Вы не зарегистрированы

Авторизация



Легенды и мифы Древней Греции

Submitted by Ида Алексеевна Калачева on Wed, 28/01/2015 - 20:39
Данные об авторе
Автор(ы): 
Калачева Ида Алексеевна
Место работы, должность: 

МБОУ «Куженерская средняя общеобразовательная школа №2», учитель русского языка и литературы









 

Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

 познакомить их  с  Грецией; рассказать о возникновении древнегреческих  мифов;познакомить учащихся с героями мифа.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
6
Используемые учебники и учебные пособия: 

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. "Учебник литературы.6 класс.(Год после детства)"

Используемая методическая литература: 

Литература 6 класс.Методические рекомендации для учителя. Автор Бунеев Р.Н.

Используемое оборудование: 

Компьтер, мультимедийная доска.











 

Используемые ЦОР: 

презентация

Краткое описание: 
<p>Урок расчитан для учащихся 6 класса.&nbsp;Познакомить учащихся с мифами Древней Греции</p> <p><br /> <br /> <br /> <br /> <br /> <br /> <br /> &nbsp;</p>

Тема:  Мифы и легенды Древней Греции.

Образовательные цели: расширить кругозор учащихся; познакомить их  с  Грецией; рассказать о возникновении древнегреческих  мифов,  отражении в них представлений греков об окружающем их мире;  познакомить учащихся с героями мифа.

Развивающие цели: стимулировать познавательный процесс, развивать  коммуникативные способности учащихся;  развивать творческие способности и интерес к литературе.

Воспитательные цели:   воспитывать у учащихся инициативность   в построении совместной учебной деятельности;  формировать умение работать в команде; воспитывать у учащихся эстетический вкус.

Использованные методы и приемы:  технология интерактивного обучения,  работа в группах, элементы технологии развития критического мышления.

Виды деятельности: Самостоятельная работа. Индивидуальная работа. Дифференцированный подход. Фронтальная работа.

Оборудование:  мультимедийный проектор и мультимедийная доска;  презентация.

Словарь Ожегова, словарь синонимов, фразеологический словарь.

 Основные понятия: мифы, легенда.

Ход урока.

l. Актуализация опорных знаний.

Учитель: Прежде чем назвать тему сегодняшнего урока, хочу предложить вам посмотреть слайды. Вы, конечно, знаете, что Санкт-Петербург-город удивительный, необычный, таинственный, во многом этому способствовала его архитектура. На фасадах зданий  расположились необычные звери, птицы, Атланты, Кариатиды. Я предлагаю вглядеться в детали некоторых зданий и попробовать угадать, что за фигуры там притаились./ Слайд 1- 4/

 Учитель: /Остановиться на слайде 4/ -Какой миф изображен здесь? / Геракл убивает исполина Антея/

Обратимся в стол для справок : 1 ученик объясняет: « Геракл убивает исполина Антея, сила которого удваивалась каждый раз, когда он прикасался к Земле, его матери. Гераклу удалось поднять его в воздух и задушить»

Учитель: Дайте нам истолкования слова «Исполин».

Обратимся в стол для справок : 1 ученик объясняет : «Исполин-великан, богатырь».

 Учитель: Слайд 5: Откуда же мы знаем этих героев? Из какой культуры они пришли к нам?

 /Из культуры Древней Греции-страны с высокоразвитой древней культурой, сыгравшей огромную роль в становлении и развитии мировой культуры  (VII—VI вв. до н. э.) Именно Древняя Эллада  подарила нам мифы,  которые были записаны и систематизированы греческим поэтом Гесиодом в 8-7 вв.до н.э/

Учитель: Сообщение учащегося: Гесиод (иногда можно встретить написание Гезиод) - древнегреческий поэт, исполнитель эпических песен, один из основателей такого литературного направления, как дидактический (и его разновидность – генеалогический) эпос. Является первым представителем древнегреческой литературы, сведения о существовании которого являются исторически достоверными.

         II. Новая тема.

Учитель:    (Распечатать раздаточный материал) Работа с колонкой «До изучения новой темы».   Задание:  Ответьте на вопрос, поставив плюс или минус.   Учащиеся, выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем вопросов. К этой работе вернемся к концу урока. (Приложение)

Учитель:   Сформулируйте тему урока. Какая цель урока? /Слайд 6/

III. Работа по теме урока.

1.Предоставление необходимой информации.

 1.Учитель: Говорить о мифах Древней Греции и не знать, где находится Греция, какие моря ее омывают, что там растет и какой климат в этой стране - невозможно. Слайд 7. И мы отправляемся с вами на Балканский полуостров, в Грецию. А с Грецией познакомят учащиеся.

 Учащийся 1. Слайд 7.  Посмотрите на карту Европы. Греция находится на юге Европейской части, состоит из тысячи   островов в Эгейском,  Ионическом и Средиземном морях. Площадь Греции занимает 131. 944 кв. км. Ее территориальные соседи – Турция и Болгария, Албания и Югославия. Население составляет около 12 млн. человек. Высшая точка Греции – гора Олимп (2917м). Здесь жили боги!

Учащийся 2. Мы с вами   будем слушать мифы о богах, проводить исследования, делать выводы. Слайд 8 Вы видите главные атрибуты государства Греции – флаг и герб.                           

Учащийся 1.   Эллада, или Греция – колыбель древнегреческой цивилизации и культуры. Ее история насчитывает 5 тысячелетий. Все здесь: крупные города и мелкие деревушки, бесчисленные острова и высокие горы, каждый камень овеян временем, легендами, мифами. Слайд 9.   (продолжается просмотр презентации).       

Учащийся 2.Можете себе представить, что мы наслаждаемся теми же видами, которыми  наслаждались  поэты и художники на протяжении столетий!

Учитель: Спасибо Вам большое. Назовите столицу  Греции./ Афины/

Учитель: Слайд 10.    Что вы знаете об Афинах? / Город Афины, он носит имя древнегреческой богини мудрости и познания. В центре Афин возвышаются 2 холма, один из которых называется Акрополь, что в переводе означает «верхний город». В святилище Акрополя поклонялись двум богам: Афине – покровительнице города и Посейдону – богу моря/.                    

  2). Беседа.

  Учитель:   Слайд 11. Перед вами фотография Н.А.Куна. Он автор множества книг. Среди них знаменитая , замечательная книга «Легенды и мифы Древней Греции».  Сообщение учащегося.

Биография Н. Куна (дети конспектируют под диктовку)

 Кун Николай Альбертович (21.05 1877 – 28.10.1940), прожил 63 года, рус. историк, писатель, педагог, автор популярной книги «Легенды и мифы Др. Греции». Занимался историей Античного мира.

    Родился в Москве, происходит от обрусевшего немецкого рода. Отец: Альберт Францевич Кун, человек образованный, занимался наукой, знал хорошо рус. культуру. Мать: Антонина Николаевна Игнатьева, из старинного дворянского рода, пианистка, ученица Рубинштейна и Чайковского.

Н. Кун окончил МГУ в 1903 г. с дипломом 1 степени. После уехал по распределению в Тверь, где работал учителем истории в женской семинарии.

   Вся жизнь Н. Куна была связана с образованием. Он провел преподавательскую деятельность во многих учебных заведениях, не только в России, но и за рубежом - Берлин.

Н. Кун внес большой вклад в науку, составив Большую и Малую энциклопедию. Руководил экскурсией русских ученых в Риме 1911-1912; в римских музеях читал лекции по истории античного искусства.

Умер Николай Кун 28 октября 1940 г. в поселке Черкизово, Московской области.

 Учитель:    Что лежит в основе мифов?  

  Учитель:    Попытка человека осмыслить, понять этот мир и себя в нем привела  к  появлению мифов и легенд.

 Учитель:   А вы знаете, что такое миф, легенда? Сейчас    учащиеся познакомят нас с этими понятиями. Ваша задача -  определения записать в тетрадь.

Учащийся 1: Миф  - (с греч.) предание, сказание. Миф – это повествование, не основанное на реальных фактах; обычно его герои – существа сверхъестественные, а значит, мифы – истории выдуманные. Однако часто именно благодаря им можно понять местные обычаи или явления природы. Мифы – это народные сказания о легендарных героях, богах, явлениях природы. Они передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Их создавали бродячие певцы – аиды, странствующие от одного поселения к другому и останавливающиеся в домах вождей племен.

      Учащийся 2:   Легенды – это поэтические предания о каком-то историческом событии. Легенда очень похожа на миф. Но в ней чаще всего действуют реально существовавшие личности. Это вовсе не означает, что со временем легенды не претерпевают никаких изменений. В них наряду с людьми и животными действуют Бог и святые.

  Учитель: Слайд 12   Олимп- знаменитая гора Греции.

                    Лексическая работа.

   Учитель:   Что такое Олимп?/  Священная гора древних греков, место пребывания богов, во главе с Зевсом/.

 Учитель:   Работа со  Словарём фразеологизмов. Есть такой фразеологизм « Олимпийское спокойствие». Как вы понимаете значение этого фразеологизма? Когда,  в какой  жизненной ситуации можно его применить?

Фразеологизм “Олимпийское спокойствие ” значение:

В древнегреческой мифологии Олимп – это гора, где восседали боги. Для простых смертных вход туда был закрыт. До бессмертных богов не доносились ни тревога, ни человеческая суета – на Олимпе всегда царило спокойствие. Боги безразлично взирали с небес и были неизменно торжественны, величавы и невозмутимы.  «Олимпийское спокойствие» можно объяснить как «божественное равнодушие». Человек, обладающий олимпийским спокойствием, в наших глазах всегда выглядит невозмутимым, выдержанным, бесстрастным, имеет отличное самообладание, хладнокровен.                                  

Учитель:   Познакомьте меня с обитателями горы Олимп. /Зевс, его жена Гера, братья Посейдон и Аид и многие другие/.

 Учитель: Слайд 13. Сообщение  учащегося о громовержце Зевсе.

Учитель: Слайд 14. Слушайте легенду об Афродите, богине любви и красоты. Сообщение  учащегося.

Учитель: Что вы можете сказать о братьях Зевса? 

  Учитель:   Чем похожи боги на нас?  /В представлении древних греков они были похожи на людей, и отношения между ними были тоже человеческие. Греческие боги ссорились и мирились, постоянно вмешивались в жизнь людей, принимали участие в войнах, совершали подвиги, приходили другим на помощь /

  Учитель:  Какой мифологический герой приходил на помощь людям? / Геракл/

-Учитель:  Какие мифы, связанные с именем Геракла,  вы знаете? /12 ПОДВИГОВ/

 Лексическая работа

Учитель:  Что такое «подвиг»? Найдите определение слова «подвиг» из словаря Ожегова. Запишите. /Подвиг — доблестное, важное для многих людей действие; героический поступок, совершённый в трудных условиях/.

 Учитель: Легкая ли задача совершать подвиг?  

 Учитель: Какими же качествами должен обладать человек, совершающий подвиг?

Учитель: Назовите произведения, где мы встречались с подвигом героев?

Учитель: Чему нас учат мифы и легенды Древней Греции? / Учит добру, свету, чистоте отношений/.

     IV.Подведение итогов :

Учитель: Слайд 19.   Древняя Греция! Великая, могучая,  зовущая на  подвиги! Жители Древней Эллады воплотили свои мечты и надежды в столь совершенных мифах.

     V.Рефлексия.

Учитель: (Распечатать раздаточный материал). Работа с колонкой «После  изучения новой темы».   Задание:  Ответьте на вопрос, поставив плюс или минус./Дается время/.   После знакомства с основной информацией     возвращаемся к заполненной таблице с  утверждениями  и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

   VI. Домашнее задание.

 1.  Охарактеризовать подвиг Геракла (по желанию).

2. Прочитать информацию в учебнике на с.150-162

Прикрепленный файлSize
Приложение.docx11.69 KB
Мифы и легенды Древней Греции.pptx7.67 MB

»  Размещено в сообществах: