Официальный сайт mkad14 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Духовная музыка как одна из граней духовного воспитания подрастающего поколения

Фото пользователя Ирина Волкова
Submitted by Ирина Волкова on чт, 05/02/2015 - 14:42
Данные об авторе
Автор(ы): 
Волкова Ирина Андреевна
Место работы, должность: 

учитель музыки МБОУ СОШ № 8 н.п. Североморск-3

Регион: 
Мурманская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
все уровни образования
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Музыка
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Тип ресурса: 
другой тип
Краткое описание ресурса: 
<p>презентация опыта работы учителя музыки МБОУ СОШ №8 Волковой Ирины Андреевны (конспект выступления)</p>

Презентация опыта учителя музыки МБОУ СОШ № 8

 н.п. Североморск-3 ВОЛКОВОЙ И. А., 23.12.2014 год

Духовная музыка как одна из граней духовного воспитания подрастающего поколения

СЛАЙД 2

Эпиграф

Русский учитель должен… знать и понимать, что дело не только в развитии наблюдения, рассудка и памяти, а в пробуждении и укреплении духовности в детях.

Иван Ильин, русский фолософ, публицист начала 20 века

С давних времён культура свидетельствует о духовном состоянии и сознании человека и общества. Нестабильность жизни, разрушение нравственных ориентиров, социальные и экологические катаклизмы создают кризис человечества. В связи  с этим особую актуальность приобретает проблема духовности, пути её формирования и развития. Духовность – дыхание жизни, это необходимая и тонкая энергия жизни.

Духовная музыка как часть музыкальной культуры обладает огромным воспитательным потенциалом. Концепция художественного образования определяет стратегические направления государственной политики в области искусства и указывает на перспективы развития системы музыкального образования. Реализация концепции становится основой для духовного возрождения России, укрепления ее статуса в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры и искусства, развития человеческой индивидуальности, включая социально-культурную и творческую стороны личности. Воспитательный потенциал духовной музыки я, как учитель пытаюсь реализовать посредством учебных предметов «МУЗЫКА» и «ИСКУССТВО». Лично для меня, сравнительно молодого педагога, работающего в этой области  всего 4 года, эта работа рождала много вопросов.

 

СЛАЙД 3

Образовательная область «Искусство»

Например: долгие годы приоритетной задачей образования было воспитание патриотизма, и работа эта проводилась со всеми учениками в самых разных формах. Актуальна ли эта задача в наше время? Безусловно. Нет, и не может быть настоящего гражданина своей страны, если у него отсутствует любовь к Отечеству. Можно ли воспитать любовь к своей стране простым утверждением, что Родину нужно любить? На чём должен основываться патриотизм наших детей? Дети должны с нашей помощью научиться не только любить свою Родину, её культуру, но и критически оценивать все коллизии ее непростой истории, разбираться в истории её культуры.

Не секрет, что учащиеся, оканчивающие среднюю школу, не знают и двух русских народных песен от начала до конца, а если знают, то не поют. Пение народных песен просто не доставляет им удовольствия. А между тем, в младших классах при красочной подаче этих песен и неоднократном их повторении, они становятся одними из самых любимых. Дети подрастают, и мы уже не можем ограничиваться только изучением фольклора, потому что история русской культуры - это не только народное творчество. Это в такой же мере и то, что пришло на Русь вместе с христианством в конце X века.

Христианизация Руси (более 1000 лет тому назад) полностью изменила её облик и содержание культуры. В течение нескольких веков все виды русского искусства: архитектура, живопись, литература, музыка были в большой степени связаны с церковью, верой, становлением православия.

В беседах, обсуждениях, дискуссиях с учениками разных классов выясняется, что с историей Древней Руси дети более или менее знакомы, но очень плохо знают о том, как и чем богата русская культура, что составляет нашу гордость, привлекает внимание и вызывает восхищение других народов.

Неистовая музыка, которая заполонила сейчас радио и телеэфир, ошеломляет, оглушает человека. Она не способна нести в себе созидающее начало. Мне кажется, можно говорить об определенном музыкальном зомбировании подростков, когда в традиционную национальную мелодическую, песенную культуру привносятся чуждые России ритмы, созвучия...

СЛАЙД 4

Духовная музыка (обложка диска)

Но, к счастью, в нашей жизни сохранились некоторые островки подлинной Гармонии. Отрадно, например, что сейчас появляется интерес к проблеме русской духовной музыки. Она четко разграничена на музыку церковную, звучащую в храме как богослужебные песнопения, и светскую духовную музыку, которая исполняется в концертах или в домашней обстановке. Если в Советском Союзе обращение к духовной музыке в школе было трудно себе представить, то сейчас в нашем обществе проснулся интерес к истории Православия, а с ним и к духовной музыке.

Включение знаний о духовной музыке в контекст школьной программы по музыке, предоставляет детям возможность понять, что развитие музыкальной культуры каждого народа - это маленькое звено одной цепи, которая связывает воедино все народы земли, и что культура каждого народа ценна своим своеобразием, неповторимыми национальными чертами. Необходимо поддерживать и развивать потребность духовного общения.

В последнее время появилось много различных программ по музыкальному воспитанию, в которых духовной музыке отводилось достаточно много внимания.

СЛАЙД 5

УМК «Музыка» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина

Например: программа «Музыка», разработанная на основе принципов художественной дидактики и творческих методов музыкального воспитания Д.Б. Кабалевского авторским коллективом  в составе Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, Т. С. Шмагиной знакомит детей с произведениями современных композиторов, великих композиторов прошлого, с народной и духовной музыкой.

На протяжении всех лет обучения изучаемые темы повторяются, но лишь для того, чтобы закрепить те или иные понятия и расширить свой кругозор по данной теме. Учебник имеет семь разделов, одним из которых является «О России петь - что стремиться в храм».

СЛАЙД 6

РАЗДЕЛЫ программы «Музыка»

Во втором классе, с самого начала изучения данного раздела, учащиеся узнают о колокольных звонах, о благовесте. Наряду с музыкальными произведениями знакомятся с картинами великих русских художников (И. Левитан «Вечерний звон», «Над вечным покоем»), со святыми земли русской: Александром Невским (С. Прокофьев кантата «Александр Невский», картина П. Корина «Александр Невский»), Сергием Радонежским (народные песнопения о Сергии Радонежском, М.Нестеров «Видение отроку Варфоломею», «Юность Сергия Радонежского»). Школьники знакомятся со сборником Петра Ильича Чайковского «Детский альбом». Слушают пьесы «Утренняя молитва», «В церкви».

СЛАЙД 7

2 класс: урок 10, урок 12

 

2 класс:

Урок 10. Великий колокольный звон. Звучащие картины.

Введение учащихся в художественные образы духовной музыки. Музыка религиозной традиции. Колокольные звоны России. Духовная музыка в творчестве композиторов («Великий колокольный звон» М. П. Мусоргского).

Урок 11. Святые земли русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский.

Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Кантата («Александр Невский» С. С. Прокофьев). Различные виды музыки: хоровая, оркестровая. Народные песнопения.

Урок 12. Жанры молитвы.

Духовная музыка в творчестве композиторов (пьесы из «Детского альбома» П. И. Чайковского «Утренняя молитва», «В церкви»).

Урок 13. С Рождеством Христовым!

Народные музыкальные традиции Отечества. Праздники Русской православной церкви. Рождество Христово. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Духовная музыка в творчестве композиторов. Представление  о  религиозных  традициях. Народные славянские песнопения.

СЛАЙД 8

3 класс: урок 10, урок 11

3 класс:

Урок 10. Радуйся, Мария! «Богородице Дево, радуйся!»

Введение учащихся в художественные образы духовной музыки. Музыка религиозной традиции. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.

Урок 11. Древнейшая песнь материнства. «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!»

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.

Урок 12. Вербное воскресенье. Вербочки.

Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье.

Урок 13. Святые  земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир.

Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Святые земли Русской.

 

4 класс:

Урок 4. Святые земли Русской. Илья Муромец. Святые земли Русской.

Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Стихира.(«Богатырские ворота» М. П. Мусоргский, «Богатырская симфония» А. Бородин).

Урок 5. Кирилл и Мефодий.  Святые земли Русской.

Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Гимн, величание.

Урок 26. Праздников праздник, торжество из торжеств. «Ангел вопияше». Праздники Русской православной церкви. Пасха. Музыкальный фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. («Богородице Дево, радуйся!»  С.В. Рахманинов). Церковные песнопения: тропарь, молитва, величание. («Ангел вопияше» П.Чесноков – молитва).

 Урок 27. Родной обычай старины. Светлый праздник.

Праздники Русской православной церкви. Пасха. Народные музыкальные традиции родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов. (Сюита для двух фортепиано «Светлый праздник»  С. Рахманинов). Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах.

 

СЛАЙД 9

Народные, религиозные праздники на уроках музыки

В нынешнее непростое время люди поворачиваются лицом к народным, религиозным праздникам. Этому уделено внимание на нескольких уроках в изучении темы «С Рождеством Христовым!» (2 класс), «Вербное воскресенье. Вербочки» (3 класс), «Праздников праздник, торжество из торжеств» (4 класс). Рождество, Вербное воскресение, Пасха – праздники русской православной церкви, которые часто становятся гостями уроков музыка. Здесь звучат как народные музыкальные традиции родного края, так и духовная музыка. Церковные песнопения: тропарь, молитва, величание.

На таких уроках ребята знакомятся с духовной музыкой в творчестве композиторов. (Сюита для двух фортепиано «Светлый праздник»  и «Богородице Дево, радуйся!»  Сергея  Рахманинова, «Ангел вопияше» Павла Чеснокова, «Аве, Мария» Франца Шуберта)

СЛАЙД 10

Тема «Святые земли русской»

Изучая раздел «О России петь - что стремиться в храм» ребята несколько раз встречаются с темой «Святые земли Русской». На этих уроках мы говорим об именах русских святых: А. Невский и С. Радонежский (2 класс), княгиня Ольга и князь Владимир (3 класс), Кирилл и Мефодий (4 класс)… Что они сделали для Русской земли? Учащиеся узнают о том, что в честь всех святых в церкви исполняют торжественную песнь-гимн - стихиру.

Земле Русская, граде святый!

Украшай твой дом,

В нём же Божественный

Велий сонм святых прослави.

Слушая стихиру, предлагается посмотреть на «Икону Всех святых, в земле Русской просиявших».

Тематика уроков в классах среднего звена разработана таким образом, чтобы обеспечить их преемственность с материалом, известным детям по предыдущим занятиям:

СЛАЙД 11

5 класс: раздел «Музыка и изобразительное искусство»

Пятый классв  разделе 2 «Музыка и изобразительное искусство» - сравниваются духовные песнопения с хорошо знакомыми произведениями изобразительного искусства.

Урок 19-20. Небесное   и  земное  в  звуках  и  красках.

 Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.

 Непреходящая любовь русских людей к родной земле. Духовные образы древнерусского и западноевропейского искусства. Образ Богоматери как олицетворение материнской любви, милосердия, покровительства и заступничества. Образ Богоматери в русском и зарубежном искусстве.

Урок 25. Колокольность  в  музыке  и   изобразительном  искусстве.

Народные истоки русской профессиональной музыки.

Представление жизненных прообразов и народные истоки музыки - на примере произведений отечественных композиторов. Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Красота звучания колокола, символизирующего соборность сознания русского человека. Каждый композитор отражает в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям, которым стремились следовать многие поколениям русских людей.

Урок 29. Застывшая  музыка.

Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Выразительные возможности различного склада письма (полифония).

Пример музыкального в живописном, музыкальной формы в живописи. Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Православные храмы и русская духовная музыка. Хор, а капелла. Католические храмы и органная музыка.

Урок 30. Полифония  в  музыке  и  живописи. 

Музыка И.Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека. Знакомство с творчеством композитора на примере жанра – фуга. Выразительные возможности различного склада письма (полифония).

Творчество И.С.Баха. Его полифоническая музыка (органная музыка). Общность языка художественных произведений в музыке и живописи. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга.

 

СЛАЙД 12

6 класс: раздел «Мир образов вокальной и инструментальной музыки»

Шестой класс – раздел 1 «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» - все уроки по русской духовной музыке посвящены общей теме, которая выбрана не случайно. Православное богослужение в России складывалось веками, и вместе с формами церковной службы формировались жанры русской духовной музыки. На занятиях по этой теме необходимо также подчеркнуть нарастание в русских духовных песнопениях песенных традиций Руси, отображения в них особого национального восприятия мира, нравственных ценностей, особенностей образа жизни русских людей, складывающихся из века в век.

Урок 10. Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси – 1 час

Образная природа и особенности русской духовной музыки в эпоху средневековья: знаменный распев как музыкально-звуковой символ Древней Руси.

 Особенности развития русского музыкального фольклора. Составление ритмической партитуры для инструментовки русской народной песни, инструментальное музицирование.

 

Урок 11. Образы русской народной и духовной музыки. Духовный концерт – 1 час

Духовная и светская музыкальная культура России во второй половине XVII в. и XVIII в. Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт.

Характерные особенности духовной музыки. Основные жанры религиозно-духовной культуры – Всенощная и Литургия. Знаменный распев как основа русской духовной музыки. Жанр хорового концерта. Полифоническое изложение материала.

 

Урок 12. «Фрески Софии Киевской» - 1 час

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы.

Духовные сюжеты и образы в современной музыке. Особенности современной трактовки.

Связь музыки В.Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов.

 

Урок 13. «Перезвоны» Молитва  - 1 час

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы.

 Связь музыки В.Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов.

 

На уроках в 6 классе мы также обращаемся к особенностям духовной музыки Западной Европы. Особое место в этом материале занимает творчестве И. Баха, показавшего всему миру выразительные возможности органа и органной музыки.

 

Урок  14 - Урок 15. Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал – 2 часа

Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Музыка И.С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека).

Характерные особенности музыкального языка И.С. Баха. Выразительные возможности органа. Особенности развития музыки в полифонии. Полифонический 2-частный цикл: токката и фуга, прелюдия и фуга. Современная рок-обработка музыки И.С. Баха.

 

Урок 16. Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. «Кармина Бурана» - 1 час

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия (К. Орф), особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки.

Образы скорби и печали в духовной музыке. Закрепление вокально-инструментальных жанров кантаты и реквиема. Полифонический и гомофонный тип изложения музыкального материала. Контраст музыкальных образов.

 

СЛАЙД 13

7 класс: раздел «Особенности драматургии сценической музыки»

В седьмом классе в разделе «Особенности драматургии сценической музыки» ребята снова обращаются к лучшим образцам духовной музыки. Цель этих уроков - попытаться довести до сознания учеников те нравственные ценности, которые стали основой русского национального характера, а также выявить незримую связь культурного развития народов нашей страны с народами других стран. Огромный след в сознании учащихся оставляет сравнительное слушание органной музыки И.С.Баха, духовных произведений С.Рахманинова и П.Чайковского, старинной русской духовной музыки.

Урок 13. Сюжеты и образы духовной музыки

Музыка И. С. Баха – язык всех времён и народов. Современные интерпретации сочинений И. Баха. «Высокая месса» - вокально-драматический жанр. Музыкальное «Зодчество» России в творчестве С. В. Рахманинова.

Урок 18-19. Музыкальная драматургия – развитие музыки. Два направления музыкальной культуры

Музыкальная драматургия в инструментально-симфонической музыке. Главное в музыке – развитие. Принципы (способы) музыкального развития: повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация. Развитие музыкальной культуры во взаимодействии двух направлений: светского и духовного. Музыкальные образы духовной музыки. Музыкальные истоки восточной (православной) и западной (католической) церквей: знаменный распев и хорал. Инструментальная и вокальная светская музыка, камерная музыка.

 

Духовная музыка таит в себе огромные возможности воздействия на человека, и этим воздействием можно управлять, что и было все прошлые века, когда человек относился к музыке как к чуду, данному для общения с высшим духовным миром. И он мог общаться с этим чудом постоянно. Духовная музыка составляет наилучшее средство к удалению дурных мыслей. Она приводит душу в гармонию и настраивает её к высоким побуждениям. 

Любопытно, что новое поколение с удовольствием поют духовную музыку, которая, надеюсь, находит в их душах отклик: они проникают в мир слова, чувствуют это слово в соединении с мелодией; кажется, что они даже внешне изменились. В этом сказывается благодатное воздействие духовной музыки. Для исполнения духовной музыки важны не столько превосходные вокальные данные, сколько умение понять высокий духовный смысл произведения, суметь его выразить...

СЛАЙД 14

Высказывание Б. Асафьева

Закончить своё выступление хочется словами советского композитора, музыкального критика Бориса Асафьева, который сказал так: «Каждый, кто хоть немного ощутил в какой-либо сфере искусства радость творчества, будет в состоянии воспринимать и ценить всё хорошее, что делается в этой сфере»

 

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн