загадка; загадочное, мудрое изречение, пословица; поучительное изречение; образ».
«Притчи Христовы, — находим определение в Библейской энциклопедии, — наставления, заимствованные из подобий окружающей природы или примеров, взятых из обыкновенной жизни человеческой, которые Господь нередко предлагал своим ученикам и народу в поучение и назидание». «Притчи — это аллегория, в которой слушатель должен узнать себя, — отметил диакон Андрей Кураев. — Евангельские притчи — это не просто житейские иллюстрации некоторых нравственных истин, а обращение к совести человека: понимаешь ли ты, что происходит с тобой? Персонажи ее не наделяются каким-то строго определенным характером. Они не описываются, и сказитель притчи не дает их психологического портрета. Персонаж притчи — это чистый субъект нравственно-религиозного выбора. Это один из основных принципов построения библейского текста: он взывает к самоопределению человека, к выбору". Когда ученики Христа, приступив к Нему, спросили: «Для чего притчами говоришь им?», Он сказал в ответ: «Для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами, что они, видя не видят, и, слыша не слышат, и не разумеют, и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите — и не уразумеете, и глазами смотреть будете — и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Мф. 13, 10-15). Казалось бы, суровый приговор «неразумеющим сердцем», но Бог — многомилостивый и премудрый сердцеведец, пояснив содержание притчи о сеятеле апостолам, почему-то продолжал разговор с народом на языке притч. Разъяснений Учитель не дает. Почему? Возможно ответ на этот вопрос дается Самим Господом и опять в притче...
 
«Царство Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва» (Мк. 4, 26-29). Для нас особо интересны слова: «...и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе».
Многообразны свойства притчи. Иногда она — лишь намек, нацеленный как бы на другого, бьющий мимо. А раз нет прямой наводки, нет и защитной, оборонительной реакции. Значит, этот намек попадает в душу слушателя и вызывает размышления, ассоциации, дающие всходы.
 
Темы притч: мудрость, долголетие, праведность, знание, любовь к ближнему, страх перед животворными силами природы, воздержание, усердие, самообладание, разумное пользование богатством, сочувствие к бедным, семейные устои и воспитание детей, сдержанность в наслаждениях, милосердие, выбор друзей, трудолюбие, честность, непримиримость ко злу, справедливость, помощь нуждающимся в ней, веселье, здравый рассудок.
Каждая притча-это выражение духовного опыта множества жизней, она шифр духа. Каждая притча понимается слушателем по его сознанию. Мышление человека тройственно. Ему отвечают мозг, сердце и сознание. Мозг разумен, сердце чувствительно, сознание мудро. В соединении этих трех – красота, радость познания. Притча интернациональна. Она встречается во всех религиях мира и в обыденной жизни.
 
Методический опыт работы с притчей на уроках «Религии России»
 
Часто притчу называют романом в несколько строчек. Поговорим о притче на языке притчи.
 
Притча о правде. Гуляла Правда по земле голая и ее никто не принимал у себя дома. пожаловалась она Притче. Притча решила подарить ей несколько своих одежд и под этим видом она входила в каждый дом. Напрашиваются логические вопросы, которые можно задать ученикам:
1. Почему люди больше любят притчу чем правду?
2. Почему Христос и религиозные деятели чаще всего говорили притчами?
Ответы на эти вопросы позволяют сделать следующие выводы:
1.Притча позволяет не осудить человека, но осудить порок
2.Притча предлагает мыслительную деятельность над сложными вопросами бытия
3.Притча остается в памяти и она удобна для восприятия
Всегда ли притча дает правильный ответ на проблемную ситуацию? Ответим и на этот вопрос языком притчи.
 
Притча о старце, говорящего притчами.
-Старец. Ты почему не растолковываешь сказанное?
 А ты будешь вкушать пережеванную кем-то пищу?
А вот притча-загадка, которую можно задать ученикам на уроках Религии России.
 
Притча -загадка о линии,
 Учитель предлагает ученикам увеличить на доске линию, не прикасаясь к ней. Такая восточная загадка есть в духовном опыте индийского народа.
Оказывается, надо только нарисовать линию параллельную нарисованной меньшего размера. На месте храма Христа Спасителя был Дворец Советов, «бассейн Москва», а надо было просто строить рядом. Предлагаю наш поэтический опыт осмысления данной притчи в собственных стихах
 
 Два храма. Мечеть и храм
 
Пейзаж на Волге благостен и чист.
Куда ни глянь тебя зовет дорога.
А рядом храмы будто две свечи,
Давно уже зажженные эпохах.
 
И каждый манит душу за порог,
Чтоб было ей просторно, а не тесно.
Один с крестом и смотрит на восток,
Другой на юг, одетый в полумесяц.
 
Две линии. стремящиеся ввысь
Вокруг зари разлившейся по свету.
Их по соседству расселила жизнь,
А разделяет их всего три метра.
 
Они стоят так крепко на земле,
Им не нужны сражения и битвы.
Какой из них и ярче, и светлей
Решит в веках и в вечности молитва.
Принцип терпимого отношения к двум храмам, находящимся рядом друг с другом – вот в чем задача курса «Религии России»
А вот притча, которая содержит принцип внутри себя, до которого должен докопаться ученик, оценивая и притчу, и религиозное учение.
 
Притча о принципе и принце
Грубый принц за 10 дней должен был овладеть хорошими манерами, чтобы понравится принцессе. Наградой ему должна была стать женитьба на ней. Но как обучиться хорошим манерам за несколько дней. И тут на помощь к нему приходит старец, сообщающий ему некий принцип, который надо усвоить, чтобы показать все то, что так трудно усваивается и чтобы сразить принцессу.
 
Учитель спрашивает учеников, что же сообщил ему старец, если известно, что принцесса выбрала нашего героя? Какой принцип усвоил принц, чтобы принцесса его выбрала? После определенной дискуссии учитель дает ответ. Так как притча христианская в ней надо искать христианский подтекст. Оказывается принц приехал к принцессе и даже не подошел к ней, считая себя недостойным такой красавицы. Тогда принцесса сама к нему подошла и спросила, почему он себя не представляет ей. Принц ответил, что он не достоин ее. А так как он говорил искренно (усвоил принцип), то принцесса именно его и выбрала.
Итак.1. Притча-это припутная надпись, верстовой столб, который заставляет задуматься (паремийя, по-гречески) Сократ: «Познай самого себя» - обращение на себя. Глядя на надпись, обрати ее к себе, как подсолнух к солнцу обращен. Совет древнего старца: «Смотри на проблемы своей жизни с высоты птичьего полета, с ясностью лунного света, с расстояния в тысячу лет» (смотри смиренно, рассудительно, думая о последствиях, помышляя о том, что ты оставляешь после себя)
2.Притча-это рассказ, имеющий поучительный глубокий смысл (параволи – по-русски) т.е. предтеча, впереди перед чего-то.
 
Притча о художнике и сапожнике. Сапожник стал давать советы как правильно рисовать человеческое лицо. « Не суди выше сапога», - ответил художник.
Притчи можно использовать как повод для выхода на тему беседы, как предлог для совместного обсуждения. Образы притч могут быть и примером для подражания. Таковым эталоном Бог представил нам милосердного самарянина. Притча хорошо запоминается. Полное содержание беседы вряд ли кто может пересказать. А в притче сконцентрирована суть, смысл урока. Дети, приходя, домой, рассказывают ее родным и друзьям. Если ученики ушли с занятий равнодушными, если они не сопереживали услышанному, если им не захотелось его пересказать, то вряд ли что-то доброе посеялось в их душах. Необходимо обратить внимание еще на одну особенность, используемую Господом в Своих беседах с народом: последовательность изложения. Ее заметил святой Иоанн Златоуст: «Так и всегда обыкновенно Христос поступал: не сначала, не при первых наставлениях, постепенно и мало-помалу предлагал труднейшие заповеди, чтобы не встревожить слушателей. Далее, так как заповедь казалась тяжкою, смотри как Он смягчает ее последующими словами, как предлагает награды, превышающие труды, и не награды только, но и наказания за грехи; о наказаниях распространяется даже более, нежели о наградах, потому что, обыкновенно, не столько данные блага, сколько строгая угроза умудряет многих».
 
Важно подчеркнуть, что притча — это лишь подготовительный прием, используемый Богом до определенного времени. Христос говорил Своим ученикам: «Еще много имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить» (Ин. 16, 12). «Доселе Я говорил вам притчами; но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце» (Ин. 16, 25). Спаситель готовил учеников к предстоящим событиям. Он как бы совершил психологическую прививку для того, чтобы возник иммунитет на приближающуюся эпидемию зла. «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам» (Мф. 24, 24-25). «Наперед» — это не только сокрытые от нас дали будущего. «Наперед» — это и то мгновение, в котором мы будем через секунду, или которое мы переживаем сейчас. Как сказал архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховский): «Бог хочет, чтобы люди жили светлой вечностью и в каждой точке своего земного времени, которая и есть единственное их «настоящее». Только мгновение настоящего есть точка соприкосновения человека с реальностью Вечного.
Таким образом, притча может стать ценным материалом для лучшего понимания ценностей религии и нравственного опыта народов В притче «О гальке» концентрируется то, как обычные камни могут стать драгоценными камнями в жизни человека
 
Притча о гальке
 Трое кочевников устраивались на ночлег в пустыне, как вдруг небо озарилось волшебным светом, и раздался голос Бога:
- Идите в пустыню. Соберите столько гальки и камешков, сколько сможете. И завтра вы будете восхищены.
И все. Свет померк, и наступила полная тишина. Кочевники были в ярости.
- Что это за Бог? – говорили они. – Он предлагает нам собирать мусор?! Настоящий Бог сказал бы нам, как уничтожить бедность и страдание. Он дал бы нам ключ к успеху и научил, как предотвратить войны. Он открыл бы нам великие тайны.
Но все же кочевники отправились в пустыню и собрали несколько камешков. Небрежно бросив их на дно дорожных сумок. А потом отправились спать. Утром они двинулись в путь. Не сразу один из них заметил что-то странное в своей сумке. Он запустил туда руку, и в ладони его оказался – нет, не бесполезный камень! – великолепный бриллиант. Кочевники стали доставать другие камешки и обнаружили. Что все они превратились в бриллианты. Они были в восторге – пока не осознали, как мало камней они насобирали прошлым вечером.
Использование притч на уроках позволяет ученикам усилить интерес к предмету, к постижению нравственного смысла религиозных преданий, заставить задуматься над содержанием нравственного опыта человечества.

»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Татьяна Геннадьевна Боровкова

На: Методика работы с притчами на уроках


Спасибо за тему. Наверное, каждый учитель использует на своех уроках  притчи. Тем не менее всегда находим что-то новое для себя, т.к. эта тема бесконечна. http://www.master-neways.ru/wisdom/allegoryaboutpeople/index.html?

С уважением Боровкова Татьяна Геннадьевна, учитель истории и обществознания г. Балаково



Поиск

Loading
Клуб Историки В Интернете (КИВИ)

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн