Официальный сайт avto4avto 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Загадка русского левши

Submitted by Ирина Александровна Шемякина on Tue, 27/01/2015 - 09:11
Данные об авторе
Автор(ы): 
Шемякина И.А.
Место работы, должность: 

учитель русского языка и литературы МБОУ "Озеркинская СОШ" 

Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

·         кратко познакомить с биографией и творчеством Н.С.Лескова;

·         дать начальное представление о жанре сказа;

·         выявить особенности языка произведения;

·         научить видеть эффект комического, создаваемый игрой слов, народной этимологией в произведении;

·         формировать умение анализировать текст, находить жанровые признаки и определять   жанровое своеобразие;

·        формировать умение создавать интерактивные задания по содержанию произведения.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
20
Используемые учебники и учебные пособия: 

Литература. 7 кл. В 2 ч.:учебник -хрестоматия для общеобразовательных учреждений/автор-составитель.Т.Ф. Курдюмова. - 11-е изд. - М.:Дрофа, 2011

Используемая методическая литература: 

Золотаревва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 7 класс.Изд.3-е, испр. - М.:ВАКО, 2006.

Используемое оборудование: 

Компьютерный класс(10 рабочих мест, выход в интернет, проектор, интерактивная доска) 

Используемые ЦОР: 

Презентация "Загадка русского левши"

модуль OMS по сказу Н.С. Лескова "Левша"

мультфильм "Левша"

интерактивные задания, созданные на сайте http://learningapps.org/create.php

Краткое описание: 
<p>Урок изучения сказа Н.С. Лескова &quot;Левша&quot; по программе Т.Ф. Курдюмовой.&nbsp;</p>

Словарная работа: сказ, левша

Предварительное задание: прочитать произведение. Составить тест  по содержанию (5-7 вопросов)

На партах таблицы, по ходу урока которые будут заполнены.

Ход урока.

1. Интрига. Введение в тему урока.

  Мы все с вами разные люди. Но объединила нас сегодня литература. Это  - мир грез. Мир фантазии, мир мудрости, забвения, накала страстей и удивительных приключений. Тебе, вдумчивый читатель, открывается этот мир через книги, в которых живут литературные герои. А сегодня у меня они слегка перепутались.

Игра – пазл «Помоги литературному герою найти автора» (после выполнения задания появляется картинка, в которой дети должны узнать героя из сказа «Левша»)

http://LearningApps.org/view1325831

Кто изображен на картинке? Почему вы так думаете? Что он сделал?

Как же он «в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегиваются, порастерены, а шиворот разорван, а волосья  при учении  выдраны» такой чудоковатый мужичонка смог «переплюнуть» аглицких мастеров? Вот загадка. А загадку русского левши мы будем разгадывать при помощи чего? (произведения)

Как предлагаете назвать урок? (Обсуждается название урока. Подвести к теме «Загадка русского левши»)

Словарная работа. А какое определение этому слову дает толковый словарь?

 (Учащиеся зачитывает словарную статью “Левша”: «Левша   Человек, который владеет левой рукой лучше, чем правой.  Тульский л.( умелый мастер, изощрившийся  в тонкой работе; по  прозвищу героя одноименного рассказа Лескова»).

2. Новая тема.

Тема: Запишите в таблицу тему урока: «Загадка русского левши” Рассказ Н.С.Лескова «Левша”. Для эпиграфа оставьте свободное место. По ходу урока мы подберем  эпиграф и запишем его. ("…там, где стоит "левша", надо читать "русский народ".Н.С. Лесков)

Слово о писателе: Сегодня на уроке мы познакомимся  с творчеством писателя, который запечатлел в веках образ народа - умельца в образе тульского оружейника косого Левши. Имя этого мастера слова  Николай Семенович Лесков.

- Что вы знаете об этом писателе?

Тогда послушайте, пожалуйста, рассказ о нем: (из “Автобиографической заметки”)

 “По происхождению я принадлежу к потомственному дворянству, но молодому и незначительному. Род наш  происходит из духовенства: и дед мой и  его отец и дед и прадед – все были священниками. Отец мой “не пошел в попы”, пресек свою  духовную карьеру,  был выгнан дедом из дому, и с 40 копейками меди пришел в Орел, где стал учителем в домах местных помещиков.

    Я родился 4февраля 1831 года в селе Горохове, где жила моя бабушка. Жили мы в крошечном домике, который состоял из одного большого крестьянского сруба, покрытого соломой.

    В деревне я жил на полной свободе. Со  сверстниками моими, крестьянскими детьми, я жил и сживался душа в душу. Простонародный быт я знал до мельчайших подробностей и до мельчайших оттенков понимал, как к нему относятся  помещики  из большого барского дома.

Я был одарен, несомненно, большими способностями, был вежлив, не  дичился людей, имел пристойные манеры, рано болтал по- французски. В гимназии учился хорошо…”

Шло время… В 1857 году Лесков начинает работать в коммерческом предприятии. За 3 года исколесил всю Россию. В литературу он пришел тридцатилетним. Герои его произведений  - представители разных  сословий и говорят они у писателя все по-своему, а не по – литературному, как отмечал сам Н.С.Лесков. И в этом мы сегодня убедимся, потому что познакомимся с необычным по жанру произведением.

Работа по теории литературы 

Жанр произведения сам автор указывает в подзаголовке к названию. Прочитайте. “Сказ о тульском  косом левше и о стальной блохе” Что из этого предложения мы узнаем о произведении?

 - Какие  жанры литературы вы знаете? Назовите их.

-А теперь давайте запишем определение еще одного литературного жанра:

 “Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Повествование ведется  от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи”.

 Работа с текстом

Найдите приметы сказа в произведении:

Обратите внимание на слова, выражения, построение предложений, речь рассказчика.

Элементы фольклора: зачин гл. 1, повторы гл. 1-4, концовка   сказа содержит назидание гл. 19

“ ...он (Царь) захотел по Европе  проездиться и в разных государствах чудес посмотреть”- ЗАЧИН

ПОВТОРЫ: Царь удивляется чудесам  в Англии, а Платов остается к ним равнодушен. Эта ситуация повторяется несколько раз.

Император Николай Павлович … один раз стал пересматривать доставшуюся ему от брата шкатулку и достал из нее табакерку, а из табакерки бриллиантовый орех, и в нем нашел стальную блоху, которая уже давно не была заведена и потому  не действовала, а лежала смирно, как коченелая…ЭЛЕМЕНТ ФОЛЬКЛОРА

Государь велел сейчас разузнать: откуда это и что такое означает?

…Стали того, другого спрашивать,-никто ничего не знает. Но, к счастью, донской казак  Платов был еще жив и даже все еще насвоей досадной укушетке лежал и трубку курил. Он как услыхал, что во дворце такое беспокойство, сейчас с укушетки поднялся, трубку бросил и явился к государю во всех орденах. Государь говорит:

- Что тебе, мужественный старик, от меня надобно?

А Платов отвечает:

- Мне,  ваше величество, ничего для себя не надо…-ПРИЁМЫ СКАЗОЧНОГО ПОВЕСТВОВАНИЯ: ПОСТРОЕНИЕ ДИАЛОГОВ

“…А доведи он Левшины слова в свое время до государя,- в Крыму на войне с неприятелем совсем бы другой оборот был” КОНЦОВКА СОДЕРЖИТ НАЗИДАНИЕ. Аналогия: “Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!”

 Словарь интересных слов.

-  А теперь самое время обратиться к толковому словарю "Левши", составленному ребятами, чтобы понять тайну рождения новых слов у Лескова, удивиться безграничным возможностям языковой игры. Исследователи зафиксировали более 3000 новообразований разных частей речи в творчестве Лескова.

Презентация творческой группы. «Словарь непонятных слов в сказе Н.С.Лескова «Левша»

(Рассказчик, скорее всего, простой человек, ремесленник, мастеровой. Это  проявляется прежде всего в его речи. В ней много неправильностей, просторечий ( “Проездиться”, “междоусобные разговоры”,“дерябнул”). Инверсий, характерных для фольклорных произведений (“в разных государствах чудес посмотреть”, «все государя домой манил”, “был человек женатый”) Неологизмы: “двусестная карета”,”свистовые” и т.д. Кроме того исторические персонажи – Александр1 и Платов  показаны с точки зрения простолюдина, их поступки и речь  в представлении рассказчика вызывают улыбку. Например, “Платов сказал себе: “Ну уж тут шабаш. До этих пор я еще терпел, а дальше нельзя”,)

-Как вы думаете,  почему появляются в речи рассказчика такие необычные смешные слова? ( Они появляются потому, что  рассказчик или герой сталкиваются с незнакомыми малограмотному человеку, обычно с иностранными словами и изменяют их так, чтобы было “понятнее”.Например: “мелкоскоп”- “микроскоп”, “Аболонполведерский”- Аполлон Бельведерский: “долбица”- “таблица”, Двухсестная”_ двухместная, “керамиды”- пирамиды, “преламут”- перламутр, “Канделабрия”- Калабрия. И другие. Многие слова приобретают юмористический смысл в духе народного понимания.)

 Характеристика образа Левши.

Какие основные качества характера Левши вы увидели в сказе? Какой основной смысл имеет в данном тексте пословица: "У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина"?

Левша – главный герой произведения.

Сегодня мы рассмотрим первые три составляющие образа Левши.

Работа с маркированным текстом. Что о нем как о человеке дается в тексте?

Для этого мы разделимся на команды: Каждый, кто сидит на первом ряду – работает с текстом, чтобы выбрать то, что относится к внешности героя.

Каждый, кто сидит на втором ряду – работая с текстом, выбирает то, что относится к его образованию.

Ну и соответственно, третий ряд - вы работаете с текстом, рассматривая происхождение героя.

Итак, что вы можете сказать о внешности героя.

Что вы можете сказать об образовании героя. На чем оно основано?Подтвердите текстом.

Откуда родом наш герой?

Так почему же этот человек стал главным героем произведения? Что он такого совершил?

Вспомните фразу Левши, который произносит в чужой земле: «Это правда,  что мы в науках не зашлись, но только своему отечеству верно преданы».  О чем она?

О том, что несмотря на свою необразованность, русский народ способен сотворить чудо, и все это не корысти ради, а для того чтобы доказать талант свой, ради  подтверждения веры в Россию. В этом и есть загадка левши, загадка русского человека.

 (Левша -  главный герой, талантливый мастер, герой с "человечкиной душой" душа народа, его совесть, рыцарь добра и зла, олицетворение народного таланта, собирательный образ народа, выразитель русского народа, талантливый мастер, безымянный мастер, на нем держится Россия).

3. Контроль знаний.( количество заданий от наличия времени)

Задание1. Выполнить тест с помощью модуля  OMS (работа в парах за компьютером или все вместе на интерактивной доске)

Результат занести в таблицу

http://fcior.edu.ru/catalog/osnovnoe_obshee?discipline_oo=3&class=7&learning_character=&accessibility_restriction= (это источник файла, сам файл закачан предварительно на компьютер)

Задание 2. Просмотрите отрывок из мультфильма внимательно. Найдите расхождения текстом.  http://eritern.com/animated-cartoon-151/2628-levsha.html  (работа в парах за компьютером или все вместе на интерактивной доске)

Результат занести в таблицу

Задание 3. Создать интерактивное упражнение на http://learningapps.org/display?v=paihwzfcn01

Работа группой 4-5 человек за компьтером. Далее презентация работы.

4. Обобщение.

А почему имя или кличка левша в произведении написано с маленькой буквы? Выведени эпиграфа урока: "…там, где стоит "левша", надо читать "русский народ".Н.С. Лесков

Наш урок завершается,  мы говорили сегодня не только о Левше, мы говорили о себе самих. Ведь мы - русские. Как же я, вы, все мы вместе соотносимся с таким понятием, как русский народ?      Мы должны знать свою историю, должны читать книги, создавать и беречь музеи, должны что-то уметь делать своими руками, гордиться своей страной, ее мастерами ...   

5. Рефлексия.

Вы знаете, что такое буккроссинг? Это акция:  прочитал книгу – оставь другому. Оставлять можно везде :на лавочке в сквере, в кафе. Цель этой акции: организованный обмен книгами. Так вот, вы  активные сторонники этого движения. Вы заинтересованы, чтобы книгу, которую вы оставили в троллейбусе, кто-то взял и прочитал, и она не затерялась. Что вы можете сделать? Реклама:  назови 5 причин, по которым нужно прочитать «Левшу».

 

Прикрепленный файл Size
лесков левша.rar 9.3 MB

»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн