Вы не зарегистрированы

Авторизация



Лев Толстой "Два брата"

Фото пользователя Рамзия Рафаиловна Мингазова
Submitted by Рамзия Рафаиловна Мингазова on Sat, 31/01/2015 - 13:39
Данные об авторе
Автор(ы): 
Мингазова Рамзия Рафаиловна
Место работы, должность: 

МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №21 с.Семеновка г.Йошкар-Олы", учитель начальных классов

Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
2 класс
Предмет(ы): 
Литературное чтение
Цель урока: 

показать разность взглядов людей на смысл жизни и счастье.

Тип урока: 
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Используемые учебники и учебные пособия: 
  1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Виноградская Л.А. Литературное чтение.Учебник. 2 класс. В 2-х частях (Ч. 1 – 144 с., ч. 2 – 144 с.)
  2. Бойкина М.В. Уроки чтения. 2 класс (128 с.)
Используемое оборудование: 

компьютер, проектор

Используемые ЦОР: 

Презентация к уроку, видеофильм " Лев Николаевич Толстой", Татьяна и Сергей Никитины - Дорогою добра (audiopoisk.com).mp3

Краткое описание: 
<p>Урок литературного чтения</p>

Урок литературного чтения 2 класс  Л.Н.Толстой. Два брата

Цель: показать разность взглядов людей на смысл жизни и счастье.

Задачи

1. Образовательные:

работать над приёмами понимания текста;

работать над лексико-грамматическим строем языка;

работать над формированием умений и навыков владения видами речевой деятельности: слушание, говорение.

2. Развивающие:

развивать интерес к книге;

развивать основные психические процессы.

3. Воспитывающие:

создание комфортных условий на уроке;

воспитывать любовь к книге;

воспитывать самостоятельного читателя;

воспитывать духовную и душевную потребность в чтении.

 

Ход урока

1. Организационный момент

- Сегодня на уроке предстоит выполнить очень серьёзную работу. Мы с вами будем читать, думать и учиться выражать свои мысли по теме урока.

- Но сначала мы подготовимся к этой серьёзной и интересной работе.

(Релаксация)

  • Сейчас я начну учиться.
  • Я радуюсь этому.
  • Внимание моё растёт.
  • Память моя крепка.
  • Голова мыслит ясно.
  • Я хочу учиться.
  • Я очень хочу учиться.
  • Я готов к работе. Я работаю.

2. Постановка темы и цели урока (Слайд)

- Эпиграфом сегодняшнего урока будут такие слова:

Человек, который думает только о себе, не может быть счастлив. Сенека (великий римский философ)

- Прочитайте эти слова про себя, постарайтесь осмыслить, понять.

- Прочитайте вслух.

- Как вы понимаете эти слова? (человек должен помогать другому, не должен быть эгоистом, если у кого-то что-то не получается, ему нужно помочь, поддержать, нельзя быть счастливым одному, человек счастлив, когда приносит счастье другому)

- Как вы думаете, почему я взяла именно эти строки к сегодняшнему уроку? (произведение будет связано, в нём будет говориться о счастье)

- Что для вас счастье? (хорошо учиться, не получать плохих отметок, иметь собаку…)

- Родители тоже написали, что для них счастье.

- Послушайте…

- Кто заметил противоречие?

- Поставьте цель урока (ответить на вопрос: почему так много разных мнений, ответов на этот вопрос)

- К чему обратимся, чтобы разрешить противоречие? (к книге)

 

3. Биографические данные о писателе (Фильм)

- Прежде, чем приступить к чтению сказки, я хотела бы познакомить вас с биографией замечательного писателя- Льва Николаевича Толстого.

Л. Н. Толстой - знаменитый писатель-классик (это писатель, произведения, которого имеют огромное неоценимое значение), который известен не только в России, но и за рубежом. Родился он в 1828 году в богатой семье, получил отличное образование. Известен этот человек не только как писатель, но и как педагог. Лев Николаевич всегда переживал из-за того, что дети из бедных семей не могли учиться, не могли получать должных знаний. Именно по этой причине в 1859 году Л. Н. Толстой открыл в своём имении «Ясная поляна» бесплатную школу для детей из бедных семей. Он сам был в этой школе учителем, сам писал для своих маленьких учеников учебники для чтения. Свой знаменитый учебник «Русская азбука» он начал писать в 1859 году, работая над ним около 20-ти лет, закончил в середине 70-х годов. Сюда вошли более ста его новых сказок и рассказов на разные темы: о детских отношениях, о дурных привычках, а так же познавательные рассказы и сказки.

 

Таблички

Л.Н.Толстой

1828-1910

  

Яснополянская школа

1859г.

                                                

«Русская азбука»

1859-середина 70-х г.г.

 

                

      4. Работа с текстом  

а) Работа с текстом до чтения (Слайд)

- Откройте учебник на стр. 39

- С каким произведением мы познакомимся? (сказка «Два брата»)

- Кто автор?

- Сформулируйте тему урока

- Внимательно рассмотрите иллюстрацию, обратите внимание на детали.

- Попробуйте по названию произведения, по иллюстрации спрогнозировать, о чём эта сказка?

- Как проверить предположение? (прочитать)

 

б) выборочное чтение с подробным пересказом

- Прочитайте, как реагирует на надпись старший брат. Как он это объясняет? Как поступает?

- Можно ли с ним согласиться? (да)

- Прочитайте, как реагирует на надпись младший брат. Как он это объясняет? Как поступает?

- Можно ли с ним согласиться? (да)

- А если бы был 3-й брат, могли бы родиться другие доводы?

- Охарактеризуйте братьев. (Работа в парах)

- Похожи ли братья друг на друга по поведению, по своим взглядам?

- Чем же различны братья? Заполним сравнительную таблицу.

(По мере ответов детей на доске заполняется сравнительная характеристика )

Старший                                  Младший

Рассудительный                   Решительный

Практичный                         Отважный

Спокойный                           Смелый

Осторожный                         Мужественный

                                               Романтик

 

- Рассудила ли братьев жизнь? Подтвердите словами текста ( нет, каждый остался при своём мнении)

- Кого из братьев вы считаете правым? Чья позиция близка вам? С кем вы согласны? Как бы вы поступили?

- А автор кого-то из братьев считает правым, кому-то симпатизирует? (каждый по-своему прав, за каждым – своя правда, и не случайно и тот и другой в споре вспоминают народные пословицы – вековую мудрость)

- В чём же мудрость этой сказки? (Каждый понимает счастье по-своему, каждый делает свой выбор, и идёт к счастью своим путём. Сказка учит тому, что все люди на земле разные и по-разному понимают смысл жизни. Надо уважать мнение каждого человека)

- Попробуйте выразить мудрость сказки, как и братья, с помощью пословицы, поговорки. (Каждому своё. Кому как, нам эдак. Кому что на роду написано.)

- Я приготовила для вас варианты ответа на этот вопрос. Прочитать или сами попытаетесь найти? Что будете искать? (пословицы и поговорки о счастье) Где? Это станет частью д/з

- Сказка написана простым понятным языком. А просто ли нам было её понять? (понять можно, если душа будет трудиться)

 

в) обобщающая беседа

-Почему родные братья выбрали разный путь в жизни? (разные нравственные принципы, взгляды, своё отношение к жизни, все люди разные)

- Какой путь, какую дорогу жизни выбираешь сегодня ты?

Прослушивание песни «Дорогою добра» (Слайд)

 

г) проверка на прочное осознание текста

- Ответив правильно на вопросы викторины, ты проверишь себя, как внимательно прочитал сказку. (Викторина в приложении)

5. Итог

- Удалось ли нам разрешить возникшее в начале урока противоречие?

- Чему научил вас сегодняшний урок?

- Я надеюсь, вы всегда будете думать о других людях и, идя к своему счастью, не причините боль другому человеку.

- Поделитесь своими впечатлениями, может быть у вас возникли какие- то желания, вопросы? (прочитать тексты др. жанров, написанные Л. Толстым)

- Спасибо за плодотворную работу! (Слайд)

 

 

Прикрепленный файлSize
Презентация к уроку.pptx1.69 MB
Приложение.doc36.5 KB
Татьяна и Сергей Никитины - Дорогою добра (audiopoisk.com).mp32.35 MB

»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах: