Официальный сайт morning-news 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Инновационные педагогические технологии в системе НиСПО

Размещено: Елена Викторовна Мухина - пт, 06/02/2015 - 11:52

Развитие общества  и смена  парадигмы образования диктует необходимость применения новых педагогических технологий.

Педагогическая технология (от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — слово, учение) — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, приводящих  к достижению прогнозируемого образовательного результата.

Не стоит путать понятия методики и технологии, т.к. между ними существует принципиальная разница. Олешков, например, видит эту разницу в способе применения  ( технология универсальна, её  можно применить к любому предмету и контенту; успешная реализация методики  зависит от многих локальных факторов, начиная с личности самого учителя и заканчивая контингентом обучаемых), в воспроизводимости  ( технология в отличие от методики не зависит от квалификации и личности учителя; от личностей детей; от богатства или бедности учебного заведения) и в управляемости образовательным процессом ( технология,  по его мнению, позволяет управлять образовательным  процессом  на основе алгоритмизированной системы педагогических процедур)[1


 

В своей статье Новикова В.И. подчёркивает, что ядро любой технологии в образовании- это своеобразный модуль: цель – средства – правила их использования – результат.[2]


 

Нетрудно сделать  вывод, что  технология  направлена на результат, т.е. это то, чего мы хотим добиться от преподавания, а методика  отвечает на вопрос «как» это нужно преподать.


 

Структурными составляющими технологии обучения как системы являются:

Цели обучения.

Содержание обучения.

Методы обучения.

Средства педагогического взаимодействия.

Формы организации обучения.

 

Педагогическая инновационная технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для студентов и преподавателя (В.М.Монахов)

 

Изменение средств педагогического взаимодействия, форм организации обучения с учётом развития информационных и коммуникационных технологий позволяет нам вывести образование на принципиально новый уровень, применяя новейшие информационные технические  разработки.

 

И.В.Роберт под средствами современных информационных и коммуникационных технологий понимает программные, программно-аппаратные и технические средства, а так же устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей (в том числе глобальных)[3].

Такие как  флеш- карты большой ёмкости;  айфоны, смартфоны, планшетные компьютеры, которые позволяют иметь мобильный выход в Интернет; мультимедиа проекторы, позволяющие  применять аудио, видео материал; интерактивные доски, веб-камеры, компьютерные классы, в том числе мобильные,  составляющие информационно-технологическую базу учебного заведения и пр.

Повышение компьютерной грамотности как преподавательского состава, так и студентов позволяет использовать эти новейшие разработки  в процессе образования.

Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания студентов и преподавателей, а также к  пониманию ими процессов информатизации в современном обществе. В результате в методической системе появляются новые информационные технологии.

Под информационной технологией понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта[4]).

Примером применения новых информационных  технологий в СПО   являются:

- во внеурочной деятельности :  участие в  международной и всероссийской интерактивных  олимпиадах по ООД.  Что  позволяет не только связать самые отдалённые уголки нашей страны, и снизить уровень эмоционального напряжения студентов при выполнении заданий, но и   абсолютно любому студенту участвовать в олимпиаде такого уровня, и как следствие  усилить  мотивацию к дальнейшему совершенствованию своего уровня образования.

В аудиторной деятельности:

- применение электронных  учебников, усиливающих эффект зрительной памяти и позволяющих заниматься самостоятельно в случае необходимости;

- создание компьютерных проектов, портфолио;

- использования Интернет-ресурсов, которые позволяют выстраивать систему обратной связи и оперативной информационной поддержки.
П

ения новых информационных технологий довольно много – это доступная для обучающихся форма подачи материала, повышение интереса к изучаемым дисциплинам, оперирование большими объёмами информации, высокая скорость поиска информации, удобства хранения и  мобильности  передачи информации. 

Однако, в применении новых информационных  технологий  присутствует и отрицательная  сторона   - это необходимость технической оснащенности, доступности программных продуктов;

при излишнем применении – неумение работать с бумажными носителями информации, и как следствие – потеря интереса к процессу поиска  и анализа информации и снижение умственного развития

 а при применении  технологии дистанционного обучения -  отсутствие непосредственного общения между субъектами обучения, и жесткой самодисциплины обучающегося при работе с информацией.


 

Кроме информационных  эффективно применять и другие  инновационные технологии в образовательном процессе. Наиболее  эфффективными оказались следующие опробованные технологии:

1. На основе личностной ориентации учебного процесса:

-  технология развивающего обучения (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д. Б. Эльконин);

2. На основе активизации и интенсификации деятельности учащихся :

- игровые технологии,

- проблемное обучение,

- критического мышления,

- модульные технологии

- разноуровневое  обучение

- проектные технологии


 

  1. В технологиях развивающего обучения студент  - это  самостоятельный  субъект, который сам взаимодействует  с окружающей средой.

Учебная задача в технологии развивающего обучения похожа на проблемную ситуацию, но решение ее состоит не в нахождении конкретного выхода, а в отыскании общего способа действия, принципа решения целого класса аналогичных задач. Учебная задача решается путем выполнения определенных действий:

- принятие от преподавателя или самостоятельная постановка учебной задачи;

- преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта;

- моделирование выделенного отношения в предметной, графической и буквенной формах;

- преобразование модели отношения для изучения его свойств в «чистом виде»;

- построение системы частных задач, решаемых общим способом;

- контроль за выполнением предыдущих действий;

- оценка усвоения общего способа как результат решения данной учебной задачи.


Задача преподавателя - не вывести всех на некий, заданный уровень знаний, умений, навыков, а вывести личность каждого ученика в режим развития, пробудить в ученике инстинкт познания, самосовершенствования[5].
Самым важнымв данной технологииявляется мотивационный этап, по способу организации которого выделяются подгруппы технологий развивающего обучения, опирающиеся на:

-познавательный интерес (Л. Занков, Д. Эльконин-В. Давыдов);

-индивидуальный опыт личности (И. Якиманская);

-творческие потребности (Г. Альтшуллер, И. Волков, И. Иванов);

-потребности самосовершенствования (Т. Селевко).

 Сильными сторонами данной технологии в системе НиСПО  являются: активизация самостоятельной работы студентов, формирование навыков анализа информации,   активизация самоконтроля. И приёмы развивающей технологии должны обязательно использоваться.  Однако, данная технология не может быть основной в системе  среднего образования, т.к. предполагает более приёмы, актуальные для  более раннего возраста обучающихся, где эта технология будет весьма эффективна.

  1. Проблемное обучение развивает подход к активизации творческой деятельности обучающихся через постановку  проблемно сформулированных заданий.

Проблемное обучение — организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Учится мыслить, творчески усваивать знания.

 В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога Джона Дьюи (1859—1952).

 Схема проблемного обучения, представляется как последовательность процедур, включающих:

-постановку преподавателем учебно-проблемной задачи,

-создание для учащихся проблемной ситуации;

-осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний;

-применение данных способов для решения конкретных систем задач.

Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.

Данная технология подразумевает определённую исследовательскую  деятельность студентов и изложение учебного материала специальным образом.

В основу технологии заложен следующий  алгоритм:  постановка  проблемно сформулированных заданий - использование творческой деятельности обучающихся  - активизация их познавательного интереса – активизация всей познавательной деятельности.

Достоинства проблемного обучения в системе НиСПО – это повышенная самостоятельность студентов и формирование познавательного интереса или личной мотивации. К недостаткам можно отнести низкий уровень базовой подготовки студентов и как следствие ограниченные возможности  применения данной технологии.

  1. Технология критического мышления

Наиболее применима в системе НиСПО, т.к. её цель - развитие мыслительных навыков, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.).
Критическое мышление - оценочное, рефлексивное, открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт.

Технология критического мышления подразумевает совокупность стратегий, приемов, направленных на формирование навыков мышления - сбора информации, запоминания, организации, анализирования, генерирования, интегрирования и оценивания, - необходимых в обучении и жизни.
Технология критического мышления:

1. Устанавливает связи с реальной жизнью, которая происходит за стенами дома, учебного заведения, офиса.

2. Развивает учебные виды деятельности, которые:

• ориентированы на студента и его интересы;

• связаны с проблемами реального мира и предполагают интересные вопросы.

3. Предполагает развитие навыков мышления на высшем уровне и стратегии решения проблем.

4. Развивает способности, необходимые для будущей профессиональной деятельности:

• способность работать целенаправленно и продуктивно;

 • способность принимать осмысленные решения;

• способность к аргументированию принятых решений;

• способность брать инициативу в свои руки.

5. Доступна для всех студентов.


Основой технологии является трехфазовая структура занятия, включающая в себя вызов, осмысление, рефлексию.

Первая стадия - фаза вызова, на которой ставится задача активизировать, заинтересовать обучающегося, мотивировать его на дальнейшую работу, и «вызвать» уже имеющиеся знания либо создать ассоциации по изучаемому вопросу.

Вторая стадия - фаза осмысления (реализация смысла). На этой стадии идет непосредственная работа с информацией.

Третья стадия - фаза рефлексии (размышление). На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.

  1. Игровые технологии оказались одними из самых эффективных в системе   НиСПО  посредством применения  соревновательных, командных и непосредственно игровых методов обучения.

Понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

  Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:

дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в. качестве ее средства;

в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

5.  Модульные технологии

 Модуль (от лат. modules– «мера», «способ») – функциональный узел.

Сущность данной технологии  заключается в том, что относительно небольшую часть учебного материала целесообразно брать как автономную тему и формировать учебный курс из таких автономных тем. Сначала такие единицы назывались «микрокурсами», потом стали называться «мини-курсами». Затем – «модулем» в его обобщающем понятии.

Преподаватель  выступает в роли консультанта, координатора, информатора (при необходимости) и контролёра.

В соответствии с принципом целевого назначения выделяют три типа модулей:

-познавательные (для изучения основ науки);

-операционные (для формирования навыков, умений и способов деятельности);

-смешанные.

Учебную дисциплину можно  разделять примерно на несколько модулей, исходя из того, что оптимальный объем модуля логически соответствует завершенному разделу учебной дисциплины. При этом не желательно использовать  слишком большой или слишком мелкий модуль т.к. это затрудняет усвоение или систематичность знаний у студента.

Модульные технологии в системе НиСПО хороши для изучения и освоения практических  навыков, тогда как для получения базовых теоретических знаний эта технология недостаточна.

6. Кейс - технология

 Case studies (или метод конкретных ситуаций) представляет специальную методику обучения, заключающуюся в использовании конкретных случаев (ситуаций, историй) для совместного анализа, обсуждения или выработки решений студентами по определенному разделу учебного курса.

 Работа с «кейс-стади» предполагает разбор или разрешение конкретных ситуаций по определенному сценарию, который включает и самостоятельную работу студента, и «мозговой штурм» в рамках малой группы, и публичное выступление с представлением и защитой предполагаемого решения.

 Цели:

 • создание и развитие личностной вариативной и динамичной модели мышления, ориентированной на выработку практических решений преодоления конкретных затруднений;

 • разработка маршрута доучивания (коррекции и компенсации) открываемых пробелов знаний;

 • активизация знаний, закрепление приемов владения ими до уровня умений;

 • привитие и укрепление социальных компетенции, развитие коммуникативных умений;

 • создание и систематизация в некотором общем алгоритме отдельных умений, позволяющих применять на практике весь комплекс накопленных теоретических знаний.

Использование данной технологии дает следующие результаты:

 • обеспечивает более высокую мотивацию студентов в процессе обучения, особенно при изучении нормативных документов, причем мотивация осуществляется через проблему, осознанную и воспринятую на личностном уровне;

 • делает обучение деятельным, так как студенты ставятся в условия, когда им нужно самостоятельно принимать решение в конкретной ситуации;

 • развивает мышление, способность анализировать и диагностировать проблему, делать выводы;

 • обучает практике, формирует взгляд на хозяйственную жизнь как на постоянно изменяющуюся систему с чрезвычайно большим числом переменных, что, в свою очередь, позволяет студентам быстрее адаптироваться на производстве;

 • развивает коммуникативные навыки, способность к сотрудничеству, чувство лидерства, деловую этику;

 • повышает интерес к изучаемым предметам и будущей профессии.

Данная технология довольно  часто используется в системе НиСПО, как наиболее  удобная форма  активизации деятельности студентов . В некоторых случаях удобно  интегрировать её с элементами игровой  технологии или технологией критического мышления.

7. Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна.  Это дает возможность каждому студенту  овладевать учебным материалом не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого студента.

 Это технология, при которой за критерий оценки деятельности студента принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению.

Технология разноуровневого обучения разработана и внедрена в  Московской Технологической школе ОРТ в 1994 году.

Элементы данного вида обучения необходимо применять как можно чаще  для мотивации более сильных студентов и стимулирования более слабых.

8. Проектные технологии основаны на методе проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат); это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.

Проектная технология при интеграции с ИКТ  позволяет организовать подлинно исследовательскую творческую либо чисто прикладную практическую самостоятельную деятельность студентов:

 • наладить оперативную консультационную помощь широкому кругу обучаемых;

 • оперативно обмениваться информацией;

 • формировать у студентов, преподавателей — коммуникативные навыки, культуру общения;

 • формировать навыки подлинно исследовательской деятельности, моделируя работу научной лаборатории, творческой мастерской;

 • научиться добывать информацию из разнообразных источников (начиная с партнера по совместному проекту и кончая удаленными базам данных), обрабатывать ее с помощью самых современных компьютерных технологий, хранить передавать на любые расстояния;

 • создавать подлинную языковую среду в условии совместных международных телекоммуникационных проектов;



[1] Олешков М.Ю., Педагогическая технология: проблема классификации и реализации, 2005

[2] http://slovesniki.jimdo.com/коллегам/обзор-педагогических-технологий/

[3] Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. - М.:Школа-Пресс, 1994.

[4] http://sgpu2004.narod.ru/infotek/infotek2.htm

Зайцева Светлана Анатольевна, доцент кафедры начального математического образования ГОУ ВПО "Шуйский государственный педагогический университет", канд.пед.наук;

Иванов Владимир Вячеславович, доцент кафедры информационных технологий, начальник информационно-аналитического управления ГОУ ВПО "Шуйский государственный педагогический университет", канд.техн.наук.  

[5] www.superinf.ru   Марков А.И




 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн