Официальный сайт welinux 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Обряды и обрядовые песни ненцев.

Фото пользователя Валентина Накочевна Комарова
Submitted by Валентина Накочевна Комарова on Fri, 06/02/2015 - 12:31
Данные об авторе
Автор(ы): 
Комарова Валентина Накочевна
Место работы, должность: 

ТМКОУ "Усть-Портовская средняя школа-интернат"

Регион: 
Красноярский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Родной язык
Цель урока: 

Знакомить детей с культурой своего народа.

Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
12
Используемые учебники и учебные пособия: 

М.И.Попова, л.В.Батаева  "Основы этнопедагогики и этнопсихологии коренных народов Таймыра"

Л.В.Лапцуй. 2Родники".

 

Используемая методическая литература: 

М.И.Попова, л.В.Батаева  "Основы этнопедагогики и этнопсихологии коренных народов Таймыра"

Используемое оборудование: 

Обруч железный, шкуры ь оленьи, куклы национальные

Краткое описание: 
<p>Обряды и обрядовые песни ненцев.Фольклор.&nbsp; &nbsp; &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&laquo;Разговор с огнем&raquo;.</p>

ТМКОУ   «Усть – Портовская средняя  общеобразовательная школа-интернат».

 

                                         О б р я д ы   и обрядовые 

                                                  песни  ненцев

 

 

 

 

                                                                                         Учитель: Комарова В.Н.

                                                   п Усть-Порт

                                                      2014-2015                                

 

 

                          Обряды и обрядовые песни ненцев.

         Каждый народ имеет свою духовную сущность. Он есть нечто большее, чем арифметическая сумма отдельных составляющих его лиц. Но чтобы это единство проявилось  в действительности,  народ  должен осознать самого себя, иметь объединяющие его идеи, интересы и устремления. Именно это делает его народом в полном смысле этого слова, а непросто демографической популяцией  людей с общими предками. Рост самосознания важен, ибо он освобождает народы от подчинения национальным инстинктам, ведет к взаимообогащению разных культур. Условием гармоничного развития народа является  сохранение его связи  с родной землей и открытость  для  внешних контактов.  Личность не может существовать без творческой активности. Поэтому народ всегда складывается  не иначе как активный исторический субъект, как народ – производитель. Он может жить только в развитии и  движении, остановка означает потерю устойчивости  и разрушение. Исходя  из социально – экономических и культурных условий развития северных народов , образ жизни которых полностью или частично обусловливается  их собственными обычаями, традициями, обрядами, эти народы все настойчивее  добиваются права сохранения  своего языка,  обычаев, традиций, обрядов – своей культуры.  Приоритетным становится сохранение  исторического наследия и дальнейшее  развитие национальной самобытности  и традиций в рамках единого российского национально – культурного пространства. В конечном счете, практическая направленность  этих конкретных задач  обусловлена более важной  проблемой сохранения и развития этнических языков и культур. Традиции, обряды и обычаи мы начинаем усваивать с раннего детства.       Традиция – это прочно установившиеся и унаследованные от предшествующих поколений обычаи и обряды. Обычай – это общепринятый порядок, традиционно установившиеся правила общественного поведения. Обряд – это совокупность установленных обычаем действий, в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления или бытовые традиции. В обрядах особенно ярко проявляются верования ненцев. Обряды  сопровождают человека с самого рождения.  Традиции: обряды, обычаи помогали людям сохранить человеческие качества, выработанные веками. Традиции обеспечивались народными обычаями и обрядами. Это сложный комплекс действий и идей, который охватывал все стороны жизни народа. Обычай можно рассматривать как способ практической деятельности, обряд же  относится к символической стороне жизни.

Именно в семье мы учимся говорить на родном языке, учимся правилам поведения, приобщаемся к традициям и обрядам своей семьи, своего рода, народа. Традиция является основой жизни народа. она поддерживает в обществе незыблемый порядок и сохраняет его. Иногда традиции существуют без изменений на протяжении многих веков, иногда они меняются или утрачиваются совсем. Как же складываются традиции?  Образ жизни народа в своих основных чертах не менялся веками. У людей было достаточно времени, чтобы отбирать лучшее в повседневной жизни. Охотники совершенствовали свое умение охотиться и знали, как лучше выследить зверя, не вспугнув его раньше времени. Оленеводы изучили повадки оленей и знали, как увеличить поголовье.

Какова же роль традиций? Во-первых, они регулируют отношения между людьми. Во-вторых, они необходимы для сохранения равновесия между природой и людьми. И в самом деле, стоило оленеводам изменить установленный традицией путь следования к летним пастбищам, как были потеряны большое количество поголовья, наступил голод. Старики знали, природа требует бережного отношения к себе. Знали они и многое другое: как не заблудиться в тундре во время пурги, как найти дорогу в стойбище, где лучше поставить чум и почему, и когда следует начинать охоту на дикого зверя. Эти полезные, важные сведения они передавали своим детям, внукам.

Сила и авторитет традиции заключается в том, что все члены  человеческого сообщества убеждены в святости и непогрешимости обычаев и обрядов, завещанных предками.

Обрядами отмечаются все важные события в жизни человека и народа. Огдо Аксенова и Любовь Ненянг очень ярко выразили это в своих стихах. Вот что пишет Огдо аксенова в стихотворении : «Древний обычай».

                 Хочешь охотником быть, мой сын?

                 С детства запомни обычай мужчин.

                 Он до тебя установлен веками.

                 Первой удачей со стариками

                  Беспрекословно делись,

                  Не жалей первой удачи своей,

                  Гостю отдай, не жалея вторую.

                  Истину с детства запомни простую:

                  Сколько отдашь старикам и друзьям,

                  Столько добудешь охотою сам.

А вот что говорит Любовь Ненянг об обычаях и обрядах своего народа в стихотворении «Добро рождает добро»

                  Тебе наверно, друг мой невдомек:

                  Законы тундры избегут забвенья,

                  Ведь мало ли кого на огонек

                   Случайно приведет тропа оленья?

                   И значит надо, чтоб горячий чай

                  Ждал путника – пусть он душой оттает,

                  Любого гостя в тундре привечай,

                   Запомни: лишь добро добро рождает.

                   Да будет гость покоен и здоров.

                    А ты – богат ли, беден – не причина,

                    Бывает лишь, что не хватает дров,

                    Ну, а тепло души неистощимо.

                    И сам не бойся в тундре заплутать,

                    Не бойся ветра мерзлого за нюком,

                    И если ты не зимогор, не тать,

                    В чум ненца забредешь – и будешь другом.

                    А если в сердце льдинка холодна….

                    Что ж бог тебе судья. Но только в тундре

                    Тебе, мой мальчик, будет очень трудно,

                    И все ж оттает капельку она.

                    

                                                     Фольклор.

Самая удивительная традиция – это передача народного фольклора от деда к внуку, от бабушки внучке, от отца сыну, от матери дочери.  Ненцы не просто рассказывали сказки, а пели, и у каждого слушателя была своя роль: поддерживали сказителя определенными возгласами, согласием, несогласием, выражали свое отношение к происходящим действиям в сказке, поступкам героев. Это был очень красивый обряд. Он и сейчас бытует у ненцев в  стойбищах.

Фольклор таймырских народов  - это неповторимые уникальные жанры, которые передавались из поколения в поколение и хранились в памяти народа. Устное поэтическое творчество северян  продолжает бытовать и в настоящее время. Неизменно богата, как и прежде, национальная культура ненецкого этноса. Живы и находят дальнейшее развитие при сохранении своей самобытности наши песни и танцы, сказки и сказания, эпические песни и легенды, предания, загадки, пословицы и поговорки, народные приметы, наставления старших, заклинания и заговоры, обереги и мольбы, шаманские песнопения, традиции, обряды, обычаи.  

  Ненецкий фольклор разнообразен по жанрам.  Ненецкие песни, обряды, обычаи и традиции   - уникальные и неповторимые явления  ненецкого  устного народного творчества.  Песня – душа народа.  Она звучит на охоте,  в пути,  в застолье,  в  хозяйственных буднях.  Песней сопровождаются обряды. У каждого народа  из века в век передавались формы поведения, трудовой опыт, образ жизни, все, что составляет основу культуры народа.  Ненецкие традиции, обычаи, обряды  индивидуальны по своему происхождению, применению. Каждый род, каждая семья обладают  лично своим представлением и верованием. Например: ненцы поклоняются  отдельным представителям животного мира.  Ненцы из рода Ядне поклоняются медведю и считают его своим покровителем. Поэтому  и существует ряд запретов в отношении медведя. А вот ненцы из рода Яптунэ,  Лырминых, Ненянг  употребляют его  в пищу.

 

       Один из таких обычаев пронзает человека до глубины души. Многие ненецкие семьи обращаются к птицам: гагару просят о хорошей погоде.

                                Нюнев, нюнев, хаел‘ тангэй,

                                Мерцяр‘ ханов, саарер ханов!

                                Нюнев, нюнев хэневм‘ тангэй,

                                Хаел‘ тангэй, мерцяр‘ хано!

К маленькому жучку обращаются со словами:

                                Нивей, нивей, понгар пядэй!

                                Нивей, нивей, понгар сысэй!

Это значит, если увидели такого жучка у себя в доме, рыбалка будет удачной, только нужно попросить  поставить сети и проверить. Оленевод в жаркую пору может потерять оленей за один миг. В самую трудную пору мой дедушка обратился к Минлею,  так как не мог удержать  трехтысячное стадо обезумевших оленей.  птице с железными крыльями, которая может остановить ураган, пургу, метель. Она может рассердится и вызвать пургу, страшную  погоду с ветром  и туманом,

      Обычай обращаться к птицам описал замечательный ненецкий поэт Леонид Васильевич Лапцуй. Ненцы обращаются к птицам высокого полета. К орлу обращаются с просьбой одарить своим пером. Считалось, что стрелы охоты будут лететь со скоростью орлиного полета, никакой зверь не укроется от охотничьих стрел.

                           Высоко в небесах голубых

                           Слышен клекот орла молодого.

                           Нет преграды для крыльев таких,

                           Нет укрытья от взора такого.

                           Был обычай у предков моих –

                           У кочевников наших суровых:

                          Как завидят орла, что повел

                           Свой высокий полет над Ямалом,

                           Побегут ему вслед, чтоб орел

                           Одарил бы их перышком малым.

                           Были деды уверены в том,

                           Что кормящие стрелы охоты,

                           Окрыленные  этим пером,

                            Будут мчатся орлиным полетом

                           И, пропав за крутым поворотом,

                           Возвратятся  с добычею в дом.

                          Что, расправив орлиные перья

                           И орлиною грудью дыша,

                            Будет чутко выслеживать зверя

                            В них сокрытая птичья душа.

                           Я, прищурясь, слежу за орлом –

                           Вот парит он над тундрою снова.

                           Опьяненный виденьем былого,

                            Я, как деды, пускаюсь бегом.

                           «Эй, орел!  Окрыли мое слово,

                           Одари меня вещим пером!

                           Чтоб вослед за крылатою песней,

                           Над простором холмов и морей,

                           Поднималось орлом в поднебесье

                           Сердце, полное тундрой моей!...»

 Первый обряд  для новорожденного младенца – обряд очищения. Ребенка обливают отваром багульника в гигиенических целях, это своего рода обмывание ребенка.  Если этот обряд не провести с ребенком, то родители и родственники  будут бояться за его здоровье, потеряют покой. Тогда и в других делах начнутся неудачи. А этого допускать нельзя.

      Обряд очищения многогранен  и разнообразен, он проводится  в самые важные моменты жизни человека.

       Существует обряд очищения мужчин перед охотой. Это может быть очищение огнем или железом. На железную лопату кладут угольки,  бросают барсучий жир или кусочек шкурки с мездрой и над ней охотник делает правой, потом левой ногой круги  по часовой стрелке и проговаривает заклинание:

                           Хозяин Охоты! В священном огне

                           Лицом повернись ты сегодня ко мне

                           Пусть будет удача мне в оба конца.

                           Пусть зверь без оглядки идет на ловца.

                           Хозяин Охоты, из тысячи стай

                            Десяток гусей для меня отсчитай.

                             Не стану чинить я вреда никому

                            И лишнего я ни крыла не возьму.

                            Отец наш Огонь, ты во время пурги,

                             Когда перед носом не видно ни зги,

                             Не дай мне замерзнуть в пустыне седой,

                             В пути помигай путеводной звездой.

  Такому очищению подвергаются оружие, снасти,  мелкие предметы охоты. После такой процедуры охотник чувствует себя уверенно, удачную охоту воспримет сдержанно и поделится своей  добычей с другими,  менее удачливыми охотниками, а неудачу  не будет считать концом света.

        Есть еще один обряд очищения, его проводят перед дальней дорогой. Собираясь в дальний путь, нужно быть готовым ко всем экстремальным ситуациям, при этом нужно сохранять здравый  ум и уметь находить правильное решение всех возникших проблем. Процедуре очищения подвергаются хорей, упряжь и сам хозяин этих предметов. Очищаются все, кто собирается в путь. Хорей пропускают через железную проволоку или железный обруч, следом пропускают упряжь и другие предметы. Человек сам может пройти через железный обруч, при этом напевая заклинание:  «Сехэрэва сибя нгэя, тына енга ямб нгэя, меренгая. Техэ тэваданава ява мер манэкава».  Ненцы плавать не умели, хотя им приходилось переезжать широкие полноводные реки. На этот случай существует горький обычай: если тонет один, другой не лезет в воду спасать. Заранее известно, что утонут оба, тогда семьи погибнут тоже. Вера такая. Получило широкое распространение общетунгусский обычай нимат: мясо убитого оленя делилось между всеми присутствующими при разделе туши,  Ненцы тоже придерживались этого обычая, только они делили добычу между всеми жителями стойбища, а в течении года одиноких престарелых снабжали всем необходимым: мясом, рыбой, водой, дровами. Как известно, в тундре нет обездоленных стариков. Одинокие старики и инвалиды живут в семьях соседей, становятся членами семьи.

 Больше всех обряд очищения связан с женщиной. Этот обряд ее сопровождает   всю жизнь, начиная с рождения, продолжаясь с родами и так каждый месяц.

    Ненцы, как и все северные народы,  почитают огонь. Огонь – это источник тепла в тундре, в каждой семье он одушевленный член семьи, с ним разговаривают, его просят, кормят, оберегают. При помощи огня очищают жилище, вещи от злых духов, болезней, а в случае неудачи на охоте – охотничье снаряжение. К огню по пустякам не обращались. Разговор с огнем нужен при рождении нового человека, в пору зрелости, при появлении в доме новой хозяйки или нового хозяина. Для такого разговора нужен серьезный повод, чтобы не краснеть перед лицом Великого Огня. Не растерянным ребенком лепетать, но и не шамкать беззубым ртом. Слово к огню – слово души. Первое и последнее, и оно дается лишь раз в жизни, как рождение и как смерть. Не всякий решается со словом к Огню. Огонь не человек, которому можно признаться в грехе, нельзя обмануть и похвалить. Торопливый разговор с огнем может обернуться горем, а может и счастьем. На разговор с огнем имела право хозяйка огня и могла обратиться по очень важному поводу: сын привел невестку в дом, теперь она будет разжигать огонь. Обряд «Разговор с огнем» освобождает женщину от дальнейших забот по дому, теперь будет другая женщина этим заниматься.

                                            «Разговор с огнем».

«Со словом пришла. Последний раз я разожгла тебя. Последний раз мои руки коснулись твоего тела, а глаза искали взгляда. Я не уроню слезы на лицо твое. Не пожалуюсь и не прокляну. Руки другой женщины будут беречь тебя. Я преклоняюсь перед тобой.  Когда со стороны нетающих льдов придет Великий Холод, чтобы испытать сына моего, не покинь его. Когда дурной человек сядет за стол сына моего и, насытившись, плюнет в лицо тебе, умоляю, не перенеси свой гнев на сына моего. Когда жестокий  Холод жизни превратит в лед сердце моего сына, не пожалей силы своей, растопи тот лед. Если сын мой, обезумев, наступит на сердце твое, прости его. Когда сын моего сына подсядет к тебе, прими его»

                                             Тун‘  туесома.

  Нянд тодм, хэтувандами вадами‘ таня. Сэвни‘ пыдар сырабсамт тасламби, нгудини‘ макамнанд‘ хулцоторнга. Мань хайлани сят‘  ни ни“  хамдомд, нидм“ хусаркурт, нид“  тэдорт. Янганя не  нгуда сит‘ лэтрамбангу“. Мань нянд‘ туенгадм‘. Сяня ниня холкангана мерця няд Сата Тецьда тоб нюми хорманзь, нюми нер хае. Салако ненэць нюни стол‘ сят нгамдаб, малемахаданда, сит сабтяванда, ненхамд нюхуни нер мэс. Сяня ил сата тецьда нюни сейм‘ салабангэ  ханибтеб, ныхымд нер сяй, холкабтад салабам‘. Тад нюми нензямдь сеямд‘ танпата, нянда нен нензяв. Нюни ню хэвханд нгамдав, юдад, няюнд сюрхалад.

 

Огонь имеет магическую силу, с ним связаны многие приметы,  в которые до сих пор верят. Если  огонь внезапно стал галдеть, предупреждает, что будут скоро гости.  Огонь тоненько запищал, предупреждает о неприятностях. Чтобы их избежать, надо сказать: «Ты плачешь от того, что умерла твоя жена, царская дочь?» Обряд очищения огнем подходит и на случай депрессии, когда человек чувствует усталость, нежелание чем – либо заниматься, грусть и тоска овладели его душой. В таких случаях человек садится у открытого огня и смотря на огонь, говорит молитву, в которой просит силы для будущих дел, светлого дня.

Во время эпидемий в очаге меняли огонь, добывая его при помощи трута. Невеста приобщалась к роду мужа после того , как угощала огонь оленьим жиром. Постоянным местом обитания ргня считается очаг. Именно поэтому у ненцев существует масса запретов. Ведь огонь это -  тепло, а тепло это жизнь человека в суровых условиях тундры.

         Один из удивительных обрядов – это обряд жертвоприношения. При рождении ребенка обязательно забивают здорового оленя, это дар Нуму  за то, что все разрешилось хорошо, что мать и ребенок здоровы, все счастливы. Матери родившегося ребенка мажут лоб кровью этого оленя и ей нельзя смывать это пятно до тех пор, пока оно само не сотрется. Надо, чтобы Нум как можно дольше видел, что отец ребенка благодарен, не забыл отблагодарить его, великого Нума.  Обряд жертвоприношения проводится на фамильных святых сопках, где живут идолы. Он проводится тогда, когда кто-то из членов  семьи тяжело болеет.  Для этого проводят обряд очищения огнем всех тех предметов, которые везут на сопку, люди. Запрягают лучших оленей и едут к месту жертвоприношения . Там, на сопке разводят костер в том случае, если идолы покрыты белым налетом (ягелем). Если идолы стоят голые, то люди уходят на другую  фамильную священную сопку. Разводят костер,  душат  оленя,  больной проходит под веревкам с левой стороны на правую сторону, обходя оленя по часовой стрелке.  При этом поют заклинания, в котором просят   изгнания болезни, здоровья  тому, кто у них заболел.   Мажут (кормят) идолов кровью, жиром, поют заклинания.  Есть момент у этого обряда, когда приглашается шаман,  он исполняет шаманские песнопения, обращаясь к духам на небе. Если болен новорожденный ребенок, существует  обряд «Дыхание жизни». Он проводится тогда, когда  нет средств   вылечить ребенка. Ловят здорового маленького теленка, подводят к лицу ребенка и когда ребенок откроет рот,  олененок выдохнет  в него свое дыхание, т.е считается, что олененок вдохнет в него жизнь. В дальнейшем оленя постоянно будут менять. Этого оленя будут считать святым, его нельзя запрягать, на нем может ездить только тот, кому он вдохнул жизнь. Ненцы очень бережно относятся к детям, поют колыбельные песни, проводят обряды с детьми  в важные моменты жизни. Для сохранения  семьи от болезней, неудач, врагов  держат в доме идолов, которые оберегают покой, здоровье детей и взрослых. У каждого идола свое назначение: одни стоят на страже здоровья, другие охраняют от врагов, третьи обеспечивают душевный покой. Когда оленеводу предстоит тяжелое дежурство,  он обращается к идолу: меняет ему одежду, мажет лицо идола жиром, кружит его над огнем по часовой стрелке и при этом поет:

               Тюку пи нумд‘ сыръин, сими‘ нядаин

               Сэхэ ельцянгана сими‘ нен хае

                Енаркат“ вата мань‘ илевями,

                Харт тэдарев  пыдар нгэдаир.

                Нянд‘ туець вадами‘ мэнгав,

                Мэтами вадами пыдар нер мада

После обращения к идолу оленевод уходит, посадив идола на почетное видное место, чтобы за все время дежурства глаза его видели пастуха. При болезни кто – то из родителей  обращается к идолу с просьбой изгнать болезнь:  « Ерванд сехэрэвна хань, сиця нямбада хабцям‘  пимред». При этом задабривается идол: нужно помазать лицо оленьим жиром, покружить над огнем по часовой стрелке и положить ребенку в постель, повернув идола на восход. Когда болел кто – нибудь из членов семьи, приглашали шамана. Шаман камлал, во время процедуры лечения, шаман говорил, что идет по дороге больного, говорит, что делал тот в определенный период и, в конце шаман делает вывод, отчего заболел и как лечить.

               

 Весна – время очищения души, время обращения к Солнцу. Солнце, по старинным представлениям ненцев, - красавица  - женщина. Она способствует произрастанию трав, деревьев, мха. От нее идет много света, тепла, а значит добра. Чтобы обратится к Солнцу, надо подготовиться: уловить момент, когда солнце будет только всходить, чтобы не было лишних ушей, выбрать место. Взять красивую шкуру теленка, и пойти по кругу в танцевальном движении, размахивая и проговаривая такие слова:

                       Хаероку, хаероку  ялядами тангэй

                       Хаероку, хаероку иландами тангэй.

                       Хаероку, хаероку ядедами тангэй!

                      «Солнце, Солнце, дай мне света,

                       Солнце, солнце, дай мне тепла.

                       Солнце, солнце, дай мне жизни!»


»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн